Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Чтение с увлечением


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОЛИПРОЕКТ 
«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»:

развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования

Руководители группы разработчиков:

Пильдес М.Б., директор ГБОУ Гимназия №56, Народный учитель РФ

Тенютина Е.Д., заместитель директора, педагог дополнительного образования, Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук

Загребельная Е.Н., заведующая медиатекой, Почетный работник общего образования РФ

Авторский коллектив включает несколько рабочих авторских групп:

- рабочая группа учителей начальной школы: Андреева Т.С. (руководитель проблемной группы, заместитель директора),Гулюгина М.О.,Гусейнова Э.Р., Иванова А.Н., Кравченко Е.Б., Кремнева Н.А., Кузьмина-Крутецкая Н.Е., Логинова Т.Е., Мухина А.Г., Новикова О.С., Титова Т.В., Шелагина С.В. (учителя начальных классов);

- рабочая группа сотрудников школьной медиатеки (библиотеки): Загребельная Е.Н. (руководитель проблемной группы, заведующая медиатекой), Журик Т.А., Пироженко А.Н., Суслова Т.В., Трилесский М.В. (администратор школьного сайта);

- рабочая группа педагогов воспитательной службы и ППМС-центра[1]: Поляшева Е.А. (руководитель проблемной группы, заместитель директора), Богданова Е.В., Кузьмина А.Ю., Малкин В.Н., Рыбицкая Т.В. (педагоги воспитательной службы), Меттус Е.В. (руководитель ППМС-центра), Бурина Е.Д. (логопед средней школы), Загулова Г.Б. (психолог начальной школы), Литвина А.В. (педагог-психолог средней школы);

- рабочая группа учителей-предметников средней и старшей школы: Абдуллаева Д.Б. (заместитель директора, учитель литературы), Андрианов В.Г. (учитель физкультуры, заместитель директора), Брегер Л.М. (учитель литературы), Булатов О.А. (учитель английского языка), Воробьев В.К. (учитель обществознания, преподаватель курса «Учебно-исследовательская деятельность»),Дуванова Т.Г. (учитель физики),Комарова А.В. (учитель литературы), Красовская Т.Ю, (учитель литературы), Кресс Н.Д. (учитель географии), Левина Э.М. (учитель английского языка), Мамаджанова Ю.А. (учитель информатики), Матвеенко Н.О. (учитель литературы), Петрова С.А. (учитель английского языка, заместитель директора), Петрова Л.И. (учитель МХК, заместитель директора), Сидорова С.В. (учитель информатики, заместитель директора), Скворцова И.В. (учитель литературы), Товчигречко Л.А. (учитель литературы), Филиппович А.П. (учитель английского языка), Черенкова И.В. (учитель истории и обществознания).

ДЕВИЗ ПОЛИПРОЕКТА

«Читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить».

(В.А. Флеров) 

ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА

           Основным направлением инновационного обновления образовательной программы Гимназии №56 выступает разработка и реализация в рамках действующей Программы развития  учреждения  на период с 2010 по 2015 годы метапредметного полипроекта[2] развития читательской компетентности и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования на всех этапах обучения, которая позволит:

- преодолеть «критический предел пренебрежения чтением»[3] - усилиями школы по популяризации чтения приступить к решению проблемы, рассматриваемой сегодня в качестве одной из важнейших проблем российского общества в целом;

- повысить мотивацию учащихся к чтению (читательскую активность) за счет предоставления широкого и разнообразного «поля возможностей» знакомства с книгой и другими источниками информации;

- расширить образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников;

- воспитывать гражданские чувства,  обусловленные осознанием мощного потенциала книги и чтения, осознанием доступности и открытости таких «институтов», как библиотеки, историко-культурные центры, читательские клубы; гордостью за страну и город, аккумулирующие огромный культурный потенциал, заложенный в «текстах» (в широком смысле слова);

- развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные, районные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения; за счет участия в школьных, районных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения;

- актуализировать и активизировать образовательные  возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой, использования ресурсов культурно-досуговых семейных (в первую очередь – книжных) центров;

- эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта;

- активизировать личный читательский опыт педагогов, их общепедагогический и частнометодический опыт воспитания читателя-школьника, непрерывно развивать общекультурную и профессиональную компетентность учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, занимающихся проблемой детского чтения.

ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЛИСЬ АВТОРЫ-РАЗРАБОТЧИКИ:

1)      Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в частности – раздел 4, «Развитие образования»).

2)     Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3)      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4)      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

5)      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

6)      «Петербургская школа 2020». Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг.

7)      «Одаренность». Рабочая концепция.

8)      Национальная программа поддержки и развития чтения.

Предлагаемый полипроект оказался очень созвучным «Национальной программе поддержки и развития чтения», разработанной Российским книжным союзом и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Проект демонстрирует КОНКРЕТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ задач, которые ставит «Национальная программа поддержки и развития чтения» перед современной школой:

-        изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной культуры личности;

-        разработка специальных проектов и программ для образовательных и просветительских учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.

АРГУМЕНТАЦИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПОЛИПРОЕКТА

           Необходимость разработки  метапредметного полипроекта, направленного на развитие читательской культуры и информационной компетентности школьников, обусловлена необходимостью преодоления так называемого КРИЗИСА ЧТЕНИЯ («критического предела пренебрежения чтением» - «Национальная программа поддержки и развития чтения»), определяемого сегодня в качестве одной из тревожных общемировых (в том числе – общероссийских) тенденций.

           Анализ документов, связанных с развитием отечественного образования и шире – отечественной культуры, данных ряда общероссийских и всемирных исследований, посвященных проблеме чтения, публикаций в специализированных журналах (педагогика, психология, методика) и в средствах массовой информации, анализ существующего опыта (в том числе и опыта, накопленного в Гимназии №56) позволил нам выделить ряд общепедагогических противоречий, которые обусловливают необходимость оперативного решения проблемы детского чтения. Выделенные ниже противоречия актуальны как для образовательного учреждения, реализующего данный полипроект, так и для системы образования в целом:

-          между признанием «кризиса чтения» (в том числе – детского) в качестве важнейшей гуманитарной проблемы, декларацией необходимости повышать «статус чтения» и отсутствием консолидации усилий различных социально-культурных институтов в деле популяризации чтения;

-          между значительностью педагогического и методического опыта, накопленного отечественным образованием в части воспитания читателя-школьника, и недостаточной востребованностью этого «арсенала» в повседневной педагогической практике;

-          между значительностью культурно-развивающего потенциала Санкт-Петербурга и ограниченностью (недостаточностью и/или эпизодичностью) использования школами этого опыта в деле формирования читательской компетентности и информационной культуры школьников;

-          между признанием необходимости создания и реализации образовательных программ и проектов, адресованных учащимся с разными возможностями (одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья и др.) и недостаточностью таких программ и проектов и/или их игнорированием в реальной педагогической практике;

-          между признанием важной роли семьи в воспитании читателя и ограниченностью семейного педагогического опыта, утратой традиций «семейного чтения» как части культурного досуга;

-          между темпами развития информационного пространства и информационно-коммуникационных технологий и недостаточно оперативным «откликом» школы на происходящие изменения.

На преодоление означенных противоречий и направлен полипроект «Чтение с увлечением».

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ПОЛЕ ПРОЕКТА 

Концептуальная основа проекта теснейшим образом связана с педагогической концепцией работы Гимназии №56 – «Педагогикой Успеха» (Е.И. Казакова):

1.            Успешность обучения в школе тесто связана с осознанием учащимися ценности чтения и активной читательской деятельностью. Накопление читательского опыта может и должно рассматриваться как личностно значимый результат, определяющий в том числе и дальнейшую профессиональную востребованность человека, его признание в обществе.

2.            Качество школьного образования и достижение высоких образовательных результатов определяется сегодня не только «суммой предметных знаний», но и читательской компетентностью школьника, развитостью его источниковедческой культуры, то есть способностью самостоятельно находить, анализировать и систематизировать информацию из разных источников, делать выводы и обощения, использовать чтение как мощнейший «институт» самообразования и самовоспитания.

3.            Эмоциональная привлекательность среды школы определяется рядом общезначимых факторов, среди которых особое значение придается организации внеаудиторной занятости учащихся (в данном случае – читателей-школьников), широким спектром предложений для досуговой деятельности  (в частности – экскурсионно-досуговой, библиотечно-досуговой и игровой), доступностью различных источников информации внутри ОУ.

4.            Педагогическое партнерство с родителями, обеспечивающие удовлетворение потребностей и запросов семьи, реализуется в конкретной совместной деятельности (в частности – в партнерстве при реализации совместных проектов, в том числе – проектов развития детского (семейного) чтения).

5.            Социальный опыт школьника формируется за счет социального образовательного взаимодействия школы и социальных (профессиональных) партнеров по обмену информацией, кооперированию ресурсов и реализации социальных культурологических проектов (в частности – за счет взаимодействия школы с библиотеками, издательствами, специализированными книжными центрами, средствами массовой информации, научными и культурными центрами, деятелями литературы по пропаганде чтения).

6.            Воспитание гражданских чувств происходит в процессе освоения школьниками  историко-культурного потенциала России, Санкт-Петербурга, запечатленного и сохраненного в памятниках и «текстах» (в широком понимании этого слова).

    image001      

ИННОВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИПРОЕКТА

Проблема развития читательской компетентности и информационной культуры школьников декларируется во всех без исключения документах, отражающих образовательную политику, в качестве одной из центральных она выступает в документах, связанных с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (всех ступеней образования). Однако эта проблема не решена на уровне:

­          внедрения и реализации конкретных проектов, адресованных читателям-школьникам, встраивания таких проектов в образовательную программу школы (основное и дополнительное образование);

­          интеграции программ основного, дополнительного образования, воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения учащихся в ОУ в процессе воспитания читателя-школьника;

­          планомерного и непрерывного (а не эпизодического!) использования образовательного потенциала города: культурно-просветительских центров и библиотек Санкт-Петербурга, издательств, книготорговых сетей на основе социально-профессионального взаимодействия специалистов, представляющих эти центры, и сотрудников ОУ;

­          включения различных специалистов, работающих в ОУ (а не только библиотекарей, учителей начальной школы и учителей-словесников), в реализацию проектов, связанных с детским чтением; консолидации усилий различных специалистов ОУ по преодолению «кризиса детского чтения»;

­          привлечения семей учащихся к воспитанию читателя, повышения престижа и привлекательности чтения в глазах ребенка.

           Кроме того, в настоящее время по-прежнему не решена проблема снижения образовательной мотивации подросткового возраста (как в целом, так и в части, связанной непосредственно с чтение), продиктованная сменой  доминант развития; поиск технологий, повышающих привлекательность образовательного процесса, ученического самообразования, учебно-исследовательской и интеллектуально-творческой деятельности является актуальным для всех образовательных учреждений. 

           ИННОВАЦИОННОСТЬ ДАННОГО ПОЛИПРОЕКТА состоит, на взгляд разработчиков, в том, что он:

- с одной стороны, опирается на «классическую» практику воспитания читателя в школе, «возрождает» (вплоть до «реабилитации») «хрестоматийные» методики такого воспитания,

- с другой стороны, используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения.

           Инновационность полипроекта связана также (на это уже было указано выше) с консолидацией усилий всех школьных специалистов (учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников воспитательной и психолого-педагогической служб, школьной администрации, библиотечных работников) в деле воспитания читателя, в реализации проекта на основе командного взаимодействия.

           

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИПРОЕКТА

           Предлагаемый полипроект состоит из нескольких  взаимосвязанных образовательных проектов. Полипроект имеет инвариант и вариативная часть.

Инвариантная часть реализуется как обязательная на всех ступенях обучения.

Вариативная часть, также реализуемая на всех ступенях обучения, предоставляет возможность учителям и учащимся выбрать проекты с учетом таких значимых факторов, как образовательные интересы и запросы школьников, уровень их читательской культуры, профессиональные возможности учителя, особенности профиля класса, опыт и предпочтения сотрудничества с социальными (профессиональными) партнерами и др.

           СХЕМА 1.

image002

   

СХЕМА 2. ПРОЕКТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНВАРИАНТ ПОЛИПРОЕКТА

   

 image003

СХЕМА 3. РАБОТА (ПРОЕКТЫ) ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКИ (БИБЛИОТЕКИ)

   image004

СХЕМА 4. ПРОЕКТЫ ВОСПИАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ: система воспитательной работы ГБОУ Гимназия №56 представляет собой «Годовой круг праздников и традиций».

Существующий и постоянно развивающийся «Годовой круг» (прошедший длительную апробацию, получивший положительные оценки экспертов на общероссийских и региональных фестивалях, конкурсах, конференциях, активно внедряемый во многих ОУ в разных регионах РФ)  представляет собой совокупность интеллектуально-творческих мероприятий и праздников успеха. Разрабатывая данный ПОЛИПРОЕКТ, создатели пришли к выводу о необходимости и возможности:

-  включения в «Годовой круг» принципиально новых игровых форматов, направленных на развитие читателя-школьника (проект «Книголюбы»);

-  включения «читательской компоненты» в уже существующие форматы.

   image005

СХЕМА 5. ПРОЕКТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВАРИАТИВНУЮ ЧАСТЬ ПОЛИПРОЕКТА 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ: проекты, представляющие вариативную часть и реализуемые в урочной и внеурочной деятельности, изначально разрабатывались и апробировались как авторские (созданные одним учителем или творческим объединением учителей). Их содержание и результаты реализации обсуждались на методических объединениях, НПК педагогического коллектива, семинарах и конференциях педагогической общественности. На сегодняшний день значительная часть учителей-предметников предлагают учащимся (всему классу или по желанию) включиться в тот или иной «читательский проект».

Разработчики полипроекта понимают, что значительное количество проектов, представленных в вариативной части, может вызвать вопрос о РИСКЕ ИЗБЫТОЧНОСТИ направлений работы по формированию читательской компетентности и информационной культуры школьников.

Однако в конкретной практике этого риска не существует, потому что:

- во-первых, проекты «разнесены» по этапам школьного обучения на основе преемственности их содержания и форм;

- во-вторых, всем учащимся предоставлен свободный выбор включения в тот или иной вариативный подпроект;

- в-третьих, свободный выбор содержания проекта предоставлен педагогам;

- в-четвертых, ряд проектов являются информационно-демонстрационными и консультационными и реализуются через внеклассную работу (в том числе очень активно через систему классных часов) и индивидуальную работу с учащимися.

 image006


КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТОВ В СОСТАВЕ ПОЛИПРОЕКТА

ИНВАРИАНТ

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Любимые страницы». 1-4 класс.

Проект, опирающийся на «классические традиции» внеклассного чтения и направленный на расширение читательского кругозора младших школьников, углубление навыков «смыслового чтения» [4] , развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности оценивать текст в единстве формы и содержания.

Особенность проекта состоит в том, что он «монографически» (т.е. по авторам) и «тематически» расширяет и углубляет базовый курс «Литературное чтение».

Результаты реализации проекта представлены в «Дневниках читателя-школьника», творческих работах всех видов.

«Чтение с увлечением». 5-11 класс.

Проект, направленный на развитие читательского кругозора, навыков «аналитического чтения», источниковедческой культуры.

Особенность проекта состоит в том, что каждый гимназист в течение учебного года самостоятельно знакомится с одной книгой по каждому учебному предмету (научно-популярная, публицистическая литература). Список рекомендованных книг предоставляется и аннотируется заранее. В течение учебного года все учителя-предметники проводят специальные занятия (семинары, конференции, круглые столы, деловые и творческие игры и т.д.) по материалам рекомендованных книг.

Результаты реализации проекта представлены в разнообразных работах учеников (аннотациях, рецензиях, отзывах, презентациях, сообщениях и т.д.).

С целью преодоления перегруженности учащихся перед началом каждого учебного года составляется план-график реализации проекта.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1)      РАБОТА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Школьная медиатека является «ключевым звеном» реализации полипроекта. Принципиально важным для Гимназии №56 является упрочение высокого статуса школьной медиатеки (библиотеки), формирование у школьников устойчивого сознания того, что медиатека является важным для них КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫМ центром, оказывающим постоянную и разнообразную поддержку

- как при освоении базовых курсов,

- так и (что особенно важно) в личностном развитии.

Можно условно выделить два основных направления деятельности медиатеки:

1)      Собственно проекты медиатеки.

2)      Деятельность по поддержке и сопровождению других школьных проектов.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ МЕДИАТЕКИ

«Медиатека для вас». 1-11 класс.

Информационно-просветительский проект, направленный на информирование всех учащихся о роли медиатеки в жизни школьников, формирование библиотечно-библиографической культуры, пропаганду чтения, представление ресурсов школьной медиатеки.

Реализуется через библиотечно-библиографические занятия, классные часы.

«Виртуальный музей». 1-11 класс.

Информационно-просветительский проект, направленный на расширение общей культуры учащихся через знакомство с произведениями изобразительного искусства (преимущественно связанными с мировой и отечественной литературой).

Особенность проекта состоит в том, что для его реализации используются «виртуальные фоторамки», размещенные в школьной медиатеке. Определяя тему выставки, организаторы (сотрудники медиатеки и их добровольные помощники из числа старшеклассников) подбирают картины, размещают их на рамках, составляют тематическую экскурсию для учащихся (например, «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина», «Поэты и художники серебряного века»). Каждая экскурсия «поддерживается» представлением информационных ресурсов медиатеки для тех учащихся, которые заинтересовались вернисажем.

Результаты реализации проекта представляются в «отзывах экскурсантов» (по желанию), а также фиксируются по числу обращений за дополнительными источниками по представленной теме.

«Памятные даты». 1-11 класс.

«Книга-юбиляр». 1-11 класс.

Информационно-просветительский проекты, направленные на информирование учащихся о важнейших датах культурной жизни России и мира, представление и популяризацию различных источников информации, связанных с представляемой «датой» и «юбилеем книги».

Реализуется через тематические выставки, аннотированные списки литературы, мультимедийные презентации на общешкольных информационных панелях [5] , тематические классные часы, подготовленные представителями медиатеки и/или их добровольными помощниками из числа учащихся, «педагогический десант» (мероприятия, подготовленные старшеклассниками для учащихся средней и младшей школы).

Результаты реализации проекта представлены в отзывах участников, их проектах и учебно-исследовательских работах по соответствующим темам; фиксируются сотрудниками медиатеки путем анализа количества обращений школьников за дополнительными источниками по представленной «памятной дате» или книге.

«Встречи в медиатеке». 8-11 класс.

Информационно-просветительский проект, направленный на популяризацию чтения, развитие познавательной самостоятельности и исследовательской активности старшеклассников. Организуется как ежегодный цикл встреч учащихся 8-11 классов с выпускниками Гимназии №56, представителями разных профессий. Встречи проводятся в форматах публичных лекций, круглых столов, пресс-конференций, посвященных общекультурному развитию человека, кругу чтения, роли читательской и информационной культуры в становлении и профессиональном развитии выпускников.

Встречи проводятся на классных часах и мероприятиях предметных недель. [6]

Результаты реализации проекта представляются в отчетах и отзывах, публикуемых в школьном журнале для старшеклассников «Бобер», на сайте Гимназии №56. А также в совместных интеллектуально-творческих работах участников встреч под руководством выпускников.

«РR-акции новинок книжного рынка». 8-11 класс.

Информационно-просветительский проект, направленный на информирование старшеклассников о новинках книжного рынка, популяризацию чтения, формирование эстетических вкусов и оценочной деятельности на материале прочитанных книг.

Реализуется в формате РR-акций (со всеми атрибутами акции: реклама, буклет, презентация, работа с аудиторией и т.д.), часто с привлечением «специальных гостей»: писателей, художников-иллюстраторов, издателей, книготорговцев, библиографов (библиотекарей), специалистов в области РR-технологий.

Результаты оформляются в отзывах участников (по желанию), аннотациях и рецензиях на прочитанную книгу, статьях в школьный журнал для старшеклассников «Бобер» (рубрика «Дорогое сердцу»), творческих работах по представленным книгам.

«Электронная библиотека школьника». 1-11 класс.

ПРОЕКТ В РАЗРАБОТКЕ

Информационно-просветительский проект. Планируется как раздел школьного сайта, содержащий постоянно дополняемые аннотированные списки литературы для самостоятельного (в том числе – семейного) чтения, списки дополнительных источников (в том числе – ссылки на сайты и электронные библиотеки), а также электронную библиотеку для чтения.

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ МЕДИАТЕКИ

«Консультационный центр». 1-11 класс.

Проект, направленный на сопровождение учащихся, занимающихся проектной и учебно-исследовательской деятельностью, а также готовящихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям, интеллектуально-творческим мероприятиям всех уровней (от школьного до международного). Формирование умения использовать «различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета» [7] . «Формирование и развитие компетентности в области ИКТ». [8] Формирование «готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию», [9] «умения использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности». [10]

Особенность проекта - в консолидация усилий сотрудников медиатеки (библиотеки) и учителей-предметников, педагогов дополнительного образований, сотрудников воспитательной службы, классных руководителей при оказании помощи школьникам.

 Среди важнейших направлений работы «Консультационного центра» создатели проекта выделяют РАБОТУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Эта работа осуществляется в тесном контакте сотрудников медиатеки с учителями-предметниками и сотрудниками ППМС-центра, организующими сопровождение одаренных детей в массовой школе.

Учитывая, что Гимназия №56 не практикует таких организационных форм работы с одаренными детьми, как «дифференциация параллелей», «перегруппировка параллелей», «выделение группы одаренных учащихся из параллели», «попеременное обучение», «группировка учащихся в гомогенные группы» [11] , наиболее эффективной формой работы с названной группой учащихся признано индивидуальное и групповое сопровождение их самообразования и учебно-исследовательской деятельности на базе медиатеки, информационно-консультативная помощь в реализации индивидуального маршрута (плана) углубленного изучения дисциплин, тьюторская поддержка при подготовке к олимпиадам регионального, всероссийского и международного уровней. [12]

«В мире словарей». 1-11 класс.

Проект, направленный на популяризацию словарей разных типов (энциклопедических, лингвистических и др., в том числе - электронных) и освоение навыков работы с ними.

Реализуется через внеклассные мероприятия (занимательные уроки, практикумы, деловые игры и др.) по предметам, подготовленные совместно учителями-предметниками и сотрудниками медиатеки, через классные часы и мероприятия предметных недель.

Результаты реализации определяются при собеседованиях (анкетировании) с учителями-предметниками, а также по результатам обращений в медиатеку.

  «Издательское дело». 8-11 класс.

Проект, направленный на освоение учащимися старших классов основных (базовых) навыков издательского дела, развитие источниковедческой и информационной культуры.

Реализуется совместными усилиями преподавателей ИКТ и сотрудников медиатеки через систему внеклассных занятий по предмету, деловых игр и конкурсов настольно-издательской деятельности (в том числе – выставок изданий, созданных старшеклассниками: мини-справочников, альманахов, путеводителей по городу и т.д.).

Результаты реализации проекта представлены в «продуктах», созданных учениками под руководством учителей и сотрудников медиатеки.

3)      ПРОЕКТЫ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНТРАМИ И БИБЛИОТЕКАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

Разработчики полипроекта делают акцент на том, что все названные ниже проекты сотрудничества носят не разовый характер, а представляют планомерно развивающуюся совместную деятельность школы и культурно-просветительского «института» по воспитанию читателя-школьника.

Основными характеристиками совместных проектов выступают:

1)      Анализ школой «образовательных предложений» культурно-просветительского центра (библиотеки); анализ сотрудниками центра (библиотеки) «образовательных запросов» школы.

2)      Составление плана совместной деятельности школы и центра (библиотеки) на учебный год с учетом «образовательных возможностей» центра (библиотеки) и «образовательных запросов» школы.

3)      Разработка программ мероприятий, форм их проведения и «обратной связи» (в том числе – интеллектуально-творческих «продуктов»).

4)      Подготовка участников мероприятий на базе школы: предварительное знакомство с историко-культурными фактами, чтение произведений (фрагментов произведений), подбор источников и знакомство с ними, составление вопросов к мероприятию в центре (библиотеке).

5)      Собственно мероприятие по программе.

6)      Организация «обратной связи»:

-  Анкетирование, интервьюирование участников мероприятий.

-  Организация написания отзывов, рецензий; их публикация на сайтах школы и центра (библиотеки), в школьных изданиях.

-  Создание интеллектуально-творческих работ (сочинений, проектов, учебных исследований, презентаций и др.) по материалам мероприятий.

Информационно-просветительский проект с ЦГДБ им. А.С. Пушкина. 1-4 класс.

Проект направлен на популяризацию и активизацию детского чтения; формирование представления о библиотеке как культурно-досуговом центре, способствующем интеллектуальному развитию ребенка, и привлекательности такой формы досуга, как чтение (в том числе – в библиотеке); формирование первичных библиотечно-библиографических навыков в процессе участия младших школьников в «интерактивных библиотечных уроках».

Информационно-просветительский проект с Фонтанным домом. 5-7 класс.

Проект направлен на продолжение популяризации детского чтения, развитие «творческой активности» читателя-школьника в процессе участия в интеллектуальных и игровых программах Фонтанного дома.

Информационно-просветительский проект с библиотекой им. Бориса Лавренева. 8-9 класс.

Проект направлен популяризацию произведений художественной, публицистической, научно-популярной литературы; углубление навыков аналитического чтения, отбора источников и грамотной работы с ними.

Особенностью проекта является «возвращение» к читателю-школьнику незаслуженно забытых книг и имен через знакомство с биографиями писателей, философов, деятелей науки и культуры, чтение и обсуждение созданных ими произведений (фрагментов произведений).

Информационно-просветительский проекты с Российской национальной библиотекой и Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина. 10-11 класс.

Проект направлен формирование в сознании старших школьников представления о библиотеке как важнейшем социально-культурном институте, презентации информационно-образовательных ресурсов крупнейших библиотек Российской Федерации, развитие и углубление библиотечно-библиографических навыков и навыков работы с разными носителями информации.

Информационно-просветительский проект с Книжным клубом на Австрийской площади. 1-11 класс, родители гимназистов.

Проект направлен на популяризацию чтения, развитие общей культуры школьников. Представляет собой встречи учащихся разных возрастных групп с деятелями отечественной культуры в формате круглого стола, пресс-конференции, руководимой дискуссии (дебатов) и др.: писателями, публицистами, художниками, журналистами, мастерами художественного слова. Проект способствует также развитию коммуникативной культуры учащихся через включение их в диалог, аргументированное отстаивание точки зрения по поводу того или иного «текста» культуры: художественного произведения, кинофильма, публицистической статьи и т.д.

Информационно-просветительский проект с книготорговой сетью «Буквоед». 1-11 класс.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ПРОЕКТ

Планируется, что проект будет направлен на информирование учащихся о новинках книжного рынка, лучших произведениях новейшей отечественной и мировой литературы, а также даст возможность учащимся встретиться с молодыми (начинающими) авторами.

4)      ПРОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «КНИГОЛЮБЫ». 1-7 класс.

Проект-игра на материале «книги года», заранее определяемой для каждой параллели и включенной в список обязательной литературы. Проект направлен на расширение представления учащихся о лучших образцах мировой детской литературы. Соревновательный принцип, положенный в основу игр проекта, дает дополнительную мотивацию к вдумчивому чтению и осмыслению прочитанного.

Представление результатов знакомства с произведением происходит в процессе игр (внутриклассных и между классами внутри параллели) и викторин. Подготовка к игре обусловливает внимание не только к художественному тексту, но и к историко-культурному контексту: биографии автора, общим страноведческим фактам и т.д. Активное участие родителей в подготовке ребенка и его класса к игре также стимулирует развитие традиций семейного чтения.

ИНТЕГРАЦИЯ ИГРОВОЙ КОМПОНЕНТЫ В СУЩЕСТВУЮЩИЕ ИГРОВЫЕ ФОРМАТЫ «ГОДОВОГО КРУГА ПРАЗДНИКОВ И ТРАДИЦИЙ»  

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

Разработка и внедрение данного полипроекта обусловила внесение определенных корректив (дополнений) в проекты Воспитательной службы Гимназии №56.

Разработчики полипроекта назвали их «читательской компонентой» событий и дел «Годового круга», т.е., не включая в и без того насыщенный и проработанный комплекс мероприятий каких-либо дополнительных, напрямую связанных с чтением, актуализировали роль чтения и книги как важного источника подготовки к мероприятиям.

«Турнир старшеклассников». 8 класс.

Лично-командное первенство по основам наук «Мудрый бобер». [13] В турнир, проводимый в течение всего учебного года, включены заочные викторины для восьмиклассников (задания  и условия участия размещаются на школьном сайте) и командные игры. Успешность в игре определяется как качественным изучением предметов базового курса, так и непременным «выходом за страницы школьного учебника». Дополнительные источники для успешного участия в «предметных» этапах турнира предлагаются участникам авторами-составителями игр. Сотрудники медиатеки предоставляют восьмиклассникам дополнительные консультации по подготовке к играм турнира.

«Устный журнал». 9 класс.

Проект направлен на коллективную подготовку и презентацию учащимися каждого 9-го класса [14] интеллектуально-творческого выступления («Устного журнала») на заданную в учебном году тему. Проект направлен на формирование творческой активности школьников, коммуникативной культуры, социального опыта работы в команде. Важным условием успешности конечного «продукта» (40-минутной программы, представляемой учащимся параллели, педагогам, родителям, выпускникам) выступает серьезная подготовительная работа: поиск и отбор информации для «Устного журнала», написание текста сценария, подготовка презентации и т.д. Все это требует работы с источниками разных типов: справочниками, хрестоматиями, путеводителями, каталогами и книгами репродукций, произведениями художественной литературы. Распределение заданий для подготовки между учениками и дальнейший обмен полученной по теме информацией способствует развитию аналитических и критических навыков, культуры устной речи.

Культурологическая направленность предлагаемых на учебный год тем также способствует знакомству учащихся с лучшими «текстами» мировой культуры: «Путешествие по Европе» (каждый класс в рамках «Устного журнала» представлял одну из европейских стран), «Времена года» (каждый класс представлял литературно-музыкальный спектакль, раскрывающий специфику времени года), «Путешествие по Невскому проспекту» (каждый класс представляет «живой» очерк, рассказывающий о том или ином «адресе» главной улицы Санкт-Петербурга) и т.п.

«Выезд». 10-11 класс.

Осенний и зимний выезды старшеклассников представляют собой систему интеллектуально-творческих мероприятий в формате тематической ролевой игры (осень), тематического фестиваля (зима). Оба формата требуют не только качественной подготовки творческих номеров (танец, песня, синхробуффонада и т.д.), но и углубленной подготовки команды к интеллектуальной игре на заданную тему, что, в свою очередь, обусловливает необходимость обращения к дополнительным источникам информации. В частности, тематика ролевых игр требует знакомства с шедеврами мировой литературы (например, произведениями Омара Хайяма для выезда, посвященного Востоку), отечественного кинематографа (при подготовке к фестивалю «Виват, кино России!»), градоведческими и страноведческими источниками. Соревновательный характер выездов придает дополнительную мотивацию для самостоятельного знакомства учащихся с разными текстами (на основе распределения заданий) и дальнейшего обмена информацией для успешного участия в играх и конкурсах.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [15]

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1)      «Семейное чтение». 1-4 класс.

Информационно-просветительский проект, направленный на возрождение традиций семейного чтения лучших образцов мировой детской литературы. Состоит в составлении и публикации на сайте учителя аннотированных списков литературы, консультаций по поддержке детского чтения, проводимых на родительских собраниях в начальной школе, проведении творческих мероприятий под общим девизом «Моя семья - читающая!».

Результаты представляются на открытых для родителей классных часах, посвященных чтению, а также семейно-командных выставках, конкурсах, театрализованных представлениях. 

2)      «По городу с книгой». 1-4 класс.

Проект направлен на популяризацию детского чтения, развитие познавательного интереса младших школьников через экскурсионную работу, связанную с «литературными объектами» Санкт-Петербурга; способствует воспитанию уважительного отношения к городским достопримечательностям, формирует целостную «картину культуры», демонстрируя связь разных «текстов» культуры: книги, картины, произведений скульптуры и зодчества.

Реализуется через цикл экскурсий, подготовленных учителем начальной школы и экскурсоводом (социальное партнерство при реализации школьного проекта).

Результаты оформляются в «Дневниках читателя и экскурсанта»

 

3)      «Художественное слово». 1-4 класс.

Проект направлен на формирование эстетических чувств младших школьников, овладение навыками «смыслового чтения», творческого осмысления прочитанного. Проект помогает учащимся под руководством учителя и при участии родителей отбирать художественные тексты (по заданным категориям) для заучивания и сценического исполнения.

Результаты представляются на классных часах, внутриклассных и обшешкольных мероприятиях, на конкурсах чтецов.

4)      «Выразительное чтение». 1-4 класс.

Проект направлен на пропаганду «смыслового чтения», формирование навыков выразительного чтения программных и непрограммных (по свободному выбору учащихся) текстов, умения понимать и оценивать тексты детской литературы в единстве их формы и содержания.

Реализуется через систему заданий и упражнений, направленных на формирование навыка и используемых на уроках литературного чтения и при подготовке творческих мероприятий.

Результаты представляются на уроках и во внеурочной деятельности через выступления учеников перед классом, классами параллели, родителями.

5)      «Живые буквы». 1-4 класс.

Проект направлен на развитие творческих способностей и познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения интеллектуально-творческого задания. Способствует расширению кругозора в процессе работы с дополнительными источниками, формированию умения работать с лингвистическими и энциклопедическими словарями. Проект стимулирует активное включение родителей в творческую работу, помогает организовать семейное чтение.

Особенность проекта состоит в том, что каждый учащийся получает одну из букв русского алфавита, вокруг которой строит свою работу: оформляет букву, рассказывает о ней, отбирает и/или составляет с буквой различные тексты (пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.), создает собственные тексты (прежде всего – тавтограммы) по заданным критериям.

Результаты представлены в общеклассном сборнике творческих работ «Живые буквы» (печатная и электронная версия). Каждая семья, принимавшая участие в проекте, получает такой сборник.

6)      «Читаем, думаем, спорим». 1-4 класс.

Проект направлен на расширение читательского кругозора младших школьников, общей гуманитарной культуры, формирование навыков «смыслового чтения» и работы с источниками разных типов.

Особенность проекта состоит в составлении монографических (творчество одного автора) и тематических мини-энциклопедий. Мини-энциклопедии составляются учениками при содействии учителя и родителей и включают в себя биографические сведения, фрагменты художественных текстов, «фоновую» информацию (история, живопись, музыка, архитектура, скульптура), а также тесты, конкурсы, викторины, кроссворды на материале произведений.

Результаты (отдельные работы учащихся и творческих групп) представляются в общеклассных литературных мультимедийных энциклопедиях, которые получают все авторы, принимавшие участие в проекте.

7)      «Познание природы - путь к книге». 1-4 класс.

Проект направлен на развитие познавательного интереса школьников, создание стимулов к работе с дополнительными источниками разных типов, популяризацию чтения по проблемам экологии, здоровьесбережения. Способствует развитию устной монологической речи младших школьников.

Особенность проекта состоит в том, что он выступает как «сопутствующий» при реализации базовых курсов начальной школы. Учитель совместно с учениками создает рекомендательные списки дополнительного тематического чтения (тема природы, здоровья, экологические проблемы). В процессе реализации проекта учащиеся дополняют список самостоятельно прочитанными источниками, составляя небольшие аннотации и представляя прочитанные книги своим одноклассникам.

Результаты представлены в общеклассных библиографических списках и каталогах дополнительной литературы, а также электронной тематической библиотеке, создаваемой всем детским коллективом.

8)      «От литературного чтения к литературному творчеству». 1-4 класс

Проект направлен на популяризацию детского чтения как источника и основы детского литературного (словесного) творчества. Способствует формированию устойчивого интереса к чтению, навыков устной и письменной речи, осознанию роли чтения в собственном самообразовании, эстетических потребностей, оценок, вкуса.

Особенность проекта состоит в повышенном внимании к жанровым особенностям текстов. Проект стимулирует обращение учащихся к различным лингвистическим и стилистическим словарям. Способствует созданию комфортной среды для творчества.

Результаты представляются в публикациях (детские журналы уровней от муниципального до всероссийского), выпуске альманахов детских произведений, работах, подготавливаемых к литературным конкурсам.

СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА

1)      «Нескучное лето». 5-7 класс.

Проект направлен на формирование навыков аналитического чтения через составление кроссвордов по материалам прочитанных программных произведений и произведений, рекомендованных для внеклассного чтения. Стимулирует к осознанному чтению, сопутствующей чтению работе по отбору и систематизации материала для составления кроссвордов.

Результаты представлены в сборниках кроссвордов «Нескучное лето», составленных учащимися и издаваемых в школьном редакционно-издательском отделе. 

2)      «Новость недели». 8-11 класс.

Проект направлен развитие информационной и социальной компетентности учащихся (медиакультуры), формирование навыков отбора, анализа и презентации социально-политической и социально-культурной информации, развитие письменной и устной (монологической и диалогической) речи.

Реализуется на уроках истории, обществознания, права, экономики, МХК через подготовленное выступление учащегося (одно по графику в течение учебного года).

Результаты представляются в устном выступлении, мультимедийной мини-презентации, информационном сообщении на стенд.

3)      «Каникулы с книгой». 8-9 класс.

«Прочти вслед за мной». 10-11 класс.

Проекты направлены на пропаганду самостоятельного (непрограммного) чтения подростков, развитие эстетических вкусов и суждений, умения оценивать художественный текст в единстве его формы и содержания, создавать собственные тексты (аннотации, отзывы, рецензии, рекламы) на основе прочитанного. Стимулирует обращение к дополнительным литературоведческим и культурологическим источникам, произведениям публицистики и искусствоведения.

Реализуется через уроки внеклассного чтения, «пятиминутки представления прочитанного», читательские дневники, тематические классные часы, информационные стенды в кабинетах литературы, мультимедийные (рекламные) презентации, размещаемые на страницах в социальных сетях.

Проекты преемственны: в первом («Каникулы с книгой») ведущая роль принадлежит учителю, во втором («Прочти вслед за мной») старшеклассники принимают на себя роль координаторов.

4)      «Клуб сочинителей». 8-11 класс.

Проект направлен на развитие литературно-творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации перед аудиторией текстов разной жанровой и тематической направленности. Способствует формированию эстетического вкуса, объективной оценочной деятельности (в том числе и самооценки).

Реализуется через внеклассные занятия (творческие встречи) юных авторов и конкурсы, проводимые совместно учителями-предметниками, сотрудниками медиатеки и воспитательной службы, а также в рамках мероприятий предметных недель по гуманитарным дисциплинам.

5)      «Шекспировские чтения». 8-11 класс.

Проект направлен на формирование читательского интереса учащихся к шедеврам мировой литературы (в частности – к наследию В. Шекспира). Способствует развитию общей культуры, устной и письменной речи на родном (русском) и изучаемом языке.

Реализуется через внеклассные занятия по английскому языку, мероприятия предметной недели иностранных языков (конкурсы, викторины, встречи с молодыми санкт-петербургскими переводчиками, театрализованные представления фрагментов шекспировских пьес, просмотр и обсуждение отечественных и западных экранизаций пьес Шекспира).

Результаты представлены в творческих работах учащихся: переводы, аннотации, рецензии, стилизации, мультимедийные историко-литературные презентации и т.д. [16]

6)      «Уроки в медиатеке». 5-11 класс.

Проект направлен на популяризацию чтения и повышение роли (престижа) школьной медиатеки (библиотеки). Представляет собой «классические» уроки в «неклассической» обстановке.

Особенность уроков в том, что они акцентируют внимание на значимости читательской и информационной культуры, демонстрируют эффекты от работы с различными источниками при освоении и закреплении «базового» материала. Учителя-предметники, заинтересованные в реализации проекта, проводят 1-2 урока в медиатеке в течение учебного года (по специальному графику и предварительной (подготовительной) работе с сотрудниками медиатеки). Названные уроки часто включаются в программы предметных недель.

ГРУППА ПРОЕКТОВ,

СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРОФИЛЬНЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ

6) «Читательский формуляр». 8-11 классы, гуманитарный профиль.

7) «Пресс-центр». 8-11 классы, социально-экономический профиль.

8) «Круглые столы юных физиков». 8-11 классы, физико-математический профиль (со свободным посещением всех учащихся, интересующихся мировыми открытиями).

9) ПЛАНИРУЕМЫЙ: «Я и мое здоровье». 8-11 классы, естественнонаучный профиль.

Все «профильные» проекты направлены на развитие читательской и информационной культуры учащихся в процессе работы с «профильными» источниками: литературоведение, искусствоведение, культурология, языкознание, непрограммная художественная литература (гуманитарный профиль), обществознание, политология, философия, публицистика, мемуаристика и т.п. (социально-экономический профиль), научная и научно-популярная литература по естественнонаучным дисциплинам.

Стимулирует «выход за страницы» школьной программы, обогащение знаний по профильным дисциплинам, формирование навыков отбирать, анализировать, аннотировать, рецензировать тексты разных жанров.

Результаты представлены в проектах и учебно-исследовательских работах по профильным дисциплинам.

10)  ПЛАНИРУЕМЫЙ.

«Образ современника в зарубежной литературе».

Проект планируется как «читательский клуб», объединяющий старшеклассников, самостоятельно знакомящихся с классикой зарубежной литературы, посвященной подросткам («тинейджерская проза»).

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [17] 

1)      «Литературный клуб Вдохновение». 5-7 класс.

Проект направлен на разностороннее развитие читателя-школьника через знакомство с лучшими образцами мировой литературы, развитие литературно-творческих способностей учащихся, культуры устной и письменной речи.

Реализуется через еженедельные заседания клуба, проводимые в разных формах: круглые столы, дискуссии, пресс-конференции, презентации произведений членов клуба, творческие встречи, культпоходы в театр и культурно-просветительские центры Санкт-Петербурга, очные и заочные экскурсии по литературным местам, выездные заседания в библиотеках города.

Результаты представлены в сборниках творческих работ членов клуба.

2)      «Клуб INFO». 5-9 класс.

Проект направлен на формирование информационной культуры школьников, овладение навыками компьютерных технологий (уровень продвинутого пользователя), социальных навыков сотрудничества при выполнении проектов (на основе распределения заданий и командного взаимодействия). Способствует развитию устной и письменной речи.

Реализуется через еженедельные заседания клуба, проводимые в разных формах: практикумы, деловые игры, «мозговой штурм», «лаборатория», круглые столы, презентации проектов, встречи со специалистами в области высоких и PR-технологий, издателями и полиграфистами, походы в издательства, типографии, PR-агентства и т.д..

Результаты представлены в мультимедийных проектах, «продуктах» настольно-издательской деятельности, а также через участие в тематических фестивалях, олимпиадах и конкурсах, связанных с компетентностями школьников в области информационно-коммуникационных технологий.

ОСНОВНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ПРОЕКТ

1)      интеграции основного и дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения; включения «читательских» проектов и программ в образовательную программу школы;

2)      создания условий для  роста образовательной мотивации читателей-школьников;

3)      построения  единого  метапредметного попроекта формирования читательской компетентности, информационной культуры, исследовательской культуры учащихся, обеспечивающей преемственный переход с этапа на этап обучения;

4)      учета достижений учащихся во внеучебной сфере;

5)      расширения образовательной среды за счет актуализации образовательного потенциала семьи, города, страны.

           СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ И СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИПРОЕКТА

Полипроект, как показано выше,  реализуется в образовательном процессе на всех ступенях образования, в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования.

Отдельные составляющие проекта глубоко и полно разработаны, прошли серьезную апробацию и независимую педагогическую экспертизу. Другие проекты прошли опережающий поиск и частичную апробацию.

Признанные результативными и эффективными эти проекты позволили разработчикам логически объединить их в полипроект и присоединить к ним ряд «пилотных» проектов, что, в свою очередь, позволяет:

- систематизировать работу всего ОУ по формированию читательской компетентности и информационной культуры школьников;

- развивать преемственность в работе на всех этап школьного обучения;

- предоставить широкое «поле выбора» образовательных возможностей педагогам и учащимся;

- учесть различные образовательные запросы и потребности школьников (в том числе – одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями; а также «профильные предпочтения» старшеклассников).

image007

    Ниже проекты, входящие в полипроект, сгруппированы по продолжительности их реализации.

                              

           Проекты, прошедшие

длительную апробацию;

выступают как «БАЗОВЫЕ»   для полипроекта

Проекты, прошедшие

частичную апробацию;

дополняют и расширяют

«образовательные возможности»   полипроекта

Проекты, внедряемые

как «пилотные»

(с 2011/12 года);

дополняют,

расширяют полипроект,

компенсируют выявленные   «пробелы»

-   «Любимые страницы», 1-4 класс (с 2006 года)

- «Чтение с увлечением»,   5-7 класс (с 2007 года)

«Игровые форматы»

-   «Книголюбы», 1-7класс (с 2005 года)

-   «Выезд», 10-11 класс (планомерное введение читательской компоненты – с 2005   года)

«Игровые форматы»

-   «Турнир старшеклассников», 8 класс (с 2008 года)

-   «Устный журнал», 9 класс (с 2008 года)

Проекты медиатеки

-   «Медиатека для вас», 1-11 класс (с 2001 года)

-   «Консультационный центр», 1-11 класс (с 2005 года)

-   «Издательское дело», 8-11 класс (с 2005 года)

 

Проекты медиатеки

-   «Виртуальный музей», 1-11 класс (с 2009/10 года)

-   «PR-акции», 8-11 класс (с 2008 года)

-   «В мире словарей», 1-11 класс (с 2009 года)

Проекты медиатеки

-   «Встречи в медиатеке», 8-11 класс

-   «Книга-юбиляр», 1-11 класс

«Вариативный компонент»

-   Клуб «INFO», 5-9 класс (с 2001 года)

-   «Литературный клуб “Вдохновение”», 5-7 класс (с 2007 года)

-   «Читаем, думаем, спорим», 1-4 класс (с 2006 года)

-   «Художественное слово», 1-4 класс (с 2006 года)

 

«Вариативный компонент»

-   «Новость недели», 8-11 класс (с 2009/10 года)

-   «Шекспировские чтения», 8-11 класс (с 2009/10 года)

-   «Нескучное лето», 5-7 класс (с 2009/10 года)

-   «Памятные даты»,1-11 класс (с 2010 года)

-   «От литературного чтения  к литературному   творчеству», 1-4 класс (с 2008 года)

-   «Выразительное чтение», 1-4 класс (с 2009/10 года)

-   «Живые буквы», 1-4 класс (с 2008 года)

-   «Уроки в медиатеке», 5-11 класс (с 2008 года)

«Вариативный компонет»

-   «Читательский формуляр», 8-11 класс

-   «Пресс-центр», 8-11 класс

-   «Клуб сочинителей», 8-11 класс

-   «Прочти вслед за мной», 10-11 класс

-   «Каникулы с книгой», 8-9 класс

-   «Семейное чтение», 1-4 класс

-   «Путь к книге», 1-4 класс

-   «По городу с книгой», 1-4 класс

-   «Круглые столы юных физиков», 8-11 классы

Партнерские проекты

- С ЦДБ им. А С. Пушкина,   1-4 класс (с 2005 года)

 

Партнерские проекты

- С Фонтанным домом, 5-7   класс (с 2009 года)

-   Российской национальной библиотекой, 10-11 класс (с 2010 года)

Партнерские проекты

- С Книжным клубом на Австрийской   площади, 1-11 класс, родители учащихся

-   С Президентской библиотекой им. Б.Н.   Ельцина, 10-11 класс

-   С библиотекой им. Б. Лавренева

 ПЛАНИРУЕМЫЕ К ДОСТИЖЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТЫ

НА НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЯХ

1)      личностного роста учащихся: формирование ценностных ориентаций (повышение статуса чтения), заявленных в проекте; рост мотивации к чтению;

2)      образовательных достижений учащихся: способность к выбору, умение организовывать учебно-познавательную и собственную досуговую деятельность на основе чтения, презентативные навыки, умения работы в команде, исследовательская и проективная компетентность;

3)      роста профессионально-педагогического потенциала коллектива образовательного учреждения: овладение новыми педагогическими технологиями формирования читательской компетентности и информационной культуры школьников,   компенсация профессионального выгорания за счет включения в личностно и социально значимую творческую и педагогическую (в том числе - экспериментальную) деятельность, создание творческих лабораторий, рост инновационного потенциала;

4)      оптимизации использования ресурсов: повышение коэффициента  продуктивного использования информационных ресурсов медиатеки, «технопарка» школы; повышение доступности «читательских» проектов для детей за счет вариативности форматов;

5)      построения новых управленческих образовательных технологий: встраивание в образовательную программу и все циклограммы  образовательного учреждения проектов, направленных на развитие читателя-школьника;

6)      разработки новых технологий мониторинга качества: учета в образовательном процессе достижений читателей-школьников;

7)      научно-методическом: разработка пакета методического обеспечения для каждого проекта в составе полипроекта.

 Несмотря на то, что в ряде публикаций и исследований, посвященных проблеме детского чтения, используется формула «Модель детского чтения», не существует на сегодняшний день описания и/или схемы такой модели.

Разработчики проекта в качестве РАБОЧЕЙ версии модели видят такую:

 image008

 

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ПОЛИПРОЕКТ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

                                                  

Категория    участников

полипроекта

Характер вовлеченности в полипроект

1

Учащиеся 1-11   классов

-  Реализуют полипроект путем личного и командного   участия в его составляющих;

-  создают (самостоятельно и под руководством   других участников проекта) интеллектуально-творческие «продукты»;

-  проводят оценку, выдвигают предложения по   совершенствованию отдельных проектов.

2.

Педагоги

-  Разрабатывают и реализуют отдельные проекты   в составе  творческих групп и индивидуально;  

-  помимо проектных групп по наименованию   проектов ПЛАНИРУЕТСЯ создание специальной группы диагностики эффективности   проекта (при участии сотрудников школьной службы педагогического аудита).

3.

Родители

-  Оказывают поддержку учащимся младших   классов при реализации проектов «Любимые страницы», «Книголюбы», а также проектов «Вариативной   части» (если таковые реализуются в классе);

-  помогают учащимся в отборе, систематизации,   анализе и презентации материалов для других проектов: «Книголюбы», «Турнир   старшеклассников», «Устный журнал», интеллектуальные игры «Выездов» и др.;

-  выступают в роли общественных экспертов   достижений учащихся (интеллектуально-творческих работ);

-  непосредственно участвуют в клубных заседаниях   для родителей на площадке Книжного клуба на Австрийской площади;

-  вносят свои предложения по корректировке полипроекта  (через родительские собрания).

4.

Другие сотрудники   школы

-  Участвуют в техническом обеспечении полипроекта;

-  выступают    в роли общественных экспертов, участвуя в публичных мероприятиях.

5.

Администрация

-  Создает ресурсное обеспечение  полипроекта;

-  разрабатывает управленческие технологии   встраивания полипроекта в циклограммы школы (расписание, учебный план, календарный   план, сетевое взаимодействие, план реализации «Годового круга праздников и   традиций»).

6.

Методическая   служба и служба научного сопровождения

-  Разрабатывают методику учета достижений   учащихся, учитывая положения, изложенные в федеральных документах (в первую   очередь ФГОС нового поколения);

-  сопровождают процесс содержательной разработки   проектов в составе полипроекта;

-  координируют работу учителей-предметников,   педагогов дополнительного образования и воспитательной службы, участвующих в   реализации полипроекта;

-  организуют внутрикорпоративную учебу   педколлектива по вопросам, связанным с воспитанием читателя-школьника, привлекают   к проведению учебы ведущих специалистов в области детской литературы, детского   чтения, информационной культуры школьников;

-  обобщают и распространяют опыт.

7.

Воспитательная   служба

-  Организует    события проектов полипроекта;

-  разрабатывает сценарии  проведения публичных мероприятий;

-  разрабатывает отдельные составляющие проекта;

-  обеспечивает поиск социальных партнеров   для реализации проекта;

-  осуществляет включение учащихся в социально   значимые муниципальные, городские, всероссийские проекты, связанные с популяризацией   чтения.

8.

ППМС-центр

-  Обеспечивает личностное сопровождение   учащихся, включенных в проекты;

-  принимает активное участие в той части   проекта, которая обеспечивает сопровождение одаренных детей;

-  оказывает консультативную помощь педагогам   по психолого-педагогическим и логопедическим проблемам, соприкасающимся с   проблемой детского чтения.

9.

Другие   образовательные учреждения (вузы-партнеры);

культурно-просветительские   центры, библиотеки

-  Выступают в роли научных консультантов;

-  реализуют совместные программы воспитания   читателей-школьников и упрочения традиций семейного чтения;

-  проводят независимую экспертизу качества интеллектуально-творческих   «продуктов», созданных участниками полипроекта;

-  участвуют в проведении событий полипроекта;

-  принимают участие в части проекта, адресованной   одаренным детям («Консультационный центр»);

-  консультируют разработку стратегий воспитания   читателей-школьников.

УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОЛИПРОЕКТА 

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

           Уровень квалификации педагогических и руководящих работников ОУ должен соответствовать современные требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Одним из важнейших условий успешной реализации полипроекта выступает непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

           В целях повышения профессиональной компетентности сотрудников ОУ, реализующих полипроект, необходимы:

1)      повышение общекультурной компетенции педагогов (гуманитарной культуры), независимо от преподаваемого предмета;

2)      повышение научно-теоретической компетентности в области профессиональной литературы, источниковедения;

3)      повышение информационной культуры («медиакультуры»);

4)      повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с особенностями восприятия учащимися текстов, психо-физическими проблемами, возникающими у современных школьников при работе с информацией из разных источников;

5)      повышение методической компетентности по вопросам отбора и использования различных технологий, методов и приемов работы с читателем-школьником.

Реализация полипроекта НЕ ТРЕБУЕТ переподготовки учителей, а подразумевает углубление, расширение и/или уточнение ряда составляющих профессиональной компетентности.

ДЛЯ ЭТОГО В ГИМНАЗИИ №56 в рамках реализации программы «Профессионал» (внутрикорпоративное повышение квалификации) организованы и проводятся:

1)      Лекции по литературе, культурологи, краеведению (с приглашением деятелей культуры и санкт-петербургских ученых).

2)      Лекции по проблемам современной информационной культуры.

3)      Демонстрационно-обучающие семинары «Медиатека Гимназии №56: новые ресурсы, возможности, направления сотрудничества»  (для МО).

4)      Годичный постоянно действующий семинар-практикум «Информационная культура современного учителя» и индивидуальные консультации для учителей силами педагогов-наставников из числа работающих в Гимназии №56.

5)      Заседания МО и проблемных групп с повесткой дня, включающей проблему детского чтения и пути ее решения.

6)      Ежегодный фестиваль открытых уроков, демонстрирующий решение в практической деятельности насущных педагогических проблем, в том числе – проблемы детского чтения.

7)      Открытые внеклассные мероприятия и мероприятия объединений ЦДО, демонстрирующие подходы к решению проблемы чтения через внеклассную работу и дополнительное образование.

8)      Читательские конференции педагогов «Новые имена отечественной литературы», «Новое в современной культуре», «Новое в науке» и др.

9)      Экскурсии в музеи, культурно-просветительские центры, библиотеки Санкт-Петербурга с последующим обсуждением в МО направлений взаимодействия с ними.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

Как показывает опыт, реализация полипроекта не требует дополнительного финансирования. Любой проект в составе полипроект и полипроект в целом могут быть успешно реализованы в тех финансовых условиях, в которых функционирует ОУ.

           Единственным исключением является необходимость дополнительного финансирования призового фонда ряда творческих мероприятий. Это финансирование может происходить за счет привлечения спонсорских средств.

           

           Проекты, для реализации которых необходимо использование «чужих» площадок и привлечение специалистов не из числа сотрудников школы, реализуются на основе социального взаимодействия (социального партнерства) без дополнительного финансирования. Привлечение финансовых средств родителей учащихся осуществляется исключительно в случаях:

- заказа экскурсионного обслуживания (по программе реализуемых проектов);

- заказа лектория (по программе реализуемых проектов);

- покупки билетов в культурно-просветительские центры (по программе реализуемых проектов);

- тиражирования «продуктов» творческой деятельности учащихся (альманахи, компакт-диски и т.п.), только при добровольном согласии родителей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

           Материально-техническое обеспечение реализации полипроекта должно обеспечивать обучающимся:

- возможность свободного доступа к ресурсам медиатеки (библиотеки);

- возможность свободного доступа к сетевым ресурсам, необходимым для реализации интеллектуально-творческих заданий и самообразования;

- доступа к ИКТ для проектирования и организации индивидуальной и групповой работы;

- технические возможности выпуска школьных печатных и электронных изданий.

           Опыт показывает, что при реализации проекта используются ТЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, которыми обладает сегодня ОУ: компьютерные классы, медиатека, редакционно-издательский комплекс, кабинеты информатики и ИКТ, учебные кабинеты, оснащенные мультимедийными комплексами. При этом именно полипроект, нацеленный на развитие информационной культуры и читательской компетентности школьников, демонстрирует важность эффективного использования «технопарка» ОУ и оперативного его обновления.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

           Реализация проекта (на что уже было указано выше) актуализирует важность:

- учета психо-физических особенностей читателей-школьников;

- учета индивидуальных потребностей и образовательных запросов учащихся, включенных в полипроект;

- внимания к разным группам учащихся, вовлеченных в проект (одаренные дети, учащиеся с ограниченными возможностями; дети из социально неблагополучных семей).

           Разработчики проекта считают целесообразным привлечение сотрудников ППМС-центра в качестве консультантов при решении возникающих проблем, в частности:

- участившихся логопедических проблем, затрудняющих работу с читателем-школьником;

- психологических проблем (например, дезадаптация, агрессивное поведение), при решении которых можно и/или необходимо развивать читательский опыт школьников, опираться на этот опыт;

- проблем взаимопонимания в семье, при решении которых организация семейного культурного досуга (в том числе – семейного чтения) может сыграть решающую роль.

     ДЛЯ ЭТОГО В ГИМНАЗИИ №56 в рамках реализации программ комплексного психолого-педагогического сопровождения организованы и проводятся:

1)      Работа с личностным портфолио, в которое включаются разделы самообразования (непрограммного чтения).

2)      Индивидуальные консультации для подростков по организации досуга (включая интересное чтение).

3)      Индивидуальные консультации для одаренных детей и их родителей, совместные проекты с медиатекой (см. краткое описание проекта медиатеки «Консультационный центр»).

4)      Составление совместно с учителями-предметниками аннотированных списков рекомендованной литературы для детей, испытывающих проблемы в общении, а также учащихся с ограниченными возможностями.


[1] ППМС-центр – здесь и далее психолого-педагогический медико-социальный центр ГБОУ Гимназия №56.

[2] Определение «Полипроект» выбрано разработчиками намеренно: оно наиболее точно раскрывает суть данного масштабного для ОУ проекта, представляющего учащимся широкое «поле возможностей» для развития читательской компетентности и информационной культуры. «Полипроект» опирается на принцип преемственности при переходе учащихся с одной ступени образования на другую. Вместе с тем, его составляющие представляют собой логически законченные подпроекты, что дает возможность их свободного использования при ДИССЕМИНАЦИИ данного опыта в ДРУГИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

[3] «Национальная программа поддержки и развития чтения».

[4] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

[5] Подразделения средней и старшей школы образовательного комплекса Гимназия №56 оснащены большими телевизионными панелями, на которых демонстрируются текущая «рабочая» информация и тематические презентации, связанные с разными проектами школы.

[6] В течение всего учебного года в Гимназии №56 проводятся традиционные предметные недели, включающие в себя интеллектуально-творческие мероприятия по предметным областям.

[7] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

[8] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

[9] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

[10] Там же.

[11] См., например, Рабочую концепцию одаренности.

[12] В условиях массовой школы именно медиатека (библиотека) берет на себя роль культурно-образовательного центра для одаренных детей, объединяя усилия всех школьных специалистов (учителей-предметников, психологов, IT-специалистов) и привлекая для работы с названной категорией учащихся «внешних» консультантов и экспертов.

[13] Бобер является талисманом Гимназии №56.

[14] Гимназия №56 – крупный образовательный комплекс, в каждой параллели обучается 9-10 классов. Именно поэтому проект реализуется в рамках одной параллели в течение учебного года. Однако существующий опыт диссеминации проекта в других ОУ разных регионов РФ показывает, что «Устный журнал» может успешно реализоваться в небольших школах, при этом в него могут быть включены учащиеся 8-11х классов.

[15] Еще раз подчеркнем, что учителя начальной школы, учителя-предметники средней и старшей школы, классные руководители могут реализовывать по собственному выбору один из разработанных проектов, адресованных читателям-школьникам.

[16] В дальнейшем планируется, что имя классика в названии чтений будет меняться: «Уальдовские чтения», «Хемингуэйевские чтения» и т.п.

[17] ГБОУ Гимназия №56 (образовательный комплекс) включает в качестве структурного подразделения Центр дополнительного образования школьников (ЦДО), в котором реализуются различные направления дополнительного образования: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, естественнонаучное, культурологическое, научно-техническое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное.

В число объединений учащихся входят и такие, деятельность которых актуализирует повышенное внимание к проблеме детского чтения и информационной культуры. ОДНАКО последнее не означает, что «читательская компонента» отсутствует в деятельности других объединений. Внимание вопросу популяризации чтения (через составление рекомендательных списков, работу с дополнительными источниками и т.д.) уделяется в работе всех интеллектуально-досуговых объединений.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес