Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

ПРОЕКТ "БЛОКАДНЫЙ КОД ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПОБЕДЫ"

Наталья Анатольевна ЛАВРИНОВИЧ, педагог дополнительного образования, куратор коллегии «Эпсилон»,

Динара Ахмедовна КУЗНЕЦОВА, методист, учитель истории и обществознания, 
куратор программы внеурочной деятельности «12 коллегий» Центра дополнительного образования 
ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

-

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «БЛОКАДНЫЙ КОД ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПОБЕДЫ»

-

Гимназия 56, сайт NOVA

В статье раскрываются основные направления реализации информационно-творческого проекта «Блокадный код Ленинградской Победы» в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Двенадцать коллегий»Центра дополнительного образования Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, который нацелен на формирование исторической и художественной культуры юных петербуржцев, сбор материалов о событиях блокадных лет, о своих земляках приближавших на фронте и в тылу Ленинградский день Победы, развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками и литературное творчество гимназистов.

Ключевые слова:патриотизм, патриотическое воспитание, информационно-творческий проект, «Двенадцать коллегий», направления работы, сборник «Блокадный код Ленинградской Победы».

Спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаровв своем выступлении на открытии новой экспозиции Музея обороны и блокады Ленинграда (сентябрь 2019 года) подчеркнул, что генетический блокадный код надо передать молодому поколению - и тогда это тоже будет поколение победителей. «Блокадный код Ленинградской Победы» - так называется информационно-творческий проект коллегии исторических аргументов и фактов «Каппа» и мастерской творческого письма «Эпсилон»в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Двенадцать коллегий» Центра дополнительного образования ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга.Об этом проекте мы подробно рассказали в своей статье в сборнике материалов XIX Международной научно-практической конференции «EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCЕ» (март 2020 года) [1]. В июне 2020 года информационно-творческий проект «Блокадный код Ленинградской Победы» стал победителем II Всероссийского научно-исследовательского конкурса «Научные достижения студентов и учащихся» [2]. Научным консультантом проекта является автор и соавтор ряда федеральных учебников по истории России для средней школы и ВУЗов, профессор кафедры истории России Московского педагогического университета, заведующий центром Института всеобщей истории Российской академии наук Л. М. Ляшенко.

Академик Д. С. Лихачёв подчеркивал, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе, своему городу, селу, родной природе, к своим землякам, своему народу. При этом «нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса» и «очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало…» [3]. И хотя Н.Я. Данилевский отмечал, что «русский патриотизм проявляется только в критические минуты» [4], многими философами и педагогами патриотизм всегда рассматривался как характерная черта менталитета русского народа, «нравственной доблести человека», уверенности каждого гражданина страны в своем настоящем и будущем (В.Г.  Белинский, Н.А. Бердяев, В.С. Вахтеров, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и другие). В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» подчеркивается необходимость активизации интереса школьников «к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества» [5].Исходя из этого наш проект был нацелен на формирование исторической культуры личности, сбор материалов о событиях блокадных лет, о своих земляках, родственниках, героически сражавшихся на фронте или трудившихся в тылу, развитие навыков постановки исследовательских задач и самостоятельной работы с историческими и литературными источниками, литературное творчество гимназистов (написание эссе о своих прабабушках и прадедушках защитниках и жителях блокадного Ленинграда.

Нами были определены следующие направления работы:

 

1.Герои фронта

 

Прежде чем предложить участникам проекта писать о подвигах своих прабабушек и прадедушек, мы решили познакомить их с хорошо известными литературными героями той поры. После этого предоставили возможность собрать информацию о героях Великой Отечественной войны, Ленинградского фронта, которые еще ждут своего литературного воплощения. Наибольший интерес у участников проекта вызвала информация о:

  • «Ленинградском Маресьеве» - Константине Всеволодовиче Галибине;
  • Герое Советского Союза Владимире Ермаке, повторившем подвиг Александра Матросова;
  • Героях Советского Союза Иване Черных, Семене Косинове, Назаре Губине, повторившем подвиг Николая Гастелло;
  • прадедушке ученицы нашей гимназии Анны Любушкиной - Герое Советского Союза, танковом асе Второй мировой войны И. Т. Любушкине;
  • танковом асе, который так и не получил звезду Героя Советского Союза, З.Г. Колобанове;
  • ленинградском периоде работы конструктора лучшего танка Второй мировой войны Т-34 - Героя Социалистического Труда М.И. Кошкина;
  • Герое Социалистического Труда, начальнике ремонтно-восстановительного поезда «Связьрем-1», который обеспечивал бесперебойную связь на легендарной «Дороге жизни», участвовал в строительстве железнодорожной переправы по льду Ладожского озера А.Б. Шаталове;
  • дважды Герое Советского Союза, летчике Г.М. Паршине;
  • командире торпедного катера ТКА-12А.О. Шабалине, который стал дважды Героем Советского Союза, в течение одного 1944 года;
  • герое первых военных успехов под Ленинградом в сентябре 1941года генерал-майоре В.Б. Лавриновиче;
  • последнем Маршале Советского Союза Д.Т.Язове, который восемнадцатилетним лейтенантом начал свой боевой путь под Ленинградом;
  • одном из тех, кто водрузил Знамя Победы над поверженным рейхстагом 30 апреля 1945 года, участнике прорыва блокады Ленинграда сержанте М.П.  Минине;
  • об участнике Парада Победы на Красной площади 1985 года, полном кавалере ордена Славы, прадедушке участницы нашего проекта И.П.Фролове [6;7].

 

2. Обители спасения

В сентябре 2019 года губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, открывая обновленную экспозицию Музея обороны и блокады Ленинграда, предложил сделать цепочку филиалов этого музея на каждом предприятии, в медицинских учреждениях, школах, которые работали в годы блокады.

На территории Петроградского района было развернуто несколько госпиталей, один из них - госпиталь №100 (начальник Спирина А.Н.) - все годы блокады работал в одном из зданий Академической гимназии №56 по адресу Каменноостровский проспект, 42-б. В нем сейчас учатся участники нашего проекта. Все это стимулировало учащихся познакомиться с работой госпиталей в блокадном Ленинграде на страницах художественной и документальной литературы [8;9]. В том числе:

  • с ленинградским дневником поэтессы и прозаика, переводчицы, журналистки В.М. Инбер (1890-1972гг.), которая с августа 1941 по 1946гг. жила на улице Льва Толстого, 6 (Петроградская сторона);
  • воспоминаниями военного хирурга Ф.Ф. Грачева, в его госпитале лечился знаменитый прозаик Федор Абрамов;
  • воспоминаниями председателя объединённого Совета ветеранов «Дорога жизни» Л.З.Райнеса, который из 100 лет свой жизни семьдесят пять был врачом;
  • воспоминаниями академика АМН СССР, историка медицины ,в годы войны ректора первого медицинского института И.Д.  Страшуна и других.

Участники проекта записали воспоминания о своих прабабушках и прадедушках , работавших и обучавшихся в медицинских учреждениях и Вузах города в годы блокады.

 

3.Беззаветная преданность делу

 

В начале 2020 года для учеников 5-7 классов в библиотеке имени Б.  Лавренёва проходил урок мужества «Танец в огне», посвящённый Дню памяти жертв блокады Ленинграда. На нем участников нашего проекта познакомили и с повестью Ю. Яковлева «Балерина политотдела». В 1980 году по этой повести был поставлен фильм «Мы смерти смотрели в лицо».

После знакомства с повестью Юрия Яковлева участники проекта получили задание рассказать об известных людях, жителях блокадного города, его Петроградского района, проявивших такую же беззаветную преданность делу, чей гражданский подвиг тоже заслуживает экранизации. Они собрали информацию о вкладе, который эти люди внесли в общую победу над врагом:

  • выдающийся популяризатор науки Я. И. Перельман и один из создателей советского ядерного оружия Г.Н.Флеров;
  • создатель знаменитых картин на сюжеты русских сказок и былин И.Я. Билибин и теоретик аналитического искусства, художник П. Н. Филонов;
  • химик-органик А.Д. Петров и композиторД.Д. Шостакович;
  • главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг и сотрудники Института растениеводства имени Н.Н. Вавилова;
  • участники знаменитого блокадного футбольного матча 31 мая 1942 года и артисты открывшегося 18 октября 1942 года «блокадного театра» (Театра имени В.Ф. Комиссаржевской);
  • архитектор, создатель и директор Музея города, предшественника Музея истории Санкт-Петербурга Л.А. Ильин и команда альпинистов, в невероятно тяжелых условиях, осуществлявшая маскировку высотных доминант Ленинграда. Участники проекта присутствовали на премьерном показе документального фильма «Архитектура блокады» 27 января 2020 года;
  • поэтесса «мать красноармейца, погибшего под Стрельною в бою» О.Ф. Бергольц и писатель, боец 1-й Ленинградской дивизии народного ополчения писатель Д.А. Гранин;
  • один из создателей «формулы блокадного хлеба», прапрадедушка одной из участниц проекта Н.В. Новотельников и почтальон, который смог донести детям посылку от отца, воевавшего на фронте, и умер на пороге их квартиры;
  • военные моряки, спасавшие пассажиров ленинградского «Титаника» - баржи №752 и личный состав ремонтно-восстановительного поезда «Связьрем-1», который обеспечивал бесперебойную связь на легендарной «Дороге жизни» [10;11;12].

4. Наши сверстники в годы блокады Ленинграда

Вспоминая о блокаде, писатель Л. Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев), один из авторов знаменитой «Республики ШКИД»,говорил, что в годы блокады «присутствие детей подчеркивало великий человеческий смысл нашей борьбы».

В Ленинграде, впервые в Советском Союзе, 10 октября 1962 года, по инициативе учеников 57-ой школы Ждановского (ныне Приморского) района, установили памятник, посвящённый юным героям Великой Отечественной войны. В годы блокады их наградили медалью «За оборону Ленинграда», за то, что онидежурили в госпиталях и работали на заводах, тушили зажигательные бомбы и шефствовали над семьями фронтовиков, очищали улицы от снега и работали на огородах. Всем известны имена пионеров-героев ленинградцев Зинаиды Портновой, Лени Голикова, Юты Бондаровской, Лары Михеенко, Гали Комлевой [13].

Анна Франк вела дневник с 12 июня1942по 1 августа1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов, вела свойблокадный дневник и ленинградка Таня Савичева. Участники нашего проекта во время посещения экскурсий, работы с литературными и историческим источниками открыли для себя имена многих юных защитников Ленинграда. Так ставший в годы блокады Героем Социалистического труда, начальник ремонтно-восстановительного поезда «Связьрем-1», который обеспечивал работу средств связи на Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах Александр Борисович Шаталов в августе 1941 года взял с собой 13-летнего сына - будущего лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, кандидата технических наук, начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. ГагаринаВладимира Александровича Шаталова. До войны Володя Шаталов успел закончить шесть классов в ленинградской школе № 4, занимался в кружке при Дворце пионеров авиамоделизмом. До сентября 1941 года будущий покоритель космоса участвовал в строительстве Гатчинских оборонительных укреплений под Ленинградом.Только тогда, когда ремонтно-восстановительный поезд подошёл вплотную к передовой, Шаталов-старший отправил сына в тыл. В честь Владимира Александровича Шаталова был назван кратер диаметром 24,05 километра в Море Москвы на обратной стороне Луны, а среди его многочисленных правительственных наград есть и медаль «За оборону Ленинграда».

Их поразило и то, что постоянно росло число работавших в блокадном Ленинграде школ (их было всего 39 в 1941-1942 учебном году и уже 123 в 1943-1944 учебном году). Участникам проекта на основании известных литературных и исторических источников, в частности выступления писателя Даниила Гранина перед депутатами Бундестага 27 января 2014 года, воспоминаний своих родных и близких, которые были их ровесниками в годы блокады в своих эссе необходимо было поразмышлять почему фашистские снаряды, мучительный голод и нечеловеческие страдания не могли убить в ленинградцах совесть, благородство, сострадание, любовь, дружбу. Недаром повесть П. А Васильева, посвященная жизни и учебе школьников во время Великой Отечественной войны, называется «Мастерская людей».

 

5.Новые памятники героям блокады

 

Участникам проекта необходимо было подготовить материал о памятниках героям блокады, которые были установлены в начале XXI века:

  • ленинградская свеча в Иерусалиме;
  • памятник легендарной «полуторке» на Румболовской горе на 10 километре «Дороги жизни»;
  • памятник «Дорога Мужества» в честь «Малой Дороги жизни» в Лисьем Носу;
  • памятник «Малая Дорога жизни» в Кронштадте;
  • камень «Непокорённая земля» в Лисьем Носу;
  • памятник военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта;
  • памятник сибирским кошкам спасавших блокадный Ленинград от нашествия крыс

6.Блокадные залы музеев и выставок

В ходе работы над проектом гимназисты, в том числе и виртуально, посетили военно-историческую трехмерную панораму «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» в выставочном комплексе «Ленэкспо», трехмерную панораму «Память говорит. Дорога через войну» на территории культурного пространства «Севкабель Порт», Музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, особняк Румянцева,музей «Памяти жертв нацизма», краеведческий музей Выборгского музея-заповедника,монумент героическим защитникам Ленинграда, мемориальный комплекс «Дорога жизни -1 км».

Посетили они и Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска, который представляет собой военно-исторический мемориальный комплекс, в который входит одноименный музей-диорама, комплексы «Невский пятачок» и «Синявинские высоты», памятник-танк Т-34 возле Ладожского моста и другие объекты. Особенность Музея-панорамы «Прорыв блокады Ленинграда» заключается в том, что здесь посетители оказываются на поле боя, становятся свидетелями прорыва блокады Ленинграда. Увидеть своими глазами ленинградскую улицу времен блокады, побывать в квартирах, на местах работы и службы ленинградцев наши гимназисты смогли, посетив выставочный комплекс патриотического объединения «Ленрезерв», созданного к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

После посещения музеев и выставочных залов участники проекта были хорошо подготовлены к предметному восприятию рассказов и воспоминаний о боях под Ленинградом о жизни в блокадном городе Адмирала флота Советского Союза, члена Союза писателей СССР И.С. Исакова, Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, командующего Краснознаменным Балтийским флотом, адмирала, доктора исторических наук В.Ф. Трибуца, генерал-полковника,академика И.М. Голушко, последнего Маршала Советского Союза Д.Т. Язова, командующего Ленинградским фронтом Маршала Советского Союза Л.А. Говорова. Большой интерес у участников проекта вызвал тот факт, что в конце июня 1941 года именно по предложению начальника Артиллерийской академии Красной Армии генерал-майора Л.А. Говорова, слушатель этой академии капитан И.А.Флёров, отличившийся при прорыве «линии Маннергейма», был назначен командиром первой отдельной экспериментальной артиллерийской батареи, вооруженной семью опытными боевыми установками БМ-13 (позже названными «Катюша»). Артиллерийский генерал Л.А. Говоров успешно командовал общевойсковой 5-й армией, которая держала оборону на подступах к Москве на Можайском направлении. Маршал Г. К. Жуков часто повторял командирам, когда ставил им оборонительные задачи: «Упрись, как Говоров». В июне 1942 года генерал-лейтенант Говоров возглавил Ленинградский фронт. Из 900 блокадных дней 670 Ленинград оборонялся под его командованием [14].

 

7. Изучение мемуаров общественных организаций блокадников.

Участники проекта с интересом познакомились с воспоминаниями членов региональной общественной организации «Ленинградский Союз «Дети блокады - 900», Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», Общества жителей блокадного Ленинграда муниципального округа «Екатерингофский» [15], библиотекой Дома ветеранов.Особую гордость вызывает тот факт, что автор книги «Знамя Победы над Рейхстагом», почетный председатель Совета Межрегиональной общественной организации ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл., почетный член организации ветеранов ВДВ, Герой Советского Союза, генерал-майор И.Ф. Клочков (1923-2010 гг.) был ассистентом у Знамени Победы, участником юбилейного военного парада, посвященного 55-летию Великой Победы на Красной площади.

Автора книги «Задумайся, народ», заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, члена Союза писателей РоссииА. В.Молчанова (1932-2011гг.) называют «нашим блокадным Маяковским». Это у него, применительно к памятной дате полного освобождения города от блокады, впервые прозвучали слова «Ленинградский День Победы».

 

8.Документы из семейных архивов

 

Анализируя материалы книги «Был город-фронт, была блокада…» участники проекта отмечали характерные для нее сдержанность и документальность. После ее обсуждения участникам проекта было предложено открыть семейные фотоальбомы и рассказать о жизни своих прабабушек и прадедушек в блокадном Ленинграде, их подвигах на фронтах Великой Отечественной войны. Вот название некоторых из них: «Старейший ветеран двух войн Константин Иванович Гребенкин и его родные», «От Ленинграда до Потсдама (из рассказов моей прабабушки)», «Сын полка», «Моя прабабушка Нина и ее семья во время блокады Ленинграда», «Мои родственники, пережившие блокаду Ленинграда», «История, которую мне рассказала мама», «872 дня из 93 лет жизни» , «Семья моей бабушки в годы блокады», «Житель блокадного Ленинграда», «Наградной лист моего прадедушки», «Мы помним и гордимся ими», «Парк Победы», «Великая Отечественная в истории моей семьи», «Вернулись домой с Победой».

 

9. Рисуем блокаду

 

Участники проекта подготовили подборку стихов о блокаде известных поэтов и предложили членам изостудии «Природа и художник», под руководством учителей изобразительного искусства, педагогов Академической гимназии №56 Овчинниковой О. В. и Верховцевой Ж.А. , взять в руки карандаши и «разрисовать их своими красками» - сделать к ним свои рисунки.

Предварительно мы познакомили юных художников с виртуальными выставками Русского музея: «70 лет Победы» и «Да будет мерой чести Ленинград»,приуроченной к 75-летию снятия блокады Ленинграда, различной литературой о жизни и быте блокадного Ленинграда [16]. Вот названия некоторых детских иллюстраций: «Дома», «На улице блокадного Ленинграда», «Один», «Блокадный двор»,«Воздушная тревога», «Блокадная Зима», «На Неву за водой», «Нет войне», «Жизни быть», «Все на защиту Ленинграда», «1942. Зима в Ленинграде», «Зима в Ленинграде.1943», «После обстрела», «Жизнь тяжелых дней», «За блокадным окном», «Тепло надежды», «Блокадный вечер», «Хлеб-жизнь», «Дорога жизни», «Дети на защите жизни», «Прорыв блокады», «Слезы Победы».

 

10.Эссе о блокадных картинах

 

Воспоминания заслуженного художника России В. С Новикова носят название «Блокада снится мне ночами». Это сборник документальных рассказов от лица мальчика-подростка, графических работ художника, подлинных фотографий времён войны. Детям, которые пережили блокаду и стали писателями, художниками, их мамам посвящены художественно-документальные очерки Т. В. Сталевой «Блокадных детей просветлённые лица». Познакомив участников проекта с этими литературными произведениями и картинами художников блокадного Ленинграда (П.И.Басманова, В.Г. Борисковича, П.Я. Зальцмана, В.В. Милютиной, В.А.Лишева, Я.Н.Николаева, Л.А. Рончевской, М.А. Шепилевского и др.) мы предложили им написать по ним эссе. Вот некоторые из них: «Картина из собрания Русского музея», «Страх, ненависть и отвага», «Ежедневный подвиг ленинградцев», «Черный и красный цвет плаката», «Радость Победы».

Вся эта работа и привела к созданию сборника «Блокадный код Ленинградской Победы».

Во время работы над проектом у учащихся возникла идея создать и видеоролик-обращение к детям, которые будут отмечать через 25 лет столетие Великой Победы.

 

Список литературы

  1. Лавринович Н.А., Кузнецова Д.А. Использование возможностей виртуальной среды системы дополнительного образования академической гимназии в процессе осуществления проектной деятельности // EUROPEANSCIENTIFICCONFERENCЕ: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции». -Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». -2020. с.137-
  2. Лавринович Н.А., Кузнецова Д.А. Патриотическое воспитание в процессе осуществления проекта «Блокадный код Ленинградской Победы» в системе дополнительного образования академической гимназии //Научные достижения студентов и учащихся : сборник статейII Всероссийсого научно-исследовательского конкурса. -Пенза: МЦНС «Наука и просвещение» -2020. с.136-
  3. Лихачёв Д.С. «Письма о прекрасном» – М.: Просвещение, 1985.
  4. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа», М., 1995, с. 44–53.
  5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"/
  6. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941–1945 / Ассоциация историков обороны и битвы за Ленинград; ГМ Музей обороны и блокады Ленинграда. СПб., 1994.
  7. Дзенискевич А.Р. Фронт у городских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда (1941–1944). СПб., 1998.
  8. Симоненко В.Б., Магаева С.В., Пахомова Ю.В. Ленинградская блокада. Медицинские проблемы – ретроспектива и современность. М., 2003. С. 22.
  9. Хромов Б.М., Свешников А.В. Здравоохранение Ленинграда. Краткий исторический очерк. Л., 1969. С. 81
  10. Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах / сост. В.М. Давид. СПб., 2006.
  11. Голоса из блокады. Ленинградские писатели в осажденном городе (1941–1944) / сост. З. Дичаров. СПб., 1996.
  12. Архитекторы блокадного Ленинграда / Гос. Музей истории СПб; КГИОП. СПб., 2005.
  13. Григорьев В., Рыбальченко М. Юные участники обороны Ленинграда // От блокады до Победы. Вып. 13. СПб., 2011. (Серия «Солдаты Победы»).
  14. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Под ред. Н.Л. Волковского. М.; СПб., 2004.
  15. Воспоминания о блокаде: Воспоминания членов Общества жителей блокадного Ленинграда муниципального округа «Екатерингофский». СПб., 2012.
  16. Яров С.В. Жизнь и быт блокадного Ленинграда. М., 2013.
Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56