Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Проект "Книга-юбиляр"

Екатерина Дмитриевна ТЕНЮТИНА, заместитель директора,
Елена Николаевна ЗАГРЕБЕЛЬНАЯ, заместитель директора, куратор медиатеки,
Михаил Валерьевич ТРИЛЕССКИЙ, руководитель медиатеки,
Наталья Олеговна МАТВЕЕНКО, учитель русского языка и литературы,
Татьяна Александровна ЖУРИК, учитель ИКТ, медиа специалист,
Александра Николаевна ПИРОЖЕНКО, заведующая. библиотекой,
ГБОУ «Академическая гимназии № 56» Санкт-Петербурга.

Инновационный проект  «Чтение с увлечением. Книга-юбиляр»

Общая характеристика проекта

Цель проекта: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основногои дополнительного образования.

Задачи проекта:

  • повысить  мотивацию учащихся к чтению (читательскую активность) посредством знакомства с книгой и другими источниками информации;
  • воспитывать гражданские чувства ,  обусловленные осознанием  мощного потенциала книги и чтения, осознанием доступности и открытости таких «институтов», как библиотеки, историко-культурные центры, читательские клубы; гордостью за страну и город, аккумулирующие огромный культурный потенциал, заложенный в «текстах» (в широком смысле слова);  
  • развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные, районные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения; за счет участия в школьных, районных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения;
  • актуализировать и активизировать образовательные  возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой, использования ресурсов культурно-досуговых семейных (в первую очередь – книжных) центров;
  • эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта;
  • активизировать личный читательский опыт педагогов, их общепедагогический и частнометодический опыт воспитания читателя-школьника, непрерывно развивать общекультурную и профессиональную компетентность учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, занимающихся проблемой детского чтения.

Информационно-просветительский проект, направлен на информирование учащихся о важнейших датах культурной жизни России и мира, представление и популяризацию различных источников информации, связанных с «юбилеем книги».

Проект реализуется через тематические выставки, мультимедийные презентации на общешкольных информационных панеляхтематические классные часы, подготовленные представителями медиатеки и/или их добровольными помощниками из числа учащихся, круглые-столы.

Результаты реализации проекта представлены в отзывах участников, их проектах и учебно-исследовательских работах по соответствующим темам; фиксируются сотрудниками медиатеки путем анализа количества обращений школьников за дополнительными источниками по представленной книге. 


[1] Подразделения средней и старшей школы образовательного комплекса Гимназия №56 оснащены большими телевизионными панелями, на которых демонстрируются текущая «рабочая» информация и тематические презентации, связанные с разными проектами школы.


Тема: ”Книга – юбиляр. Э. М. Ремарк «Три товарища» - 75 лет”

РемаркМероприятие проведено в неделю словесности.

Заседание книжного клуба в рамках инновационного метапредметного полипроекта “Чтение с увлечением. Книга-юбиляр.”

Задачи:

  1. Развитие читательской культуры школьника.
  2. Приобщение школьников к литературному мировому процессу.
  3. Развитие грамотной литературной речи и расширение словарного запаса школьника.
  4. Развитие культуры семейного чтения.

План проведения занятия

  1. Предварительно подготовить вопросы к викторине по роману «Три товарища».
  2. Отбор наиболее интересных вопросов из предложенных учащимися 9-х классов.
  3. Вступительное слолво о Ремарке



 

  1. Просмотр видеосюжета «Игра в бисер» с Игорем Волгиным.
  2. Заочный диалог с литературоведом И. Волгиным:

Обсуждаемые вопросы:

  • что значит этот роман для сегодняшнего поколения,
  • о чем этот роман,
  • чье мнение кажется наиболее верным.
  1. Проведение викторины.(на вопросы отвечали викторины участники круглого стола).
  2. Написание сочинения-миниатюры (прилагаются отдельные работы).
  3. Отчет о проведенном мероприятии в форме буклета.

Буклет1               Буклет2

 

Предварительная работа

  1. Создание презентации «Книги-юбиляры-2013»
  2. Размещение информации на сайте гимназии следующего содержания:

75 лет исполняется  роману «Три товарища» г. 1938   Автор: Ремарк  Эрих  Мария

Приглашаем принять участие в конкурсе по этой книге. Победители конкурса получат дипломы и призы. Вопросы и задания опубликованы на сайте гимназии.

Читайте книгу!!!

Эрих Мария Ремарк – для многих поколений читателей, выросших на его произведениях, для критиков, единодушно признавших его работы, он стал своеобразным символом времени. Трагедии Первой и Второй мировой, боль «потерянного поколения», попытка создать для себя во «времени, вывихнувшим сустав» забавный, в чем-то циничный, а в чем-то – щемяще-чистый маленький мир верной дружбы и отчаянной любви – таков Ремарк, автор, чья проза не принадлежит старению…

Три товарища — книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется — любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.

История написания

Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» — первая ступенька к грандиозному роману о настоящей мужской дружбе в нелегкие времена.

В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, болел, встречался с немецкими эмигрантами.

Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается мириться с нацистами и отправляется в Париж — на конгресс писателей в изгнании.

Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке — в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком языке. А вскоре писателя и его жену лишают германского гражданства.

Краткое содержание

Роберт Локамп — один из трех солдат войны 1914—1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это словно бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка («На Западном фронте без перемен», «Возвращение»), но повзрослевший, уже тридцатилетний мужчина. И снова он представительствует от целого поколения, которое называли «потерянным», от тех, кого, по слову автора, «погубила война», кто «стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие. Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей. Безработица. Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.

Не пройдя другого университета, кроме окопов, Р. Л. не имеет профессии, вынужден метаться в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это — оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. «Четвертый товарищ» и символ союза фронтовых друзей — почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени «Карл», старомодная колымага, прячущая внутри «сердце» — уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в дешевом пансионе среди бедноты. В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р. Л. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Р. Л. к «девушке из другого круга», загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий. Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, — идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Р. Л.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, — контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора — либо три товарища, либо девушка — снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Р. Л. Но любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая. И эта красавица — прелестная, свежая, цветущая — тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие детского недоедания. Финальный блок романа — обострение болезни Пат, санаторий, умирание, агония — это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.

 Цитаты из книги

  • Такт — это соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.
  • — Забыл — и прекрасно, что забыл, — вмешался Фердинанд Грау. — В забвении — тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем.
  • Если хочется жить, это значит, что есть что-то, что любишь. Так труднее, но так и легче.
  • Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.
  • Разве хоть кто-нибудь может знать, не покажется ли ему со временем счастливым тот, кого он сегодня жалеет?
  • Если человек чего-то стоит, значит, он уже как бы памятник самому себе.
  • Но ведь надо уметь и проигрывать. Иначе как же жить?
  • Именно в век деловитости надо быть романтиком, вот в чем фокус.
  • От принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости.
  • Питаемся иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего.
  • Поверхностны только те, кто считают себя глубокомысленными.
  • Порядочный человек с наступлением вечера всегда становится меланхоличным.
  • Но насчет лени еще далеко не все ясно. Она — начало всякого счастья и конец всяческой философии.
  • Человек всегда велик в намерениях. Но не в их выполнении. В этом и состоит его очарование.
  • «Всё проходит» — это самая верная истина на Земле.
  • Жалость — самый бесполезный предмет на свете. Она — обратная сторона злорадства.

Отзывы о книге

… Роман любят читатели и критики. Наверное, потому, что реалии послевоенной Германии несколько отступают на второй план, скрытые красотой романтизированной мужской дружбы. Такую дружбу хочется называть «настоящей», но много ли людей встречались в жизни с дружбой столь высокой пробы?

Книга "Три товарища" - произведение трепетное и уникальное. Читать ее нужно не торопясь. Она разрывает душу читателя.

… "Три товарища"- это прекрасная и трогательная история о чистой, искренней любви. О дружбе. Об искалеченных сердцах. Она заставит дрогнуть даже самое каменное сердце. Роман "Три товарища" в Украине входит в учебную программу. Я помню, что даже наши мальчики были тронуты, когда мы пересказывали содержание.

... Меня тронула забота друзей друг о друге. У Вас есть такие друзья? У меня, к сожалению, нет. Но после того как, я прочла эту книгу, я стала иначе, более трепетно, относиться к тем людям, которые у меня есть и которые меня любят и ценят. Вы скажете, что с возрастом все приходят к этому. И будете правы. Но я рада, что поняла это в 16 лет.

… Роман больше хвалили, чем ругали, и это вполне обоснованно. Мастерские диалоги, четкость образов и притягательность чистых чувств мало кого способных оставить равнодушным.

  1. Конкурс вопросов по книге «Три товарища» среди учащихся 9-х классов, прочитавших произведение. 
    Были отобраны наиболее интересные вопросы и по ним составлена викторина для учащихся средней и старшей школы.
  2. Публикация вопросов викторины на сайте

.

Вопросы викторины:

  1. Когда был опубликован роман?
  2. От чьего лица идет рассказ в романе?
  3. Назовите имена главных героев книги.
  4. Где свела судьба главных героев?
  5. Какое дело объединяло трех товарищей?
  6. Имя девушки, которую полюбил Роберт.
  7. Название кафе, в котором друзья проводили свободное время.
  8. На каком инструменте играл Робби?
  9. Как назывался автомобиль, которым три товарища дорожили?
  10.  «Родиться глупцом не стыдно, стыдно умереть глупцом». Чьи это слова?
  11. О чем, на ваш взгляд, этот роман?

 

  1. Проведение круглого стола в медиатеке ”Книга – юбиляр. Э. М. Ремарк «Три товарища» - 75 лет”
  2. Написание сочинений–эссе о прочитанном романе. (Приложение_2)
  3. Подведение итогов мероприятия. Награждение победителей дипломами и книгами.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес