Елена Петровна Кузнецова, учитель химии
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ
-
Курс: Химия 9, базовый уровень.
Критерии качества обучения- требования учебной программы.
Цель урока: Отработать умения и практические навыки распознавания солей и щелочных металлов с помощью качественных реакций; научиться анализировать результаты наблюдений; составлять молекулярные и ионные уравнения реакций; делать выводы; правильно использовать химическое оборудование; соблюдать правила техники безопасности.
Планируемые результаты обучения
Создать условия для успешного выполнения практической работы и развития творческих и практических способностей учащихся. (при работе в малой группе).
Отработать навыки аналитических методов исследования определения солей щелочных металлов с помощью качественной реакции.
Совершенствовать знания о безопасности работы.
Продолжить формирование представлений о практическом применении химических знаний.
Использовать презентации учащихся для закрепления знаний о химических свойствах металлов и применении металлов.
Ход урока:
- Сообщение о цели урока.(1 мин.).
- Правила техники безопасности с помощью мультимедийных технологий (5 мин.)
- Выполнение практической работы (13 мин.)
- Самоконтроль выполненной работы с использованием мультимедийных технологий (3 мин.)
- Подведение итогов и заключение (3 мин.):
Цели урока:
- Создать условия для успешного выполнения практической работы и развития творческих и практических способностей учащихся. (при работе в малой группе).
- Отработать навыки аналитических методов исследования определения солей щелочных металлов с помощью качественной реакции.
- Совершенствовать знания о безопасности работы.
- Продолжить формирование представлений о практическом применении химических знаний.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
- Индивидуально – групповая работа
- Демонстрация мультимедийных разработок
- Работа с картой – отсчетом
Технические средства:
- используются карты – инструкции, наборы лабораторного оборудования,
- мультимедийный комплекс.
Ход урока
Учитель: выделяет основную цель урока: опытным путем распознать катионы щелочных металлов по окраске пламени спиртовки и с помощью качественных реакций определить хлориды и йодиды щелочных металлов.
Для того, чтобы успешно справиться с поставленной целью мы должны вспомнить основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете и особое внимание обратить на приемы работы со спиртовкой и растворами веществ.
(на боковой доске рисунки ребят по т/б).
Работа с мультимедийными слайдами по правилам обращения со спиртовкой:
(Стихотворный комментарий к правилам по т/б).
Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность – хорошо, А халатность – плохо! Это должен каждый знать: Спирт в спиртовке поджигать Спичкой только можно И очень осторожно. Чтобы пламя погасить, Спиртовку следует закрыть. И для этого, дружок, У нее есть колпачок. Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты всё понял, Вот тогда и начинай. Если хочешь долго жить, Надо медленно спешить. Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой. |
Учитель: приступаем к выполнению опытов, на экране задания, которые вы должны выполнить и наблюдения занести в карту – отчет.
Задача 1. В пробирках под номерами 1,2,3 имеются растворы трех веществ: хлорида калия, хлорида натрия и хлорида лития. Определите каждое вещество опытным путем, по окраске пламени спиртовки. Оформите отчет о выполненной работе в виде таблицы. Инструкция по выполнению у каждого на столе.
Задача 2. В пробирках под номерами 4,5 имеются растворы хлорида калия и иодида калия. Распознайте растворы этих солей одним реактивом. Оформите отчет в виде таблицы.
Учитель: Проверяем выполненную вами работу с использованием слайдов – подсказок. Если вы правильно определили выданные вам растворы веществ в пронумерованных пробирках отметьте знаком «плюс» в графе самоконтроль.
Учитель: Д/З. Найдите материал по применению нитрата серебра.
Учитель: Подведем итоги урока. Итак, мы знаем какими аналитическими способами распознать катионы щелочных металлов от катионов щелочных металлов, хлориды от иодидов. Кто справился с работой? Как вы думаете, где используется свойство катионов металлов окрашивать пламя в разные цвета?
Предполагаемый ответ ученика: Фейерверки. Демонстрация опыта по окраске пламени катионами солей бария и стронция.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...