Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Химический кружок в гимназии

Людмила Павловна ФЕДЮКИНА,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

Химический кружок и его роль для учащихся, заинтересованных в дополнительных занятиях по предмету

-

Химия – одна из фундаментальных наук естественно – математического цикла. Необходимость развития данной области знаний обусловлена потребностями современного общества. Химия является основой для развития медицины, компьютерной техники и других отраслей промышленности. Обучение химии начинается в 8 классе и поначалу учащиеся демонстрируют интерес к предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с большим объемом знаний, который таит в себе эта сложная наука, их интерес стихает. Одним становится неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие не теряют интереса и искреннего стремления к познанию.

Именно эти школьники мотивированы на получение углубленных знаний в классах химико-биологического профиля. Так как в этих классах создается система специализированной подготовки, ориентированной на реализацию выбора будущей профессии ученика. А профильное обучение в старшей школе является одним из направлений модернизации современного образования.

Как же сохранить интерес к изучению химии учащихся не профильных классов? Мир волшебства, фантазии увлекает подростков, как это использовать для поднятия престижа школьной химии и увеличения качества знаний по данному предмету основной массы школьников?

Для решения этой проблемы в нашей гимназии в рамках проекта дополнительного образования «ОТ ПОРТФОЛИО ВЫХОДНОГО ДНЯ» к «АБИТУР-КЛАССУ» создана «Лаборатория исследователей» химиков им.Д.И. Менделеева для ребят 8-9 классов. Основная задача лаборатории - это развитие любознательности и воспитание чувствительности к проблемам окружающего нас мира, формирование устойчивого интереса к предмету и организация познавательной исследовательской деятельности. Можно выделить основные аспекты в работе кружка, которые привлекают внимание учеников: это, прежде всего проведение занимательных опытов и экспериментальных работ по выращиванию кристаллов, по приготовлению и использованию различных красящих смесей, по исследованию свойств стекла, бумаги и другие практические работы. Создание презентаций по темам, которые имеют прикладную направленность и позволяют понять, что химические знания нужны в повседневной жизни. Еще одно направление — это проведение экскурсий в музеи и на предприятия нашего города, которые способствуют патриотическому и гуманистическому воспитанию школьников.

Формы отчета выполнения теоретических и экспериментальных работ могут быть представлены в виде

  1. дневника наблюдений (применяются литературные стили оформления: стихи, детективные, романтические приключения и другие);
  2. реферата или сообщения;
  3. презентации.

Некоторые темы презентаций и теоретических работ, которые предлагаются учащимся.

  • Удивительные свойства воды.
  • Значение растворов в жизни человека
  • Волшебный мир кристаллов
  • Рождение и свойства стекла
  • История спичек.
  • Химия в палитре художника
  • История фарфора

Эффективность экскурсии зависит от подготовленности ребят к восприятию материала, поэтому проводить это мероприятие лучше после знакомства с темой. Перед экскурсией ребята получают проблемное задание. Обсуждение и отчет об экскурсии составляем на очередном заседании кружка.

Итоговые занятия кружка проводим в виде выставки, например, выращенных кристаллов, написанных и раскрашенных рисунков, фотографий; в виде сообщений и презентаций на предложенные темы; разные формы игр с использованием ИКТ. Ученики, получившие наиболее интересные результаты выполнения экспериментальных и исследовательских работ, выступают с сообщениями на предметной химической неделе и на научно-практической конференции «Шаги в науку XXIвека».

На основе данного опыта можно сделать вывод, что у учащихся возрастает интерес к изучению химии, к участию в химических мероприятиях и к умению применять на практике изучаемые теоретические понятия.

Программа объединения «Юный химик» (Химические вещества в повседневной жизни человека) предназначена для учащихся 8-10 классов.

Содержание работы кружка знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только расширяет кругозор учащихся, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным, дает возможность экологического просвещения учащихся, способствует формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.

Цели программы:

  • через активные формы организации деятельности познакомить учащихся с характеристикой веществ, окружающих нас в повседневной жизни. Это вода и поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п.;
  • показать, что химия – это элемент общечеловеческой культуры, без которой невозможна жизнь любого члена общества;
  • на лабораторных и практических занятиях сформировать умения и навыки работы с веществами и оборудованием, которые пригодятся в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • развитие познавательного интереса к изучению химических веществ и предметов, окружающих нас в жизни и проведению химического эксперимента; приобретение специальных умений и навыков изучать и исследовать свойства веществ, соблюдая все правила техники безопасности;
  • оформлять рабочие журналы с результатами эксперимента; использовать справочную литературу; обсуждать результаты эксперимента;
  • воспитание навыков здорового образа жизни, через знания об опасностях некоторых бытовых химических веществ и способах их обезвреживания;
  • сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности через проектные работы.

Данная программа имеет естественно - научную направленность и предназначена для обучающихся в возрасте 13-15 лет.

Состав группы постоянный, набор учащихся свободный.

Срок реализации программы один год, рассчитан на 144 часа, занятия проводятся два раза в неделю – вторник и четверг по два часа.

Прогнозируемые результаты:

В процессе занятий школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни; об экологических проблемах чистоты воды и других веществ. Уметь проводить эксперимент по очистке солей, выращиванию кристаллов, дистилляции воды, определять химические свойства различных пирофоров, препаратов бытовой химии, средств гигиены и косметики, соблюдая правила техники безопасности.

Динамику интереса к темам программы помогут проследить следующие мероприятия: выставка выращенных кристаллов; конкурсы сообщений и проектных работ; участие в школьной учебно-исследовательской конференции; заключительное занятие проводится в форме игры с использованием ИКТ.

Учебно-тематический план

 

Раздел и тема

Количество часов

 общее

теоретических

практических

1.

1.1

1.2

1.3

Вода

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды.

Вода в организме человека.

Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

7

3

4

2.

Поваренная соль

20

12

8

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

Солевой баланс в организме человека.

Получение поваренной соли и ее очистка.

Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Общие свойства твердых тел. Кристаллы.

Пересыщенные растворы и их свойства.

Методы выращивания кристаллов.

Кристаллы и жизнь. Кристаллические вещества Земли.

     

3.

3.1

3.2

3.3

Спички.

Пирофоры. История изобретения спичек.

Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички.

Спичечное производство в России.

12

8

4

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

Бумага.

От пергамента шелковых книг до наших дней.

Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты.

Хлопчатобумажные ткани.

Виды бумаги и ее практическое использование.

12

6

6

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

Карандаши и акварельные краски.

Графит.

Состав цветных карандашей. Пигменты.

Химический состав и виды акварельных красок.

Способы приготовления красок на разной основе.

20

9

11

6.

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

Стекло.

История стеклоделия.

Получение оконного стекла. Посуда из стекла.

Виды декоративной обработки стекла.

Работа со стеклом.

Экскурсия в лабораторию

12

6

6

7.

7.1

7.2

7.3

Керамика.

Виды и химический состав глин.

Разновидности керамических материалов.

Экскурсия на фарфоровый завод.

12

8

4

8.

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

Химические средства гигиены и косметики.

Средства ухода за зубами.

Мыла и синтетические моющие средства.

Аэрозоли и дезодоранты.

Косметические средства.

Препараты бытовой химии- наши помощники.

15

8

7

9.

9.1

9.2

9.3

Минералы и полимеры у нас дома.

Мел, гипс, известняк. Состав, свойства. Полезные советы по практическому использованию.

Полимеры и волокнистые материалы.

Выведение пятен с одежды в домашних условиях.

15

10

5

10.

10.1

10.2

10.3

10.4

Химия пищи.

Основные химические вещества пищи.

Пищевые добавки.

Природные токсиканты и загрязнители.

Химические основы домашнего приготовления пищи.

15

7

8

11.

Заключительное занятие на тему: «роль химических знаний в повседневной жизни».

Форма проведения - игра с использованием ИКТ.

4

4

 
Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56