Людмила Павловна ФЕДЮКИНА,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
Химический кружок и его роль для учащихся, заинтересованных в дополнительных занятиях по предмету
-
Химия – одна из фундаментальных наук естественно – математического цикла. Необходимость развития данной области знаний обусловлена потребностями современного общества. Химия является основой для развития медицины, компьютерной техники и других отраслей промышленности. Обучение химии начинается в 8 классе и поначалу учащиеся демонстрируют интерес к предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с большим объемом знаний, который таит в себе эта сложная наука, их интерес стихает. Одним становится неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие не теряют интереса и искреннего стремления к познанию.
Именно эти школьники мотивированы на получение углубленных знаний в классах химико-биологического профиля. Так как в этих классах создается система специализированной подготовки, ориентированной на реализацию выбора будущей профессии ученика. А профильное обучение в старшей школе является одним из направлений модернизации современного образования.
Как же сохранить интерес к изучению химии учащихся не профильных классов? Мир волшебства, фантазии увлекает подростков, как это использовать для поднятия престижа школьной химии и увеличения качества знаний по данному предмету основной массы школьников?
Для решения этой проблемы в нашей гимназии в рамках проекта дополнительного образования «ОТ ПОРТФОЛИО ВЫХОДНОГО ДНЯ» к «АБИТУР-КЛАССУ» создана «Лаборатория исследователей» химиков им.Д.И. Менделеева для ребят 8-9 классов. Основная задача лаборатории - это развитие любознательности и воспитание чувствительности к проблемам окружающего нас мира, формирование устойчивого интереса к предмету и организация познавательной исследовательской деятельности. Можно выделить основные аспекты в работе кружка, которые привлекают внимание учеников: это, прежде всего проведение занимательных опытов и экспериментальных работ по выращиванию кристаллов, по приготовлению и использованию различных красящих смесей, по исследованию свойств стекла, бумаги и другие практические работы. Создание презентаций по темам, которые имеют прикладную направленность и позволяют понять, что химические знания нужны в повседневной жизни. Еще одно направление — это проведение экскурсий в музеи и на предприятия нашего города, которые способствуют патриотическому и гуманистическому воспитанию школьников.
Формы отчета выполнения теоретических и экспериментальных работ могут быть представлены в виде
- дневника наблюдений (применяются литературные стили оформления: стихи, детективные, романтические приключения и другие);
- реферата или сообщения;
- презентации.
Некоторые темы презентаций и теоретических работ, которые предлагаются учащимся.
- Удивительные свойства воды.
- Значение растворов в жизни человека
- Волшебный мир кристаллов
- Рождение и свойства стекла
- История спичек.
- Химия в палитре художника
- История фарфора
Эффективность экскурсии зависит от подготовленности ребят к восприятию материала, поэтому проводить это мероприятие лучше после знакомства с темой. Перед экскурсией ребята получают проблемное задание. Обсуждение и отчет об экскурсии составляем на очередном заседании кружка.
Итоговые занятия кружка проводим в виде выставки, например, выращенных кристаллов, написанных и раскрашенных рисунков, фотографий; в виде сообщений и презентаций на предложенные темы; разные формы игр с использованием ИКТ. Ученики, получившие наиболее интересные результаты выполнения экспериментальных и исследовательских работ, выступают с сообщениями на предметной химической неделе и на научно-практической конференции «Шаги в науку XXIвека».
На основе данного опыта можно сделать вывод, что у учащихся возрастает интерес к изучению химии, к участию в химических мероприятиях и к умению применять на практике изучаемые теоретические понятия.
Программа объединения «Юный химик» (Химические вещества в повседневной жизни человека) предназначена для учащихся 8-10 классов.
Содержание работы кружка знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только расширяет кругозор учащихся, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным, дает возможность экологического просвещения учащихся, способствует формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Цели программы:
- через активные формы организации деятельности познакомить учащихся с характеристикой веществ, окружающих нас в повседневной жизни. Это вода и поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п.;
- показать, что химия – это элемент общечеловеческой культуры, без которой невозможна жизнь любого члена общества;
- на лабораторных и практических занятиях сформировать умения и навыки работы с веществами и оборудованием, которые пригодятся в повседневной жизни.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к изучению химических веществ и предметов, окружающих нас в жизни и проведению химического эксперимента; приобретение специальных умений и навыков изучать и исследовать свойства веществ, соблюдая все правила техники безопасности;
- оформлять рабочие журналы с результатами эксперимента; использовать справочную литературу; обсуждать результаты эксперимента;
- воспитание навыков здорового образа жизни, через знания об опасностях некоторых бытовых химических веществ и способах их обезвреживания;
- сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности через проектные работы.
Данная программа имеет естественно - научную направленность и предназначена для обучающихся в возрасте 13-15 лет.
Состав группы постоянный, набор учащихся свободный.
Срок реализации программы один год, рассчитан на 144 часа, занятия проводятся два раза в неделю – вторник и четверг по два часа.
Прогнозируемые результаты:
В процессе занятий школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни; об экологических проблемах чистоты воды и других веществ. Уметь проводить эксперимент по очистке солей, выращиванию кристаллов, дистилляции воды, определять химические свойства различных пирофоров, препаратов бытовой химии, средств гигиены и косметики, соблюдая правила техники безопасности.
Динамику интереса к темам программы помогут проследить следующие мероприятия: выставка выращенных кристаллов; конкурсы сообщений и проектных работ; участие в школьной учебно-исследовательской конференции; заключительное занятие проводится в форме игры с использованием ИКТ.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел и тема |
Количество часов |
||||
общее |
теоретических |
практических |
||||
1. 1.1 1.2 1.3 |
Вода Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. |
7 |
3 |
4 |
||
2. |
Поваренная соль |
20 |
12 |
8 |
||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 |
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и ее очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Общие свойства твердых тел. Кристаллы. Пересыщенные растворы и их свойства. Методы выращивания кристаллов. Кристаллы и жизнь. Кристаллические вещества Земли. |
|||||
3. 3.1 3.2 3.3 |
Спички. Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России. |
12 |
8 |
4 |
||
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 |
Бумага. От пергамента шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и ее практическое использование. |
12 |
6 |
6 |
||
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 |
Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок. Способы приготовления красок на разной основе. |
20 |
9 |
11 |
||
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 |
Стекло. История стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки стекла. Работа со стеклом. Экскурсия в лабораторию |
12 |
6 |
6 |
||
7. 7.1 7.2 7.3 |
Керамика. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Экскурсия на фарфоровый завод. |
12 |
8 |
4 |
||
8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 |
Химические средства гигиены и косметики. Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства. Препараты бытовой химии- наши помощники. |
15 |
8 |
7 |
||
9. 9.1 9.2 9.3 |
Минералы и полимеры у нас дома. Мел, гипс, известняк. Состав, свойства. Полезные советы по практическому использованию. Полимеры и волокнистые материалы. Выведение пятен с одежды в домашних условиях. |
15 |
10 |
5 |
||
10. 10.1 10.2 10.3 10.4 |
Химия пищи. Основные химические вещества пищи. Пищевые добавки. Природные токсиканты и загрязнители. Химические основы домашнего приготовления пищи. |
15 |
7 |
8 |
||
11. |
Заключительное занятие на тему: «роль химических знаний в повседневной жизни». Форма проведения - игра с использованием ИКТ. |
4 |
4 |
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...