Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Образовательный туризм


Образовательный туризм и его роль в страноведческом образовании школьников
 

В рамках программы изучения иностранного языка в средней и старшей школе страноведению, т.е. изучению географии, истории, политической системы и литературы стран изучаемого языка, отводится довольно большое количество учебного времени. На уроках мы много говорим о парламенте Великобритании и Конгрессе США, учащиеся легко показывают на карте Лондон и Вашингтон, но вопросы о культуре стран изучаемого языка вызывают у них большие трудности. Сегодня ученикам недостаточно просто получать знания от учителя, им необходимо уметь извлекать знания из разных источников, а образовательный туризм как раз и является одним из способов развития этого умения.

Идея образовательного туризма не нова. История научно-познавательных и образовательных путешествий восходит, по крайней мере, к античности: к путешествиям ученых греков и римской аристократии. В средние века в Европе появляются странствующие школяры, которые переходят из одного университета в другой. С середины 16 века посещение памятников великих цивилизаций становится одним из условий признания молодого человека в обществе. В России же мода на образовательный туризм появилась еще три столетия назад. В петровские времена богатые родители стали отправлять своих отпрысков в туры за знаниями. Длились эти поездки несколько лет. За это время родители могли отдохнуть от детей, а сами дети отшлифовать иностранные языки и набраться уму-разуму за границей. Эта традиция была продолжена и государственным образованием. Например, в 18 веке выпускники, закончившие Санкт-Петербургский кадетский корпус с медалью, могли три года путешествовать за границей за казенный счет. В 19 веке широкое распространение получает включение в программы частных учебных заведений и пансионов непродолжительных поездок по Европе – «для усовершенствования в иностранных языках и приобретения полезного опыта» [1]

Сегодня многие туристические фирмы предлагают различные программы образовательного туризма, сочетающие изучение иностранного языка, развлечения и отдых. На наш взгляд, эти программы хороши для лета, когда ученики располагают большим количеством свободного времени. Мы же хотим поговорить о поездках, которые можно совершать на осенних или весенних каникулах. Конечно, таким путешествиям предшествует длительная подготовка, но тем интереснее становятся сами поездки, поэтому весенние каникулы кажутся нам наиболее подходящим для таких поездок временем. Мы хотим поделиться опытом подобных поездок в Великобританию. В течение трех четвертей на уроках и занятиях в страноведческих кружках учащиеся получают теоретические знания по истории и культуре страны. Мы предлагаем им создавать проекты и виртуальные экскурсии по Лондону, Оксфорду, Стредфорду-на-Эйвоне (как на русском, так и на английском языках).

Конечно, то, что мы живем в Санкт-Петербурге, в непосредственной близости от Финляндии, очень помогает нам в осуществлении задуманных мероприятий. (Мы можем найти доступные многим по цене авиабилеты и гостиницы). Во время наших поездок ученики знакомятся не только и не столько с культурным наследием страны, но напрямую сталкиваются с реалиями повседневной, в частности английской жизни. Любой, самый интересный рассказ учителя, никогда не заменит личного впечатления (например, о том, что в Англии все действительно пьют чай, правда, не в 5, а в 4 часа вечера). Можно сто раз рассказать о том, что “fish and cheeps” (жареная рыба с картошкой) – это самый популярный в Англии фаст фуд, но самим то попробовать гораздо интереснее. Но самое главное, как нам кажется, - это постоянное столкновение с поликультурной жизнью этой страны, в которой водители автобусов очень часто представители польской диаспоры, портье в отелях – пакистанской, а в справочной метрополитена – темнокожие выходцы из африканских стран. И подобные проявления толерантности английского общества встречаются на каждом шагу. Мы всегда обращаем на них внимание наших учеников, потому что, как нам кажется, «подражать Западу» нужно и в воспитании в себе терпимости к жителям нашей многонациональной страны. Живя в английских семьях, русские дети начинают лучше понимать английские традиции, они видят, с каким уважением британские дети относятся к деньгам, которые зарабатывают их родители. И конечно, языковая практика, полученная в процессе общения с членами семей, просто бесценна. Только в этих ситуациях наши ученики понимают, как важны знания лексики на такие простые темы, как «Мой дом» и «Еда» (ведь надо объяснить английской маме, что ты не ешь рыбу, и спросить, как включается горячая вода).

Таким образом, образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность. Сегодня культурная грамотность продолжает оставаться одной из главных для образования, но «книжного» знания истории культуры той или иной страны становится недостаточно, необходима «личная встреча» с этой культурой.

В зависимости от того, для какой возрастной группы учащихся планируется поездка, мы предлагаем несколько вариантов занятий, предваряющих поездку:

1.      Для средней школы (8-9 классы). «Рацион англичанина. Традиционная кухня». К этому занятию учащиеся готовят презентации на тему «Английский завтрак», «Континентальный завтрак», «Английские блюда праздничного стола: Рождество, Пасха», «Фиш энд чипс» (“Fish and Chips”). Со старшими школьниками обсуждаем текст «Английские пабы» (“English Pubs”).

2.      «Отношения англичан к жизненным реалиям» - ролевая игра «Английская свадьба». В начале занятия учащиеся читают статью “English Weddings” и после этого разыгрывают свадебную церемонию с участием жениха, невесты, шафера, подружки невесты, родителей жениха и невесты, друзей и родственников. Также учащимся предлагается составить список свадебных подарков.[2]

На время поездки все учащиеся получают задание – вести дневник поездки, в котором отмечать все контакты с носителями языка, начиная с утра в принимающей семье, вопросы и ответы продавца в магазине и т.п.

Они также должны узнать у английских детей все слова молодежного современного сленга, описывающие их одежду и реалии современной жизни. Например, «толстовка», «мешковатые джинсы», «тусовка» и т.п.

После возвращения из поездки, кроме фотоотчетов и презентаций об увиденных достопримечательностях, мы издаем маленький словарик неологизмов, которые узнали в этой поездке. Учащиеся старших классов пишут небольшие исследовательские работы, в которых рассматривают этимологию узнанных слов (например, “hoody” , “spooky” и т.п.).



[1] Ковалева Т.М. Образовательное путешествие как новый (хорошо забытый старый) вид туризма / Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина // Внешкольник. – 2003. - № 9. - С. 11-12.

[2]  При подготовке занятий мы используем пособие И.А.Тисленкова Портрет англичанина. Элективный курс. Английский язык. Страноведение. – ИТД «Корифей» , Волгоград, 2007

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56