Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)


Изучение темы: «Электромагнитные явления»

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении темы: «Электромагнитные явления» по физике в восьмом классе основной школы в свете требований ФГОС к результатам освоения ООП

Быстрое накопление знаний, приобретаемых

 при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворны.

Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.

Лихтенберг

 ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства      образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.

 Принципиальное отличие  ФГОС второго поколения - ориентация на результат, который предполагает развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)

 (личностные, метапредметные, предметные)

 Личностные – воспитание гражданской идентичности, готовности к самообразованию, формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, толерантности, освоение социальных норм, правил безопасного поведения и т.д.

  • Метапредметные – определять цели обучения, планировать пути их достижения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, смысловое чтение, ИКТ-компетенции и т.д.
  • Предметные - цели-результаты по предметным областям и предметам (опыт деятельности специфической для данной предметной области, система основополагающих элементов научного знания)

 Хотя обязательное введение ФГОС для основной школы еще не наступило, необходимо уже сегодня перестраивать свою работу таким образом, чтобы создавать условия для формирования у учащихся: 

  • Универсальных учебных действий
  • ИКТ-компетентности
  • Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
  • Основы смыслового чтения и работы с текстом 

Универсальные учебные действия представляют собой систему действий обучающегося, обеспечивающую способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. 

Компетентностный подход ФГОС делает акцент на деятельностном содержании образования. В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать. 

Реализация компетентностного подхода невозможна без получения глубоких знаний, так как важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.  Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся  в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. 

Таким образом, компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования.  

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. 

Предлагаю в качестве конкретного примера попытки осуществления компетентностного подхода в обучении, т.е. освоение обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности на основе реального предметного эксперимента,  организацию учебно-исследовательской деятельности при изучении  темы: «Электромагнитные явления» по физике  в восьмом классе основной школы. В основе организации данной учебно-исследовательской деятельности учащихся предполагалось учитывать следующие принципы: 

  • Создание внутренней мотивации к процессу учения на основе возбуждения интереса к изучаемому предмету
  • —Деятельностный подход на основе активизации индивидуальной познавательной самостоятельности
  • —Проблемное обучение
  • Принцип успешности обучения
  • Возможность определения объёма содержания и  уровня сложности предметного материала   самим обучающимся 

  На изучение данной темы в восьмом классе основной школы отводится семь часов. Предусмотрено проведение демонстрационных и фронтальных экспериментов; выполнение одной лабораторной работы: «Сборка электромагнита и испытание его действия». 

Материал темы «Электромагнитные явления», на мой взгляд, дает возможность не просто проводить различные опыты, а организовать исследовательскую деятельность учащихся на основе использования экспериментальных заданий на всех уроках по данной теме. 

Организация такой деятельности является достаточно трудоемким процессом, но далеко не напрасным. Ведь известно, что умелое проведение  эксперимента является вершиной изучения физических явлений, так как требует глубоких теоретических знаний,  навыков правильного обращения с приборами, умения построения графиков и грамотного расчета, умения оценивать погрешность опыта, умения анализировать и делать выводы. 

Научиться всему этому можно только тогда, когда принимаешь непосредственное участие в практической деятельности. Поэтому, чем чаще учащиеся будут обращаться к экспериментальным заданиям, тем выше будет качество их знаний, так как приобщение к исследовательской деятельности, возможность что-то сделать своими руками развивает к тому же интерес к предмету и помогает лучше его усвоить. Таким образом, на уроках физики создается реальная возможность  формирования универсальных умений и навыков, которые учащиеся могут применить и на других предметах, и во внеучебных, жизненных ситуациях. 

Экспериментальные задания, предлагаемые при изучении данной темы в базовом восьмом классе, не являются сложными. Они не основаны на установлении количественных закономерностей и требуют лишь качественного объяснения. Но это ничуть не умаляет их достоинств. Выполнение таких заданий в большей степени требует от учащихся проявлять самостоятельность, развивает умение анализировать свою работу и  делать выводы, что пока для восьмиклассников представляет определенную трудность. И, конечно, выполнение таких заданий развивает навык работы с приборами и поддерживает интерес учащихся к изучению электромагнитных явлений. Предлагаемые экспериментальные задания не являются чем-то новым, они общеизвестны. Но при этом некую новизну им придает характер их использования. Так же от учащихся требуется помимо выполнения непосредственного экспериментального задания, самостоятельное теоретическое объяснение его на основе изучения текста учебника. Предлагается рассмотреть и представить по желанию дополнительный материал по данной теме из других источников. На каждом уроке учащиеся имеют возможность афишировать приобретенные знания. Развитию коммуникативных способностей способствует работа учащихся в паре и группе. Конечно, успешное изучение данной темы посредством учебно-исследовательской деятельности, должно предваряться систематическим обращением к выполнению различных классных и домашних экспериментальных заданий. 

Поурочное распределение материала темы «Электромагнитные явления» 

1. Постоянный магнит и проводник с током. 

2. Магнитное поле на бумаге. 

3. Сравнение магнитного поля соленоида и постоянного магнита. 

4. Вездесущие электромагниты. 

5. Проводник с током в магнитном поле. 

6. Катушка с током в магнитном поле. 

7. Электромагнитный мир. 

Экспериментальная и методическая поддержка темы. 

1. Лабораторное оборудование: постоянные магниты, компас, мелкие металлические тела, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода, ключ, компас, железные опилки, плотный лист бумаги, проволочный виток, соленоид, металлические сердечник и скрепка, динамометр, модель электродвигателя. 

2. Раздаточный материал (ход экспериментальных исследований) 

3. Компьютерная поддержка уроков. Используются готовые продукты: «Образовательный комплекс «Подготовка К ЕГЭ 10-11 класс», «Физика в картинках». 

УМК учащихся 

  • А.В. Перышкин. Физика 8. Дрофа. М. 2002
  • Г.Н. Степанова, А.П. Степанов. Сборник вопросов и задач по физике. Основная школа.  «Валери СПД» СПб. 2001

Содержание уроков

Урок №1

Постоянный магнит и проводник с током.

Цель урока.

Ввести понятие магнитного поля.

Задачи урока:

  • убедиться в том, что магнитное поле образуется вокруг постоянного магнита и проводника с током;
  • выяснить, можно ли обнаружить магнитное поле с помощью органов чувств;
  • имеет ли магнитное поле направление, и можно ли усилить или ослабить его действие.

 Ход урока.

Постановка цели урока.

Электрические явления уже достаточно подробно рассмотрены. Приступаем к изучению явлений магнитных и постараемся убедиться в том, что эти явления взаимосвязаны и что новая тема не случайно носит название «Электромагнитные явления». По мере изучения этой темы будем вести исследовательский дневник. Разделим его пополам. В одной половине будут представлены результаты опытов, в другой - их теоретические объяснения. На последнем уроке проведем конкурс  дневников.

Вы уже не раз собирали электрические цепи и знакомились с особенностями протекания в них электрического тока, и не раз в своей жизни пользовались постоянными магнитами. Давайте выясним, есть ли что-то общее у постоянного магнита и проводника с током?

Что вы знаете из своего жизненного опыта о свойствах постоянных магнитов? Уточним ваши знания с помощью опыта.

Экспериментальное исследование №1

Постоянный магнит

Цель исследования: определить, какими свойствами обладает постоянный магнит.

Оборудование: постоянный магнит, компас, мелкие металлические тела.

Ход исследования.

1. Поднесите постоянный магнит по очереди к карандашу, резинке и к разным металлическим телам.

Понаблюдайте, что будет происходить.

2. Добейтесь максимально возможного притяжения тел магнитом.

Обратите внимание на то, к каким частям магнита притянулись эти тела.

3. Поднесите магнитную стрелку с разных сторон к магниту.

Понаблюдайте за поведением стрелки компаса.

4. По результатам ваших наблюдений сформулируйте основные свойства постоянного магнита.

Проводник с током

Цель исследования: выяснить, что объединяет постоянный магнит и проводник с током.

Оборудование: постоянный магнит, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода, ключ, компас.

Ход исследования.

1. С помощью органов чувств исследуйте пространство вокруг постоянного магнита и вокруг какого-нибудь тела (линейки, карандаша).

 Сделайте вывод о результатах вашего опыта.

2. С помощью компаса исследуйте пространство вокруг постоянного магнита и вокруг какого-нибудь тела (линейки, карандаша).

 Сделайте вывод о результатах вашего опыта.

3. Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, реостата, амперметра, ключа и соединительных проводов, соединив все элементы последовательно:

  • Соберите электрическую цепь по этой схеме.
  • Расположите любой соединительный провод над стрелкой компаса  параллельно его стрелке на небольшом расстоянии, не замыкая цепи (компас лежит на столе). Отклоняется ли при этом стрелка компаса?
  • Замкните цепь, пронаблюдайте, что произойдет со стрелкой компаса.
  • Уберите компас, разомкните цепь. Попробуйте определить с помощью органов чувств, меняется ли что-либо при замыкании цепи.

4.Сделайте вывод по результатам исследования.

 (Постоянный магнит и проводник с током взаимодействуют с магнитной стрелкой)

Работа с учебником. (компьютерная модель опыта Эрстеда)

  • Кто и когда впервые произвел опыт с проводником с током и магнитной стрелкой?
  • Что же действовало в нашем исследовании  на магнитную стрелку, отклоняя ее?
  • Как теперь можно ответить на вопрос: что объединяет постоянный магнит и проводник с током?

Можно ли обнаружить магнитное поле с помощью органов чувств?

А как его можно обнаружить?

Итог урока.

Обнаружен объект невидимка. Какой? Где? С помощью чего? Что о нем стало известно?

Домашнее задание

Используя материал 56 и 59 параграфов учебника,  дайте теоретическое объяснение результатам ваших опытов. 

 

Урок №2

Магнитное поле на бумаге.

Цель урока.

Познакомить с графическим способом изображения магнитных полей.

Задачи урока.

  • Выяснить, имеет ли магнитное поле направление и можно ли усилить или ослабить его действие.
  • Ввести понятие магнитных линий.
  • Выяснить, какую роль играют железные опилки при изучении магнитного поля.
  • Рассмотреть картину магнитных линий постоянного магнита и проводника с током.

 Ход урока

Постановка цели урока.

Узнали о существовании магнитного поля. Оказывается, физики давно научились изображать на бумаге объект невидимку, пользуясь определенными правилами. Давайте выясним, что послужило основой для создания этих правил и как можно изображать магнитные поля на бумаге. Для этого опять проведем экспериментальные исследования, но сначала вспомним, что уже знаем о магнитном поле, и определим, что еще предстоит узнать.

Разбор и корректировка домашнего задания.

Афиширование дневников. Сравнение и уточнение выводов. Внесение дополнений. Обсуждение гипотезы Ампера. Главный вывод: магнитное поле образуется вокруг движущихся электрических зарядов.

Итак, можно ли обнаружить магнитное поле с помощью органов чувств? Какой еще объект нельзя обнаружить с помощью органов чувств? Что является  его источником?

Вернемся к полю магнитному. Как же его можно обнаружить? Достаточно ли этих знаний для того, чтобы изображать магнитное поле на бумаге? Что о нем нужно знать еще?

Можно ли  ослабить или усилить его действие?

Имеет ли оно направление?

Для ответа на эти вопросы проведем следующее исследование.

Экспериментальное исследование №3

Магнитное поле

Цель исследования: выяснить, имеет ли магнитное поле направление и можно ли  усилить или ослабить его действие.

 Оборудование: постоянный магнит, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода, ключ, компас.

Ход исследования

1.Поднесите  компас с разных сторон к постоянному магниту.

Одинаково ли ведет себя стрелка компаса?

2.Установите стрелку компаса вблизи краев магнита и посередине его. Понаблюдайте за поведением стрелки в каждом случае.

3.Подберите расстояние, на котором постоянный магнит не действует на стрелку. Добавьте к нему еще один магнит. Понаблюдайте, что произойдет.

4.Проделайте несколько раз опыт Эрстеда, меняя направление и силу тока в проводнике. Понаблюдайте за поведением стрелки компаса в каждом случае.

5. Запишите выводы по результатам исследования.

Итак, магнитное поле может действовать сильнее или слабее, и в разных направлениях. Следовательно, оно может быть слабым или сильным и имеет направление. И все это нужно учесть при изображении его на бумаге.

Так как магнитная стрелка в магнитном поле ориентируется определенным образом, то логично было бы связать направление магнитного поля с определенным направлением магнитной стрелки.

Физики так и поступили, и за направление магнитного поля приняли направление, совпадающее с направлением, которое указывает северный полюс магнитной стрелки. Так же они договорились изображать магнитное поле с помощью линий, вдоль которых располагаются оси маленьких магнитных стрелок. Назовем их магнитными линиями. Направление магнитных линий в каждой точке поля совпадает с направлением, которое указывает северный полюс магнитной стрелки. Определить характер расположения магнитных линий помогли обыкновенные железные опилки. Почему? Давайте выясним!

Экспериментальное исследование №4

Железные опилки

Цель исследования: выяснить, какую роль играют железные опилки при изучении магнитного поля.

Оборудование: постоянный магнит, железные опилки, плотный лист бумаги.

Ход исследования 

  1. Положите лист бумаги на карандаш. Насыпьте на бумагу железные опилки. Аккуратно постучите по листу бумаги. Понаблюдайте, что будет происходить.
  2. Повторите свои действия, взяв вместо карандаша постоянный магнит.
  3. Аккуратно переверните магнит под листом бумаги, не трогая опилки.
  4. Сравните густоту расположения железных опилок.
  5. Сделайте вывод о поведении железных опилок  в магнитном поле.
    Работа с учебником.
    Что общего в расположении магнитных линий постоянного магнита и проводника с током?
    Как можно изменить направление магнитных линий проводника с током и постоянных магнитов?
    Демонстрация и обсуждение видеосюжета: магнитные линии прямого проводника с током.
    Продолжение исследования №4.
  6. Получите картину магнитных линий между одноименными полюсами магнитов.
  7. Направьте магниты разноименными полюсами друг к другу.
  8. Понаблюдайте, что при этом произойдет.
  9. Объясните свои наблюдения.

Итог урока.

С помощью чего изображают графически магнитные поля? Правила, по которым получают картины различных магнитных полей, условны или основаны на опыте (демонстрация компьютерных моделей)?

Домашнее задание

  • Используя материал 56 и 57 параграфов учебника, внесите нужные на ваш взгляд дополнения в дневники по содержанию урока.
  • Из сборника задач выполните №1849 и № 1880.

 

Урок №3

Сравнение магнитного поля соленоида и постоянного магнита.

Цель урока:

исследовать и сравнить магнитное поле катушки с током

с магнитным полем постоянного магнита.

Задачи урока:

выяснить, при каких условиях вокруг проволочной катушки образуется магнитное поле;

от чего зависит картина магнитного поля соленоида.

Ход урока.

Разбор, корректировка домашнего задания и постановка цели урока.

Магнитные поля можно изображать графически. Как?

Попробуем теперь по известной картине магнитного поля предсказать его свойства. Свои выводы проверим опытным путем. Для этого сравним картину магнитного поля катушки с током (соленоида) с картиной магнитного поля полосового магнита.

Демонстрация компьютерной модели (диск: «Физика в картинках»):

изображение магнитных полей постоянного магнита и соленоида.

Анализ модели.

 Сравнивая густоту магнитных линий у обоих тел можно выделить …(полюса)

 И у постоянного магнита, и у соленоида есть еще область, где магнитное поле …(однородно)

 Итак, в данном случае, картины магнитных полей полосового магнита и катушки с током …(одинаковы). Будут ли их свойства одинаковы?

 Всегда ли картины этих полей будут аналогичны?

Проведем экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование №5

 Соленоид

Цель исследования:

  • проверить, будут ли одинаковыми свойства магнитных полей полосового магнита и соленоида;
  • выяснить, как можно изменить свойства магнитного поля соленоида.

Оборудование: источник тока, проволочный виток, соленоид, реостат, амперметр, соединительные провода, ключ, компас, металлический сердечник.

Ход исследования

1.Опыты с проволочным витком:

  • С помощью имеющегося оборудования создайте у проволочного витка магнитное поле (используйте все приборы, которые можно включить в электрическую цепь).
  • Убедитесь, что оно есть. Определите его направление.
  • Определите, есть ли полюса у витка с током.
  • Сделайте вывод о характере магнитного поля витка с током.
  • Поменяйте направление тока в витке.
  • Выясните, изменилось ли его магнитное поле?

2.Опыты с соленоидом:

  • Повторите опыты, взяв вместо витка катушку (соленоид).
  • Изменился ли характер магнитного поля?
  • Используя реостат, усильте магнитное поле соленоида.
  • Убедитесь в том, что оно стало сильнее.
  • Вставьте металлический сердечник в соленоид.
  • Определите, как при этом изменился характер магнитного поля соленоида.

3.Сделайте вывод по результатам исследования в соответствие с его целью.

Итог урока.

Возвращение к компьютерной модели.

Так всегда ли картины магнитных полей постоянного магнита и соленоида будут одинаковы?

Объяснение меняющихся на слайде картин магнитных линий соленоида.

Можем ли мы так же легко менять картину магнитных линий полосового магнита?

 Постоянные магниты можно ли также назвать естественными магнитами. А соленоид? (искусственный магнит). Создан такой магнит с помощью электрического тока. Поэтому такие магниты называются еще электромагнитами.

Домашнее задание:

  • Узнайте, кто и когда изобрел первый электромагнит, где сегодня применяются электромагниты, найдя информацию в учебнике или других источниках (параграф № 58).
  • Так же предложите свои способы использования электромагнитов.
  • Из сборника задач выполните № 1895.

 

Урок №4

Вездесущие электромагниты.

Цель урока: рассмотреть применение электромагнитов.

Задачи урока:

  • выяснить, как можно управлять электромагнитами
  • разобрать конкретные случаи применения электромагнитов
  • определить преимущества электромагнитов перед постоянными магнитами

 

Ход урока

1.Постановка цели урока.

 Выполняя домашнее задание, наверняка убедились, что электромагниты нашли очень широкое применение. Давайте выясним, почему это стало возможным, и на конкретных примерах определим преимущества электромагнитов.

 Начнем с разбора домашней задачи. Что предлагалось исследовать в этой задаче? Какие вы можете предложить способы исследования. Давайте теперь проведем аналогичное исследование.

Экспериментальное исследование №6

Электромагниты

Цель исследования: выяснить, как зависит сила взаимодействия электромагнита с металлической скрепкой от силы тока в его обмотке.

Оборудование: источник тока, соленоид, реостат, амперметр, соединительные провода, ключ, металлические сердечник и скрепка, динамометр.

Ход исследования

1.Составьте план исследования.

2.Проведите его.

3.Сделайте вывод по результатам вашего исследования в соответствие с его целью (предполагается анализ графического представления результатов исследования).

Работа в группах.

  1. Сообщите о результатах ваших исследований.
  2. Приведите известные вам примеры применения электромагнитов.
  3. Приведите свои примеры применения электромагнитов.
  4. Объясните действия электромагнитов, рассмотренных в задании №9 учебника. (Сопровождаются демонстрацией или видеосюжетом.)
  5. Дайте объяснение возможности широкого применения электромагнитов.

Итог урока.

 Урок назывался: «Вездесущие электромагниты». Оправдал ли он свое название? Аргументируйте свой ответ. Запишите кратко свои аргументы.

Домашнее задание.

  • Убедитесь, что в вашем дневнике все в порядке.
  • Выполните упражнение № 28 учебника.
  • Из сборника задач выполните № 1905 и № 1907.

 

 

Урок №5

Проводник с током в магнитном поле.

Цель урока: рассмотреть действие магнитного поля на проводник с током.

Задачи урока:

  • Выяснить, что будет происходить с проводником с током, если его внести в магнитное поле.
  • Определить от чего зависит модуль и направление силы Ампера.
  • Выяснить, как можно заставить поворачиваться виток с током в магнитном поле.

Ход урока

 Разбор и корректировка домашнего задания.

Афиширование дневников и выполненных заданий.

Постановка цели урока.

 Использование магнитного поля не ограничивается только работой электромагнитов. Все вы знаете об использовании электрических двигателей. Настала пора разобраться, как они работают. Для этого необходимо выяснить, как ведет себя проводник с током в магнитном поле.

 Проведем опыты.

Экспериментальное исследование №7

Проводник с током в магнитном поле

Цель исследования: выяснить, что происходит с проводником с током в магнитном поле.

Оборудование: источник тока, проволочный виток, реостат, амперметр, соединительные провода, ключ, постоянный дугообразный магнит.

Ход исследования

1. Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, реостата, амперметра, проволочного витка, ключа и соединительных проводов, соединив все элементы последовательно.

  • Соберите электрическую цепь по этой схеме.
  •  Наденьте виток на постоянный магнит.
  • Замкните цепь. Пронаблюдайте, что при этом будет происходить с витком.
  • Повторите опыты, изменив положение магнита.
  • Повторите опыты, используя два магнита, сложенные вместе одноименными полюсами.
  • Пронаблюдайте, какие изменения произойдут.
  • Повторите опыты, меняя по очереди направление и силу тока в витке.
  • Сделайте вывод о том, что и как происходит с витком с током в магнитном поле.
  • Попробуйте заставить виток с током поворачиваться в магнитном поле.
  • Объясните, как вы этого добились.
  • Расскажите о своих наблюдениях и выводах (показ демонстраций с прямым проводником с током в магнитном поле).

Итог урока.

  • Итак магнитное поле можно обнаружить не только по его действию на магнитную стрелку, но и по действию на ….? Модуль и направление силы, действующая на проводник с током в магнитном поле зависит от…? Действие магнитного поля на помещенный в него проводник с током используется в электрических двигателях. На следующем уроке познакомимся подробнее с их устройством.

Домашнее задание.

  • Используя материал 61 параграфа, объясните ход опытов, изображенных на рисунках 113 и 114 учебника;
  • приведите примеры применения электрических двигателей;
  • узнайте, кто и когда изобрел первый электрический двигатель, пригодный для практического применения.
  • Не забывайте о своих дневниках!

Урок №6

Катушка с током в магнитном поле

Цель урока: Рассмотреть устройство и принцип работы электрических двигателей и электроизмерительных приборов.

Задачи урока:

  • Выяснить, как практически можно осуществить вращение проводника с током в магнитном поле.
  • Рассмотреть устройство технического электродвигателя.
  • Определить преимущества электрических двигателей перед тепловыми.
  • Рассмотреть устройство электроизмерительных приборов.

 Ход урока

 Разбор, корректировка домашнего задания и постановка цели урока.

 Выяснили, что магнитное поле действует на помещенный в него проводник с током. И как уже убедились, может даже его поворачивать!

 Приведите примеры применения электрических двигателей. Вспомните, к чему приводит их действие. Как вы думаете, какой характер движения проводника с током используется в электрических двигателях?

 Давайте выясним, как же можно заставить вращаться проводник с током в магнитном поле? И познакомимся, наконец, с устройством технических электродвигателей и других приборов, в которых используется вращение

проводника с током в магнитном поле.

 Вспомним, почему виток с током поворачивался в магнитном поле. Что нужно предпринять, чтобы он не просто поворачивался, а еще и вращался?

Экспериментальное исследование №8

Цель исследования: выяснить, как технически осуществляется вращение рамки с током в магнитном поле.

Оборудование: модель электрического двигателя.

1. Сформулируйте условия, при которых рамка с током будет вращаться в магнитном поле.

2. Рассмотрите модель электродвигателя (демонстрация видеосюжета).

3. Назовите устройства позволяющие рамке с током вращаться в магнитном поле и объясните, как они действуют.

Работа с учебником.

1.Заполнить таблицу. 

Основные части электродвигателя

Назначение

Устройство

 

 

2. Определите преимущества электрических двигателей перед тепловыми.

 

3. Выполните задание №11 учебника.

 

Итог урока.

 

 Афиширование заполненных таблиц. Разбор предложенных заданий. Убедились, что вращение проводника с током в магнитном поле достаточно широко используется.

 

 Определите, что общего и в чем различие в работе электрических двигателей и электроизмерительных приборов.

 

Домашнее задание.

 

  • Из сборника задач выполните №1920 и №1928.

 

  • Подготовьте исследовательские дневники к проверке.
  • Произведите итоговый сбор аргументов, выступающих в качестве доказательств того, что изученная тема не случайно носит название: «Электромагнитные явления».
  • С помощью учебника (параграф №60) и дополнительных источников соберите сведения о магнитном поле Земли.

 

Урок №7

 

Электромагнитный мир.

 

Цель урока: обобщить и систематизировать материал темы: «Электромагнитные явления»

 

Задачи урока:

 

  • Организовать аналитическую деятельность учащихся.
  • Проверить степень усвоения учащимися материала темы.

 

 

 

 Ход урока

 

 Урок проводится в форме соревнования между учащимися, разбитыми на три большие группы, каждая из которых делится в свою очередь на экспериментаторов, теоретиков и экспертов.

 

·         Выполнение заданий.

 

 1.Экспериментаторы готовят с помощью предложенного оборудования демонстрацию электромагнитных явлений.

 

 2.Теоретики готовятся к высказыванию аргументов по материалу домашнего задания.

 

 3.Эксперты оценивают исследовательские дневники членов команды и выбирают лучшие из них.

 

·         Афиширование выполненных заданий.

 

 1.Команды по очереди представляют свои аргументы, в том числе демонстрируют и опытные доказательства.

 

 2.Организуется выставка лучших дневников.

 

·         Проверочные задания.

 

 1.Разыгрывается «пирамида».

 

 2.Проводится тестирование. 

 

 

«Пирамида»

Необходимо отгадать слова,объясняя их значение, используя только материал темы:«Электромагнитные явления».

стрелка магнит линии

Земля виток поле

 Эрстед опилки сердечник

Электромагнит направление железо

Компас соленоид густота

Никель полюс буря

Тест

1.Магнитная стрелка всегда поворачивается:

 А) в магнитном поле Земли;

 Б) вблизи постоянного магнита;

 В) вблизи проводника с током

 Г) вблизи эбонитовой палочки.

2. Происходит это потому, что вокруг этих тел образуется:

 А) гравитационное поле;

 Б) магнитное поле;

 В) электрическое поле;

 Г) биополе.

З. Так как магнитное поле образуется вокруг заряженных частиц, если они:

 А) существуют;

 Б) покоятся;

 В) сталкиваются;

 Г) движутся.

4. Чтобы изменить полюса у соленоида нужно:

 А) изменить направление магнитных линий в нем;

 Б) увеличить силу тока в цепи;

 В) поменять полярность подключения источника тока;

 Г) поменять направление намотки провода соленоида.

5. Чтобы усилить магнитное поле соленоида необходимо:

 А) вынуть из него сердечник

 Б) уменьшить общее сопротивление цепи;

 В) увеличить число витков;

 Г) выполнить обмотку из более тонкого провода.

6. Электромагнит можно применить для того, чтобы

 А) замкнуть цепь в нужный момент;

 Б) перенести тяжелый металлический груз;

 В) извлечь из глаз попавшие в них мельчайшие металлические тела;

 Г) сделать тайную задвижку на двери.

 

Проверочный тест по теме:

«Электромагнитные явления»

выполнен

учащ..…ся 8- класса

Вариант

ответа

1

2

3

4

5

6

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

Проверка

 

 

 

 

 

 

 

Количество правильных ответов

 6

5

4

1-3

Оценка

5

4

3

2

Вы сегодня получили

 

 

 

 

Итог урока.

 Подводятся итоги соревнования: суммируются все баллы и оценки, полученные командой.

 Анализируется работа каждой команды. Награждаются победители и самые активные участники команд (например, сертификатами на получение оценки «отлично» или на получение дополнительного балла за любую письменную работу). Все учащиеся получают две оценки: за ведение дневника и за написание теста.

Рефлексия.

Возможные вопросы

  • Какие трудности встретились при изучении темы?
  • Какой урок запомнился больше всего? Почему?
  • Какой урок был для вас неинтересным?
  • Трудно ли было вести дневник?
  • О чем узнали впервые при изучении данной темы?

Домашнее задание.

 По желанию, используя различные источники информации, подготовьте сообщения по интересующим вопросам изученной темы.

Источники:

  1.  Материалы (презентация) выступления И.В. Васильевой на семинаре «Переходим на ФГОС: достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов с УМК по физике издательства «Просвещение».
  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 132 с. (Школьное образование)
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес