Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Английский язык: проектная деятельность

Елена Владимировна ЗЕНКЕВИЧ, учитель английского языка
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

-

5648

Сегодня мы все чаще слышим о том, что для достижения успеха в современном мире необходимо обладать проектным типом мышления. Это значит уметь организовать свою жизнь как проект: наметить план действий, четко поставить цели, определить и привлечь необходимые ресурсы, найти способы реализации задуманного, а затем трезво оценить полученные результаты, на основе которых строить алгоритмы для дальнейших действий. Большинство лидеров в политике, бизнесе, спорте и искусстве, как люди, обладающие проектным типом мышления, являются ярким доказательством этой теории. Многие современные родители уже с детского сада выстраивают для своих детей определенную перспективу их жизни, четко представляя, что они хотят вложить в своего ребенка: выбор определенной школы, изучение иностранных языков, дальнейшая специализация, высшее образование. Перед ребенком уже с малых лет ставятся определенные цели, которые поступательно тот должен реализовать сначала с помощью родителей, затем учителей, а в дальнейшем, проявляя все большую самостоятельность. Современная российская школа очень четко реагирует на изменяющиеся мировые тенденции в образовании и создает возможности для развития проектного мышления у учеников посредством внедрения многообразной проектной деятельности в процесс образования уже с начальных классов.

Очень многие ученые и преподаватели говорят о том, что школа будущего - это школа проектов, рассматривая проект и как метод обучения и как форму организации учебного процесса. Проектная деятельность очень четко формирует у учащихся умение постановки цели и достижения результата путем реализации различных видов деятельности, что позволяет развивать познавательные навыки учащихся, их критическое и творческое мышления, а также способности ориентироваться в информационном пространстве. Последнее на мой взгляд очень важно, так как интернет переполнен информацией, которая зачастую требует очень критического подхода. Отсортировывая информацию из интернет-ресурсов, учащиеся четко выстраивают для себя определенные представления о нормах принятых в обществе, и выражают свою точку зрения на процессы, происходящим в современном мире. Зачастую это позволяет даже минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Я бы хотела сузить огромную тему проектной деятельности в школе в целом до проектной деятельности в качестве подготовки к открытым урокам. Проектная деятельность может являться основным этапом урока, либо продукт определенной проектной деятельности может быть предъявлен на заключительном этапе как итог урока. Открытые уроки, как правило, воспринимаются многими учащимися, а иногда и учителями, не с точки зрения возможности продемонстрировать свои знания и умения, а, скорее, как определенная реклама школы или проверка учителя и учеников, при которой присутствует много критически настроенных учителей, и которую надо просто пережить. Вот одно из мнений, с которым, на мой взгляд, согласятся очень многие учителя: «Открытый урок - это прежде всего творчество педагога, его наработанные приёмы и методы работы на уроке с учащимися, также это и деятельность самих учащихся, то как и чему учитель научил детей, а именно научил учиться. Бывает, придёшь на открытый урок, учитель выкладывается полностью, а работы детей не видно. Ну и, конечно же, урок должен быть современным с применением различных инновационных технологий, но отработанных учителем на ура, а не ради показухи. Учитель должен идти со временем в ногу. Часто бывает, что у учителя нет желания давать открытый урок, а всё потому, что присутствующие на нём, как сыщики, ищут, за что бы только «зацепиться», а дети считают минуты до его окончания и робеют перед гостями. Евсеенко С. В.».

Проектная деятельность в качестве подготовки к открытому уроку в корне меняет эти представления. Проектная работа, если тема ее интересна и актуальна для учащегося, воспринимается учащимся как лично значимая цель, а, следовательно, результатами ее хочется поделиться. Поэтому проектная деятельность в качестве подготовки к открытому уроку, во-первых, становится неким мостом вовлечения учащегося в процесс подготовки к уроку и самому проведению урока, а во-вторых, превращает учителя и учащихся в единомышленников, главная цель которых, продемонстрировать результаты своего совместного кропотливого труда. Учитель, предлагая определенный проект в качестве подготовки к открытому уроку, создает некую творческую лабораторию, в которой он сам примеряет на себя множество ролей: координатор, консультант, помощник, эксперт, и полноправный член творческой команды. Поэтому, на мой взгляд, при всем разнообразии типов проектных работ самым актуальным для подготовки именно к открытому уроку становится групповой проект. Причин для этого я вижу несколько:

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества, так называемый «командный дух», что очень важно именно на открытом уроке, так как успех урока зависит в первую очередь от взаимодействия учителя и учеников, а также учеников между собой.
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • На каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу более активно на определенном этапе. Это особенно важно на уроках английского языка, так как при подготовке проектов моими учениками у нас всегда есть люди, которые, например, отвечают за грамматическую сторону материала или за способы его представления.
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;
  • Элемент соревновательности повышает мотивацию и личную самооценку учащегося;

Демонстрация проекта на открытом уроке придает уверенности учащимся, дает ощущение причастности к происходящему, а не стороннего наблюдателя как, к сожалению, это часто бывает на открытых уроках.

В качестве подтверждения своих слов я хотела бы привести пример проектной деятельности на открытом уроке в 11 классе, который я давала в рамках III Всероссийской конференции педагогической общественности «Наша будущая школа», которая проходила 12-13 февраля 2013 года в Гимназии 56. Урок назывался «Life in six words» («Смысл жизни в шести словах»). Это был заключительный урок по теме «Роль молодежи в современном мире». Тема урока выросла из легенды об Эрнесте Хемингуэе, который на спор написал роман, состоящий из шести слов «Forsale: babyshoes. Neverworn» (На продажу: детские ботиночки. Неношеные.). На уроке мы с учениками вспоминали, кто такой Эрнст Хемингуэй, обсуждали, почему эти шесть слов можно назвать романом, говорили о том, что человеческая жизнь – это роман, и можно ли рассказать о ней в такой емкой форме. Пришли к выводу, что это возможно, и обратились к идее американского журналиста Ларри Смита, который, вдохновленный историей Хемингуэя, объявил конкурс среди своих читателей на истории, состоящие из 6 слов. Результат этого американского проекта был ошеломляющим: Ларри Смит получил огромное количество историй, которые он напечатал в своей книге. Но напечатал он не просто тексты, а попросил своих читателей подобрать к этим историям фотографии, которые бы дополняли или по-новому раскрывали бы смысл написанных историй. Из всего этого Ларри Смит придумал небольшой фильм или точнее ролик под названием «Lifeinsixwords». Я решила предложить своим ученикам создать подобный ролик, который бы состоял из их собственных историй, их фотографий и музыки, подобранной ими самими. Этот ролик должен был стать заключительным этапом открытого урока, его кульминацией.

Ученики с энтузиазмом подхватили мою идею, реализовать которую оказалось не так просто. Создать историю из шести слов оказалось так же сложно как написать роман в сотню страниц. Я пыталась объяснить суть этой идеи на примере историй из книги Ларри Смита, которые мы читали, анализировали, обсуждали смысл подобранных фотографий. Мы находили в интернете похожие истории и обсуждали более понравившиеся, пытаясь понять, чем они близки лично нам. Я придумывала для своих учеников истории из шести слов, на основании известных произведений, а они пытались догадаться, какое произведение я имела в виду. В результате всей этой подготовительной работы мои ученики стали создавать свои истории и подбирать к ним фотографии. Поскольку мы работали как часть одной сплоченной команды, то я тоже приняла участи в создании ролика, и моя история тоже есть в фильме. Материала было много, поэтому совместно мы обсуждали, какие истории стоит выбрать для ролика, потом долго вместе подбирали музыку, каждый приносил свои варианты, пытаясь отстоять свой выбор. В итоге, мои ученики обработали все изображения в программе Photoshop и с помощью программы MovieMaker сделали ролик, который назвали «Life in six words. 11 A presents: our thought, dreams, ideas and life in six words.» Открытый урок прошел очень удачно. Ученики на уроке чувствовали себя уверено и активно участвовали в каждом этапе урока, тема которого с одной стороны была им близка и знакома, а с другой стороны задания были новые и интересные (ни одно из заданий не дублировало подготовительные этапы урока). Кульминацией урока стал фильм, который произвел сильнейшее впечатление на гостей. Гости после урока долго общались не только с учителем, но и с учениками, которые с гордостью делились опытом создания подобного проекта. Эффект от фильма, я считаю, усилился и потому, что на уроке я использовала смарт доску, которая позволила показать ролик на большом экране с хорошим звуком как в кинотеатре, лишний раз доказывая, что учитель должен активно применять современные информационные технологии на своих уроках.

Подводя итог, я хотела бы сказать, что открытый урок, как и любая деятельность в школе – это в первую очередь совместное творчество учителя и учеников, успех которой зависит от умения учителя создать для нее условия и желания учеников откликнуться на призыв учителя. Проектная деятельность на открытых уроках или в рамках подготовки к ним – это один из залогов такого совместного успеха.

Литература

  1. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 // Школьный психолог. 2004. № 30.
  2. Ступницкая М. А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004
  3. Интернет ресурсы: http://psy.1september.ru, http://pedsovet.intergu.ru
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес