Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

ИКТ в Гимназии № 56

Елена Николаевна ЗАГРЕБЕЛЬНАЯ, зам. директора по ИКТ, учитель информатики и ИКТ, 
Мария Константиновна ДОЛГОВА, учитель информатики и ИКТ 
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В ГИМНАЗИИ № 56

-

Преподавание ИКТ в Академической гимназии 56

В последние десятилетия происходит стремительная информатизация всех сторон жизни общества и всех сфер производственной деятельности. Состояние перехода к информационному обществу, отраженное в законе РФ «Об образовании», и новые ФГОС ставят перед системой обучения информатике новые цели, среди которых:

  • наличие социального заказа на формирование личности с высоким уровнем мышления: операционного, алгоритмического, системного; пониманием внутреннего устройства сложных информационных процессов и систем и навыками их декомпозиции; способностью творческого преобразования реальности;
  • получение навыков продуктивного и эффективного использования компьютерной техники;
  • получение опыта созидательной деятельности как условия самореализации в жизни.

Информатика становится одной из фундаментальных областей научного знания, изучающей информационные процессы, методы и средства обработки информации. Она является быстро развивающейся дисциплиной, связанной с использованием информационных технологий, область ее применения в жизни постоянно расширяется.

Выпускникам школ необходимо обладать достаточными знаниями и навыками для эффективного использования современных информационных технологий в своей дальнейшей деятельности.

Для системы обучения информатике остается открытым и дискуссионным вопрос о том, необходимо ли выпускнику уметь решать возникающие задачи с помощью программирования, или достаточным является освоение пользовательских технологий и навыки поиска готовых решений.

Следует отметить, что при появлении в школьной программе курса информатики его содержание в основном ориентировалось на изучение программирования. Это было связано со спецификой первого этапа компьютеризации - еще не существовало такого понятия как «пользователь», ощущался дефицит компьютеров и машинного времени.

По мере накопления стандартных решений, развития системы программирования, а также с появлением и широким распространением персональных компьютеров стало возможным решение практико-ориентированных задач без программирования.

Подход «обучение через программирование» перестал учитывать интересы учащихся, которым в дальнейшей профессиональной деятельности, по мнению некоторых, необходимы только пользовательские навыки. Главным аргументом против обучения программированию в школе в последнее время становится его сложность и узкая специализация. При этом недооценивается значение этой дисциплины в процессе развития общеучебных компетенций, различных видов мышления и интеллекта в целом, требуемых в условиях введения новых стандартов образования.

В разделе «Алгоритмизация и программирование» школьного курса учащимся предлагается для решения множество разрозненных задач. Эти задачи обычно математические, они не наглядны, и результат визуально разочаровывает.

Действительно, существуют значительные различия в результатах программирования: с одной стороны, трехмерные графические игры с нелинейным сюжетом, в которые дети играют дома, и, с другой стороны, цифры - решения квадратного уравнения на черном экране, полученные на уроке.

У школьников создается впечатление о программировании как о скучном и устаревшем занятии. Интерес к изучению снижается, и достаточно сложно объяснить, что в основе игр лежит та же математика, те же алгоритмические конструкции.

Таким образом, с точки зрения методики обучения информатике существует потребность в сквозной наглядной практической задаче, обеспечивающей связь всех необходимых для изучения в школе аспектов программирования, упрощающей понимание объектно-ориентированного программирования с помощью наглядности и поддерживающей на высоком уровне познавательную мотивацию.

Еще одной из важнейших целей обучения информатике в школе становится решение совершенно новой, появившейся в последние годы, воспитательной задачи: уменьшение непродуктивного самостоятельного использования компьютера, перенаправление внимания учащихся с задач, не связанных с обучением и воспитанием (многочасовые компьютерные игры, чаты, социальные сети и т.д.), на продуктивное и эффективное использование компьютера, мобильных компьютерных устройств, информационных и телекоммуникационных технологий.

Практика показывает, что существуют динамические компьютерные игры (то есть игры, насыщенные движением, действием, изменением объектов и их свойств с течением времени), которые школьники могут разрабатывать в процессе обучения. Существует активный интерес школьников к такой деятельности. Разработка динамических игр, несложная с точки зрения программирования, может внести серьезный вклад в повышение мотивации к учению, преодоление когнитивных затруднений, интеллектуальное развитие школьников.

Существующие исследования по использованию компьютерных игр в обучении школьников затрагивают, в основном, потенциал компьютерных игр как средства обучения и мотивации, но не рассматривают эти игры как объект разработки, то есть не существует научно обоснованной методики обучения программированию, основанной на создании школьниками динамических компьютерных игр.

Методическое объединение педагогов информатики Гимназии №56 поставило перед собой задачу - разработать методическую систему обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр с помощью современного языка программирования, позволяющую учащимся освоить программные конструкции, предусмотренные ФГОС, и эффективно использовать полученные знания в ходе дальнейшего обучения и выборе профессии.

Методическая система обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр позволит повысить эффективность обучения информатике и будет способствовать применению знаний из области программирования при решении различных учебных задач за счет развития познавательного потенциала и мотивации учащихся, реализации личностно ориентированного и деятельностного подходов в обучении (в соответствии с требованиями ФГОС).

Т. о. можно выделить следующие этапы решения данной задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические и методические основы обучения школьников программированию;

2. Конкретизировать основные условия и критерии отбора содержания обучения программированию, разработки этапов, средств создания динамических компьютерных игр школьниками для обучения программированию; систематизировать основные типы компьютерных игр и сред их разработки для обучения программированию;

3. Разработать технологию создания игр для обучения школьников программированию;

4. Разработать модель методической системы обучения, на ее основе определить содержание и методы обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр, предусматривающие развитие творческого потенциала и мотивации учащихся, способствующие реализации личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению;

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр и ее влияние на качество обучения информатике.

Обучение программированию на основе разработки школьниками динамических компьютерных игр обеспечивает развитие познавательного потенциала и внутренней мотивации учащихся, поскольку факторы значимости, вероятности успеха, привлекательности занятия, оценки другими людьми, составляющие внутреннюю мотивацию, присутствуют в процессе создания компьютерных игр и обучении программированию на основе этого процесса;

Использование учебно-методического пособия, игры-прототипа, отобранного типа игр и среды разработки способствует подготовке школьников к самостоятельной разработке и подбору наиболее эффективных алгоритмов решения практико-ориентированных задач, и, как следствие, повышает эффективность подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ. Это обусловлено учетом требований ФГОС, адаптацией алгоритмических и программных конструкций для изучения школьниками и применением сквозной проектной задачи;

Внедрение усовершенствованной методической системы обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр способствует повышению эффективности обучения информатике. Это достигается за счет применения личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов. Такое обучение способствует развитию логической и информационной культуры школьников, реализации межпредметных связей и прикладной направленности обучения информатике.

Решению данной задачи способствует возможность соединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, поскольку в гимназии создан Центр Дополнительного образования детей.

Учителя гимназии имеют возможность наряду с урочной деятельностью заниматься с учащимися в кружках и клубах дополнительно.

В методическое объединение информатики входят 12 учителей. Из них высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогов.

Объединение имеет в своем распоряжении 6 кабинетов в средней и старшей школах. Каждый кабинет оснащен компьютерами, принтерами, сканерами, проекторами последнего поколения, интерактивными досками.

Информатику в Гимназии начинают изучать с 5 класса. В 5 классе наряду с информатикой учащиеся изучают курс образовательной робототехники в течение полугода.

Учебная программа курса «Образовательная робототехника» разработана и внедрена педагогами гимназии №56. Занятия сочетается = с кружками по робототехнике для 5-7 классов. И здесь обязательно присутствует игровая компонента.

Главными задачами данных занятий являются:

  • организация и поддержка мотивации детей на трудовую деятельность;
  • ознакомление с основными принципами механики;
  • развитие умений и навыков, имеющих в современных условиях) общенаучный и интеллектуальный характер;
  • формирование познавательного интереса, активности, теоретического, алгоритмического мышления, а также операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  • развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры;
  • совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям, углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК;
  • актуализация имеющихся у учащихся знаний об окружающем мире и их практическое применение;
  • обучение решению алгоритмических, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
  • развитие коммуникативных способностей детей, умения работать в группе, умения аргументированно представлять результаты деятельности, отстаивать свою точку зрения.

Специализация у учащихся Гимназии начинается только в старшей школе – с 8 класса.

В 8-9 экономических и физико-математических классах происходит расширение программы в связи с подготовкой к экзаменам и возможностью выбора углубленного изучения информатики в 10-11 классах. Так, в 8 физико-математических классах добавляется курс «Информационно-коммуникационные технологии».

В 10-11 физико-математических, информационно-математических и технических классах осуществляется углубленное изучение информатики. На изучение предмета в старшей школе отводится от 1 до 5 учебных часов в неделю (в зависимости от выбранного профиля).

Дополнительно осуществляется деление инфо-математического класса на «любителей физики» и «любителей информатики».

В условиях профильного обучения на старшей ступени школы введен курс «Школа тестовой культуры». Это внеурочная деятельность в рамках Центра Дополнительного образования.

Назначение курса - помочь учащимся успешно сдать единый государственный экзамен по информатике и ИКТ.

Структура курса:

  • развивает интерес учащихся в области информатики;
  • способствует пониманию учащимися целей единого государственного экзамена, особенностей контрольно-измерительных материалов;
  • вызывает интерес к будущей профессиональной деятельности;
  • повышает тестовую культуру учеников.

Организация учебного процесса:

  • содержательное обобщение по теме;
  • разбор типичных заданий разной сложности;
  • тренинг по всему тематическому блоку.

Для учащихся 8-10 классов в ЦДО Гимназии №56 работают «Лаборатория исследователей» и «Школьное проектное бюро».

Здесь совместно с научным руководителем учащиеся могут подготовить учебно-исследовательскую работу по информационным технологиям и информатике. Лучшие работы будут представлены на ежегодной Научно-практической конференции «Шаги в науку XXI века».

С 2000 года в Академической Гимназии №56 существует авторская форма внеурочной деятельности – «Компьютерный клуб "INFO"».

Участники выполняют творческие проекты, направленные на создание компьютерной поддержки к урокам школьного курса. Готовые работы ученики представляют на ежегодной международной научно-практической конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития».

В 2009 году в Средней школе ГБОУ «Академическая Гимназия №56» стартовал проект «12 коллегий», направленный на развитие познавательных интересов учащихся. Информационные технологии представлены коллегией «Омикрон», в рамках которой учащиеся 5-7 классов приобретают знания, умения и навыки работы с различными источниками информации, ресурсами Internet, с современными программными продуктами.

Работа самых маленьких членов коллегии начинается с изучения объектов рабочего стола и основ работы за компьютером. Позднее они знакомятся с графическим редактором Paint и технологией OLE, создают свой портрет, новогоднюю открытку и раскраску.

В Гимназии работает служба ШКОЛЬНОГО АУДИТА. Раз в четверть ученики пишут т.н. «МИНИМУМ» по предмету – минимально необходимый набор теоретических знаний за учебную четверть.

Такая форма проверки знаний помогает сфокусировать внимание учеников на конкретном материале, подвести экспресс - итоги по пройденным учебным темам.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56