Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Использование ИКТ на уроках математики

В последние годы многие учителя Санкт-Петербурга ведут свои уроки с использованием интерактивной доски. На мой взгляд, это педагогически оправдано, поскольку позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала. Повышается и интерес к математике в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий

Что касается уроков математики, наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках стереометрии; на уроках алгебры, посвященных функциям и графикам функций, а также на уроках изучения материала, выходящего за рамки школьного учебника.

При работе с ИКТ на уроках математики органично сочетаются традиционные формы ведения урока и инновационные.

Рассмотрим, как это происходит, и какие преимущества получает учитель при использовании ИКТ, на примере одного из уроков.

Урок  по теме «Решение тригонометрических уравнений»,

тема урока «Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнение tgx=a ».

Необходимое оборудование: интерактивная доска с установленной на ней программой Smart Notebook, сканер, файл-заготовка к уроку, принтер или уже готовые карточки с тестом.

Образовательные цели урока:

1.      Повторить понятия арксинус и арккосинус числа.

2.      Повторить решение уравнений вида sinx=a, cosx=a.

3.      Ввести и закрепить понятие арктангенса числа.

4.      Познакомить учащихся со способом решения уравнения tgx=a

Развивающие цели урока:

1.      Развивать и совершенствовать умение применять, имеющиеся у учащихся знания, в изменённой ситуации.

2.      Способствовать развитию умения делать выводы и обобщения.

3.      Развивать навык самопроверки.

 Ход урока:

 1.                      Проверка домашнего задания.

На дом учащимся были заданы уравнения вида sin x=a и

cos x=a, где а>1, a<-1, -1<a<1.(№ 573 и 591(2,4))

На доске открыт файл (заготовка к уроку), выполненная в программе Smart Notebook, с вопросами для устной работы [рис.1-3]. Экран (интерактивная доска) заморожен (т.е. какие бы действия на компьютере учитель не совершал, на экране – статичная картинка). Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске, а в это время сканируется тетрадь с домашним заданием одного из учеников (вставка®пустая страница ® вставка ® рисунок со сканера ® сканировать). Сканирование занимает примерно 1 минуту.

Затем экран размораживается, ученик, чье домашнее задание сканировалось, выходит к доске и комментирует свое решение. Если остальные учащиеся не согласны с данным решением (обнаружили в нем какие-либо ошибки), они выходят к доске и вносят свои коррективы.

Следует отметить, что в отличии от мультимедийного проектора использование интерактивной доски дает  возможность  производить исправления учеником непосредственно на экране, что экономит время урока и делает проверку домашнего задания более эффективной. Кроме того, у учителя появляется возможность рассмотреть несколько способов решения одного и того же уравнения и сравнить эти способы с целью выявления наиболее рационального. При этом ученик, представляющий другой способ решения, может записать его на доске или оно может быть отсканировано. Во втором случае во время сканирования можно продолжить устную работу по заданию из учебника Ш.А.Алимова «Алгебра 10-11» №№588(1,3), 593(1,3,5).

2.                      Далее рассматривается вопрос о количестве решений уравнения sinx=2a в зависимости от параметра a. (Подготовка к решению более сложных уравнений с параметром). [рис 4]

Для иллюстрации решения учитель использует единичную окружность и прямую у=2а, которую по мере необходимости можно двигать вверх или вниз вдоль оси Оу.

Использование интерактивной доски на этом этапе также дает учителю ряд преимуществ:

во-первых, это наглядность: как было уже сказано выше, учитель по ходу решения сдвигает прямую вдоль оси Оу, рассматривая зависимость положения этой прямой от значения а, и выделяет на чертеже точки пересечения прямой и окружности, что позволяет легко ответить на вопрос о количестве решений уравнения в каждом конкретном случае и сделать обобщение.

во-вторых, при использовании ИД (интерактивной доски) появляется возможность здесь же по ходу решения записывать выводы, которые делают учащиеся вместе с учителем.

в-третьих, в сильном классе решение данного уравнения частично или полностью может записываться и комментироваться у доски не учителем, а учеником, что было бы несколько затруднительно сделать при использовании только мультимедийного проектора.

в-четвертых, если по какой-то причине учителю понадобится дать учащимся дополнительные разъяснения, то он может сделать на доске соответствующие записи, не нарушая ход решения уравнения. Для этого надо взять чистый лист (Вставка®Пустой лист), написать все что требуется, а затем вернуться к странице с решением.

И т.д.

 

3 Следующий этап урока - введение нового материала.

На экране появляется страница – заготовка для решения уравнения вида tg x=a.

Вначале решается уравнение tg x= . Учитель объясняет решение, иллюстрируя его с помощью единичной окружности.

(Подписывается ось тангенсов, показывается на оси тангенсов число , рассматривается вопрос о количестве решений этого уравнения, о способе записи всех найденных решений и т.д.). По ходу объяснения, как и на «традиционном» уроке, учитель задает вопросы учащимся и записывает решение на доске, в данном случае - интерактивной. (Преимущества: с одной стороны готовый чертеж позволяет экономить время на уроке, с другой стороны избегаем «эффекта телевизора», который нередко возникает при использовании готовых презентаций).

Аналогичным образом ведется работа по решению уравнения

 tg x=- .

При решении этого уравнения учащиеся формулируют алгоритм решения уравнения tg x=a, где а – табличное значение тангенса.

Затем задается вопрос о решении уравнения tg x=5. Следуя алгоритму, разработанному ранее, учитель вместе с учащимися подходит вопросу о необходимости введения функции, обратной для у=tgx.

Вначале учащимся предлагается самим попытаться сформулировать определение этой функции. Для необходимых записей на доске, как и раньше, берется чистый лист (алгоритм приведен выше). Ответ каждого ученика анализируется, выявляются ошибки (если они есть), делаются выводы.

Далее учитель формулирует  определение арктангенса, сопровождая свои слова записью на доске (напечатанной заранее или сделанной от руки в ходе урока),  рассматривает арктангенс отрицательного аргумента (определение и формулы записаны на доске), и вместе с учениками решает задания из учебника (№607 – 608 (нечетные) и № 610) для закрепления изученных понятий. (Традиционная форма ведения урока)

В конце урока учащиеся выполняют небольшой тест по материалу урока с выборочной проверкой. (Тест раздается в печатном виде, проверка осуществляется на этом же уроке с помощью ИД).

Текст теста:

1)      Всегда ли уравнение cosx=a имеет решение?

2)      Сколько решений имеет уравнение вида sinx=a, где а>1?

3)      Сколько решений имеет уравнение вида sinx=3a, где а<-1?

4)      Может ли уравнение tgx=a не иметь решений?

5)      При каких значениях числа а arctgа определен?

6)      Каково множество значения арктангенса числа а?

7)      Вычислите arctg(1)

8)      Вычислите arctg(-1)

9)      Решите уравнение tgx=

10)  Решите уравнение tgx=-4.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания:

Домашнее задание: параграф 35 учебника прочитать, формулы выучить, № 608, 610 (четные).

Следует отметить, что использование ИД при подведении итогов урока также дает учителю ряд преимуществ.

Во-первых, использование ИД и, в частности, программы Smart Notebook позволяет быстро просмотреть весь материал, разобранный на уроке, отметить и повторить наиболее важные моменты, ответить на вопросы учащихся.

Во-вторых, в связи с тем, что весь материал урока сохраняется в электронном виде (включая решение учащимися уравнений у доски), учитель может вернуться к этому уроку даже спустя несколько дней, а также дать данный материал ученикам, по какой-то причине пропустившим этот урок.

 Как видно из всего выше сказанного, сочетание инновационных и традиционных форм ведения урока позволяет значительно оптимизировать процесс обучения. Следует заметить, что объяснение нового материала почти всегда целесообразно проводить с использованием наглядного материала или различных заготовок (выполненных, например, в программах Smart Notebook, PowerPoint или в «Живой математике»), а теоретический материал, которого нет в учебнике, раздавать ученикам в печатном виде, попутно комментируя его на доске. И здесь, конечно же, трудно переоценить роль ИКТ.

Также замечу, что на представленном выше уроке были использованы далеко не все возможности интерактивной доски. Эти возможности намного шире, и читателя еще ждет много открытий в области информационных технологий.

Учитесь, творите, дерзайте.

 

 

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес