Людмила Аркадьевна ПРОКОПЕНКО, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
ДЖАЗ-ТАНЕЦ И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
(дополнение к программе по внеурочной деятельности)
-
В данной статье мне хотелось бы коснуться следующих тем: танец в формировании пластической культуры учащихся и особенно современный танец, сделать небольшой экскурс в историю возникновения джаз-танца, и наиболее подробно остановиться на месте джаз-танца в танцевальной системе пластического воспитания.
Обучение танцу начинается с танцевального экзерсиса, системы упражнений и комбинаций, слагаемых всеми танцевальными системами, существующими на сегодняшний день. Экзерсис необходим учащимся как последовательная тренировка костного, суставно-мышечного аппарата, которая имеет также психологическое значение в развитии воли и трудолюбия. Экзерсис развивает двигательную память, ритмичность, музыкальность. Из простейших элементов экзерсиса составляются танцевальные комбинации, на основе которых создается художественный образ в танцевальном номере. Требуя правильного выполнения танцевальных движений, организм обучающегося совершенствуется. Изменяя темп, направление, количество, характер движений, педагог воспитывает профессиональные психофизические качества и навыки учащихся. Танец, не только средство физического технико-танцевального развития, но и основа пластической выразительности учащегося.
Традиционно обучение танцу начинается с классического экзерсиса в комплексе с историко-бытовым и народно-характерным танцем. Этот комплекс упражнений - отточенная и совершенная система, образованная в процессе длительного танцевального опыта. Самой важной частью танцевального экзерсиса является классический экзерсис. Это- справедливо, потому что именно классический танец впитал положения и движения, заимствованные из народных плясок, хороводов, бытовых танцев средних веков, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающие определенностью, законченностью движения и позировки, пластически раскрывающие духовный мир человека. Элементы экзерсиса формируют основные навыки танцевания. Пластический аппарат, подчиненный жестким условиям идеальной правильности экзерсиса, закрепленного многовековыми традициями танцевального искусства, правильно развивается и совершенствуется.
Таким образом, развиваются психофизические качества: сила, ловкость, музыкальность. В экзерсисе совершенствуются такие качества движения как темп, размер, направление, количество повторений характер и мышечные усилия.
«Классический экзерсис важен для прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса… развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободить от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч… Упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости, а также собранности и внимания…». ²
В классическом экзерсисе приходится комбинировать задачи начального этапа обучения с координационно более сложными элементами старших этапов обучения. Тем не менее, классический экзерсис остается сложным для психологического восприятия, его необходимость учащиеся осознают только к концу второго-третьего года обучения.
Гораздо легче учащиеся воспринимают обучение народно-характерному танцу и историко-бытовому, несомненно благодаря базе классического танца. По своей психофизической природе эти танцы более естественны и просты в техническом исполнении, но более сложны в создании характера в народных композициях, манеры и ощущения эпохи в исторических танцах.
Исполнение элементов народного танца продолжает линию развития танцевальности. Народный танец, в силу своей технической и эмоционально-образной содержательности, ведет к созданию пластического и танцевального действия.
Народный танец неразрывно связан с театром на протяжении всей истории. Из обрядов и празднеств складывались композиции, которые наполнялись новым содержанием выражались особенности жизни и национального характера.
«В этих именно народных танцах есть то ритмическое богатство, та правда жеста, тот национальный характер, тот мудрый язык движений, который приходит от самой жизни.» ³
В народном танце можно выразить любые человеческие чувства, характер и повадки зверей, изменения и периодичность в природе, людей разных профессий. У каждого народа свои танцевальные традиции, пластический язык, отношения движений с музыкой. Народный танец техничен и виртуозен, а для учащихся важен своим характером, пластическими нюансами.
Историко-бытовые танцы неотделимы от мировой драматургии, манер поведения в различные эпохи, костюмов, музыки. Бытовой танец связан с усвоением норм этики, немыслим без выработки бытовой культуры общения. Выдержка, вежливость, чувство меры, простота, умение быть внимательным воспитывается на танцевальных занятиях. Но бытовые танцы не заканчиваются девятнадцатым веком.
20-й век со своим бурным техническим развитием и многообразием философских тенденций выдвигает свои требования к танцевальному искусству. «Нужно придумать танец, который освобождает человека…». ⁴
Уже в конце 19-го века начались эксперименты в области движения: Ф. Дельсарт с теорией «телесного выражения», Жак-Далькроз и его музыкальным учением. Наступала эпоха модерна с ее культом красоты и лозунгом об общедоступности красоты. Стиль модерн связан с разными социальными фактами: обострением общественных противоречий, техническим и промышленным прогрессом, развитием общественной мысли, философии, науки, литературы. На смену позитивизму пришли новые философские концепции – ницшеанство, концепция Кассирера, в более позднее время Фрейд и Шпенглер с его «Закатом Европы». Для эпохи модерна характерен идеализм и романтизм, одновременно усталость и утомление, кризис религии, причудливое соединение язычества и христианства.
«Пионеры» современного танца обратились к культуре Древней Греции и Востока. Наблюдая древнегреческие скульптуры в музеях, создает свою теорию выразительного движения Ф. Дельсарт, которую применил на практике, организовав курсы, где проходили теоретические и практические занятия. Его ученики пропагандировали дельсартианское учение во многих странах. В студии Женевьевы Стеббинс, ученицы Ф. Дельсарта, сделала свои первые шаги А. Дункан. Здесь она усвоила уроки пластической интерпретации музыки и импровизации. Танец Дункан был очень прост, состоял из несложных шагов, бега, поворотов, прыжков-движений, которые были подвластны каждому. Особое внимание танцовщица уделяла выразительности лица, корпуса, рук. Она не пользовалась никакой танцевальной системой, не создала свою. Прелесть танца А. Дункан заключалась в незаурядности ее личности и чрезвычайной убедительности сценического воплощения ее творчества. Поэтому танцу «великой босоножки» легко было подражать, но сложно достигнуть такого же уровня воздействия на зрителя. Дункан открыла миру целый ряд возможностей: находить пластическое выражение вне традиционных танцевальных форм, использовать сложную симфоническую музыку для создания образа, стремиться быть красивыми, здоровыми людьми, пытаться жить в гармонии с природой и со своими чувствами. Ее творчество было очень притягательным, потому что отвечало веяниям времени. Ее танец был свободным, простым и понятным, но в то же время великим, обращенным во Вселенную.
Соединил систему выразительного жеста с музыкой Э. Жак-Далькроз, преподаватель, Женевской консерватории, создатель школы в Хеллерау. В основе его системы лежит учение о ритме, как главном связующем звене между музыкой и пластикой. Он пытался воплотить ритм в музыке через движение, исследовал влияние ритма на формирование психики, разрабатывал новый способ обучения музыке через телесное сопереживание и претворение ритма, образности, характера музыкального произведения в движение. Благодаря его деятельности для современного танца стала доступна музыка, специально непредназначенная для танца, то есть симфоническая музыка.
Ритмопластическая система получила широкое распространение по всему свету. В России учения Дельсарта и Далькроза пропагандировал С. Волконский. Он организовал Курсы ритмической гимнастики, содействовал публикациям трудов Э. Жак-Далькроза, написал книгу «Выразительный человек», которую высоко оценил К. С. Станиславский.
В России действовало очень много студий пластического движения. Содействовала развитию этих студий и А. Дункан, которая гастролировала в России и открыла свою школу. В дальнейшем в России эти движения сошли на нет. «Едва наметившаяся линия модерна пресеклась в России, когда в 1924 году специальным декретом запретили деятельность всех пластических и ритмопластических студий. ⁵
В США поиски продолжили Р. Сен-Дени, Т. Шоун, Ч. Вейдман, Д. Хамфри, М. Грэхем и другие, а в Европе Вигман, Р. Лабан, К. Йосс, сестры Визенталь, А. Сахаров… Таким образом, танец в 20 веке стал развиваться по следующим направлениям:
- танец модерн
- джаз-танец
- socialdance
- ballroomdance(бальный танец)
- эстрадный танец (шоу, варьете, кабаре)
- постмодерн и contemporary(продолжение модерна)
- спортивный танец
- эстетическая гимнастика.
- степ
- фламенко
Бурно развивалась театральная мысль в контексте важнейших художественных направлений эпохи-символизма, футуризма, модерна, экспрессионизма, сюрреализма, интеллектуализм.
Очевидно, что обучение танцу невозможно без изучения современного танца, а именно системы джаз-танца и модерн-танца, хотя многие специалисты говорят о слиянии этих двух танцевальных систем в джаз-модерн танец.
Корни джазового танца уходят в Африканскую фольклорную культуру, которая была привезена рабами на американский континент, где и сложился и эволюционировал джаз-танец. Начиная с 16-го века, рабы прибывали из Африки в страны Латинской Америки и США, где их обычаи и праздники, привезенные из разных, племен смешивались в единую негритянскую культуру. В это время основной контингент населения США, ирландские, шотландские, английские переселенцы имели свою фольклорную культуру и бальные танцы, относящиеся к историко-бытовой хореографии. Эти два направления культуры - негритянское и европейское развивались и ассимилировались. Со временем после окончания в 1865 году Гражданской войны негритянский танец получил доступ на профессиональную сцену. Черные артисты должны были показывать себя в отрицательно-ироничном стиле, поэтому развивались такие жанры, как скетч, водевиль, комедия. Поэтому джазовый танец развивался как театральный танец с пением и музыкой, что и определило в дальнейшем появление типично американского жанра, как мюзикл. В 1879 году возникло Американское общество профессиональных танцоров, оно объединило танцоров, хореографов и педагогов. И с последнего десятилетия 19-го века до конца Второй Мировой войны джаз-танец оформился как танцевальная система, имеющая свою школу. Разговаривая о джаз-танце как об обучающей системе необходимо вспомнить имя Джека Коула, танцевального деятеля, педагога и хореографа, который оформил несколько принципиальных основ джаз-танца: технику изолированного жеста, базовый принцип этой танцевальной техники. Коул сломал вертикально ориентированное тело классического танца. Многое сделала для анализа африканского фольклорного танца Кэтрин Дэнхем. Она выделила следующие технические особенности: поза коллапса, передвижение в пространстве по горизонтали и вертикали, изоляция и полицентрия, полиритмия, комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца, импровизация и функционализм. Каждый из деятелей танцевального искусства развивает танец и оставляет после себя учеников, передавая свои знания и умения в основном «из рук в руки», обогащая танцевальную систему.
Ученик Д. Коула, Мэтт Мэттокс начинал с изучения классического балета и степа, поэтому в его джазовой технике используются элементы классического балета.
Далее техника джаз-танца синтезировалась с техникой модерн-танца (педагоги Луиджи (Юджин Луис), Гас Джордано и другие). В настоящее время можно выделить следующие направления джаз-танца: классический джаз, афроджаз, блюз-джаз, бродвейский джаз(мюзикл-джаз), стритджаз (соединение джазового танца с социальными танцами).
Из всего вышесказанного можно выделить несколько моментов необходимости джаз-танца артистам и режиссерам эстрады.
Во-первых, джаз-танец современен и актуален, а эстрада подразумевает в своих темах быстрый отклик на сегодняшний день.
Во-вторых, джаз-танец как сценический вид деятельности начинался на эстраде и развивался на эстраде. И только по мере своего формирования в течение предыдущего века как важной танцевальной системы, пришел в театр полноценными танцевальными спектаклями.
В-третьих, в этой танцевальной системе развивается индивидуальность конкретного человека, его личностное начало, а эстрада это прежде всего яркая индивидуальность. «…Именно искусство актера делает номер полнокровным и интересным, поэтому про эстраду и говорят, что это искусство очень персонифицировано. Номер рождается на основе индивидуальности …». ⁶
В-четвертых, джаз-танец воспринимается учащимися с большей легкостью. Они слышат ритмы музыки им современной, несложной и четко ритмизированной. Сложные движения складываются из простых, а простые делаются легко и не требуют особых способностей (в отличие от классического экзерсиса).
Начинать изучение джазового танца легче всего со стритджаза (буквальный перевод «уличный джаз»), потому что в этом направлении наиболее сохранились основы джаз-танца и в то же время – это отражение субкультуры тинэйджеров, близкое по духу молодому поколению. Многие из студентов-первокурсников имеют некоторое представление об этом стиле, так как это направление широко преподается на уроках ритмики в средней школе и в любительских танцевальных коллективах.
Далее, когда учащиеся овладеют изоляцией и полицентрией, хорошо провести уроки в направлении афроджаза, в которых особенно развивается умение распределять и владеть напряжением и расслаблением – также одной из принципиальных основ джазового танца.
По мере изучения основ классического экзерсиса учащемуся легко будет на уроке классического джазового танца, в котором используется структура построения классического урока.
Мюзикл-джаз или бродвейский джаз и блюз-джаз требуют некоторой танцевальной выучки, в том числе и классической, поэтому эти уроки следует проводить на втором-третьем годе обучения.
«Джазовый танец используется в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографии, в варьете и драматических спектаклях. Это происходит потому, что джазовый танец по своей природе – дивертисментный… Джазовый танец – танец эмоций, ярких форм, танец энергии и силы «…стал второй системой (после классического балета) танцевального искусства со своей эстетикой, стилистикой, лексикой и, главное, школой». ⁷
Литература
- Кузнецов С. П. Прикладная хореография и некоторые проблемы обучения танцу в театральной школе. Пластическое воспитание актера в театральном вузе. Л., 1987.с.68.
- Васильева Е. Танец. Москва,1968. с.11
- Фокин М. Против течения. Л., М.,1962. с.423
- Бежар М. Мгновения в жизни кого-то другого. М., 1989. с.92
- Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания. Москва, 2006. с.7
- Богданов И. А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб, 2003. с.5
- Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания. Москва, 2006. с.18
Библиография
- Александрова Н. А. Танец модерн. СПб, Москва, Краснодар, 2007
- Алякринская М. Бальный танец в европейской культуре. Ташкент, 2007
- Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. СПб, Москва, Краснодар, 2006
- Балет. Энциклопедия. М., Л., 1978
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб, 2002
- Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. Москва, 2005
- Волконский С. Выразительный человек.СПб.1912
- Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. СПб, Москва, Краснодар, 2010
- Жак-Далькроз Э. Ритм. Лекции в Женеве
- Ивановский Н. П. Бальный танец 18-19 веков. Калининград, 2004
- Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца. СПб, Москва, Краснодар, 2006
- Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания. Москва. 2006
- Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец. Москва, 2000
- Ритм и культура танца. Сборник статей. Л., 1926
- Современный бальный танец (сборник). Москва, 1978
- Чекетти Г. Полный учебник классического танца. Москва, 2007
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...