Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Джаз-танец в программе ЦДО

Людмила Аркадьевна ПРОКОПЕНКО, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

ДЖАЗ-ТАНЕЦ И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
(дополнение к программе по внеурочной деятельности)

-

Уроки танца в гимназии 56

В данной статье мне хотелось бы коснуться следующих тем: танец в формировании пластической культуры учащихся и особенно современный танец, сделать небольшой экскурс в историю возникновения джаз-танца, и наиболее подробно остановиться на месте джаз-танца в танцевальной системе пластического воспитания.

Обучение танцу начинается с танцевального экзерсиса, системы упражнений и комбинаций, слагаемых всеми танцевальными системами, существующими на сегодняшний день. Экзерсис необходим учащимся как последовательная тренировка костного, суставно-мышечного аппарата, которая имеет также психологическое значение в развитии воли и трудолюбия. Экзерсис развивает двигательную память, ритмичность, музыкальность. Из простейших элементов экзерсиса составляются танцевальные комбинации, на основе которых создается художественный образ в танцевальном номере. Требуя правильного выполнения танцевальных движений, организм обучающегося совершенствуется. Изменяя темп, направление, количество, характер движений, педагог воспитывает профессиональные психофизические качества и навыки учащихся. Танец, не только средство физического технико-танцевального развития, но и основа пластической выразительности учащегося.

Традиционно обучение танцу начинается с классического экзерсиса в комплексе с историко-бытовым и народно-характерным танцем. Этот комплекс упражнений - отточенная и совершенная система, образованная в процессе длительного танцевального опыта. Самой важной частью танцевального экзерсиса является классический экзерсис. Это- справедливо, потому что именно классический танец впитал положения и движения, заимствованные из народных плясок, хороводов, бытовых танцев средних веков, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающие определенностью, законченностью движения и позировки, пластически раскрывающие духовный мир человека. Элементы экзерсиса формируют основные навыки танцевания. Пластический аппарат, подчиненный жестким условиям идеальной правильности экзерсиса, закрепленного многовековыми традициями танцевального искусства, правильно развивается и совершенствуется.

Таким образом, развиваются психофизические качества: сила, ловкость, музыкальность. В экзерсисе совершенствуются такие качества движения как темп, размер, направление, количество повторений характер и мышечные усилия.

«Классический экзерсис важен для прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса… развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободить от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч… Упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости, а также собранности и внимания…». ²

В классическом экзерсисе приходится комбинировать задачи начального этапа обучения с координационно более сложными элементами старших этапов обучения. Тем не менее, классический экзерсис остается сложным для психологического восприятия, его необходимость учащиеся осознают только к концу второго-третьего года обучения.

Гораздо легче учащиеся воспринимают обучение народно-характерному танцу и историко-бытовому, несомненно благодаря базе классического танца. По своей психофизической природе эти танцы более естественны и просты в техническом исполнении, но более сложны в создании характера в народных композициях, манеры и ощущения эпохи в исторических танцах.

Исполнение элементов народного танца продолжает линию развития танцевальности. Народный танец, в силу своей технической и эмоционально-образной содержательности, ведет к созданию пластического и танцевального действия.

Народный танец неразрывно связан с театром на протяжении всей истории. Из обрядов и празднеств складывались композиции, которые наполнялись новым содержанием выражались особенности жизни и национального характера.

«В этих именно народных танцах есть то ритмическое богатство, та правда жеста, тот национальный характер, тот мудрый язык движений, который приходит от самой жизни.» ³

В народном танце можно выразить любые человеческие чувства, характер и повадки зверей, изменения и периодичность в природе, людей разных профессий. У каждого народа свои танцевальные традиции, пластический язык, отношения движений с музыкой. Народный танец техничен и виртуозен, а для учащихся важен своим характером, пластическими нюансами.

Историко-бытовые танцы неотделимы от мировой драматургии, манер поведения в различные эпохи, костюмов, музыки. Бытовой танец связан с усвоением норм этики, немыслим без выработки бытовой культуры общения. Выдержка, вежливость, чувство меры, простота, умение быть внимательным воспитывается на танцевальных занятиях. Но бытовые танцы не заканчиваются девятнадцатым веком.

20-й век со своим бурным техническим развитием и многообразием философских тенденций выдвигает свои требования к танцевальному искусству. «Нужно придумать танец, который освобождает человека…».

Уже в конце 19-го века начались эксперименты в области движения: Ф. Дельсарт с теорией «телесного выражения», Жак-Далькроз и его музыкальным учением. Наступала эпоха модерна с ее культом красоты и лозунгом об общедоступности красоты. Стиль модерн связан с разными социальными фактами: обострением общественных противоречий, техническим и промышленным прогрессом, развитием общественной мысли, философии, науки, литературы. На смену позитивизму пришли новые философские концепции – ницшеанство, концепция Кассирера, в более позднее время Фрейд и Шпенглер с его «Закатом Европы». Для эпохи модерна характерен идеализм и романтизм, одновременно усталость и утомление, кризис религии, причудливое соединение язычества и христианства.

«Пионеры» современного танца обратились к культуре Древней Греции и Востока. Наблюдая древнегреческие скульптуры в музеях, создает свою теорию выразительного движения Ф. Дельсарт, которую применил на практике, организовав курсы, где проходили теоретические и практические занятия. Его ученики пропагандировали дельсартианское учение во многих странах. В студии Женевьевы Стеббинс, ученицы Ф. Дельсарта, сделала свои первые шаги А. Дункан. Здесь она усвоила уроки пластической интерпретации музыки и импровизации. Танец Дункан был очень прост, состоял из несложных шагов, бега, поворотов, прыжков-движений, которые были подвластны каждому. Особое внимание танцовщица уделяла выразительности лица, корпуса, рук. Она не пользовалась никакой танцевальной системой, не создала свою. Прелесть танца А. Дункан заключалась в незаурядности ее личности и чрезвычайной убедительности сценического воплощения ее творчества. Поэтому танцу «великой босоножки» легко было подражать, но сложно достигнуть такого же уровня воздействия на зрителя. Дункан открыла миру целый ряд возможностей: находить пластическое выражение вне традиционных танцевальных форм, использовать сложную симфоническую музыку для создания образа, стремиться быть красивыми, здоровыми людьми, пытаться жить в гармонии с природой и со своими чувствами. Ее творчество было очень притягательным, потому что отвечало веяниям времени. Ее танец был свободным, простым и понятным, но в то же время великим, обращенным во Вселенную.

Соединил систему выразительного жеста с музыкой Э. Жак-Далькроз, преподаватель, Женевской консерватории, создатель школы в Хеллерау. В основе его системы лежит учение о ритме, как главном связующем звене между музыкой и пластикой. Он пытался воплотить ритм в музыке через движение, исследовал влияние ритма на формирование психики, разрабатывал новый способ обучения музыке через телесное сопереживание и претворение ритма, образности, характера музыкального произведения в движение. Благодаря его деятельности для современного танца стала доступна музыка, специально непредназначенная для танца, то есть симфоническая музыка.

Ритмопластическая система получила широкое распространение по всему свету. В России учения Дельсарта и Далькроза пропагандировал С. Волконский. Он организовал Курсы ритмической гимнастики, содействовал публикациям трудов Э. Жак-Далькроза, написал книгу «Выразительный человек», которую высоко оценил К. С. Станиславский.

В России действовало очень много студий пластического движения. Содействовала развитию этих студий и А. Дункан, которая гастролировала в России и открыла свою школу. В дальнейшем в России эти движения сошли на нет. «Едва наметившаяся линия модерна пресеклась в России, когда в 1924 году специальным декретом запретили деятельность всех пластических и ритмопластических студий.

В США поиски продолжили Р. Сен-Дени, Т. Шоун, Ч. Вейдман, Д. Хамфри, М. Грэхем и другие, а в Европе Вигман, Р. Лабан, К. Йосс, сестры Визенталь, А. Сахаров… Таким образом, танец в 20 веке стал развиваться по следующим направлениям:

  • танец модерн
  • джаз-танец
  • socialdance
  • ballroomdance(бальный танец)
  • эстрадный танец (шоу, варьете, кабаре)
  • постмодерн и contemporary(продолжение модерна)
  • спортивный танец
  • эстетическая гимнастика.
  • степ
  • фламенко

Бурно развивалась театральная мысль в контексте важнейших художественных направлений эпохи-символизма, футуризма, модерна, экспрессионизма, сюрреализма, интеллектуализм.

Очевидно, что обучение танцу невозможно без изучения современного танца, а именно системы джаз-танца и модерн-танца, хотя многие специалисты говорят о слиянии этих двух танцевальных систем в джаз-модерн танец.

Корни джазового танца уходят в Африканскую фольклорную культуру, которая была привезена рабами на американский континент, где и сложился и эволюционировал джаз-танец. Начиная с 16-го века, рабы прибывали из Африки в страны Латинской Америки и США, где их обычаи и праздники, привезенные из разных, племен смешивались в единую негритянскую культуру. В это время основной контингент населения США, ирландские, шотландские, английские переселенцы имели свою фольклорную культуру и бальные танцы, относящиеся к историко-бытовой хореографии. Эти два направления культуры - негритянское и европейское развивались и ассимилировались. Со временем после окончания в 1865 году Гражданской войны негритянский танец получил доступ на профессиональную сцену. Черные артисты должны были показывать себя в отрицательно-ироничном стиле, поэтому развивались такие жанры, как скетч, водевиль, комедия. Поэтому джазовый танец развивался как театральный танец с пением и музыкой, что и определило в дальнейшем появление типично американского жанра, как мюзикл. В 1879 году возникло Американское общество профессиональных танцоров, оно объединило танцоров, хореографов и педагогов. И с последнего десятилетия 19-го века до конца Второй Мировой войны джаз-танец оформился как танцевальная система, имеющая свою школу. Разговаривая о джаз-танце как об обучающей системе необходимо вспомнить имя Джека Коула, танцевального деятеля, педагога и хореографа, который оформил несколько принципиальных основ джаз-танца: технику изолированного жеста, базовый принцип этой танцевальной техники. Коул сломал вертикально ориентированное тело классического танца. Многое сделала для анализа африканского фольклорного танца Кэтрин Дэнхем. Она выделила следующие технические особенности: поза коллапса, передвижение в пространстве по горизонтали и вертикали, изоляция и полицентрия, полиритмия, комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца, импровизация и функционализм. Каждый из деятелей танцевального искусства развивает танец и оставляет после себя учеников, передавая свои знания и умения в основном «из рук в руки», обогащая танцевальную систему.

Ученик Д. Коула, Мэтт Мэттокс начинал с изучения классического балета и степа, поэтому в его джазовой технике используются элементы классического балета.

Далее техника джаз-танца синтезировалась с техникой модерн-танца (педагоги Луиджи (Юджин Луис), Гас Джордано и другие). В настоящее время можно выделить следующие направления джаз-танца: классический джаз, афроджаз, блюз-джаз, бродвейский джаз(мюзикл-джаз), стритджаз (соединение джазового танца с социальными танцами).

Из всего вышесказанного можно выделить несколько моментов необходимости джаз-танца артистам и режиссерам эстрады.

Во-первых, джаз-танец современен и актуален, а эстрада подразумевает в своих темах быстрый отклик на сегодняшний день.

Во-вторых, джаз-танец как сценический вид деятельности начинался на эстраде и развивался на эстраде. И только по мере своего формирования в течение предыдущего века как важной танцевальной системы, пришел в театр полноценными танцевальными спектаклями.

В-третьих, в этой танцевальной системе развивается индивидуальность конкретного человека, его личностное начало, а эстрада это прежде всего яркая индивидуальность. «…Именно искусство актера делает номер полнокровным и интересным, поэтому про эстраду и говорят, что это искусство очень персонифицировано. Номер рождается на основе индивидуальности …».

В-четвертых, джаз-танец воспринимается учащимися с большей легкостью. Они слышат ритмы музыки им современной, несложной и четко ритмизированной. Сложные движения складываются из простых, а простые делаются легко и не требуют особых способностей (в отличие от классического экзерсиса).

Начинать изучение джазового танца легче всего со стритджаза (буквальный перевод «уличный джаз»), потому что в этом направлении наиболее сохранились основы джаз-танца и в то же время – это отражение субкультуры тинэйджеров, близкое по духу молодому поколению. Многие из студентов-первокурсников имеют некоторое представление об этом стиле, так как это направление широко преподается на уроках ритмики в средней школе и в любительских танцевальных коллективах.

Далее, когда учащиеся овладеют изоляцией и полицентрией, хорошо провести уроки в направлении афроджаза, в которых особенно развивается умение распределять и владеть напряжением и расслаблением – также одной из принципиальных основ джазового танца.

По мере изучения основ классического экзерсиса учащемуся легко будет на уроке классического джазового танца, в котором используется структура построения классического урока.

Мюзикл-джаз или бродвейский джаз и блюз-джаз требуют некоторой танцевальной выучки, в том числе и классической, поэтому эти уроки следует проводить на втором-третьем годе обучения.

«Джазовый танец используется в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографии, в варьете и драматических спектаклях. Это происходит потому, что джазовый танец по своей природе – дивертисментный… Джазовый танец – танец эмоций, ярких форм, танец энергии и силы «…стал второй системой (после классического балета) танцевального искусства со своей эстетикой, стилистикой, лексикой и, главное, школой».

Литература

  1. Кузнецов С. П. Прикладная хореография и некоторые проблемы обучения танцу в театральной школе. Пластическое воспитание актера в театральном вузе. Л., 1987.с.68.
  2. Васильева Е. Танец. Москва,1968. с.11
  3. Фокин М. Против течения. Л., М.,1962. с.423
  4. Бежар М. Мгновения в жизни кого-то другого. М., 1989. с.92
  5. Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания. Москва, 2006. с.7
  6. Богданов И. А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб, 2003. с.5
  7. Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания. Москва, 2006. с.18

Библиография

  1. Александрова Н. А. Танец модерн. СПб, Москва, Краснодар, 2007
  2. Алякринская М. Бальный танец в европейской культуре. Ташкент, 2007
  3. Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. СПб, Москва, Краснодар, 2006
  4. Балет. Энциклопедия. М., Л., 1978
  5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб, 2002
  6. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. Москва, 2005
  7. Волконский С. Выразительный человек.СПб.1912
  8. Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. СПб, Москва, Краснодар, 2010
  9. Жак-Далькроз Э. Ритм. Лекции в Женеве
  10. Ивановский Н. П. Бальный танец 18-19 веков. Калининград, 2004
  11. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца. СПб, Москва, Краснодар, 2006
  12. Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания. Москва. 2006
  13. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец. Москва, 2000
  14. Ритм и культура танца. Сборник статей. Л., 1926
  15. Современный бальный танец (сборник). Москва, 1978
  16. Чекетти Г. Полный учебник классического танца. Москва, 2007
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес