Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

«Что наша жизнь? - Игра!..»

 Жанна Михайловна КОМИССАРОВА, учитель информатики;
 Сергей Владимирович КОМИССАРОВ, учитель математики;
 ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

«Что наша жизнь? - Игра!..»

-

Игра, в том или ином своем обличии, сопровождает человека со дня его рождения. Игра делает его жизнь более радостной, счастливой, воспитывает творческое отношение к действительности. Там, где нет игры, жизнь становится однообразной и скучной.

Что же такое игра? Стоит только произнести это емкое слово, как тотчас нас буквально захлестнет шквал ассоциаций, образов, видений, как будто бы и не связанных между собой. Заглянем в энциклопедию: "Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а самом процессе..." И далее: "Игра выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям".

Существует стройная научная теория игр, в которой могут разобраться, пожалуй, только математики. С другой стороны, мы все чаще слышим, что весь процесс обучения в школе стоило бы переделать, приспособить к игре, создать новые, чисто игровые формы обучения. Но что школа? Мы видим, как серьезные люди, опытные инженеры, директора заводов, министры начинают играть в "деловые игры".

Вспомним. С одной стороны, игра как импровизация, как игра случая, игра фантазии, игра воображения, нечто игристое, сверкающее, играющее разными гранями, шипучее и т.д., и т.п.

Но, с другой стороны, уложенное в строгие, определенные, даже научные правила. Недаром слова "нарушил правила игры" могут относиться буквально к любой жизненной ситуации. "Игра без правил" может быть только, пожалуй, в кино, да и то в качестве названия фильма, указывающего на какой-то исключительный случай, нонсенс, абсурд.

Итак, легкость, импровизационность, с одной стороны, и жесткие правила - с другой. Это первый закон игры. Но есть еще нечто пронизывающее все разновидности, все категории игры. Есть еще одно качество, одно свойство, без которого любая игра - не игра. Свойство это - удовольствие, наслаждение, удовлетворение от самого участия в игре. Именно так - от участия в процессе игры. Да! Можно в игре негодовать и плакать, падать в обморок и впадать в отчаяние - и все это будет радость, азарт, наслаждение, упоение игрой.

А отсюда мы делаем для себя практический вывод: если в процессе работы мы почувствуем вдруг, что работа наша не доставляет участникам и окружающим удовольствия, мы должны тотчас сказать себе: "Стоп!" И остановиться. Мы должны сказать себе: "Мы делаем что-то не так!", "Мы делаем что-то не то!" Ибо в этот момент, в момент, когда пропала радость, перестало биться сердце игры - игра умерла!

Мы назвали нашу игру незатейливо — интеллектуальная шоу-викторина «Брейн-ринг». Но это не просто перенесенная с телеэкрана известная многим игра. Часто простое копирование телеигр нетелевизионными средствами меняет их радикально и почти всегда не в лучшую сторону. Наш «Брейн-ринг» — это компиляция разных игр, но не механическая, а творческая. Здесь есть кое-что из «Что? Где? Когда?»: вступительная музыкальна заставка Рихарда Вагнера, заставка с совой на экране, «черный ящик» и его вынос под знаменитую музыку. «Конкурс капитанов» из КВН. Выбор вопросов на экране из «Самый умный». Что-то мы добавили от себя. Например, участие зрителей в игре.

рис. 1Разумеется, самой игре предшествует большой подготовительный период, который включает в себя техническую часть (создание презентации), организационную (подбор и подготовка ассистентов) и самую трудную — поиск и выбор вопросов. Неправильный выбор вопросов может загубить даже очень тщательно подготовленную игру. Они не должны быть слишком простыми и слишком сложными и что еще более важно они не должны быть неинтересными. Хороший вопрос — это интересный вопрос, ответ на который, если он неизвестен играющим, можно получить в результате рассуждений. Хорошие вопросы это сокровища, которые собираются по крупицам.

Теперь о самой игре. Она проводилась в 8-х классах в рамках недели ИКТ. Класс формировал две команды по 6 человек (по одной из каждой группы), как в классической телевизионной версии, остальные ученики были зрителями. Один ученик был ассистентом, который следил за временем, отводимым на ответ, другой следил за тем, чтобы не было подсказок от зрителей, третий транслировал презентацию на экран через проектор. На экране появлялась заставка с совой и звучала музыка Рихарда Штрауса. Я исполняла роль ведущей.

После вступительного слова, в котором я объяснила правила игры, на экране возникли кнопки с номерами вопросов. Жребий решил какая команда первой выбирает номер вопроса, и после щелчка на номер появляется собственно вопрос.  Я озвучиваю вопрос, и с этого момента начинается отсчет времени ассистентом. Если какая-либо из команд считает, что готова дать правильный ответ, капитан поднимает руку, ассистент останавливает время, и кто-то из членов команды дает ответ. Если ответ правильный, ассистент щелкает на ответ, чтобы все могли убедиться, что он действительно правильный, и команде засчитывается одно очко. Если команда дала неверный ответ, оставшееся время переходит к другой команде. Если же и другая команда не находит ответ на вопрос, право на ответ получают зрители, которые в случае правильного ответа могут подарить заработанное очко своей команде. Победившей считается команда, первая набравшая шесть очков.

codeivdeo insert

Для того, чтобы внести большее разнообразие в игру, мы решили, что одно очко разыграют только капитаны. Конкурс капитанов в разгаре игры (когда его проводить решает ведущий) позволяет снять излишнее напряжение, перевести захлестывающие эмоции (положительные у выигрывающих или отрицательные у проигрывающих) в другое русло. Можно сказать, что вопросы в конкурсе капитанов не связаны с ИКТ. И мы делали это сознательно. Зато они содержат много смешного и вместе с тем познавательного. Это зашифрованные в наукообразную форму русские поговорки и пословицы. Свою задачу, снять излишнее напряжение, на наш взгляд, он решил. Проходил весело, сопровождался смехом. Однако следует заметить, что наши ребята не слишком хорошо, мягко говоря, знают русский фольклор.

Судя по здоровому азарту, духу соревновательности, горящим глазам большинства участников игры, а ими были не только члены команд, мы поработали не зря. Игра удалась, она понравилась всем участникам, и победителям и побежденным. Поэтому хочется вслед за героем знаменитого фильма Марка Захарова, чуть перефразировав, но совсем не изменяя смысла, воскликнуть: «Играйте, господа! Играйте! Серьезное лицо еще не признак ума».      

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56