Елена Юрьевна ЦВЕТКОВА,
учитель информатики ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
Сценарий урока информатики по теме: «Алгебра логики. Упрощение логических выражений».
Введение. Основная образовательная задача урока по теме "Упрощение логических выражений" – научить школьника умению упрощать логические выражения, правильно определять порядок выполнения операций в логическом выражении, устанавливать смысловые связи между различными частями сложных логических выражений, умение выбирать лучший вариант решения.
Цель урока: научить учащихся упрощать логические выражения с помощью законов алгебры логики.
Задачи:
-
Образовательные:
-
умение четко разделять изучаемый объект на составные части;
-
умение правильно определять порядок выполнения операций в логическом выражении;
-
умение устанавливать смысловые связи между различными частями сложных логических выражений;
-
умение выбирать лучший вариант решения.
-
Развивающие:
-
развитие логического мышления, наблюдательности и сообразительности.
-
Воспитательные:
-
привитие интереса к предмету, к приобретению новых знаний, умений и навыков.
Планируемый результат: приобретение навыков работы с логическими выражениями.
Тип урока: традиционный.
Формы работы: работа в классе, самостоятельная работа.
План проведения занятия
-
Вводная часть (объявление темы урока, цели и задач урока).
-
Изложение материала по упрощению логических выражений с помощью законов алгебры логики с демонстрацией примера с помощью визуальных средств (интерактивная доска).
-
Выдача индивидуальных заданий.
-
Контроль работы учащихся по упрощению логических выражений, консультация по возникающим вопросам.
-
Подведение итогов работы учащихся.
-
Домашнее задание по теме "Упрощение логических выражений".
1. Вводная часть урока
В начале урока учитель объявляет тему урока, цели и задачи. Затем учитель предлагает вспомнить, что такое логика и где ученики уже встречались с элементами логики, задавая соответствующие вопросы.
Вопросы учителя и примерные ответы учеников:
1. Вопрос учителя: Что такое логика?
Ответ ученика:
Логика — это наука о формах и способах мышления.
2. Вопрос учителя: Что такое алгебра логики?
Ответ ученика:
Алгебра логики — это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними.
3. Вопрос учителя: Что такое логическое высказывание?
Ответ ученика:
Логическое высказывание — это любое повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно (1) оно или ложно (0).
4. Вопрос учителя: Что такое логическая формула?
Ответ ученика:
Логическая формула — это логические переменные (высказывания, обозначенные буквами), соединенные знаками логических операций.
5. Вопрос учителя: Какие логические операции вы знаете?
Ответ ученика:
Логические операции: отрицание (инверсия), конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция.
6. Вопрос учителя: Какие законы алгебры логики вы знаете?
Ответ ученика:
Основные законы алгебры логики:
Закон | Для ИЛИ | Для И |
Переместительный | ||
Сочетательный | ||
Распределительный | В отличие от алгебры переменных и функций, где за скобки можно выносить только общие множители, в алгебре логики за скобки можно выносить как общие множители, так и общие слагаемые. | |
Правила де Моргана | ||
Идемпотенции | ||
Поглощения | ||
Склеивания | ||
Операция переменной с ее инверсией | ||
Операция с константами | ||
Двойного отрицания | ||
Импликация | ||
Эквиваленция | ||
Исключающее ИЛИ |
2. Изложение материала по упрощению логических выражений с помощью законов алгебры логики с демонстрацией примера с помощью визуальных средств (интерактивная доска)
Упрощение логических выражений
Приоритет выполнения логических операций: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация. Если же порядок выполнения операций надо изменить, то применяют скобки. Операции эквиваленция и исключающее ИЛИ имеют самый низкий приоритет.
Формула называется тождественно истинной, или тавтологией, если она принимает значение истина при любых значениях входящих в нее переменных. Примером простейшей тавтологии является формула .
Формула называется тождественно ложной, или противоречием, если она принимает значение ложь при любых значениях входящих в нее переменных. Примером простейшего противоречия является формула.
Если две формулы одновременно, т.е. при одинаковых наборах входящих в них переменных, принимают одинаковые значения, то они называются равносильными.
Равносильные преобразования логических формул служат для упрощения формул или приведения их к определённому виду путем использования основных законов алгебры логики.
Под упрощением формулы, не содержащей операций импликации и эквиваленции, понимают равносильное преобразование, приводящее к формуле, которая либо содержит по сравнению с исходной меньшее число операций конъюнкции и дизъюнкции и не содержит отрицаний неэлементарных формул, либо содержит меньшее число вхождений переменных.
Обозначим:
X – логическое высказывание,
– инверсия,
& – конъюнкция,
– дизъюнкция,
– импликация,
– эквиваленция.
Упростить логическое выражение:
1).
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения, определимся с порядком выполнения операций:
Воспользуемся распределительным законом и вынесем за скобки общий множитель, затем операцией переменной с ее инверсией.
Воспользуемся распределительным законом и вынесем за скобки общий множитель, затем операцией переменной с ее инверсией, затем операцией с константами.
Таким образом,
2)
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения, определимся с порядком выполнения операций. В выражении присутствуют два выражения в скобках, соединенных дизъюнкцией. Сначала преобразуем выражения в скобках.
В первой скобке воспользуемся распределительным законом, во второй скобке – раскроем инверсию по правилу де Моргана и избавимся от инверсии по закону двойного отрицания.
Воспользуемся операцией переменной с ее инверсией.
Таким образом,
3)
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения, определимся с порядком выполнения операций. В выражении присутствуют два выражения в скобках, соединенных конъюнкцией. Сначала преобразуем выражения в скобках.
Раскроем инверсию по правилу де Моргана, избавимся от инверсии по закону двойного отрицания.
Воспользуемся переместительным законом и поменяем порядок логических сомножителей.
Воспользуемся законом склеивания
Воспользуемся распределительным законом, затем операцией переменной с ее инверсией, затем операцией с константами.
Таким образом,
4).
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения, определимся с порядком выполнения операций.
В выражении присутствует импликация. Сначала преобразуем импликацию .
Воспользуемся правилом де Моргана, затем законом двойного отрицания, затем раскроем скобки.
Воспользуемся законом идемпотенции и перегруппируем логические слагаемые.
Воспользуемся распределительным законом и вынесем за скобки общий логический множитель.
Воспользуемся операцией с константами.
Таким образом,
5).
Рассмотрим 3 способа упрощения этого логического выражения.
1 способ.
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения.
Воспользуемся распределительным законом и раскроем скобки, затем операцией переменной с ее инверсией и законом идемпотенции.
Воспользуемся распределительным законом и раскроем скобки, затем операцией переменной с ее инверсией.
Воспользуемся законом идемпотенции.
Таким образом,
2 способ.
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения.
Воспользуемся законом склеивания
Воспользуемся операцией переменной с ее инверсией.
Таким образом,
3 способ.
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения.
Повторим второй сомножитель , что разрешено законом идемпотенции.
Сгруппируем два первых и два последних сомножителя.
Воспользуемся законом склеивания
Таким образом,
Вывод: используя разные законы алгебры логики, получили один и тот же результат.
6).
Рассмотрим 2 способа упрощения этого логического выражения.
1 способ.
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения, определимся с порядком выполнения операций.
Воспользуемся распределительным законом и вынесем общий логический множитель за скобки.
Как видно, логическое выражение не очень-то и упростилось. Попробуем 2 способ.
2 способ.
Перепишем выражение с помощью более привычных операций умножения и сложения, определимся с порядком выполнения операций.
Введем вспомогательный логический сомножитель
Сгруппируем 1 и 4, 2 и 3 логические слагаемые. Вынесем общие логические множители за скобки.
Воспользуемся операцией с константами и операцией переменной с ее инверсией.
Таким образом,
Получили два логических выражения:
Теперь построим таблицы истинности и посмотрим, правильно ли упрощено логическое выражение
X | Y | Z | ||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
X | Y | Z | ||||
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
X | Y | Z | |||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
X | Y | Z | |||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Как видно из сравнения таблиц истинности формулы являются равносильными.
Вывод: используя разные законы алгебры логики, получили один и тот же результат, записанный разными способами.
3. Выдача индивидуальных заданий
После изложения материала по упрощению логических выражений с демонстрацией примера с помощью интерактивной доски учащимся выдаются следующие материалы для выполнения задания:
-
материалы по законам алгебры логики;
-
задания с логическими выражениями.
В процессе выполнения задания преподаватель осуществляет контроль поэтапной работы учащихся по упрощению логических выражений и консультацию по возникающим вопросам.
Задание: Упрощение логических выражений
Вариант №1
-
Какие из высказываний А, В, С должны быть истинны и какие ложны, чтобы было ложно высказывание:
Вариант №2
-
Какие из высказываний А, В, С должны быть истинны и какие ложны, чтобы было ложно высказывание:
Домашнее задание по теме "Упрощение логических выражений".
Ответы
№ | 1 вариант | 2 вариант | Домашнее задание |
1 | |||
2 | 0 | ||
3 | 1 | 0 | |
4 | А | А | 1 |
5 | A=true, B=true, C=false | B=true, C=false, A – любое |
Хронометраж урока (2 ак. часа):
Действие | Продолжительность |
Вводная часть (объявление темы урока, цели и задач урока, повторение ранее пройденного материала). | 15 минут |
Изложение материала | 25 минут |
Выдача задания | 3 минуты |
Контроль поэтапной работы учащихся по упрощению логических выражений, консультация по возникающим вопросам. | 25 минут |
Подведение итогов работы учащихся. Домашнее задание. | 12 минут |
Используемая литература
-
А.Г.Гейн. Материалы курса «Математические основы информатики»: лекции 5-8. – М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 116с.
-
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 387 с.
-
Информатика : Учеб. Пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.З.Шауцукова. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2012. – 416с.
-
Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: практикум по программированию / авт.-сост. А.А.Чернов. – Волгоград: Учитель, 2012. – 235с.
-
Фалина И.Н., Богомолова Т.С., Большакова Е.А., Гущин И.С., Шухардина В.А. Алгоритмизация и программирование.–М.:КУДИЦ-ПРЕСС, 2010. – 276с.
-
Под редакцией Вовк Е.Т. Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2013. – 304 с.
-
Лихтарников Л.М. Первое знакомство с математической логикой / Оформление А.Олексенко, С.Шапиро. – СПб.:Лань, 1997. – 112с.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...