Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

«Облако в штанах»: образ лирического героя

Ольга Геннадиевна КЛИШОВА, учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
(ПОЭМА В. В. МАЯКОВСКОГО «ОБЛАКО В ШТАНАХ»)

-

Сопровождается презентацией «Образ лирического героя (поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»)»

4723

Цель урока:

  • Образовательная – развить навыки целостного анализа художественного произведения.
  • Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.
  • Воспитательная – развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить художественное слово.

Задачи урока:

  • На основе текста 1-ой главы поэмы провести анализ поэтики раннего Маяковского.
  • Определить функцию изобразительно-выразительных средств в создании образа лирического героя.
  • Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «Я» Маяковского.
  • Развить навыки выразительного чтения.

Метод: эвристический.

Приемы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение.

Оборудование: текст поэмы, проектор, презентация.

Ход урока

 



 

(Слайд 1)

Учитель: Ваша сегодняшняя задача – попробовать назвать урок, дать ему «имя».

(Слайд 2)

Постановка проблемы.

Учитель: Посвящение: поэма написана В.В. Маяковским Марии Денисовой, а посвящена Лиле Брик («Тебе, Лиля»)

(Слайд 3)

Почему писал одной, (Слайд 3а) а посвятил другой? (ответ в конце урока)

Вступительная часть урока.

Пролог _______________

1) ??? Какие образы, уже знакомые по стихам Маяковского, мы видим в Прологе? Как уже здесь заявлен конфликт, характерный для всего творчества Маяковского?

(- конфликт поэта и мира;

- фигура поэта - лирическое «Я» Маяковского: молодость души, нахальство, способность любить всем существом – удел избранных;

- желание преобразиться в сверхчеловека, стать гигантом и т.п.)

 (цитаты)

(Слайд 4)

2) ??? Именно Пролог заставляет нас вернуться к названию – «Облако в штанах».

(Слайд 5)

Как понимается смысл этой метафоры?

(- двойственность, неоднозначность художественного образа: грубый гунн, варвар, зовущий к разрушению, но одновременно и беззащитное, нежное существо.)

3) ??? Какой прием здесь основной (и это намечается уже в названии)?

(- антитеза)

4) ??? Где найти корни тех противоречий, которые буквально схлестнулись на поэтическом пространстве поэмы?

(- ранняя лирика;

- манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»;

- учение Фридриха Ницше;

 - конфликт бога и человека: человек видит несовершенство мира но не согласен с таким положением вещей и хочет встать на место творца.)

(цитаты)

Учитель: Лирический герой (кто это такой?) ощущает себя уже взрослым, но еще не нужным. Отсюда отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира.

(Слайд 5а)

Не зря изначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол, тетраптих» (тетра - 4)

5) ??? Как понимаете смысл такого названия?

(- ассоциации с Евангелием: личность поэта вступает в спор с божественным порядком, с мирозданием, возвещая миру новую правду;

- несоответствие обычной жизни людей – быта и их философского мироощущения – бытия.)

6) ??? Подумайте, а какое название лучше? Какое название в большей степени отражает идею Маяковского?

(- конечно, лучше окончательное название, потому что «облако» - поэтический образ.)

Учитель: Цензура не пропустила первоначальное название, и оскорбленный поэт пошел на уступки:

«Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"».

Получается, даже поменяв название, Маяковский не отказался от своей главной идеи – изобразить героя…

??? Какого?

(- состоящего из прекрасных противоположностей,;

- фигуру небывало мощную, способную не просто спорить, но бросать дерзкий вызов всему обществу в начале поэмы и даже всему мирозданию в конце.)

Учитель: Полностью поэма вышла в Москве в 1915 года, а второе издание 1918 года сопровождалось предисловием Маяковского («4 крика долой»). (Слайд 6)

Каждая часть выражает определенную идею. Поэма, тем не менее, представляет собой целостный страстный лирический монолог, переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни…

??? Какие?

(- любовь,

- искусство,

- власть,

- религия.)

7) ??? Какой образ объединяет все части поэмы?

(- лирическое «Я» героя и поэта.)

Анализ произведения.

??? Кто же он – герой, выворачивающий себя наизнанку? Что его слово миру, всем нам? Только ли бравада вызова? Может, здесь кроется что-то еще? На все эти вопросы необходимо будет ответить, обратившись к поэме. Первую часть мы проанализируем вместе, а вот как соотнесены остальные три части с главной идеей Маяковского – вам придется подумать дома самостоятельно.

Часть 1________________

1) ??? Итак, какова главная тема произведения? Как проявляется бунтарская стихия поэмы?

(- посредством изображения стихийного чувства любви)

2) ??? Как изображается любовь в поэме?

(- с помощью художественных средств,

- через образ лирического героя, его состояние, его переживания.)

3) ??? Герой ожидает свидания с возлюбленной… Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания, в котором находится лирический герой?

(Слайд 7)

(- в сцене ожидания абсолютно ощутима реальность всего происходящего;

  • любовь и преображает, и искажает глыбу-человека;
  • лирическое «Я» героя достигает колоссальных размеров, но все равно остается человеческим «Я»;
  • художественные средства, с помощью которых изображается картина мучительного вечера, передают ощущение напряжения, тревоги;
  • изображение предметного, вещного мира как способ передачи состояния лирического героя;
  • воспоминания о любимой рождают в душе лирического героя и счастье, и страдания;
  • метания лирического героя приводят к сомнениям в существовании и силе любви: литота «любёночек»;
  • нервное состояние героя передается посредством многочисленных метафор;
  • итог ожиданий лирического героя – образ казненного и т.п.)

(цитаты)

4) ??? А зачем все это? Зачем все эти художественные средства, все эти сумасшедшие метафоры, гиперболы и эпитеты? Он так живет? Зачем этот крик о себе?

(- время Маяковского – время Личности, именно личность – центр вселенной.)

5) ??? Наконец является героиня. Как она изображена? Что происходит с героем?

(Слайд 8)

 (- резкие движения (сравнение со стихотворением «нате»)и в то же время смущена (теребит перчатки);

- напряжена, потому что смущается или тоже страдает;

- страшное известие.)

(цитата)

6) ??? Как воспринимает герой то, что ему сообщает возлюбленная? Чем он расстроен, потрясен?

(- известие героя убило: внешнее спокойствие и внутренняя смерть.)

(цитата)

(Слайд 9)

7) ??? Почему Маяковский в исступлении кричит « … Долой вашу любовь!»?

(- такую любовь, расчетливую, буржуазную, основанную на корысти, любовь, которую можно украсть, - он не понимает и не принимает, его личность, его натура ищет другой любви – «громады-любви».)

(цитата)

8) ??? В мире обывателей, в мире «жирных», судьба возлюбленной – судьба красоты в буржуазном мире, где красота, искусство ценятся на деньги, – поэтому её украли. Как же видит любовь лирический герой?

(- любовь – это «громада» - всеобъемлющее, всепоглощающее чувство;

- подлинная любовь трудна, потому что любовь – это страдание;

- любовь – это недостижимый идеал, к которому стремится душа страдающего героя – трогательного и нежного, но и горячего, мечущегося и озлобленного.)

9) ??? А каков сам лирический герой? Что ему остается?

(Слайд 10)

 (- «прекрасная болезнь», «пожар сердца».)

10) ??? Почему для передачи состояния лирического героя Маяковский описывает «пожар сердца»? Как вы понимаете смысл этой метафоры?

(- «пожар сердца» сжигает героя изнутри, выворачивает его наизнанку;

- это стихия, неподвластная человеку, поэтому самостоятельно потушить пожар невозможно;

- катастрофа, постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами и катаклизмами.)

(цитаты)

11) ??? Каков лирический герой поэмы? Каково лирическое «Я» Маяковского?

(- страдающий бунтарь, нежный гигант, всей душой стремящийся к настоящей любви.)

Рефлексия.

??? А теперь что-то поменялось в вашем отношении к увиденному и прочитанному? Какое название поэмы вам кажется предпочтительнее? Какое название более полно отражает внутренний мир, состояние героя?

……………………………………….

Учитель: Вернемся к началу…

(Слайд 11)

??? Как вы думаете, почему все-таки Маяковский сначала писал поэму одной, (Слайд 11а)

а потом посвятил другой?

(- дело не в адресате, а в самом чувстве любви, которое проклинает и воспевает Маяковский: если бы адресатов поэмы не было, он бы их обязательно придумал;

- важнее любовь как таковая, любовь, приносящая страдание, муку, сжигающая в огне страсти;

 - где есть любовь, там всегда есть и страдание: нет страдания – нет и искусства.)

Вывод.

Итак, любовь, какая бы она ни была, – это способ взаимопонимания, взаимовоздействия, взаимоотношений человека с миром. Другие сферы человеческой жизни, другие способы взаимоотношений с миром – искусство, власть и религия (прежде всего христианское терпение) – изображены в других частях поэмы. Как они помогают создать, дополнить образ лирического героя, - об этом вам придется подумать самостоятельно.

А пока…

(Слайд 12)

??? Какое «имя» вы дали бы сегодняшнему уроку? Почему? Кто он, герой поэмы В.В. Маяковского?

Домашнее задание.

Самостоятельно проанализировать остальные части поэмы «Облако в штанах» и ответить на вопрос: как другие сферы человеческой жизни помогают дополнить образ лирического героя поэмы?

 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56