Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Метроритмическая организация (урок)

Ольга Николаевна ПОЛЯКОВА, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

РАБОТА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА НАД МЕТРОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В МУЗЫКЕ
(конспект открытого урока)

-

Академическая Гимназия 56 - уроки музыки

Тема урока: Формы работы над ритмическим и ладовым воспитанием слуха у учащихся.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков работы в хоровом коллективе над ритмом.

Цель урока: повышение уровня хоровой культуры учащихся, продолжение работы над развитием ладового и метроритмического слуха у учащихся в старшем хоре.

Музыкальный материал:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я, да» в обработке для смешанного хора В.Самарина.

2. А.Дворжак, фрагмент из кантаты «StabatMater» - « EjaMater».

Задачи:

Образовательные:

- продолжить формирование навыков пения acappella;

- выработать у учащихся умение держать свой голос (ритмически и мелодически) при одновременном звучании всего хора (2х-3х и 4-хголосие).

Развивающие:

- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

- продолжение развития ладового слуха;

- продолжение развития метроритмического слуха;

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать и сопоставлять;

- расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения зарубежных и русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- проблемно-поисковый (самостоятельное освоение по заданию преподавателя);

- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приемы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке во время пения;

- сопоставление песен, различных по характеру;

- вокализация произведений на слог и сольфеджио;

- задержка звучания хора на отдельных звуках и аккордах по руке дирижера с целью выстраивания унисона или различных интервалов и аккордов;

- образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением школьников;

- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

- психологически комфортная атмосфера;

- личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

- учет индивидуальных особенностей.

Оборудование:

- фортепиано (рояль);

- стулья;

- ноты произведений;

- хоровые партии;

- доска.

Структура урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Краткое пояснение к уроку.

2. Постановка цели и задач урока.

На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием ладового и ритмического слуха, а также работа над произведениями «Пойду ль, выйду ль я» и фрагментом из кантаты А.Дворжака « StabatMater».

3. Распевание, дыхательные, ритмические и вокальные упражнения.

Цель: подготовить певческий аппарат к работе, собрать внимание детей.

- Упражнение 1.

Глубокий и спокойный вдох через нос, выдох на счет (до восьми) на согласный «С» с полным выбросом оставшегося воздуха в конце.

- Упражнение 2.

Глубокий и спокойный вдох через нос. Выдох ровными длительностями (четвертями) на согласный «С».

- Упражнение 3.

Глубокий и спокойный вдох через нос. Выдох ровными длительностями (восьмыми) на чередующиеся согласные «С»-«Ш».

- Упражнение 4.

Глубокий и спокойный вдох через нос. Выдох ровными длительностями (триольными восьмыми) на чередующиеся согласные «С»-«Ш»-«Ч».

- Упражнение 5.

Глубокий и спокойный вдох через нос, выдох на счет (до восьми) на согласный «С» с полным выбросом оставшегося воздуха в конце.

-Упражнение 6.

Пение по полутонам на слог «ри-я» в унисон, терцию, трезвучие.

- Упражнение 7.

Пение стаккато по звукам мажорного трезвучия на слог «лё».

- Упражнение 8.

Пение гаммы «До мажор» различными длительностями (половинные, четверти, восьмые), каноном с разным интервалом вступления (секунда, терция), двух-трех и четырехголосно.

4. А.Дворжак «EjaMater» (фрагмент из кантаты «StabatMater»).

Цель: отработать четкие, но при этом мягкие и одновременные окончания фраз в хоровых партиях. Акцентирование внимания учащихся на динамическом и эмоциональном развитии произведения.

5. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я, да» в обработке для смешанного хора В.Самарина.

Цель: исполнение произведения с гуслями, работа по необходимости над переходами между куплетами (акцентировать внимание хористов на точное попадание в свои ноты в начале каждой фразы), динамическим планом и accelerando в последней части произведения.

6. Заключение. Подведение итогов, формирование выводов.

7. Самоанализ. Выводы педагога, что получилось - не получилось, над чем еще нужно поработать.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56