Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Истина мифологического сознания

Истина мифологического сознания: конспект урока

Образовательная цель урока: познакомить учащихся с особенностями мифологической картины мира, научить выявлению и анализу различных современных мифологем.

Воспитательная цель урока: благодаря сформированной способности выявлять структуру различных мифологем вооружить учащихся умением противостоять попыткам манипулирования сознанием.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности архаических и современных мифов;
  • провести сравнительный анализ мифологического и современного сознаний;
  • сформировать представление о мифе как об одном из способов постижения    мира;
  • научить учащихся приемам концептуального анализа;

Умерла и возникла опять.

И у девы в потусклых глазах

Узнается Великая Мать

В этом блеске на черных волнах

С.М. Городницкий

Задание 1

Запишите ассоциации, связанные с понятием «миф». Проанализируйте написанное. С какими культурными пластами связаны Ваши ассоциации? Какие культуры и эпохи  отражены в Ваших ассоциациях?

(Скорее всего, это будет античная культура и, возможно, Древний Египет. Может быть, у кого-то что-то будет связано со славянской мифологией).

            Почему разброс столь невелик? И почему названы по преимуществу древние эпохи?

Потому что миф, по преимуществу, творился в древности: сначала в анонимной стихии народного сознания, затем в эпосе (Гомер, Гесиод).

У кого не все ассоциации связаны с названными эпохами? В чем особенность данных ассоциаций?

(Они могут быть сугубо личными и не отражать общих представлений или иметь в виду другое значение слова «миф»).

Задание 2  

С  какой культурой связан миф о Деметре? Кто может рассказать его сюжет?

Древнейшим письменным памятником, в котором содержится миф о Деметре и Персефоне, является прекрасный гомеровский гимн Деметре, который специалисты датируют VII веком до нашей эры <…> В гимне под тонким покрывалом поэтических образов явственно просматриваются представления его автора о природе и функциях обеих богинь — Деметры и Персефоны.

Девушка Персефона, гласит гимн, собирала на свежем зеленом лугу розы и лилии, гиацинты и нарциссы, крокусы и фиалки. Вдруг земля под ней разверзлась, и Плутон, царь мертвых, возникнув из бездны, умчал ее в своей золотой колеснице и сделал царицей мрачного подземного мира. Ее скорбящая мать Деметра, скрыв свои пшеничные косы под траурным одеянием, искала Персефону по всему свету и, узнав о судьбе своей дочери от Солнца, в глубоком возмущении удалилась от богов и нашла себе убежище в Элевсине. Там она предстала перед царскими дочерьми в образе старухи, в печали сидящей в тени оливкового дерева рядом с колодцем девы, к которому благородные девушки пришли по воду с бронзовыми кувшинами в руках. Разгневанная понесенной утратой, богиня не давала посевам прорасти и поклялась, что ноги ее не будет на Олимпе и побеги не прорастут до тех пор, пока ей не возвратят дочь. Тщетно волы туда-сюда таскали плуги по борозде, тщетно сеятель бросал в коричневые борозды ячменные зерна — ничто не всходило на иссохшей, комковатой земле. Бесплодной была даже Рарийская долина рядом с городом Элевсином, на котором обычно волновались спелые желтеющие колосья. Люди вымерли бы от голода, а боги лишились бы своих жертвоприношений, если бы не на шутку обеспокоенный Зевс не приказал Плутону возвратить Деметре украденную Персефону. Суровый хозяин царства мертвых с улыбкой повиновался, но, прежде чем на золотой колеснице отослать свою королеву в верхний мир, он дал ей съесть зерно граната, чтобы Персефона вернулась к нему. Но Зевс оговорил, что с этих пор две трети каждого года Персефона будет проводить в верхнем мире в обществе богов и своей матери, а одну треть — в нижнем мире со своим мужем (оттуда она будет уходить, когда земля покрывается весенними цветами). Дочь в радости вернулась к свету солнца, и мать с ликованием бросилась ей на шею. Придя в восторг по случаю возвращения пропавшей дочери, Деметра заставила посевы пробиться из-под комьев вспаханной земли, тут же отяжелевшей под покровом листьев и плодов.

Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь

Какую из четырех мировых стихий (воду, землю, огонь, воздух)  воплощает в себе богиня плодородия и земледелия Деметра? Почему мифологическое сознание отождествляет Деметру-мать и Землю?

 – В мифологическом сознании они сближаются благодаря тождеству функции: вынашивание и рождение ребенка (плода).

Справка

  Таким образом, женщина мистически уподобляется Земле; вынашивание ребенка представляется как вариация на человеческом уровне плодородия земли. Любой религиозный опыт, связанный с плодородием и рождением, имеет одну и ту же космическую структуру. Священность женщины находится в прямой зависимости от святости Земли. <…> Религиозно-магический авторитет женщины и, как следствие, ее доминирующая роль в обществе имеют космическую модель: образ Матери-Земли.

Мирча Элиаде.  Священное и мирское

 

Как с культом Матери-Земли соотносятся тотемистические религиозные представления древних людей?

Справка

Тотемизм (от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами).

– Представление о единстве происхождения  всех живых существ (культ Матери-Земли) приводит к сознанию общности родства между людьми и различными видами животных и растений (тотемами). В этой связи можно вспомнить и  известную фразу из сказки Р. Киплинга «Маугли»: «Мы с тобой одной крови – ты и я!».

Задание 3

Отвечая на предложенные вопросы, определите, какие черты мифологического сознания можно обнаружить, анализируя античный миф о Деметре?

Кто является автором древнего мифа?

– Отсутствие авторства у мифа свидетельствует о том, что мифологическое сознание всегда коллективно (а не индивидуально). Человек древней эпохи сознает себя исключительно частью коллектива, полностью определяемой  его законами.

Справка

Миф – это упакованная в образах и метафорах и мифических существах многотысячелетняя коллективная и безымянная традиция.

М. Мамардашвили. Введение в философию

Как осмысляется природа, ее цикличность в мифе?

– Через сюжетику действий антропоморфных богов («антропоморфный» – человекообразный; «антропоморфизм» – уподобление человеку, наделение предметов и явлений человеческими психическими свойствами). Смена времен года, всходы посевов представлены в мифе как следствия деятельности богов, как часть божественной истории.

Что говорит нам о жизни древнего человека мифологическое повествование

(для ответа на вопрос используйте дополнительный материал)?

Дополнительный материал

  Один индийский проповедник — Смохалла, вождь племени уанапум, отказывался обрабатывать землю. Он полагал, что ранить, резать, разрывать, царапать «нашу общую мать», производя на ней сельскохозяйственные работы, есть великий грех. Он добавлял: «Вы требуете от меня, чтобы я обрабатывал землю? Но могу ли я взять нож и вонзить его в чрево своей матери? Ведь если я так поступлю, она никогда не примет в себя вновь мое мертвое тело. Вы требуете от меня, чтобы я взрыхлял почву и вытаскивал камни? Но могу ли я уродовать тело матери, добираясь до самых костей? Ведь если я так поступлю, я более не смогу войти в него, чтобы возродиться вновь. Вы требуете от меня, чтобы я косил траву, заготавливал сено, продавал его и обогащался подобно белому человеку? Но осмелюсь ли я повредить прическу моей матери?».

Мирча Элиаде. Священное и мирское

– Эта жизнь носит практически-ориентированный (а не умозрительный) и, одновременно, религиозный характер. Жизнь древнего человека (труд хлебопашца, охота, характер религиозных ритуалов и пр.) погружена в Природу, которая в его сознании всегда имеет сакральную (священную) значимость. Для мифологического сознания, которое живо ощущает свою связь с сакральным миром, миром богов и героев, миф – это не отвлеченная теоретическая конструкция, но способ организации жизни, отраженный в ритуальной практике.

Справка 

            Стоит заглянуть (ученым глазом) в мир мифа, как мы убедимся, что само слово, сказание живет и действует в нем с реальностью, предельно далекой от вымысла. Слово мифа не столько сказывается о мире, сколько происходит в мире как действие, событие. Миф-сказание столь тесно вплетен в ткань мифа-мира, что пустым вымыслом показались бы здесь как раз былины странствующих сказителей.

  В мире живого мифа слово есть либо магическое орудие (заговор, обрекающее на-речение, зарок, заклинание и т. п.), либо называние, призывание, вызывание сакральных сил в обряде, либо, наконец, стихия общения с сакральным миром в гимнах, плачах, величаниях и прорицаниях.

А. Ахутин. Тяжба о бытии

Задание 4

На основе предложенных параметров проведите сравнительный анализ архаического (мифологического) и современного европейского нерелигиозного сознаний, заполните таблицу. При выполнении заданий используйте тексты урока, справочный материал, эрудицию.

Параметры

Архаическое сознание

Современное сознание

Отношение к пространству

   

Отношение ко времени

   

Отношение к социуму

   

Отношение к природе

   

Отношение к познанию

   

– Таблица может быть заполнена следующим образом:

Параметры

Архаическое сознание

Современное сознание

Отношение к пространству

Пространство осознается как  разнородное: в нем существуют участки профанного (обыденного) и сакрального (священного).

Пространство осознается как  однородное.

Отношение ко времени

Время осознается как цикличное: повторяющееся, движущееся по кругу.

Время осознается как линейное, устремленное в бесконечное неопределенное будущее.

Отношение к социуму

Сознание коллективно: человек всегда осознает себя частью социальной группы.

Сознание индивидуалистично

Отношение к природе

Человек осознает себя частью природы.

Человек присваивает себе право управлять природой, подчинять ее своей воле

Отношение к познанию

Все знания о мире, человеке и богах коренятся в  многотысячелетней, безымянной традиции.

Достоверность знания обеспечивается авторитетом науки и научных достижений, верой в бесконечные возможности человеческого разума.

Задание 5

         Подумайте, как отражается сюжет древнего мифа о Деметре в романе-притче Анатолия Кима «Отец-лес»? На какие особенности современного сознания обращает внимание автор данного текста?

 

1.

Конец двадцатых годов, лето. Скоро, совсем скоро в округу придёт пора, когда начнётся невиданное — будут разводить крестьянина с Деметрой. Она, бедная, навсегда лишится того, кто в интимности глубокой страсти вторгался в её лоно, беспокоил и, в сущности, терзал и разрушал его своим вторжением, но и не могла она в ответ на это не затяжелеть благостным зачатием. И Бог был зерном, бросаемым рукою бородатого сеятеля в рыхленую землю, и Бог в зерне умирал, чтобы явить себя в ростке. Вернее — Он исчезал в растении, как исчезает человек, затворившийся в доме, и этих домов, зелёных, гибких, наполненных благоуханием соков, в великом множестве появлялось на полях Деметры. И она была как носительница неисчислимых городов, а лохматый мужик, стало быть, являлся строителем божьего града. Священный брак их, как и любой брачный союз, требовал целомудрия, искренности и глубокой интимности чувств, которая возникает только между двумя любящими и не допускает вмешательства кого бы то ни было ещё. Но готовилось чрезвычайной важности государственное решение, по которому крестьянство обобществлялось и его единобрачие с Деметрой, таким образом, отменялось.

А. Ким. Отец-лес

О какой эпохе в истории России идет речь? Какое название имело «чрезвычайной важности государственное решение»? 

В чем автор видит противоестественность этого акта?

Как в разных культурах осмысляется миф о земле?

Дополнительное чтение 

Я всего лишь мыслящий атом, я столь мал, что почти и не существую, — и всё, что создано вокруг, скорее не создано, а осознано мной. Это мне казалось, что мною создан мир, потому что я, не существуя в материи, вижу её вокруг себя и в то же время никого другого не знаю, кроме себя самого, кто бы мог сотворить это. Свойственная мне самая большая моя страсть — желание небытия, жажда вкусить смерти — присуща и всему, что я вижу вокруг себя. Все эти тела и системы, едва родившись, развиваются и движутся только в одну сторону — к распадению, энтропии, к полной аннигиляции. И только Деметра, казалось мне, только Мать сыра земля, на которой стоит Лес, только она одна, вопреки пессимизму Вселенной, утверждает оптимизм безудержного плодородия. Да, мне казалось, что Деметра, женщина, Ева — ребро, вынутое из моего сонного тела, — есть самое удачное, совершенное и стойкое произведение Отца.

А. Ким. Отец-лес

 Какие сущностные изменения претерпел миф о Деметре?

Какие культурные представления и эпохи отражены в мозаичном сознании современного человека?

  • Научные
  • Атеистические
  • Фольклорные
  • Библейские

Справка

Напомним еще раз: для религиозного человека Природа никогда не бывает только чем-то «природным». Опыт познания Природы, полностью исключающий ее священность, начался сравнительно недавно. Причем он доступен лишь незначительной части современных людей. В первую очередь ученым. Для всех остальных Природа еще представляет и «очарование», и «таинство», и «величие», и в этом можно обнаружить следы прежних религиозных ценностей.

Мирча Элиаде. Священное и мирское

Задание 5

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Возможно ли спасение Деметры, обрекаемой волей современного человека на гибель?»

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56