Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Урок "Действие жидкости и газа на тело"

Урок по теме: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда»

Масленникова Е.Г.,
учитель физики
ГБОУ Гимназия № 56
(Санкт-Петербург)

Основное содержание работы

Данное учебное пособие (мультимедийный интерактивный урок) является поддержкой и сопровождением обучения в средней школе, в 7 классе. Урок содержит демонстрации, учебные задания, домашние задания.

Описание применяемых методов и технологий, а также обоснование их выбора

Данное пособие (мультимедийный урок) представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно-контролирующую сторону дидактического процесса.

 Внедрение в процесс обучения данной информационной технологии способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, решает проблему активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

 Использование моей презентации позволяет реализовать современные дидактические принципы образовательного процесса.

 Использование компьютера позволяет дать визуальный ряд, привлечь учеников к выбранной теме.

Дидактическая часть

Цели и задачи урока:

  • Сформировать понятие об архимедовой силе.
  • Продолжить формирование умений находить равнодействующую двух сил.
  • Применять закон Паскаля для объяснения действия жидкости или газа на погруженное тело.
  • Применять формулу для расчета давления внутри жидкости.
  • Сравнивать давление жидкостей и газов на тела, находящиеся в них.
  • Раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале:
  • Подвижность частиц жидкости — передача давления жидкостью — давление внутри жидкости на определенном уровне — силы давления на верхнюю и нижнюю грани бруска.
  • Для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.

Оборудование.

Демонстрационное:

  • Аквариум.
  • Сосуд с водой.
  • Динамометр.
  • Презентация.
  • Мяч.
  • Металлический цилиндр.

Лабораторное:

  • Сосуды с водой.
  • Динамометры.
  • Физическое тело.

План урока.

Содержание

Методы и приемы

     Организационный момент.

     Актуализация знаний.

     Изучение нового материала

     Обнаружение действия выталкивающей силы.

      Использование закона Паскаля для объяснения действия архимедовой силы.

      Историческая справка об Архимеде.

     Закрепление изученного материала.

     Задание на дом.

.     Фронтальный опрос.

.     Беседа. Демонстрация опытов, презентация.

.     Фронтальный эксперимент.

Зарисовки и записи на слайдах и в тетрадях.

.     Наблюдения и опыт. Выдвижение гипотезы и ее экспериментальная проверка.

     Решение задач.

     Демонстрация слайдов и их запись в дневниках.

Ход урока

 Содержание сегодняшнего урока поможет понять нам, почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие — тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок, воздушных шаров и дирижаблей.

 Но для начала вам необходимо ответить на следующие вопросы.

Внимание на экран (слайд №4)

  • Что называется силой?
  • Сформулируйте закон Паскаля.
  • От каких величин зависит давление в жидкости и газе?
  • (гиперссылка №1).
  • Напишите формулу для определения давления в жидкости и газе. (гиперссылка №2).
  • Вспомните, как определить равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой. (гиперссылка №3).

Демонстрация опыта.

Вариант №1. Погружаем мяч полностью в воду и быстро убираем руку.

Вариант №2. Демонстрация слайда №5.

Мяч «выпрыгнул» из воды. Почему? (на мяч подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды) Будем называть ее выталкивающей силой.

Демонстрация опыта.

Вариант №1. Опустим в тот же аквариум цилиндр. Тело утонуло.

Вариант №2. Демонстрация слайда №6.

  • Действует ли выталкивающая сила в этом случае? (возможны различные варианты ответов). Проверяем правильность ваших ответов с помощью приборов, находящихся у вас на столах. (слайд №7).
  • Подумайте, как это сделать? (1.Подвесить тело к пружине динамометра. 2. Заметить его показания. 3. Опустить тело в воду. 4. Сравнить показания динамометра.)

Выполните данный эксперимент.

  • Что вы заметили? (слайд №8). При погружении тела в воду пружина растягивается меньше, чем в воздухе, показания динамометра уменьшаются.
  • Какой вывод можно сделать из этих наблюдений (слайд №9)

На любые тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила.

Выясним, почему возникает выталкивающая сила.

(Слайд №10). Пусть в сосуд опущено тело в форме бруска.

00masl01

Что можно сказать о действии жидкости на брусок? (жидкость производит на него давление)

Что можно сказать о давлении внутри жидкости на одной и той же глубине (на определенной глубине внутри жидкости давление по всем направлениям одинаково. Поэтому и силы, с которыми вода действует на боковые поверхности бруска, будут равны. Они направлены навстречу друг другу).

Сравните давления на уровнях верхней и нижней граней бруска. (давление на уровне нижней поверхности больше потому, что она находится на большей глубине. Следовательно, сила давления на нижнюю грань больше чем на верхнюю. Эти силы направлены навстречу друг другу)

Работа у доски трех учеников:

  1. Расписать силу давления на верхнюю грань.
  2. Расписать силу давления на нижнюю грань.
  3. Найти равнодействующую двух сил.

Проверяем выводы, полученные учащимися на доске (слайд №10)

Сила, действующая на нижнюю грань

Сила, действующая на верхнюю грань

Равнодействующая сила

P=gph

F=PS

F=gphS

P=gph

F=PS

F=gphS

F>F, Fₐ=F - F

F=gpжhS-gpжhS=gpжS(h - h)

h - h = H, FA=gpжSH

SH=VT, pжVT=mж

FA=gmж, gmж=Pж

FA=Pж

(слайд №11)

Выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в него тела.

FA=Pж

Как направлена эта сила?

(слайд №12)

Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

Историческая справка (слайд №13) Архимед родился в 287 г. до н.э. в Сиракузах, на острове Сицилия. Архимед был математиком, механиком, одним из крупнейших инженеров своего времени, конструктором машин и механических аппаратов. Он изобрел машину для поливки полей («улитку»), водоподъемный винт и особенно успешно разрабатывал конструкции военных машин. Это был первый ученый, уделявший много времени и сил военным задачам.

 Согласно самой известной легенде об Архимеде, однажды Гиерон поручил ему найти способ проверить содержание золота в жертвенном венце. Царь подозревал, что ювелир, изготовивший корону, утаил часть золота и заменил его более дешевой бронзой.

 Перед Архимедом стояла довольно сложная задача: определить объем короны сложной формы. Не переставая думать над этим, он полез в ванну и увидел, что погрузившись в воду, своим телом вытеснил часть жидкости на пол бани, причем его тело стало легче. И тут его осенило. Архимед выскочил из ванны, и забыв об одежде, побежал по улицам Сиракузы, крича: «Эврика!» («Нашел»). Так был открыт первый закон гидростатики, в формулировке ученого гласивший: «Всякое тело при погружении в жидкость теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость». Закон был назван в честь его создателя Архимеда. К газам применим закон Паскаля. Поэтому и на тела находящиеся в газе, действует сила, выталкивающая их из газа. Под действием этой силы воздушные шары поднимаются вверх.

 Демонстрация видеофрагмента «Опытная проверка закона Архимеда»

(слайд №14)

Закрепление изученного материала

Решите следующие задачи (слайд №15)

Известно, что всякая жидкость давит на погруженное в нее тело со всех сторон: и сверху, и снизу, и с боков. Почему же на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, всегда направленная вверх?

Большинство водорослей (например, спирогира, ламинария и др.) обладают тонкими гибкими стеблями. Почему водоросли не нуждаются в прочных, твердых стеблях? Что произойдет с водорослями, если выпустить воду из водоема, в котором они находятся (слайд №16).

Металлическая пластина опущена в воду. Действующая на нее выталкивающая сила равна 5Н. На сколько сила давления на нижнюю поверхность пластинки больше, чем на верхнюю? (слайд №17)

Собака — водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что в воде на человека действует меньшая сила тяжести, чем на суше? (слайд №18).

Домашнее задание (слайд №19)

  • § 48, 49
  • Упр. 19

Методическая часть.

Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении физики, как и любого другого предмета, объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного процесса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

 Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности учебного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

 Данный мультимедийный урок используется в седьмом классе, он является 16 уроком в теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

 Настоящий урок можно использовать в практике учителя физики при наличии компьютера и мультимедийного проектора для интенсификации учебного процесса.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес