Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Физвоспитание и компьютерное тестирование

А. Н. Лупашевский,
учитель физкультуры
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56»
(Санкт-Петербург)

Актуальные проблемы и инновационные преобразования в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Компьютерное тестирование

 

21 век – век новых технологий в различных сферах деятельности человека. Происходит множество открытий, которые кардинально меняют представления о возможностях в той или иной области. Огромное значение приобретают инновации в области компьютерных технологий. Эти нововведения очень быстро проникли и надежно закрепились в нашей жизни. Сегодня практически никто не может себе представить жизнь без всевозможных гаджетов. Для кого-то компьютер это работа, а для кого-то – средство проведения досуга.

Не секрет, что зачастую времени для осваивания, а тем более закрепления изучаемого материала в стенах общеобразовательных учреждений в рамках отведенных на это часов не хватает. Детям приходится все чаще выделять дополнительные часы из своего свободного от учебы времени на репетиторов. Эта ситуация продиктована не успеваемостью ученика, а необходимостью изучить больше материала. Современные образовательные стандарты так высоко подняли планку образованности ученика, что времени на отдых практически не остается. Депрессия, усталость - все это сегодня сопровождает ученика изо дня в день.

Делая акцент на изучении материала, можно забыть, что полученную информацию нужно проверить. Насколько хорошо усвоился изученный курс, урок, новый материал учеником. А это дополнительное время. Что касается точных наук, то там вроде бы все понятно. Даешь пример или задачу, получаешь точный ответ. Вариантов для проверки – два (правильно, неправильно), отбрасывая ход решения задачи и возможности описки в ответе.

Что же происходит с другими науками? Здесь вопрос со временем обстоит гораздо хуже. Ученику задается вопрос или дается билет. Есть время на подготовку ответа. Здесь все похоже, а вот дальше, этот ответ нужно проверить. Как? Два варианта: устно и письменно. В любом случае для объективной оценки излагаемого школьником материала необходимо выслушать или прочитать идеи ученика. Если ход размышлений правильный, то можно и помочь, задавая наводящие или дополнительные вопросы. На все это необходимо огромное количество времени, которого итак остается немного.

На помощь нам приходят все те же компьютерные технологии. Уникальная система компьютерного тестирования разгрузила учителей и учеников, избавила наш учебный процесс от муторного опроса по пройденному материалу. Вопрос, изложенный в понятной для тестируемого форме, и несколько вариантов ответа. Все, что отделяет ученика от успеха или провала, – это установленное количество вопросов и время, отведенное учителем на проверку знаний. Никаких: «я не это имел ввиду…», «да, я к этому и подвожу…», «ну, ответьте еще на один вопрос…», «а может, Вас устроит тройка?!!». Все четко: вопрос, ответ! Вариантов для проверки – два (правильно, неправильно).

А что делать с таким немаловажным предметом как физическая культура? Здесь тоже даются знания и навыки, закрепляется полученный материал. Это такой же необходимый предмет, как и все остальные. Первое, с чего следует начать, – это убедить ученика в этом! Проблем нет с ребятами, которые постоянно посещают данный предмет, которые принимают активное участие в спортивной деятельности школы, которые вовремя и в полном объеме сдают или хотя бы пытаются сдать необходимые нормативы, а это до недавнего времени была основная форма аттестации для учащихся на уроке физической культуры. Но есть и такие ученики, которые забывают спортивную форму, которые не освобождены на длительное время, но по причине болезни не занимаются на уроках. Что делать с ними?

И здесь на помощь нам придет все то же компьютерное тестирование. Сейчас родители практически каждого ученика и ученицы могут приобрести своему ребенку планшет. Практически во всех школах есть компьютерные классы, или они могут позволить себе приобрести планшетные компьютеры для внутреннего пользования. Это все, что нужно в техническом плане для осуществления компьютерного тестирования учеников.

Наша гимназия с успехом внедрила в учебный процесс компьютерное тестирование по физической культуре. На базе компьютерного класса (медиатеки) каждую четверть мы осуществляем контроль теоретических знаний учеников. Такое тестирование в значительной степени упростило отношения с ребятами, которые не считают уроки физической культуры важными для себя.

О программе

Программа, которую мы взяли за основу в проведении тестирования, называется MyTestX. Эта программа успешно зарекомендовала себя при многолетней апробации на других дисциплинах. В своей основе она имеет стандартную структуру, характерную для материала такого типа. Система взаимодействия: вопрос, несколько вариантов ответа и задание: выбрать правильный ответ давно знакома и понятна практически любому человеку.

Достоинства

Внешний дизайн, интуитивно понятное меню, простота в использовании делают возможным работу с этой программой без дополнительной справочной информации, а системные требования позволяют запустить ее на любом компьютере. Процесс регистрации занимает считанные секунды. Невозможность ошибиться в процессе ввода данных за счет установленной фиксации параметров ввода приводит результаты тестирования к единому виду (рис.1). Время, затраченное непосредственно на тестирование зависит только от точности задаваемого вопроса и знаний самого ученика (рис. 2). Невозможность выхода из программы во время проведения тестирования даже в фоновый режим сводит к нулю вероятность использования в качестве подсказки других приложений. Результаты проделанной работы доступны ученику и учителю в полной и понятной форме (Рис.3). Информация может выводиться на экран, распечатываться на принтере, сохраняться в различных форматах и отправляться по электронной почте.

Содержание теста

Особое внимание хотелось бы обратить на процесс составления теста для учеников. Эта работа не менее проста, чем и само тестирование. Вопросы можно забивать непосредственно в редакторе или импортировать из других приложений. Время, затраченное на тестирование, порядок вывода вопросов на экран, порядок вывода ответов и количество задаваемых вопросов можно регулировать вручную специальными опциями (рис. 4). Такое регулирование в значительной степени уменьшает вероятность запоминания порядка вопросов на те или иные темы и порядка ответов на вопросы. Все, что происходит на компьютере тестируемого, отражается на компьютере учителя, т. е. время начала и окончания тестирования, порядок вывода вопросов, попытки ученика выйти из теста или запустить его во второй раз и многое другое. Такой доступ к информации на компьютере ученика даёт возможность учителю полностью котролировать работу тестируемого.

Вопросы для тестирования подбираются с учетом тематического планирования на четверть и полугодие. Тестируемые знания вводятся на уроках физической культуры: либо в теоретической их части, либо в процессе спортивной деятельности. Материал, который по какой-либо причине не был затронут в учебном процессе, можно найти как в методических пособиях и учебниках по данной дисциплине, так и почерпнуть из глобальной сети internet. Ссылки на литературу и электронные ресурсы даются вместе с перечнем общих вопросов по проверяемой теме, в виде списка рекомендуемой литературы. Данная информация передаётся классным руководителям и вывешивается в учительской в начале каждой четверти.

Все вопросы, которые мы предлагаем ученикам в качестве тестирования, делятся на 5 больших групп: легкая атлетика, гимнастика с элементами акробатики, волейбол, баскетбол и общая категория: физические качества. В зависимости от изучаемой темы в той или иной четверти мы предлагаем ученикам ответить на вопросы, соответствующие данной категории. В дополнение к темам мы включаем в каждое тестирование вопросы из общей категории: физические качества.

Количество, которое мы взяли за стандарт при проведении тестирования, составляют 25 вопросов. Время тестирования - 15 минут, т.е. на один вопрос выделяется 36 секунд. На наш взгляд, этого времени вполне достаточно для того, чтобы ученик смог проанализировать вопрос, вспомнил возможные варианты ответа, выбрал необходимый и ввел его в программу. Возможность перехода к следующему вопросу без ответа на текущий, но с правом на возврат к вопросам, вызвавшим затруднение, в конце теста, позволяет ученику правильно распределить время, затраченное на тестирование.

 

View the embedded image gallery online at:
http://nova56.ru/highschool/phystest#sigProGalleriad853a07d49

 

Организация тестирования

Ученик, имеющий задолженность по предмету «физическая культура» предоставляет учителю официальное освобождение от занятий. Документом освобождающим школьника от занятий является справка или иная форма с печатью организаций, в которых данный ребенок проходил лечение. В этом документе обязательно должны быть проставлена дата лечения и период освобождения от занятий после него.

Ученик, имеющий освобождение на весь период обучения согласно предоставленным документам и не имеющий возможности сдавать нормативные требования на момент выставления оценки, направляется на компьютерное тестирование по пройденному в данной четверти материалу.

Тестирование проводится только один раз, о чём ученик предупреждается заранее. Школьник по окончании проверки знаний получает от учителя, проводящего тестирование, выписку с результатами. С этой информацией ученик приходит к учителю физической культуры, обеспечивающему учебный процесс в его классе. На основании полученных данных выставляется четвертная или полугодовая (в 10-х классах) оценка. 11-е классы сдают только теоретический экзамен за каждое полугодие. Ученики, которые могут сдавать нормативные требования по физической культуре на момент выставления оценки, не допускаются до компьютерного тестирования. Эти дети сдают нормативы согласно требованиям учебной программы.

Использование современных технологий для обеспечения оперативного контроля знаний ученика по различным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях - очень важная задача на сегодняшний день. Применение тестирования для проверки теоретических знаний на уроках физической культуры в значительной степени уменьшило количество учеников, отлынивающих от предмета. Сдача нормативов в конце четверти и обязательное прохождение тестирования способствуют выработке у учеников интереса к физической культуре.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56