Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Прекрасное и нравственное неразделимы

Карпова Инна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 127
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

-

ПРЕКРАСНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ НЕРАЗДЕЛИМЫ

-

89898954549898

Прекрасное и нравственное… Эти понятия неразрывно связаны между собой, так как прекрасное не может быть безнравственным, а в основе нравственности лежит чувство прекрасного, то есть в высшей степени красивого. И под красотой здесь понимается не только красота формы, но и красота содержания. А что же в этом заключается? Истинная красота немыслима без доброты, справедливости, благородства, великодушия, умения понимать, прощать, сопереживать, то есть высшее назначение красоты на земле – это пробуждать в человеке «живую душу», делать его лучше, помогая ему понять и почувствовать свое истинное предназначение на земле. Все вышеперечисленные качества делают человека поистине прекрасным не только внутренне, духовно, но и внешне. Красота человеческих лиц заключается не только в правильности и совершенстве черт, но и в некой жизни духа, отображающейся на лице и свидетельствующей о том, что перед нами личность, то есть вполне сложившийся и состоявшийся человек. С этой точки зрения интересно рассматривать портреты. Удивительно, как прекрасны порой бывают люди в старости, когда прекрасная душа проступает столь явственно, что невольно испытываешь перед этим человеком чувство благоговения.

Стоит только посмотреть на портреты Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, Д.С.Лихачева, Л.Н.Гумилева, Д.А.Гранина. Различны были столетия, когда они жили, различны их судьбы, но внутренняя суть одна, поэтому прекрасная душа и светлый разум этих людей сквозь века будут для потомков неким нравственным ориентиром. Не случайно говорят, что при рождении каждому человеку словно выдается некий билет – это здоровье, жизненные силы, спокойствие души, природное чувство добра и справедливости. И жизненная задача человека – не растратить эти сокровища, а преумножить и сохранить их. И если в молодости прекрасно человеческое тело, то в старости должна быть прекрасна душа, так как именно тело ощущает на себе власть всесильного времени. И в старости особенно ясно видно, как человек прожил свою жизнь и распорядился тем временем, которое было отпущено ему на земле. В старости красота телесная уступает место красоте душевной.

Прекрасное является высшей степенью красоты, это совершенство, превзойти которое невозможно, это некий эталон, образец для подражания. Чувство прекрасного есть в каждом человеке от рождения, но вот только сохранить его, уберечь дано далеко не всем.

Прекрасное пробуждает в душе человека восторг, радость, ощущение полноты бытия и счастья. Прекрасна окружающая нас природа, прекрасны подлинные произведения искусства, прекрасны настоящая литература и музыка, прекрасны те люди, которых называют творцами и которые посвящают свои жизни служению красоте и пробуждению в душах людей «добрых чувств».

Удивительно, какую важную роль в жизни людей играет красота. Чтобы ее увидеть, люди предпринимают далекие и нередко опасные путешествия, восстанавливают буквально из руин то, что было варварски уничтожено, спасают с риском для жизни вымирающие породы животных и птиц, изучают древние языки, разбирают старинные рукописи и отправляются в экспедиции, пытаясь разгадать тайны давно исчезнувших цивилизаций. Вся история человечества – живое свидетельство того, как утверждалась и укреплялась связь между прекрасным и нравственным. Еще великий наш историк Н.М. Карамзин писал о том, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики». Нет и не может быть дурного слова, поступка, дела признанного необходимым и прекрасным.

О связи прекрасного и нравственного рассуждали еще античные философы, размышляя о том, что в полной мере эта связь проявляется в произведениях искусства и в подлинной культуре. Культура – это та единственная сила, что должна в своих двух проявлениях – материальном и духовном – связывать людей воедино, потому что задача подлинной культуры – воспитание сильной, одаренной, духовно развитой личности.

  Кого можно отнести к по-настоящему культурным людям? Это философы, ученые, писатели, художники, композиторы, которые в своих научных трудах и произведениях утверждали общечеловеческие ценности и приоритеты, говоря о необходимости гуманного и терпимого отношения к ближнему, о подлинных и мнимых ценностях бытия, о красоте и гармонии природы. О необходимости жить по законам правды и милосердия.

В нашей стране одним из таких ученых и общественных деятелей был академик Д.С.Лихачев. Его жизнь была посвящена сохранению и защите культурного наследия человечества, а значит, служению красоте, нравственности и правде. Его собственная жизнь складывалась очень непросто – он пережил и в полной мере прочувствовал все тяготы, лишения и невзгоды двадцатого века. И сумел остаться человеком, не утратить своего высокого предназначения, не сломиться, не опуститься, а главное (как он сам свидетельствует об этом в своих воспоминаниях) не озлобиться на жизнь и людей. И что же ему в этом помогало, что позволило пережить невыносимый ужас и бесчеловечные унижения в Соловецком лагере особого назначения? Любовь к красоте, которую он увидел в речи, родном слове, литературе, книге, зодчестве, культуре Древней Руси. Это был своеобразный уход от действительности, некая «духовная эмиграция», которая помогла ему осмыслить все происходящее с ним и со страной в то время, на которое пришлась его жизнь. Как можно в столь жестокой повседневности, как жизнь в концлагере, заниматься научной работой, намечать пути своего дальнейшего самосовершенствования и развития? Какие внутренние силы должны быть при этом у человека и чем они могут быть сформированы? В одном из своих интервью Д.С.Лихачев рассказал интересную подробность, которая проливает свет на многое. Оказывается, в далекие дореволюционные времена бабушки дарили своим внукам распространенную тогда игрушку – миниатюрный деревянный набор построек Троице-Сергиевой лавры. И ребенок из разрозненных кубиков собирал макет лавры, а бабушка или кто-либо их взрослых рассказывали ему о преподобном Сергии и о его иноческом подвиге. И именно таким способом прививалось и воспитывалось у маленького человека чувство прекрасного (совершенство архитектурных форм говорило само за себя) и чувство нравственного (жизнь преподобного Сергия – пример служения добру и божественной истине). Любовь к старине, к прошлому, к Святой Руси, к ее культуре и нравственным ценностям становился своеобразным фундаментом характера человека. Для академика Лихачева это было неоспоримым.

  В течение всей жизни Д.С.Лихачев был верен своим идеалам – для него главным итогом его жизни, такой насыщенной и долгой (93 года) было возрождение интереса к «семи векам древнерусской литературы» и, конечно же, к культуре Святой Руси. Но что он понимал под этим понятием? Для него это не просто история нашей страны со всеми ее взлетами и падениями, это еще и религиозные ценности России: храмы, иконы, святые места, словом, все то, что связано с исторической памятью народа. «Святая Русь» – это святыни нашей культуры, ее наука, тысячелетние культурные ценности», – так напишет об этом ученый в одной из своих статей. А подлинная культура для него всегда прекрасна, потому что именно она «в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».

  Древняя Русь, по мнению Лихачева, некая точка нашего отсчета. Именно ее культура в большей степени превратила русских из просто населения в народ, нацию. И главные составляющие истинной культуры – это религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. И поэтому он пристально и неустанно занимается изучением ее культурного наследия.

«Человек в литературе Древней Руси», «Возникновение русской литературы», «Поэтика древнерусской литературы» – список его трудов весьма обширен, но все они объединены одной идеей, одной глубокой мыслью – культура прошлого, культура Древней Руси поистине прекрасна и нравственна, потому что она направлена на развитие и поощрение таких качеств в человеке, как терпимость, гуманизм, рождающий миролюбие, уважение к другим народам и их культурному наследию.

Может показаться невероятным, но уже в те далекие времена люди начали задумываться не только о смысле существования человека и человечества, но стремились постичь сущность, назначение Русского государства.

И выражалось это в образах-символах, которые стали для нашей культуры неизменными в своей красоте и высокой нравственности. До знакомства с трудами академика Лихачева мне не приходилось задумываться о том, что символизирует собой горящая свеча и почему этот образ так любят использовать в литературе. И вот, знакомясь с культурным наследием Древней Руси, начинаешь понимать многое. Горящая свеча – это человеческая душа, устремленная к Богу, стремящаяся вырваться из тягот и лишений повседневной жизни, заполненной мелочными заботами и поступками, совершенными под влиянием внезапно нахлынувших эмоций, к богатству иной, духовной, вечной жизни. И оказывается, что горящие на солнце золотые главы белокаменных храмов, «луковицы» русских церквей воплощают идею молитвенного горения души. Получается, что русский храм – это гигантская свеча-напоминание о том, что высшее еще не достигнуто нами здесь, на земле. И это высшее может быть достигнуто только тогда, когда утвердится внутренне соборное объединение людей, которое должно победить «хаотическое разделение и вражду мира и человечества». Поэтому основная идея русского искусства той далекой поры – единение мира людей и ангелов, а также любых живых созданий на земле. Вот откуда берут начало подарки любящих бабушек своим внукам, они так хотели, чтобы их малыши выросли тонко чувствующими, добрыми, порядочными людьми, умеющими воспринимать и ценить красоту окружающего их мира.

Академик Лихачев упоминал и о том, что один из самых почитаемых святых нашего народа Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры, «игумен Земли Русской», в отличие от католических святых, предпочитавших подвиг бедности и уединенной молитвы, все силы своей души отдавал лавре, украшая ее и организовывая жизнь братии на основе искренней любви и терпимости к человеческим слабостям и недугам. Завет Сергия – это духовное горение ради ближнего, это победа духа над плотью, жизни над смертью. И в этом он видел истинное назначение человека на Земле. Далеко не все сегодня знают о том, что самая известная русская икона – «Троица» Андрея Рублева написана в память Сергия Радонежского. Для преподобного Сергия нравственным идеалом было служение истинным ценностям кратковременного бытия человека на Земле, и это служение сочеталось с учением о добре и красоте, гармонии духовного и материального начал в жизни человека. И Андрей Рублев в символических образах представил людям идею божественной любви, идею всепрощения и милосердия.

Получается, что идеалы прошлого и настоящего ничем не отличаются друг от друга – меняется лишь форма их выражения. Идея мира, согласия, единения людей на основе добра и милосердия вечна, и только культура может способствовать в конечном итоге ее осуществлению.

Д.С.Лихачев говорил о том, что миссия России соответствует этой великой задаче, так как в составе нашей страны объединилось до трехсот народов – больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. И культура России сложилась в условиях этой многонациональности, впитав все самое лучшее, что только можно было. По его утверждению, Россия – это «гигантский культурный мост» между народами, поэтому ее задача – свято хранить свое культурное наследие, прошедшее испытание временем на истину, добро и красоту.

«Сама по себе красота вечна. И она спасает мир. Ибо тесно породнена с вечностью в области нравственности. Все, что нравственно – все красиво», – такой завет оставил нам академик Лихачев. И человек может стать прекрасным, если бескорыстно будет служить добру и красоте.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес