Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Изучение основ программирования

Юлия Ахматхановна МАМАДЖАНОВА,
учитель информатики ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕД

-

Программирование в Гимназии 56

Всем известно, что раздел «Программирование» самый нелюбимый в курсе информатики в силу своей узкой специализации. Результаты социологических исследований стабильно говорят о том, что в мире лишь 4 % пользователей ИТ являются разработчиками программ, остальные же 96 % лишь пользуются результатами. И даже примеры жизни известных людей — основателей ИТ-синдикатов — не вызывают желание программировать. Проведение олимпиад заметно стимулирует изучение программирования в школах, но уровень олимпиадных заданий очень высок. Основная масса учеников остывают уже к третьему уроку после начала изучения этой «китайской грамоты». Измученные многократными повторениями и плохими оценками по теме, ученики и учителя радостно переходят к изучению других разделов курса. 

Учебные среды программирования — это среды, предназначенные для развития алгоритмического и процедурного мышления, а также изучение языков программирования детьми разных возрастных групп. В старших классах среди сред программирования традиционно преобладает Паскаль, т.к. существует множество пособий с грифом Министерства образования и науки, также немалую роль играет бесплатность самой среды. На наш взгляд использование такого «взрослого» языка программирования даёт негативный эффект. Слабые навыки абстрактного мышления, множество непонятных терминов и непривлекательный интерфейс вызывают стойкое нежелание изучать программирование у большинства учащихся. Где же выход?

Использование игровых программных сред, по моему мнению, «убивает двух зайцев». Во-первых, они не отпугивают детей «тяжёлыми» для запоминания операторами и командами. Во-вторых, они дают возможность усвоить базовые «сложные» понятия поэтапно. Ребёнок получает и совершенствует навыки программирования постепенно, незаметно, в процессе создания привлекательного продукта. Он наделяет своих персонажей свойствами и программирует их действия, используя при этом базовые алгоритмические структуры, восприятие которых на традиционном уроке происходит далеко не с первого раза. С каждой новой средой программирования ребёнок будет усваивать понятия и закреплять свои навыки программирования.

Среда программирования Alice.

Alice является чем-то средним между конструктором и языком программирования 3D объектов. Вы пишете код, перетаскивая названия функций и переменных в специальные ячейки. Язык Alice очень простой. Если вы уже знаете один или несколько языков программирования, то на освоение Alice вы потратите не более часа. Потенциальные пользователи — учащиеся, однако специалисты признают его учебное и развивающее значение. Недостатки. Отсутствует возможность создать .exe файл. Более детально ознакомиться со средой Alice, а также скачать инсталляцию программы для разных версий операционных систем можно здесь

Когда я познакомилась с этой программой, первое, что сделала, это потратила несколько уроков повторения в начале раздела программирования на ознакомление учеников всех классов с этой чудесной средой. И что меня приятно удивило, так это то, что увлеклись ею даже неохотно программирующие ученики. Безразличными Alice не оставила никого. И в этом году я провела конкурс новогодних проектов среди учащихся. Обязательными элементами для создания проекта в этом году были:

  • снегопад (движение объекта к границе, исчезновение, перемещение в другую точку и дальнейшее движение, копирование объектов);
  • новогодний персонаж (движение по траектории, условие поворота и движения в другом направлении, использование дополнительных возможностей, танец, текст и т. п.);
  • салют (появление объекта, изменение размера, увеличение, исчезновение);
  • анимированный фон, ёлка (отдельный сценарий для объекта «сцена», изменение фона);
  • вставка звука,
  • организация повторений сценария,
  • другие спецэффекты, сюжет проекта.

Среда программирования Google App Inventor

465745

Для более старших детей можно предложить использовать для совершенствования навыков программирования среду Google App Inventor.

В основе — тот же принцип перетаскивания визуальных кирпичиков и собирания программы из блоков. Отличие App Inventor от Alice состоит в том, что App Inventor ориентирован не на десктопное использование, а предназначен для создания приложений под мобильное устройство — смартфон или планшет с ОС Android. Он умеет, например, «понимать» данные акселерометра мобильного гаджета, управлять встроенной камерой, видит, как ориентирован телефон в пространстве и многое другое. App Inventor — это полностью облачное приложение. Чтобы начать программировать на нём, нужен только интернет и браузер. Интерфейс на английском и на русском языках.

Мне было очень интересно наблюдать за детьми, которые без подготовки и навыков работы с абсолютно незнакомыми средами, азартно и бесстрашно придумывали ситуации, выделяли знакомые алгоритмические структуры, программировали и сразу видели красочный результат. В завершение хочу пожелать успеха коллегам в изучении вышеописанных сред программирования и использования их в работе.

Источники

  1. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_2_29_5063.pdf
  2. http://ai2.appinventor.mit.edu/
  3. http://www.alice.org/index.php

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес