Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Свержение самодержавия

Гаяне Нориковна НЕРСИСЯН, учитель истории
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

СВЕРЖЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
(конспект урока)
-

уроки истории в гимназии 56, сайт НОВА, О. А. Булатов

  1. Организационный момент

Слайд 1 (на доске пустая кинолента)

Здравствуйте. В следующем году исполняется 100 лет февральской революции. 100 лет назад в России перестала существовать самодержавие. Мы с вами попытаемся сегодня выяснить что случилось с самодержавием в 1917 году и можно ли было его спасти.

Слайд 2 (Николай II – разлом- корона Российской империи, а потом появиться надпись свержение самодержавия как тема урока)

Тема урока – Свержение самодержавия

Вопрос: Как бы вы продолжили фразу: Почему в 1917 году самодержавие…

Вопрос: Почему именно этот глагол?

Слайд 3 (на киноленте с одно стороны появляется вопрос: Почему в 1917 году самодержавие …..? на второй стороне поочередно появятся слова: рухнуло, было свергнуто, уничтожено, пало, прекратило существовать).

Перед вами рабочий лист. Запишите в него тему нашего урока, а также глагол, который наиболее точно, по вашему мнению, подходит для данного вопроса. В конце урока мы вернемся к нему.

Слайд 3 (Николай II – разлом- корона Российской империи, а потом появиться надпись свержение самодержавия как тема урока)

Слайд 4 (Н.Н. Суханов его портрет, потом постепенно появляется цитата «Где был царизм? – Он разволился одним духом. Строился три века и сгинул в три дня» – «Записки о ревлюции»).

Эсеро-меньшевистский публицист Николай Николаевич Суханов задался вопросом: «Где был царизм?» - и сам на него ответил: «Он развалился одним духом. Строился три века и сгинул в три дня».

Для него Самодержавие РАЗВАЛИЛОСЬ и СГИНУЛО!

Действительно, а где был царизм в феврале 1917 году? Почему монархия, которая строилась на протяжении 300 лет исчезла за три дня? Посмотрим на события февраля.

Слайд 5 (кинохроника событий февраля 1917 года)

Дети рассказывают о событиях февраля по дням

23-2 марта! (заранее получили задание)

  23 февраля, в Международный женский день (по новому стилю это — 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Их Политическая демонстрация положила начало революции.
  24 февраля В Петрограде начались столкновения демонстрантов с полицией. У демонстрантов лозунги "Долой самодержавие!", "Долой войну!"
  25 февраля В Петрограде забастовка приобрела всеобщий характер. Казаки не решаются открывать огонь. Вечером Николай II прислал телеграмму: "завтра же прекратить беспорядки в столице".
 

26 февраляВ Петрограде войска открыли огонь (150 убитых). Заседания Думы отложены.М.В. Родзянко отправляет телеграмму в ставку - Николаю II.

«Положение серьезное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца.
  27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости .В Петрограде создан Временный комитет Думы из центристов и умеренных левых. Одновременно Петроградский Совет под руководством Н.С. Чхеидзе и А.Ф. Керенского начал работать в Таврическом дворце. С.С. Хабалов отправляет телеграмму в ставку генералуАлексееву.
  28 февраляВышел первый номер "Известий Петроградского совета", что ускорило создание советов во многих областях страны. В ночь на 28 февраля Николай II выехал из Могилева вЦарское Село, но туда он так и не добрался.
  1 мартаПриказом №1 Петроградский совет призвал солдат избирать комитеты в частях и таким образом поставил армию под свой контроль. Совет выдвигает условия Думскому правительству.
  2 мартаВместо Временного комитета Думы формируется Временное правительство во главе с князем Г.Е. ЛьвовымП.Н. Милюков - МИД, А.И. Гучков - Военмор., А.Ф. Керенский - министр юстиции.
  Николай II подписывает в Пскове Манифест об отречении от престола (и от имени своего сына Алексея) в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Николай делает об этом событии запись в своем дневнике.

2 марта – отречение Николая 2. Так быстро и просто пала монархия в России.

Сам Николай II на этот вопрос Почему? Отвечает так…

Слайд 6 (С одной стороны изображение Николай II,  с другой цитата: «Во блага, спокойствия и спасения горячо любимой России…»)

  Вопрос ко всем:

Для того, чтобы ответить на этот вопрос почему? я предлагаю вам рассмотреть само отречение Николая IIс разных точек зрения, выделив некоторые аспекты. Какие аспекты мы с вами можем выделить?

Слайд 7  (схема – отречение Николай II– пустая – постепенно заполняется входе беседы с учениками. Первым появляется правовой аспект, личностный и государственно-политический)

 Работа с рабочим листом и историческими документами.

В ходе беседы мы определили все аспекты:

 1. Правовой

2. Личностный

3. Государственно-политический.

Вам необходимо соотнести исторический документ с тем или иным аспектом. Сейчас мы с вами разделимся на три группы – по колонкам, каждая из которых рассмотрит один аспект, работая с выбранными документами. Так же вы можете работать в малых группах – с соседом по парте. (Минут 7 для работы)

Слайд 8 (изображение Павла Iи Николай II)

1 группа – правовой аспект – рассматривают два исторических документа: отказ Михаила и манифест об отречении Николая II.

Вопросы к документам

  1. В чем принципиальное отличие манифеста, который подписал Николай II, от отказа, подписанного Великим князем Михаилом?
  2. С правовой точки зрения самодержавие перестает существовать?

Вопрос ко всем:

Можно ли вернуть самодержавие, восстановить его?

Можем вернуть самодержавие!!!

2 группа – личностный аспект- рассматривают отрывок из дневника                        Николая II, и воспоминания Данилова Ю.Н

Слайд 9 (На одном кадре Николай II, на другом   Николай II с сыном, с семьей)

Вопросы к документам

  1. Легко ли было Николаю 2 отказаться от престола?
  2. Каковы были мотивы отречения?
  3. Почему Самодержавие перестало существовать?

Вопрос для всех:

 Что для Николая 2 оказалось важнее и почему?

Можно ли вернуть самодержавие, восстановить его?

Самодержавие не вернем!!!

Слайд 10 (Уваров С.С, К. Бальмонт)

3 группа- государственно-политический аспект – Жуковский «Молитва русских»

Вопросы к документам

  1. XIX и XX вв.

Вопрос ко всем:

Можно ли вернуть самодержавие, восстановить его?

Самодержавие не вернем!!!

На протяжении 300-летней истории дома Романовых подобные войны, отречения, убийства императоров встречаются, но ведь тогда самодержавие устояло. Устояло оно даже после даже после первой русской революции. Но рухнуло в феврале 1917.

Слайд 11 (Николай II – разлом- корона Российской империи) – возвращаемся к слайду 3, но без темы урока.

Почему пало самодержавие?

Слайд 12 (на киноленте с одно стороны появляется вопрос: Почему в 1917 году самодержавие …..? на второй стороне уже есть  слова: рухнуло, было свергнуто, уничтожено, пало, прекратило существовать).

В 1830 г. Михаил Юрьевич Лермонтов написав стихотворение «Предсказание»,дал свой ответ на этот вопрос.

Слайд 13 (Лермонтов М.Ю – стихотворение появляется полностью - Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…)

Слайд 14 (Рабочий стол 1917 г.)

И я с ним соглашусь. В 1917 г. Самодержавие пало, упало. Ведь после этого события власть валялась на улице, ее никто не брал в свои руки до октября 1917 года.

<p>

скачать

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Свержение самодержавия
скачать
-
</p>

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56