Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

 

Сценарий проблемно-эвристического урока 

Предмет: литература 

Класс: 10 

Время реализации занятия: 45 минут (1 урок) 

 

Цели:

1.                 Углублять представления учащихся о литературных сказках.

2.                 Расширять читательский интерес учеников.

Задачи:

1.                 Формировать представления учащихся о проблематике сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2.                 Углубление понятий об условности в искусстве.

3.                 Формирование умения кратко и точно формулировать свою мысль; анализировать текст, находить ключевые слова в тексте; прогнозировать финал произведения.

4.                 Формирование у учеников общечеловеческих нравственных качеств.

5.                 Воспитание активной жизненной позиции.

Ход урока:

1.                 Организационный момент (2 мин.) Слайд № 1

- Здравствуйте, друзья мои! Садитесь. Посмотрите на доску. Слайд отражает общую тематику 3 наших уроков. А тему сегодняшнего я попрошу вас сформулировать чуть попозже. Обратите внимание на эпиграф, посвященный сказкам Салтыкова-Щедрина. Как вы его понимаете?

2.                 Актуализация знаний (3 мин.)

- Сказка… С жанром сказки вы знакомы давно. В чем специфика сказок?

Какие авторские сказки вы знаете?

Почему Салтыков-Щедрин для своих сатирических обличений избрал форму сказки?

Как назван цикл сказок писателя? Почему так необычно?

Какие сказки прочитали к сегодняшнему уроку?

3.                 Группировка сказок по проблематике (4 мин.) Слайд № 2

Условно все сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:

I.                   Сатира на правительственные круги и на господствующее сословие

II.                 Сатира на либеральную интеллигенцию

III.               Сказки о народе

IV.              Сказки на морально-нравственные темы

Лексическая работа по определениям (после появления каждой группы и уточняющих вопросов «Как вы понимаете слово…определение…»).

Именно о последней группе сказок мы будем говорить сегодня на уроке.

4.                 Проблемный вопрос (2 мин.) Слайд № 3

 О каких нравственных категориях будем говорить сегодня на уроке?

 Запись определений детей (маркером на Смарт-доске)

5.                 Формулировка темы урока (2 мин.) Слайд №4

 Как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока, исходя из того, о чем мы говорили с вами на занятиях, посвященных страницам биографии «прокурора русской жизни»?

6.                 Формирование понятийной базы (8 мин.) Слайды № 5-8

Действительно, тема совести – центральная в творчестве Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Давайте попробуем дать определение понятию «совесть».

Совесть? Что это? Запишите свое толкование этого слова в рабочем листе (именно на этом этапе урока ученики получают рабочие листы).

А теперь давайте посмотрим, какие определения этого понятия дают составители различных словарей. (Слайд № 5-6) (В определениях подчеркиваем маркером ключевые слова, обсуждаем, почему без этих слов определение будет неполным)

Какое определение ближе вам? Почему? Сравните и дайте ответ.(Слайд №7)

Голосом совести было все творчество Салтыкова-Щедрина, в котором как бы оказалось предвещенным великое толстовское «Не могу молчать!», сказанное «при виде всего, что совершается дома» и звучавшее в течение всей долгой творческой жизни.

 Запишите в рабочий лист как можно больше словосочетаний, выражений со словом совесть, распределив их в две группы: с положительном в моральном плане и отрицательным значением (жить по совести - совесть нечиста). (Слайд № 8)

Затем ответы учащихся озвучиваются и записываются в таблице на слайде.

Предполагаемые ответы:

1 группа – голос совести, делать на совесть, не за страх, а за совесть, по совести говоря, спокойная совесть, примириться со своей совестью, пора и совесть знать, для очистки совести, люди с чистой совестью, со спокойной совестью и т.п.

2 группа – упреки совести, мучает совесть, не иметь ни стыда ни совести, потерять совесть, сделка с совестью, без зазрения совести, идти против совести, лежит на совести, угрызения совести и т.п.

О чем говорит 1 группа изречений? А вторая?

Если первая группа изречений говорит о том, как надо жить, утверждает нравственные ценности, которые отстаивал М. Е. Салтыков-Щедрин, то есть это и есть голос общечеловеческой совести, то словосочетания второй группы могут быть отнесены уже к героям писателя: глуповским градоначальникам, героям его «Сказок для детей изрядного возраста» и, наконец, к Иудушке Головлеву – к тем, кто законы нравственности нарушает.

7.                 Работа с текстом сказки (18 мин.). Слайд № 9

В нашем языке, в самосознании народа понятие «совесть» - одно из важнейших нравственных понятий. Давайте же посмотрим, что говорит о значении совести в жизни людей Салтыков-Щедрин. В 1869 году была написана сказка «Пропала совесть».

Вы видите в рабочем листе задания, которые необходимо выполнить, слушая сказку: как чувствуют себя люди в ситуации пропавшей совести, какими эпитетами, определениями называется совесть в сказке, какие чувства вызывает совесть у людей, к которым она попадает? Вам нужно вписать ответы на эти вопросы в определенные столбики. Будьте внимательны!

Чтение сказки учителем (с привлечением детей) до слов - А вот что, - отвечала совесть, -

8.                 Проблемный вопрос. Слайд № 10

Как вы думаете, как закончил сказку сатирик? Допишите в рабочий лист свое окончание сказки.

Чтение концовки сказки (параллельно на слайде)

Кто был близок к такому финалу? Почему речь идет о ребенке? В чем символический смысл такого конца сказки?

9.                 Работа с эпиграфом урока. Слайд № 11

Посмотрите еще раз на слайд, с которого мы начали наш урок. Почему эти слова Н.А. Некрасова так важны для понимания сути сказок Салтыкова-Щедрина? К кому могут быть обращены эти слова в сказке «Пропала совесть»?

10.             Рефлексия (6 мин.) Слайд № 12

Какие мысли, ощущения, чувства возникали у вас на разных этапах урока? Закончите предложения:

Я понял(а), что…

Мне понравилось…

Я задумался о…

Я научился…

11.             Домашнее задание (1 мин.) Слайд № 13

Прочитать по одной сказке из каждой группы.

12.             Организованный конец урока

Благодарю вас за работу. До свидания.

 


doc  Скачать рабочий лист к уроку

 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56