Сценарий проблемно-эвристического урока
Предмет: литература
Класс: 10
Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)
Цели:
1. Углублять представления учащихся о литературных сказках.
2. Расширять читательский интерес учеников.
Задачи:
1. Формировать представления учащихся о проблематике сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2. Углубление понятий об условности в искусстве.
3. Формирование умения кратко и точно формулировать свою мысль; анализировать текст, находить ключевые слова в тексте; прогнозировать финал произведения.
4. Формирование у учеников общечеловеческих нравственных качеств.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин.) Слайд № 1
- Здравствуйте, друзья мои! Садитесь. Посмотрите на доску. Слайд отражает общую тематику 3 наших уроков. А тему сегодняшнего я попрошу вас сформулировать чуть попозже. Обратите внимание на эпиграф, посвященный сказкам Салтыкова-Щедрина. Как вы его понимаете?
2. Актуализация знаний (3 мин.)
- Сказка… С жанром сказки вы знакомы давно. В чем специфика сказок?
Какие авторские сказки вы знаете?
Почему Салтыков-Щедрин для своих сатирических обличений избрал форму сказки?
Как назван цикл сказок писателя? Почему так необычно?
Какие сказки прочитали к сегодняшнему уроку?
3. Группировка сказок по проблематике (4 мин.) Слайд № 2
Условно все сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:
I. Сатира на правительственные круги и на господствующее сословие
II. Сатира на либеральную интеллигенцию
III. Сказки о народе
IV. Сказки на морально-нравственные темы
Лексическая работа по определениям (после появления каждой группы и уточняющих вопросов «Как вы понимаете слово…определение…»).
Именно о последней группе сказок мы будем говорить сегодня на уроке.
4. Проблемный вопрос (2 мин.) Слайд № 3
О каких нравственных категориях будем говорить сегодня на уроке?
Запись определений детей (маркером на Смарт-доске)
5. Формулировка темы урока (2 мин.) Слайд №4
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока, исходя из того, о чем мы говорили с вами на занятиях, посвященных страницам биографии «прокурора русской жизни»?
6. Формирование понятийной базы (8 мин.) Слайды № 5-8
Действительно, тема совести – центральная в творчестве Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Давайте попробуем дать определение понятию «совесть».
Совесть? Что это? Запишите свое толкование этого слова в рабочем листе (именно на этом этапе урока ученики получают рабочие листы).
А теперь давайте посмотрим, какие определения этого понятия дают составители различных словарей. (Слайд № 5-6) (В определениях подчеркиваем маркером ключевые слова, обсуждаем, почему без этих слов определение будет неполным)
Какое определение ближе вам? Почему? Сравните и дайте ответ.(Слайд №7)
Голосом совести было все творчество Салтыкова-Щедрина, в котором как бы оказалось предвещенным великое толстовское «Не могу молчать!», сказанное «при виде всего, что совершается дома» и звучавшее в течение всей долгой творческой жизни.
Запишите в рабочий лист как можно больше словосочетаний, выражений со словом совесть, распределив их в две группы: с положительном в моральном плане и отрицательным значением (жить по совести - совесть нечиста). (Слайд № 8)
Затем ответы учащихся озвучиваются и записываются в таблице на слайде.
Предполагаемые ответы:
1 группа – голос совести, делать на совесть, не за страх, а за совесть, по совести говоря, спокойная совесть, примириться со своей совестью, пора и совесть знать, для очистки совести, люди с чистой совестью, со спокойной совестью и т.п.
2 группа – упреки совести, мучает совесть, не иметь ни стыда ни совести, потерять совесть, сделка с совестью, без зазрения совести, идти против совести, лежит на совести, угрызения совести и т.п.
О чем говорит 1 группа изречений? А вторая?
Если первая группа изречений говорит о том, как надо жить, утверждает нравственные ценности, которые отстаивал М. Е. Салтыков-Щедрин, то есть это и есть голос общечеловеческой совести, то словосочетания второй группы могут быть отнесены уже к героям писателя: глуповским градоначальникам, героям его «Сказок для детей изрядного возраста» и, наконец, к Иудушке Головлеву – к тем, кто законы нравственности нарушает.
7. Работа с текстом сказки (18 мин.). Слайд № 9
В нашем языке, в самосознании народа понятие «совесть» - одно из важнейших нравственных понятий. Давайте же посмотрим, что говорит о значении совести в жизни людей Салтыков-Щедрин. В 1869 году была написана сказка «Пропала совесть».
Вы видите в рабочем листе задания, которые необходимо выполнить, слушая сказку: как чувствуют себя люди в ситуации пропавшей совести, какими эпитетами, определениями называется совесть в сказке, какие чувства вызывает совесть у людей, к которым она попадает? Вам нужно вписать ответы на эти вопросы в определенные столбики. Будьте внимательны!
Чтение сказки учителем (с привлечением детей) до слов - А вот что, - отвечала совесть, -
8. Проблемный вопрос. Слайд № 10
Как вы думаете, как закончил сказку сатирик? Допишите в рабочий лист свое окончание сказки.
Чтение концовки сказки (параллельно на слайде)
Кто был близок к такому финалу? Почему речь идет о ребенке? В чем символический смысл такого конца сказки?
9. Работа с эпиграфом урока. Слайд № 11
Посмотрите еще раз на слайд, с которого мы начали наш урок. Почему эти слова Н.А. Некрасова так важны для понимания сути сказок Салтыкова-Щедрина? К кому могут быть обращены эти слова в сказке «Пропала совесть»?
10. Рефлексия (6 мин.) Слайд № 12
Какие мысли, ощущения, чувства возникали у вас на разных этапах урока? Закончите предложения:
Я понял(а), что…
Мне понравилось…
Я задумался о…
Я научился…
11. Домашнее задание (1 мин.) Слайд № 13
Прочитать по одной сказке из каждой группы.
12. Организованный конец урока
Благодарю вас за работу. До свидания.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...