Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Сфинкс, не разгаданный до гроба (конспект урока)

Гаяне Нориковна НЕРСИСЯН, учитель истории
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

«СФИНКС, НЕ РАЗГАДАННЫЙ ДО ГРОБА»
(повторительно-обобщающий урок по правлению Александра I)

-

уроки истории в гимназии 56, сайт НОВА, О. А. Булатов

  1. Организационный момент.

Слайд 1 ( на доске слайд университетской набережной)

Здравствуйте. Сегодня наш урок  будет проходить   в форме интеллектуального марафона, в ходе которого мы попытаемся разгадать загадку, над которой ученые, историки бьются до сих пор.                        Загадка: «Сфинкс, не разгаданный до гроба». (появляется надпись)

                       Почему я предлагаю вам такую тему?

(появляется изображение Александра 1)

«Сфинкс, не разгаданный до гроба», так назвал императора Александра I 

Петр Андреевич Вяземский,  поэт, друг Пушкина, один из наиболее проницательных мемуаристов прошлого века.

Наш интеллектуальный марафон включает в себя 4 раунда, в  к конце каждого мы свами попытаемся дать оценку деятельности Александра.

Слайд 2 (изображение 4-х разных Александров)

Слайд 3 ( Дней Александровых прекрасное начало)

  • Почему А.С. Пушкин назвал начало правления Александра I: «Дней Александровых прекрасное начало».

(Первые преобразования Александра  носили либеральный характер).

Давайте вспомним с вами основные преобразования.

1 раунд

 Слайд 3 (вопросы)

  1. Какой политический строй сложился в России к XIX веку? (абсолютная монархия, абсолютизм)
  2.  Как назывался неофициальный совещательный орган при императоре Александре 1?  (Негласный комитет)
  3. Когда произошло учреждение министерств? (сентябрь 1802 г)
  4. Какую функцию выполнял Государственный совет? (законосовещательный орган при императоре)
  5. В соответствии, с каким указом помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп? (указ «о вольных хлебопашцах»)
  6. Какие события относятся к попыткам решения крестьянского вопроса при Александре 1? Назовите три положения. (указ «о вольных хлебопашцах»,  отмена крепостного права в Прибалтике,  запрет публиковать объявления о продаже крепостных без земли)

  • Почему, несмотря на его склонность к реформаторской деятельности, проводимые им реформы, оказались незавершенными?

(Двойственность, противоречивость, нерешительность характера императора привели к тому, что он не смог пойти против воли общества, не решился ввергнуть Россию в реформы, заставить людей против их воли идти к другой, лучшей судьбе.)

Слайд 4  (4 разных Александра)

Работа с Документом №1:

  • Какие обстоятельства повлияли на формирование характера Александра I?
  • Кто из авторов характеристик, данных Александру I, наиболее близок к истине?

По мнению биографа  Александра I великий князя Николая Михайловича, император Александр «никогда не был реформатором, а впервые годы царствования он был консерватором более всех окружавших его советников».

Давайте с вами вспомним этих самых советников.

2 раунд

Слайд 5

  1. Проект  «Введение  к уложению  государственных законов» был разработан (М.М. Сперанским)
  2. Кому из государственных деятелей Александр 1 поручил подготовить проект конституции Российской империи? (Н.Н. Новосильцев)
  3. Кто из государственных деятелей был инициатором и организатором военных поселений? (А.А. Аракчеев)

  • С какой целью создавались эти проекты?

Обобщение: Таким образом, уже в первые годы правления нового императора проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.

  • Можно ли согласится с тем, что политика  Александра I носила либеральный  характер?

Слайд 6

Результаты неоднозначны. Внутренняя политика породила много надежд, ожиданий. Но  сделал он мало. Он под влиянием общественности отстраняет от двора  генератора идей, сторонника либеральных  преобразований – М.М. Сперанского, и приближает к себе человека консервативных взглядов, преданного исполнителя воли императора, преданного без лести – А.А. Аракчеева.

Подведение промежуточного итога

Слайд 7

Теперь, давайте  обратим свой взор на внешнюю политику Александра I.

Посмотрим, каким   Александра I представал в глазах  европейских

  1. «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер,

как бритва, фальшив, как пена морская».

(Шведский посол в России Лагербильке)

  1. «Героем века будь  и гордостью Творенья!

Наказаны тиран и те, что зло несут!

Народу Франции дай радость избавленья,

Верни Бурбонам трон, а лилиям – красу!» 

(Руже де Лилль)

Автор «Марсельезы» посвятил эти строки Александру.

  1. Александр умен, приятен, образован, но ему нельзя доверять. Он неискренен, это истинный византиец: тонкий, придворный, хитрый.

(Наполеон)

  • Кому принадлежит это высказывание?

Действительно, основным соперником Александра I на внешнеполитической арене был Наполеон Бонапарт. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход 1813-1814 гг. позволил России занять ведущие позиции на европейской арене.

Давайте посмотрим   на войну 1812 г. глазами современников. Вспомним основные  события.

3 раунд

Слайд 8     ( работа с документами в группах)

Перед вами документ №2. Вам необходимо прочитать все три  отрывка из воспитаний очевидцев событий 1812 года и заполнит табличку. Вы можете обсуждать каждый текст в команде, ответы все должны фиксироваться у капитана, после чего от каждой команды к доске выходит капит и зачитывают свои ответы.

  1. «Хладнокровие, беспечность нашего министра (Барклая де Толли) я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене. Сему  пример есть тот, что мы покинули без нужды … и идем Бог знает куда и без всякой цели, для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Я не могу смотреть без слез на жителей, идущих за нами с малолетними детьми, кинувши  свою родину и имущество. Город весь горит».  (Из письма А.А. Закревского) – Смоленск

  1. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в  неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима…» (Из воспоминаний Г.П. Мешетича)  Бородино

  1. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море  огня. Москва пылала, объятая  пламенем со все сторон. После нескольких переходов мы стали … близ деревни… Насыпанные редуты и батареи. Войска заняли  укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть» ( Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга) – Тарутино

  • Можем ли мы,  согласится  с оценкой одного из современников Александра I, что после изгнания Наполеона Александр I  стал арбитром в Европе?

Проведение промежуточного итога Слайд 9

Одним из результатов деятельности Александра I –либерализация общественной жизни, в общем, и появление общественного движения в частности. Вам уже хорошо известно о тайных обществах и о том, что даже чиновникам правительства  не запрещалось состоять в них.

Какие это тайные общества,  и какие новые идеи они привнесли в общественную жизнь государства, нам и предстоит сейчас вспомнить.

4 раунд

Слайд 10   

  1. Назовите первые тайные общества. («Союз спасения», «Союз благоденствия»)
  2. Какой государственный строй устанавливался  в России согласно «Конституции» Никиты Муравьева? (Конституционная монархия, ограниченная монархия)
  3. Как представлял себе будущее устройство Русского государства  Павел Пестель? (Республика, уничтожение самодержавия)

  • Чем можно  объяснить достаточно лояльное  отношение Александра I к тайным обществам?

(Александр I не считал себя в праве судить и наказывать участников  этих обществ, так как сам в первые годы правления увлекался либеральными идеями).

Слайд 11

Мы с вами рассмотрели 4 составляющие деятельности Александра I, как государственного деятеля. Макиавелли в своем труде «Государь», заметил следующее, что «правителя судят по результатам».  Результаты деятельности Александра Iнеоднозначны. Он победитель, он радоночальник либеральных преобразований, но при всем при этом он не довел свои преобразования до конца, не воплотил  большинство идей, проектов. Историки продолжают спорить об оценке его деятельности.

Слайд 12

  • В чем же  его загадка? Почему он, «сфинкс, не разгаданный»?

Не разгаданным сфинксом  он остался не как государственный деятель, а как личность.

          Сфинкс, не разгаданный до гроба, -

О нём и ныне спорят вновь;

В любви его роптала злоба,

А в злобе теплилась любовь.

Дитя осьмнадцатого века,

Его страстей он жертвой был:

И презирал он человека,

И человечество любил. (П.А. Вяземский)

                                                          

Слайд 13

На протяжении всего урока эту загадку с нами пытался разгадать еще один человек. Кто это? (А.С. Пушкин). Перед вами отрывки из двух произведений А.С. Пушкина, в которых он упоминает Александра II, и в каждом из этих отрывков он по-разному оценивает императора. И не видит в нем никакой загадки… «Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей….»

скачать

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Сфинкс, не разгаданный до гроба
скачать
-
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес