Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Спортивно-художественные композиции

Ирина Анатольевна ЖЕМЧУЖИНА, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

НЕКОТОРЫЕ «ТОНКОСТИ» В ПОСТАНОВКЕ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИЦИЙ

-

Уроки танца - Академическая гимназия № 56

Зрелищность – важнейший аспект в подготовке композиций.

Зрелищность – это, прежде всего умение тронуть эмоции зрителя, а затем уже следует техническая сложность и уровень индивидуального мастерства.

По данным, полученным на отделении спортивной режиссуры кафедры гимнастики ГАФК им. П. Ф. Лесгафта (И. Гольм, 2000) факторами, определяющими зрелищность композиции, является:

- постановочные возможности костюма;

- музыкальное оформление;

- постановочные возможности предмета;

- художественное оформление;

- световые эффекты.

В работе над зрелищностью важно обратить внимание наследующие моменты:

а) использовать любой повод выступить на публике перед различной аудиторией;

б) участвовать в возможно большем количестве показательных выступлений на самых разных открытых и закрытых площадках (сцена, зал, подиум, поле стадиона и др.). Это позволит овладеть умением находить обратную связь со зрителем, даст возможность сформировать у исполнителей навыки установления контакта со зрителем и тем самым использовать энергетику зала для подъема собственного эмоционального состояния во время выступлений. Любой профессиональный артист подтвердит, что самые яркие выступления бывают только при полном контакте с аудиторией. Этому трудно научить, это нужно уметь «схватить»;

в) после выступлений постановщику полезно найти возможность поговорить с самыми разными зрителями о том, какое впечатление произвела на них показанная композиция. Как ни странно, наиболее ценные советы зачастую дают непрофессионалы. Видимо, у них восприятие свежее. 

Особенности современных спортивно-художественных композиций.

Современные спортивно-художественные композиции сегодняшнего дня должны соответствовать следующим требованиям:

- готовиться с учетом современного уровня хореографического и технического мастерства, эстетических пристрастий, диктуемых временем;

- должны быть насыщены сложными и оригинальными элементами;

- составляться таким образом, чтобы в них присутствовали узловые акценты, на которых могло бы задержаться внимание зрителя;

- отличаться логичностью построения, в котором один элемент как бы вытекает из другого;

- в музыкальном отношении движения в композиции должны быть сгруппированы так, чтобы они отражали все оттенки музыкального произведения и подчеркивали его особенности.

Значение элементов композиции в создании художественного образа.

Выше уже отмечалось значение факторов, определяющих уровень зрелищности спортивно-художественных композиций. Однако успех представления будет во многом зависеть и от того, насколько удастся постановщику выйти на образное решение своего замысла.

Каждое представление лишь тогда достигнет успеха. Когда найдет отражение в глубинных тайниках души зрителей, окажет существенное воздействие на их психологическое и эмоциональное состояние.

Именно образ, созданный представлением может больше всего повлиять на переживание зрителей. Какие же составляющие (элементы) и в какой взаимосвязи могут обеспечить рождение образа?

Рассмотрим все элементы:

- Уровень мастерства.  Именно уровень подготовки предоставляет тренеру-постановщику уникальную «почву», на которой он и будет «выращивать» предполагаемый образ. Чем лучше подготовка, разнообразнее и уникальнее опыт учащихся, тем больше у постановщика вариантов и возможностей раскрыть придуманный образ.

- Предмет (индивидуальный и групповой). Предмет, по сути, является одним из специфических элементов создания образа. Его форма, цвет, возможность трансформации, варианты манипуляции позволяют находить множество решений воздействия предметов на настроение зрителей.

-  Костюм. В совокупности с предметом костюм составляет внешнее проявление образа, его форму (уровень мастерства, звуковое и световое сопровождение, в свою очередь, являются его содержательной стороной). Но именно костюм подчас диктуя пластику, характер движений, направляет постановщика к выбору Предмета и наоборот. Необходимо соответствие Костюма замыслу постановщика. Он должен быть удобен в использовании, и как показала практика, что немаловажно, предварительно апробирован на репетициях.

- Звуковое обеспечение – фонограмма. Правильно выбранная фонограмма наводит постановщиков на мысль о том или ином образном воплощении спортивно-художественной композиции (если она находится в гармоничном сочетании со всеми ее элементами). Следует заметить, что фонограмма избранного музыкального произведения должна быть профессионально подготовлена и записана.

- Световое решение. Этот элемент появляется на этапе, когда площадка для проведения мероприятия оборудована необходимой световой аппаратурой. Но это вовсе не означает, что при создании образа тренер не должен учитывать этот элемент. Скорее наоборот, он в некотором роде обязан уделить ему должное внимание. Ведь именно от световой картинки зависит то, насколько в «выгодном свете» предстанут исполнители во время своего выступления.

Важно еще раз подчеркнуть, что эти элементы лишь в своей совокупности приведут к успешному поиску необходимого образа. Игнорирование любого из них не позволит решить эту задачу.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56