Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Исследовательская деятельность в старшей школе

Альфира Исаевна ДАНИЛОВА,
учитель обществознания ГБОУ «Академическая Гимназия №56» 
Санкт-Петербурга

-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

-

исследовательская деятельность гимназия 56

Исследовательская деятельность несомненно активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка. Она вовлекает и погружает ребенка в тему, которая может не только захватить его, но и стать тем предметом, который обсуждается дома, в семье, который способствует установлению новых связей и, в конечном итоге, повышению личной самооценки.

 

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Ученик должен быть готов к проекту или исследовательской работе. Его нельзя заставить или сделать работу за него. Ученик должен делать все сам, пусть и с помощью учителей, а часто и родителей. Совместная работа ученика – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Мы часто видим, как родители включаются в эту работу и поддерживают интерес к исследованию, откликаются на просьбы о совместной деятельности, делятся, при необходимости, своим опытом и знаниями. Особенно это касается тем, которые связаны с исследованием истории семьи и исторических событий, свидетелями которых были члены семьи.

Существует несколько приёмов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно их можно определить так:

  1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учёбы в вузе.
  2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволяет почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников.
  3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьёзной научной конференции.
  4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему Учитель должен предложить список тем или подобрать актуальную тему с учётом интересов ученика.
  5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату в любой деятельности.

Исходя из опыта, могу выделить три уровня самостоятельности учеников: операционный, тактический и стратегический. Тот, кто действует на операционном уровне, выполняет отдельные операции, о которых говорит учитель, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в материале, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их. Пользоваться справочной и другой необходимой литературой. Тот, кто находится на самом высоком уровне – стратегическим - умеет самостоятельно определять место и цели работы, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности. Есть отдельные дети, которые сразу же демонстрируют стратегическую самостоятельность, но большая часть – это, конечно тактический или даже операционный уровень. Работа с такими детьми и развитие их самостоятельности и составляет мою основную задачу.

Алгоритм действий, которого должен придерживаться учитель при организации исследовательской деятельности представлен на слайде. Условно всю работу можно разделить на три основных этапа.

Вводный этап:

  1. Создание положительной мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Определение конкретной темы исследования.
  4. Составление плана работы.

Основной этап:

  1. Основная работа: поиск информации, ее анализ, обработка и структурирование.
  2. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

Заключительный этап:

  1. Окончательное оформление работы и приложений.
  2. Подготовка презентации.
  3. Защита работы.

Для учеников на основе лучших практик нами подготовлены методические рекомендации, которые регулярно актуализируются.

Два слова о том какие проблемные вопросы мы видим в исследовательской деятельности. Для начала всегда необходимо четко понимать, что же такое исследовательская работа. Довольно часто (и мы видим это на конференциях, в которых участвуем) исследовательскую работу путают с рефератом. Иногда до 50% работ на конкурсе – это рефераты. Реферат выдают за исследовательскую работу, тогда как реферат – это только изложение основных мыслей, объединенных одной темой, их систематизация, обобщение и оценка, т.е. это вторичный документ, полученный в результате переработки текстов-первоисточников.

Исследовательская же работа отличается по жанру, структуре и целям. В отличие от реферата, ученик в своем исследовании должен открыть что-то новое, что до него не было никому известно или представить новый взгляд на проблему. Исследовательская работа должна соответствовать определенным требованиям. Среди них:

  1. Актуальность и практическая значимость избранной проблематики. Ученик аргументировано обосновывает, почему данная проблема актуальна, показывает степень ее разработанности, возможность использования ее результатов/выводов.
  2. Требование самостоятельности, в определенной степени оригинальности представляемого исследования. Недопустимы упрощенная компиляция, бездумное копирование отрывков из монографий, статей, конструирование исследовательской работы из отдельных механически переписанных, плохо стыкующихся между собой фрагментов.
  3. Очевидна необходимость подбора и изучения широкого круга источников и литературы, относящейся к теме исследования. Это сложная и кропотливая работа, которая дает возможность проанализировать разные позиции, выявить круг вопросов, по которым нет единства мнений, сформулировать свою позицию.
  4. Обязательность использования материалов исследования на практике (проведение классных часов, выступлений с докладами на конференциях, публикации в СМИ и т.д.).

Остановлюсь отдельно на некоторых моментах трех, выделенных мною этапов работы.

На вводном этапе прежде чем приступить к выполнению работы, следует:

  • выбрать интересующую тему исследования;
  • обозначить цель, задачи, актуальность, методы и гипотезы;
  • составить план работы;
  • подобрать необходимую и достаточную литературу и источники;
  • определить круг лиц, которые могут сообщить дополнительную информацию по выбранной теме;
  • усвоить основные понятия по анализируемой проблематике.

Остановлюсь на самом важном и сложном вопросе данного этапа, да и наверное всего исследования. Начинать исследование необходимо с выбора темы. Казалось бы, что может быть проще? Но чаще всего я сталкиваюсь с тем, что ученики выбирают очень широкую или хорошо изученную тему. В первом случае получается пересказ известных фактов, во втором – реферат. Этого необходимо избегать. Оригинальность темы и ее правильный выбор – важная составляющая будущего успеха работы.

Часто обычная беседа с ребенком открывает тему возможного исследования. Так, обсудив с ребятами выставку в Ратной палате, посвященную священнослужителям Первой мировой войны, родилась идея изучить примеры героизма отдельных священников. А рассказ ученицы о Георгиевском кресте, хранящемся в семье, послужил идеей сделать работу и попытаться проследить историю героя войны.

Темы, которые мы с учениками выбирали для исследования в последние годы можно условно разделить на следующие группы

  1. История семьи (известные предки и близкие люди, семейные реликвии, места проживания отдельных членов семьи и т.п.). Например работа: «Детский блокадный дневник Быкова Дмитрия».
  2. Краеведение (район проживания или обучения, интересные здания и сооружения в городе, городские исторические события). Например: «КУПЕЧЕСКАЯ АТЛАНТИДА. ИСТОРИЧСЕКИЙ РАЙОН ХЛЕБОПРОМЫШЛЕННИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ», «ПЕТЕРБУРГСКИЕ АДРЕСА М.И.ЦВЕТАЕВОЙ. ПОЭТ И ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ», «История одного названия. Геслеровский сад в Санкт-Петербурге»
  3. Личности в истории (деятельность известных исторических лиц). Например: «ГРАФИНЯ ПАНИНА – ПРОСВЕТИТЕЛЬ И МЕЦЕНАТ», «СВЯЩЕННИКИ, ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ».
  4. Юбилейные исторические даты. Например к юбилею победы была подготовлена работа «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ. ЭКЗАМЕН ВОЙНЫ».
  5. Исторические проблемы и/или события.

Основные ошибки, с которыми мы чаще всего сталкиваемся при выборе темы исследования:

1. Наличие широких формулировок, например, ученик предлагает тему «Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века», в которой существует огромное количество направлений, событий, действующих лиц, изучение которых представляют собой множество тем для отдельных исследований.

2. Тривиальная тема. Например, тема «Причины Куликовской битвы». Кроме того, что эти причины лежат на поверхности, так они еще и очень хорошо изучены. В рамках исследования нам вряд ли удастся, не участвуя в археологических раскопках и не имея доступа и времени для работы в архивах, открыть что-то новое.

3. Иногда предлагаются описательные темы, например, «Гражданская война в России». Что имеется в виду? Описание хода военных действий, историография войны, роль личности, быт солдат? О чем будет исследование – непонятно. Иногда некоторые пишут, что цель работы – рассказать о Гражданской войне. Кому? Комиссии? Вряд ли такой рассказ будет признан исследованием.

4. Непроблемная тема, например, «История кинематографа в России». Дальше идет простое перечисление фактов. В ходе исследования должны решаться определенные вопросы и задачи, иначе это не исследование, а набор информации.

Новизна темы и всей работы — ключ к её успеху. Анекдот на эту тему гласит, что однажды Эйнштейн похвалил работу молодого ученого словами «много нового и интересного». Но через секунду добавил: «Правда, новое не интересно, а интересное не ново».

На основном этапе предполагается собственно выполнение исследования и, он включает в себя:

  • детальное изучение источников и литературы;
  • поиск, обработка и группировка материала;
  • фотосъемка необходимых по теме объектов, людей, предметов; снятие копий с документов, поиск иллюстраций.
  • интервьюирование очевидцев событий (старожилы, ветераны, мастера и т.д.) и лиц, чьи комментарии помогут раскрытию темы. Мы используем также метод анкетирования учеников гимназии, чтобы узнать их мнение или оценить знание о том или ином объекте. Так, например, когда готовилась работа по Геслеровскому саду, расположенному возле нашей гимназии, проводился опрос, а знают ли ученики что это за сад и почему он так называется. Для опроса была разработана анкета, что явилось практической составляющей исследовательской работы.
  • работа с электронными архивами (при возможности и необходимости). Хочу отметить, что у нас также есть опыт работы и с подлинными архивными документами. При работе над темой «Ленинградский горный институт. Экзамен войны» мы работали непосредственно в архиве Горного университета, держали в руках подлинники писем и воспоминаний ветеранов, которые легли в основу работы.
  • написание чернового варианта работы с выводами;
  • проверка черновика руководителем;
  • доработка и написание окончательного варианта работы;
  • проверка работы руководителем и ее предварительная оценка.

Здесь же хотелось бы сказать несколько слов о плагиате. Сейчас все работы, участвующие в конференциях, проходят контроль на плагиат через специализированные сайты. Требования к процентной оригинальности работы варьируется. Но для школьной исследовательской работы хорошим показателем считается оригинальность 50% и выше. Необходимо объяснять ученикам, чем плагиат отличается от заимствования. Если вы, заимствуя чужой текст, необходимый для вашей работы, даете ссылку на автора этого текста, то есть публично признаете, что текст не ваш – это заимствование. Если этого не сделать, то получается, что вы неправомерно присваиваете чужой текст, это плагиат. Для повышения процента оригинальности я рекомендую писать введение и заключение самостоятельно. Переходы в основной части работы и выводы в конце глав, написанные своими словами, также способствуют повышению процента оригинальности. При работе с литературой пригодятся и навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Чем больше такой информации, тем более оригинальным будет текст.

На заключительном этапе происходит:

  • финальное редактирование и оформление работы согласно стандартам. Мы часто сталкиваемся с тем, что требования у каждого конкурса к ширине полей, размеру шрифта, оформлению приложений и т.п отличаются. Поэтому работа готовится по усредненному стандарту и затем форматируется к каждому конкретному конкурсу, исходя из его требований. Но это уже техническая работа, которой не избежать;
  • подготовка краткого варианта и презентации для защиты работы;
  • публичная защита, участие в конференциях;
  • оценка исследовательской работы членами жюри и ее обсуждение.

Окончив работу над текстом, практически всегда необходимо подготовить «свернутый» вариант: тезисы или еще более краткий текст – аннотацию. Её главная цель – дать краткую характеристику работы. Аннотация обычно нужна организаторам конференции, чтобы распределить выступающих по тематическим секциям. В тезисах – более полном представлении работы, чем аннотация, указываются цели работы, ее актуальность, методы исследования, основные результаты. Тезисы часто запрашивают организаторы конференций для размещения в сборниках работ.

Для отдельных конференций мы готовим наглядный материал в форме буклетов, с тезисами, которые раздаются членам жюри.

В процессе работы целесообразно проверять верность получаемых результатов путем проведения выступлений на уроках и заседаниях кружков. Следует использовать любую возможность доложить свою работу или ее фрагменты аудитории. Это дает опыт публичных выступлений необходимый для защиты работы, и, главное, критику работы.

Для подготовки к выступлению ученикам выдается Памятка (ПАМЯТКА). Перед защитой мы проводим тренировочное выступление перед товарищами. Один из способов проверки своих знаний – это изложить их другим так, чтобы они их поняли.

Формы представления исследовательских работ весьма многообразны: устный доклад, собеседование, доклад по видеосвязи, компьютерная презентация. Мы обычно останавливаем свое внимание на двух из них: докладе – традиционной и наиболее часто встречающейся форме и наиболее современной, актуальной и универсальной – компьютерной презентации.

Презентации делаются по определенным правилам. Останавливаться на них мы сегодня не будем. Могу только сказать, что за помощью мы периодически обращаемся к Михаилу Трилесскому, благодаря чему презентации соответствуют стандартам гимназии.

К сожалению, не так часто, как хотелось бы, возникает возможность получить подробную рецензию на исследовательскую работу. Оценки жюри при награждении участников конференции носят обобщенный характер, обобщены и пожелания участникам.

Самооценка – завершающий этап работы. Умение оценить собственную работу, найти в ней недостатки, вот что следует развивать у начинающих исследователей. Для этого я инициирую обсуждение и подведение итогов. Мы с ребятами обмениваемся мнениями и впечатлениями после каждой конференции, обсуждаем лучшую из представленных работ; обсуждаем причины того, почему рецензенты конкурса предложили «доработать» исследование, почему были заданы те или иный вопросы.

Сделаю основные выводы:

  1. Научно-исследовательская работа — важный компонент современной школы.
  2. Любая работа должна иметь чёткие цели и задачи.
  3. Для успешного осуществления научного исследования должна быть заинтересованность ученика и четко продуманная система работы со стороны учителя.
  4. При организации научно-исследовательской работы необходимо выполнение ряда определённых условий.
  5. Успех работы зависит от правильной организации всего процесса проведения исследования, начиная с выбора темы и заканчивая презентацией.

Говорить о тонкостях и различных аспектах подготовки исследовательских работ можно еще много, но я позволю себе на этом сегодня закончить рассказ о работе над исследованиями и перейду к освещению наших достижений и успехов, которых за последние годы было не мало. Исследовательские работы учеников нашей гимназии в 2019-2021 гг. были представлены на конкурсах и конференциях всех уровней: от школьного до всероссийского.

2018-2019 уч.г.

Правительство Санкт-Петербурга, конкурс «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов», октябрь 2018.

Победитель       Хробрых Валентина 8и

Региональная проектно-исследовательская конференция обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга «Паруса науки-2019». Открытый региональный конкурс проектно-исследовательских работ школьников «Паруса науки-2019», февраль 2019.

Победитель       Кистев Антон 10е

Призер   Малов Кристиан 9ж

Призер   Телегина Евгения 9б

Призер   Хробрых Валентина 8и

Городская историко-краеведческая конференция школьников 5-8 классов "Старт в науку", март 2019.

Призер   Хробрых Валентина 8и

XII открытая московская конференция проектно-исследовательских работ обучающихся "Россия - моё Отечество", апрель 2019.

Победитель       Хробрых Валентина 8и

Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский историко-патриотический конкурс 2018-2019 учебного года «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», май 2019.

Диплом за первое место           Хробрых Валентина 8и

XII Всероссийская научно-практическая конференция «Молодые исследователи», 2019.

Диплом I степени           Хробрых Валентина 8и

XXVIII Всероссийская научная конференция учащихся «Интеллектуальное Возрождение», 2019.

Диплом I степени           Хробрых Валентина 8и

2019-2020 уч.г.

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева Региональный этап, ноябрь 2019.

Победитель       Абакумова Елизавета 10б

Призёр   Маликова Марина 10б

Призёр   Телегина Евгения 10б

III Международный конкурс «Инновационные стратегии развития», декабрь 2019.

Победитель       Хробрых Валентина 9и

Открытый региональный конкурс проектно-исследовательских работ школьников «Паруса науки – 2020», февраль 2020.

Победитель       Абакумова Елизавета 10б

Победитель       Хробрых Валентина 9и

Победитель       Маликова Марина 10б

Победитель       Телегина Евгения 10б

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева. Финал, Москва, февраль 2020.

Участник            Абакумова Елизавета 10б

Участник            Маликова Марина 10б

XIV Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» 2019-2020 уч.г., март 2020.

Диплом II степени          Хробрых Валентина 9и

XXII Открытая городская научно-практическая конференция старшеклассников «Шаги в науку XXI века» (История и краеведение», 2020.

Диплом I степени           Хробрых Валентина 9и

2020-2021 уч.г.

Региональный этап Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, декабрь 2020.

Призер   Хробрых Валентина 10к

XIV Всероссийский дистанционный заочный конкурс «Векториада-2020» октябрь 2020.

Победитель       Хробрых Валентина 10к

XХII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XX век». 2020–2021, апрель 2021.

Финалист           Хробрых Валентина 10к

VII научно-практическая конференция социально-гуманитарных исследований и проектов «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1535", март 2021.

Призер   Хробрых Валентина 10к

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес