Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Комбинирование тестовых заданий

     За последние годы накоплен значительный опыт разработки и применения тестов: отработаны методики, стандартизированы процедуры, сформированы базы данных, опубликованы работы по теории и практике создания тестов.   Что особенно важно, профессиональное педагогическое сообщество, как представляется, преодолело  недавнее настороженное (а то и негативное) отношение к данному инструменту измерения обученности учащегося. Чему способствовала не столько вовлечённость педагогов в рутинный процесс проведения тестирования и обработки его результатов, сколько личный опыт создания качественных тестовых заданий  — процесс длительный, трудоемкий, требующий специальных знаний в области тестологии.

     Трудоёмкость работы, не в последнюю очередь, связана с выбором теста,  адекватного учебной задаче. Различают, например, тесты: адаптивный, традиционный, репетиционный. Каждый из этих видов делится по признакам: «открытый» - «закрытый». И классификация этим не исчерпывается.

      Необходимо помнить,  педагогический тест — это инструмент,  предназначенный для измерения обученности учащегося. Инструмент достаточно гибкий, универсальный, но кроме очевидных «плюсов» имеющий и существенные «минусы».

     Например, закрытые тесты (задания с выбором ответов). Достоинства: объективность, скорость оценки результатов, возможность комплексной проверки.

     С другой стороны,  в этом виде тестирования присутствует значительный элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть  как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.    

     Преодолеть этот недостаток можно составлением больших блоков тестов (не менее 15 заданий).  Формат экзаменов (ЕГЭ по истории – 21 закрытый тест) и олимпиад вполне позволяет это сделать, но для  текущего   контроля такие блоки избыточны.

     Открытые тесты практически исключают угадывание, предполагают критическую оценку фактов и суждений, умение подтверждать правильность выбора, аргументировать тезис и т.п. Но, опять-таки, это очень затратный по  времени тип заданий.

    Минимизировать недостатки указанных типов тестов  позволяют те или иные варианты комбинирования (композиции) разнообразных типов тестовых заданий. Так, на ЕГЭ закрытые тесты объединены частью «А»; открытые тесты(задания дополнения и задания свободного изложения) – частью «В» и «С» соответственно. Кроме экзаменов аналогичное комбинирование уместно при проведении олимпиад, итоговых контрольных работ, но, опять-таки, для текущего контроля  малопригодно.

      Мы предлагаем иной из вариант комбинирования закрытых и открытых тестовых заданий  – каждое задание решается выполнением и того, и другого типа теста. Вариант закрытого теста при этом сводится к дихотомии: «да» - «нет». Открытый же тест предполагает комментарий: если «нет», то требуется восполняющий комментарий, если «да» - дополняющий.

     Предлагаем  пример: «История России», X класс.

                                                Тема: «Первые Романовы».

1. Русский царь, трое сыновей которого побывали на троне:  Алексей

                                               Да                      Нет

Комментарий (К.) ____________________________________________________

2. Двоецарствие в России связано с именами - Софья и Пётр

                                                Да                     Нет

К. __________________________________________________________________

 3. Во главе церковной реформы  XVII в. стал  Аввакум

                                                Да                     Нет

К. __________________________________________________________________

4. Соляной бунт произошёл в царствование Михаила Фёдоровича

                                                Да                        Нет

К. __________________________________________________________________

5. Земский собор 1649 года ввёл «урочные лета»

                                                Да                     Нет

К. __________________________________________________________________

6. Полки иноземного строя в России появились в царствование Фёдора Алексеевича

                                                 Да                    Нет

К. __________________________________________________________________

7. Венчание на царство Софьи состоялось в 1682 г.

                                               Да                      Нет

К. __________________________________________________________________

8. Династия Романовых царствовала 304 года.

                                               Да                     Нет

К. ___________________________________________________________________

9. «Парсуны» - это ткань, из которой делали паруса для петровского флота

                                               Да                      Нет

К. __________________________________________________________________

10. «Прелестные письма» - это любовная переписка Алексея Михайловича с Нарышкиной

                                                Да                     Нет

К. ___________________________________________________________________

      Одним из достоинств данного варианта является возможность его применения в классах с существенной разницей в уровне подготовки. Недостаточно подготовленные учащиеся имеют возможность решить задание в минимальном объёме: «да» - «нет» (причём сделать выбор не так просто, как может показаться на первый взгляд!) и претендовать на вполне заслуженную положительную оценку. Учитель же гарантирован от того, что часть заданий при проверке окажутся «пустыми», поскольку кажущаяся простота решения снимает напряжение перед задачей и служит дополнительным мотивом.  Подготовленные же испытуемые могут проявить себя в полном объёме – возможность комментирования ограничена лишь временем.

      Кроме диагностической функции (выявление  уровня знаний, умений, навыков)  тест должен нести  подспудно и обучающую функцию, работать на повторение и закрепление материала. В это случае уместны индивидуальные бланки с заданиями.  Бланк задания после проверки и обязательной работы над ошибками становится полноценным конспектом по соответствующей теме.

       Применение предлагаемого варианта имеет, однако, и некоторые ограничения, поскольку  включает тексты с заведомой ошибкой и нетрадиционную композицию. В период интенсивной подготовки к ЕГЭ следует всё-таки нарабатывать  навыки решения тестовых заданий, традиционных  для данного формата.

Литература

  1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.
  2. Журавлёва О.Н. История России: тестовые задания: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Вентана-Граф, 2011.
  3. Майоров А. Н.  Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
  4. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес