Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Музейная педагогика и школьная программа экскурсий

«Музейная педагогика» и единая экскурсионная программа школы в современном историко-культурном образовании школьников

Е.А.Поляшева,
заместитель директора
ГБОУ №56 (Санкт-Петербург)

            Наш город – город Музей, Культурная столица, «Окно в Европу». Каждая улица, каждый дом рассказывает свою удивительную историю и  учит ценить уходящие эпохи, бережно относиться к истории и раритетам.

Учитывая возможности нашего города, опираясь на адресные программы, разрабатываемые  и предлагаемые в музеях, ориентируясь на неформальность и добровольность обучения в музее мы – воспитательная служба и служба сопровождения «Учитель»  разработали и предложили нашим учащимся программы «Мы приглашаем Вас в Музей» и «Россия – Родина Моя!», которые  уже 5 лет успешно реализуется с 1-11 классы. Данные программы были соотнесены с программным учебным материалом, после чего разработан экскурсионный маршрут для каждой параллели. Координацию и контроль, за выполнением данных маршрутов, осуществляют педагоги – организаторы  воспитательной  службы. Выполнение экскурсионных  маршрутов является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ  для каждого класса. Все экскурсии проходят во внеурочное время, кроме дальних маршрутов, которые являются частью проекта «Россия – Родина Моя!».

На первый взгляд, всё очень просто. Все школы, все классы ходят в музеи, что же особенного у нас. В нашей гимназии  создано особое воспитательное пространство – годовой круг праздников и традиций, где педагоги реализуют специальные образовательные, культуротворческие  программы, экскурсионную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.

Немецкий учёный Г. Фройденталь в книге «Музей-образование-школа» изданной в 1931 году  впервые употребил термин «Музейная педагогика» и  сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня, чтобы их не перечислять, мы приготовили для вас небольшие памятки.  

Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями. Сегодня он не только собирает, хранит, экспонирует и реставрирует культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и осуществляет целенаправленное образовательно-воспитательное воздействие на человека, является центром культуры для детей и подростков.         И вновь становится актуальным термин «Музейная педагогика».

Какие шаги мы делаем в этом направлении:

  1. Учитель-предметник и классные руководители  пишут свои пожелания по посещению того или иного музея.
  2. Воспитательная служба компонует все заявки и составляет экскурсионный календарь – расписание  для каждой параллели.
  3. Согласовывает данный календарь с методической службой и учебной частью.
  4. Заказывает экскурсии в соответствии с календарным планом и с учётом индивидуального расписания каждого класса.
  5. Согласовывает расписание выходов классов с классными руководителями  и учебной частью.
  6. Контролирует выполнение экскурсионного календарного расписания.
  7. Распределяет вместе с классным руководителем   группы  учащихся для выполнения  проектов в рамках  экскурсионного задания.
  8. По итогам экскурсий проводит интеллектуальные игры, викторины и театрализованные представления.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

И культуротворческим  итогом наших школьных программ «Мы приглашаем Вас в музей» и «Россия – Родина Моя»  являются:  выстроенная система экскурсионной работы и результат в виде  собранных «Портфолио выходного дня» в начальной школе, интеллектуальных игр в «Гейм –клубе» для учеников средней школы, например «Царскосельские шашки», посвящённые Александровскому лицею, «Львы стерегут город» и другие.   Особой гордостью является наш проект для 9 классов «Устный журнал» - коллективное творческое дело, в основе которого лежит специально разработанный тематический экскурсионный маршрут для каждого класса,  воплощённый в театрализованном представлении на сцене нашего Концертного Зала, которому уже 11 лет.

Каждый год учащимся 9 классов предлагается новая тема Устного журнала: например  «Мы приглашаем Вас в Музей», в которую вошли следующие музеи города: Хлеба, Авангарда, Игрушки, Военного костюма, Воды, Часов.

Тема «Невский проспект» и мы прошли путь от Адмиралтейства до площади Восстания.  Позже Вы увидите презентацию этих выпусков.

Все классы прошли пешеходную экскурсию по Невскому проспекту, были в Аничковом , Строгановском дворцах, Казанском соборе, посетили спектакли в театре комедии им. Акимова и Александринском театре.

Тема этого учебного года «Моя Петроградская сторона» и новый экскурсионный маршрут: Петропавловская крепость, Музей политической истории, Крейсер «Аврора», музей –квартира С.М.Кирова и другие.

Главная цель программ «Мы приглашаем Вас в музей» и «Россия – Родина Моя!»  - образование человека культурой.

Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием.

Она направлена на повышение внимания  детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес