«Музейная педагогика» и единая экскурсионная программа школы в современном историко-культурном образовании школьников
Е.А.Поляшева,
заместитель директора
ГБОУ №56 (Санкт-Петербург)
Наш город – город Музей, Культурная столица, «Окно в Европу». Каждая улица, каждый дом рассказывает свою удивительную историю и учит ценить уходящие эпохи, бережно относиться к истории и раритетам.
Учитывая возможности нашего города, опираясь на адресные программы, разрабатываемые и предлагаемые в музеях, ориентируясь на неформальность и добровольность обучения в музее мы – воспитательная служба и служба сопровождения «Учитель» разработали и предложили нашим учащимся программы «Мы приглашаем Вас в Музей» и «Россия – Родина Моя!», которые уже 5 лет успешно реализуется с 1-11 классы. Данные программы были соотнесены с программным учебным материалом, после чего разработан экскурсионный маршрут для каждой параллели. Координацию и контроль, за выполнением данных маршрутов, осуществляют педагоги – организаторы воспитательной службы. Выполнение экскурсионных маршрутов является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для каждого класса. Все экскурсии проходят во внеурочное время, кроме дальних маршрутов, которые являются частью проекта «Россия – Родина Моя!».
На первый взгляд, всё очень просто. Все школы, все классы ходят в музеи, что же особенного у нас. В нашей гимназии создано особое воспитательное пространство – годовой круг праздников и традиций, где педагоги реализуют специальные образовательные, культуротворческие программы, экскурсионную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.
Немецкий учёный Г. Фройденталь в книге «Музей-образование-школа» изданной в 1931 году впервые употребил термин «Музейная педагогика» и сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня, чтобы их не перечислять, мы приготовили для вас небольшие памятки.
Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями. Сегодня он не только собирает, хранит, экспонирует и реставрирует культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и осуществляет целенаправленное образовательно-воспитательное воздействие на человека, является центром культуры для детей и подростков. И вновь становится актуальным термин «Музейная педагогика».
Какие шаги мы делаем в этом направлении:
- Учитель-предметник и классные руководители пишут свои пожелания по посещению того или иного музея.
- Воспитательная служба компонует все заявки и составляет экскурсионный календарь – расписание для каждой параллели.
- Согласовывает данный календарь с методической службой и учебной частью.
- Заказывает экскурсии в соответствии с календарным планом и с учётом индивидуального расписания каждого класса.
- Согласовывает расписание выходов классов с классными руководителями и учебной частью.
- Контролирует выполнение экскурсионного календарного расписания.
- Распределяет вместе с классным руководителем группы учащихся для выполнения проектов в рамках экскурсионного задания.
- По итогам экскурсий проводит интеллектуальные игры, викторины и театрализованные представления.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
И культуротворческим итогом наших школьных программ «Мы приглашаем Вас в музей» и «Россия – Родина Моя» являются: выстроенная система экскурсионной работы и результат в виде собранных «Портфолио выходного дня» в начальной школе, интеллектуальных игр в «Гейм –клубе» для учеников средней школы, например «Царскосельские шашки», посвящённые Александровскому лицею, «Львы стерегут город» и другие. Особой гордостью является наш проект для 9 классов «Устный журнал» - коллективное творческое дело, в основе которого лежит специально разработанный тематический экскурсионный маршрут для каждого класса, воплощённый в театрализованном представлении на сцене нашего Концертного Зала, которому уже 11 лет.
Каждый год учащимся 9 классов предлагается новая тема Устного журнала: например «Мы приглашаем Вас в Музей», в которую вошли следующие музеи города: Хлеба, Авангарда, Игрушки, Военного костюма, Воды, Часов.
Тема «Невский проспект» и мы прошли путь от Адмиралтейства до площади Восстания. Позже Вы увидите презентацию этих выпусков.
Все классы прошли пешеходную экскурсию по Невскому проспекту, были в Аничковом , Строгановском дворцах, Казанском соборе, посетили спектакли в театре комедии им. Акимова и Александринском театре.
Тема этого учебного года «Моя Петроградская сторона» и новый экскурсионный маршрут: Петропавловская крепость, Музей политической истории, Крейсер «Аврора», музей –квартира С.М.Кирова и другие.
Главная цель программ «Мы приглашаем Вас в музей» и «Россия – Родина Моя!» - образование человека культурой.
Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием.
Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...