Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Формирование музыкально-исполнительской культуры

Светлана Викторовна ПЕРВУШИНА, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ

-

музыкальная культура в Гимназии 56 СПб

Выбор темы обусловлен широкой популярностью эстрадного пения в обществе.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что творческому развитию может способствовать процесс освоения массовой музыкальной культуры, такая её разновидность как эстрадное пение - музыкально-исполнительская деятельность, сочетающая многообразие жанровых компонентов: вокал, актёрское мастерство, сценический имидж, индивидуальный вокально-технический стиль. Под освоением музыкальной культуры мы понимаем творческое осмысление песенной эстрады, теоретические знания, практические умения и навыки, направленные на самостоятельное изучение и художественное исполнение предлагаемого материала. Вокальная эстрада являет собой наиболее массовый вид любительского музыкального творчества и занимает ведущие позиции в учреждениях дополнительного образования. 

При изучении данной темы мной было рассмотрено большое количество источников музыкальной литературы.

Целью исследовательской работы является рассмотрение деятельности музыканта – исполнителя в процессе работы над художественным произведением.

Задачи исследовательской работы:

  • Рассмотреть художественно-педагогический процесс как процесс развития музыкально – исполнительской культуры
  • Раскрыть компоненты создания яркого художественного образа
  • Проследить этапы творческой работы музыкального руководителя над песней.

Методы исследования:

В ходе работы мной был проведён поиск, изучение и сравнительный анализ научной, педагогической и учебно-методической литературы, посвящённой вопросам исполнительской культуры музыканта, а также собственный педагогический опыт.

ГЛАВА I. Художественно – педагогический процесс как процесс развития музыкально – исполнительской культуры

  В основе работы творческого коллектива лежат увлечённость и духовная общность. Через исполнительскую деятельность раскрывается любовь к музыке, ансамблевому пению. Творческий коллектив - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется отношение исполнителя к окружающему миру, передача определённого художественного образа. Исполнительство является творческим актом, так как пропускает музыкальный материал сквозь призму своей художественной фантазии, своего отношения к творчеству композитора, своих представлений об идее произведения и его эмоциональной выразительности. Нотная запись музыки и её звучание – это как бы две плоскости, между которыми лежит воображение художника.

 Основой вокального образования принято считать процесс формирования и развития высокой исполнительской культуры певцов. Перед педагогом всегда стоит задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего певца высокую музыкальную исполнительскую культуру. Художественно – педагогический процесс должен быть направлен на развитие певческого голоса (технику исполнения), а так же на решение воспитательных задач, расширение кругозора, творческого мышления и художественной самостоятельности.

Вокальное искусство образует вокруг себя мощную воспитательную среду, оказывает непосредственное влияние на всех участников художественно – педагогического процесса. Педагогические подходы преподавателя вокала должны предусматривать активизацию эмоционально-чувственной природы ребёнка в тесном взаимодействии со стилистикой, особенностями жанра исполняемых сочинений, непосредственным содержанием художественного образа. Формирование интереса к вокальному искусству, а так же развитие слуха во всех его проявлениях успешно решаются в случае сознательного контроля собственного звучания голоса.

Перед педагогом – вокалистом стоят задачи не только технического содержания: развитие профессиональных основ вокальной техники, развитие диапазона, средств исполнительской выразительности (тембр, динамика, чувство лада, ритма, развитие кантилены, развитие чувства стиля, единой манеры пения), но и развитие исполнительского мастерства через смысловое, образное, эмоциональное и стилевое своеобразие песни. Развитие внутреннего видения, воображения, проникновения в эмоционально–смысловой строй материала – основные этапы развития творческих способностей исполнителя – музыканта. Через вокальное искусство исполнитель должен донести до зрителя художественный образ, заложенный в песне. Это является отличительной особенностью жанра эстрадного пения.

Основой эстрадного искусства является «номер» - отдельное, законченное выступление артистов. Искусство эстрады - это искусство номера.

Отточенная форма исполнения есть необходимое условие работы эстрадного номера, где ведущая тенденция - сочетание актёрского искусства с техническим мастерством.

Эффективность развития исполнительской культуры зависит от направленности педагога на углубление процессов восприятия, представления, воспроизведения, которые тесно связаны с развитием и мышлением исполнителей. Организацию учебного процесса определяет принцип заинтересованности. Естественное желание детей участвовать в совместном творческом процессе, интерес к развитию собственного голоса, понимание усваиваемого материала, доступность, увлечённость – очень важные составляющие музыкально – творческого процесса. Педагог обязан развивать у детей художественный вкус, поддерживать интерес, повышать исполнительскую культуру на примере доступных для понимания упражнений, попевок, народных песен, где наряду с техническими задачами включаются яркие образные представления. Характеристики звука связаны с эмоциями. Звук может быть «светлым», «ласковым», «солнечным», «прыгающим», «лёгким». Образные характеристики звука связаны с яркими, эмоциональными детскими представлениями. Способность к воображению очень свойственна детям. Ни одно музыкальное упражнение, ни одна фраза из разучиваемого произведения не должна воспроизводиться без воображения, без фантазии, эмоциональной окраски. Механическое, автоматическое, бесчувственное повторение материала не принесёт никакой пользы, не будет выразительным.

В любой музыкальной мысли (мотиве, фразе, предложении, периоде) есть логика. Смысловая выразительность музыкальной мысли выполняется с помощью лиг, цезур, оттенков музыки, динамики, характера звуковедения, манеры звукоизвлечения. Логика музыкальной мысли – это искусство фразировки. Верное употребление музыкальных штрихов – стаккато, легато; смысловое выделение музыкальных фраз, артикуляция, дыхание – всё это важнейшие средства музыкальной выразительности, средства создания художественного образа.

Создание музыкального образа всегда неповторимо. Каждый исполнитель индивидуален по своей природе. Даже творческий коллектив певцов, подчинённый единой манере пения и имеющий задачи единой эмоциональной выразительности и художественных устремлений, имеет свой неповторимый темперамент, общий уровень музыкальной культуры. В музыке, а особенно в эстрадном пении, исполнитель рождает свой неповторимый звук, акцентирует определённые слова в песне, ставит смысловые ударения, имеет свободу ритмической интерпретации в зависимости от понимания стиля и характера произведения. Голос – самый естественный и самый сложный музыкальный инструмент, может «оживать», приобретая необходимую гибкость и поэтическую одухотворённость, а может становиться вялым, тусклым, неинтересным. Каждый раз новая звуковая картина может отражаться в исполнении певца или творческого коллектива. Неповторимый тембр, динамические краски, новая аранжировка, выделенный определённый голос в ансамбле могут порождать в представлении слушателя новый художественный образ. Живой музыкальный ритм, украшение мелодии форшлагами, свинговыми раскачиваниями не должны менять её суть, а могут лишь дополнять и обогащать, или же предоставлять возможности для неповторимого образа исполнителя. Эти качества позволяют избегать механического «снятия» музыкального материала на слух, т.е. воспроизведения с точностью в чужой манере пения, подражания и плагиата.

Создание собственного художественного образа, выработка собственного творческого почерка – необходимые условия творческого исполнителя, способного к концертной деятельности. Перспектива выхода на концертные площадки с интересным творческим лицом, с интересным репертуаром рождает веру в творческие силы на личностном и деятельном уровне. Концертные выступления исполнителей являются, чаще всего, завершающим этапом целостного учебно-воспитательного процесса.

Репертуар как основа учебно-творческого процесса планомерно и системно – последовательно осваивается от простого к сложному. Наличие в репертуаре большого количества ярких детских песен и желание побыстрее их исполнить заставляет педагога придерживаться метода от простого к сложному. Необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся: подбирать репертуар согласно возрастным особенностям, вокальной подготовленности и способности к раскрытию художественно-образного замысла авторов песни. Плохо, когда художественно – образное начало в исполнении не базируется на технической состоятельности – плавающая интонация, невнятная артикуляция, отсутствие необходимой свободы Все это обуславливает ущербное, низкохудожественное воплощение идеи. «Певец, не владеющий своим голосом (техническими навыками), беспомощен при исполнении художественных произведений.

Он так же беспомощен, если не умеет передать музыкально-поэтическое содержание. Вокально-техническая и художественная работа, – подчеркивает А.Г. Менабени, – должна вестись в единстве». В процессе певческой деятельности важную роль играют вокально – слуховые представления, они обеспечивают условия для полноценного воспроизведения, формирования певческих навыков,

исполнительской культуры. По мере освоения вокально-технических и художественных навыков педагог подводит обучающихся к выполнению творческого задания, привлекая его фантазию, актуализируя его яркие качества, вводит в поиск новой звуковой подачи, тембральных оттенков, штриховой палитры. Педагог активизирует и творческую инициативу исполнителя в выборе репертуара, в создании творческого образа, в создании музыкальных партий, подголосков, которые могут украсить основную палитру музыкальной ткани произведения.

Звуковая палитра голоса невозможна без художественной выразительности слова. Здесь я рекомендую некоторые методы работы над музыкальной речью:

  • Проработка текста без пения
  • Нахождение значимых слов, выделяемых интонацией, динамикой при пении
  • Прочтение текста в ритме и выдержанности звуковой линии
  • Ликвидация утрированного произношения
  •  Произношение слов, фраз с целью поиска смысловой кульминации

Задача педагога эстрадного вокального ансамбля заключается и в создании эстрадного номера, зрелищного, яркого, отвечающего ведущим тенденциям развития эстрады.

ГЛАВА II. Компоненты создания яркого художественного образа. Постановка эстрадного номера

 «Эстраде нужны не только профессиональные музыканты, но и музыканты – артисты, умеющие действовать, жить на сцене, как живут артисты драматические», - писал Ю. Дмитриев. Ведущим выразительным средством в эстрадном пении является вокальное искусство, и через него артист доносит до зрителя художественный образ, заложенный в песне. Однако песню можно прочувствовать, прожить и заставить слушателей прожить её вместе с артистом.

«Петь на эстраде, - отмечал М. Бернес, - надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, - головой, сердцем и всем своим существом». Особенностью жанра эстрадного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс выразительных средств.

Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя. Дополнительные выразительные средства, служащие для усиления яркости создаваемого художественного образа, должны подчёркивать наиболее сильные стороны исполнителя, но ни в коем случае не разрушать созданный исполнителем художественный образ.

Дополнительные выразительные средства, способные украсить номер – это и театральные костюмы, и своеобразная игра – общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, некоторые детали сценографического оформления номера, создание характера персонажа, художественной «маски», т.е. это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. Чаще всего, ребёнок поёт «от первого лица», ансамбль же представляет себя в заданных условиях, но, при этом, тоже вживается в роль «первого лица», от имени которого ведётся рассказ. Любая песня проживается, проигрывается не только в музыкальном исполнении, но и в актёрском.

В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. С помощью музыки и текста достаточно открыто музыканты – исполнители общаются со зрительным залом. Можно сказать, что исполнитель рассказывает песню своим слушателям. Чаще всего, в детском эстрадном номере в исполнении эстрадного ансамбля звучат песни – рассказы, песни – сценки, где главное выразительное средство актёрского мастерства – перевоплощение, создание характера персонажа, от имени которого поётся песня.

Детский вокальный эстрадный репертуар органично поддаётся театрализации. Яркие образы детских песен сами подталкивают исполнителя к более выпуклому, красочному созданию художественного образа.

ГЛАВА III. Этапы творческой работы музыкального руководителя над песней.

На примере песни композитора Ольги Юдахиной на стихи детского поэта Владимира Степанова «Праздник Король» можно рассмотреть этапы создания музыкального образа песни Образцовым детским коллективом вокально-эстрадной студии «Фортуна». Композитор Ольга Юдахина – член Союза Композиторов России, художественный руководитель известного ансамбля «Домисолька», имеет большой практический опыт и знание природы детского голоса. За годы творческой работы с детьми, она написала более 500 песен, и все они любимы детьми. На текст Владимира Степанова была создана песня «Праздник Король», где слово и музыка в синтезе передали самые яркие детские переживания, связанные с праздником, с песней, танцами, выступлением на сцене. Эти чувства эмоционально близки каждому музыканту – исполнителю, т.к. отражают итог их творческой работы.

«ПРАЗДНИК КОРОЛЬ»

(муз. О. Юдахина, сл. В. Степанов)

Снова праздник зажёг золотые огни,

Снова вместе собрал он друзей.

И танцуют они, и смеются они,

И вращают чудес карусель.

Праздник – это Король, что красив и богат

Дарит щедро он радость вокруг.

В королевстве его никогда не грустят,

Никогда не бывает разлук.

Припев: Станет радостней мир от улыбок и песен,

Станет радостней мир от любви и тепла.

Станет радостней мир, веселей и чудесней.

Если Праздник Король, если Праздник Король

Будет с нами всегда!

Никого в этот час нет счастливее нас,

Никого не найти веселей.

Сколько песен вокруг, сколько радостных глаз

Праздник – это Король Королей.

Мы по лесенке лунной на небо бежим

И бросаем на землю цветы.

Праздник, ты никуда уходить не спеши,

Ты исполни все наши мечты.

Процесс работы над песней состоял из нескольких этапов. Кратко их можно перечислить как:

  • Поиск художественного материала (песни)
  • Разучивание музыкального материала
  • Работа над выразительными средствами исполнения, над текстовым осмыслением, фразировкой, характером звука, нюансировкой
  • Создание исполнительской интерпретации на уровне воплощения музыкального исполнения (собственная аранжировка, темп – более стремительный, в ритмическом рисунке больше синкоп, используются форшлаги, гармоническая вокальная структура обогащена трёхголосием + бэк-вокалом). Партия бэк-вокала соло была создана воспитанницей ансамбля, что само по себе ценно как элемент самостоятельности в творчестве
  • Создание сценического костюма
  • Совместная сценическая постановка эстрадного номера с коллективом «ТанцCLASS» «Академической гимназии №56»
  • Создание атмосферы психологического единомыслия исполнителей – вокалистов и исполнителей-танцоров

В результате творческой работы был создан, на наш взгляд, яркий художественный образ, соответствующий замыслу авторов, но, всё же, имеющий свой художественный образ исполнения. Исполнительскую культуру певцов высоко оценили на Всероссийском детском эстрадном конкурсе «Восходящая Звезда», где за исполнение песни «Праздник Король» ансамбль завоевал звание Победителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

С моей точки зрения, создание яркого художественного образа, выработка собственного творческого почерка, узнаваемость «творческого лица» - необходимые условия творческого исполнителя. Эти качества создают неповторимый образ певца, говорят о его высокой исполнительской культуре. Художественно-педагогический процесс оказывает непосредственное влияние на формирование профессиональных качеств, необходимых музыканту – исполнителю.

В моей исследовательской работе были предприняты попытки рассмотреть художественно-педагогический процесс как процесс развития музыкально-исполнительской культуры и проследить этапы творческой работы музыкального руководителя над песней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: Учебное пособие для студентов музыкальных вузов. – Тамбов, 2002. – С. 28.
  2. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера: Учебное пособие. – СПб, 2004. – 317 с.
  3. Венецианова М. А. Мастерство актёра в терминах Станиславского. – М.: АСТ, 2010. – 512 с.
  4. Вилинская И.Н. Значение репертуара в воспитании певца // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 3. – М., 1966. – С. 52, 53.
  5. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 2. – М.: Музгиз, 1964. – С. 99–214.
  6. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 128.
  7. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М., 1988. – С. 51.
  8. Доливо А. Л. Певец и песня. – М.: Музгиз, 1948. – С. 9.
  9. Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. – С. 6.Л. Маркуорт «Самоучитель по пению», Москва, 2011; изд. «Астрель»
  10. Исаева И. «Как стать звездой. Эстрадный вокал. Москва, 2008; изд. «Астрель»
  11. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей» Москва,           2006; изд. «Астрель»
  12. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М., Просвещение, 1987.- С 77.
  13. Музыкальное исполнительство. Восьмой сборник статей. Сост. Г. Я. Эдельман. – М.: Музыка, 1973.
  14. Панов Ю. «Азбука дыхания» Минск, 1984; изд. «Полынь»
  15. Романова Л. «Школа эстрадного вокала» С-Пб, 2007; изд. «Лань»
  16. Хорвард П., Остин Х. «Вокал для всех. Техника пения» Москва, 2007; изд. «Хобби»
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес