Мария Александровна КОЛЕСНИК,
учитель английского языка
ГБОУ Гимназия №56 Петроградского района Санкт-Петербурга,
Лауреат конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга-2013»,
Награждена знаком Правительства СПб
«За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»
Екатерина Дмитриевна ТЕНЮТИНА,
заместитель директора ГБОУ Гимназия №56,
Заслуженный учитель РФ,
кандидат педагогических наук
-
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ
-
В современной образовательной ситуации (в первую очередь – в контексте внедрения ФГОС нового поколения) принципиально важным становится поиск инструментов активизации познавательной самостоятельности школьников. Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к «формированию готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построению образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся»[1].
Новый взгляд на характер результатов обучения, переход от ориентации на сумму предметных знаний к ориентации на триединый результат (личностный, метапредметный, предметный) также ставит перед современным учителем вопрос о поисках новых и, возможно, возрождении некоторых эффективных «классических» путей достижения этих результатов.
И, наконец, эффективное и успешное развитие человека в современном быстроразвивающемся информационном обществе обуславливает особое внимание школы к информационно-коммуникационной и источниковедческой культуре школьника, которая во многом обеспечивает процесс непрерывного самообразования.
Среди эффективных инструментов, обеспечивающих школьнику овладение «навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач»[2] стоит, на наш взгляд, выделить информационно-коммуникационные технологии.
Активно применяемые сегодня, информационно-коммуникационные технологии могут рассматриваться в современной школе как инструмент познания, объект изучения, методическое обеспечение, средство обучения, средство развития личности школьника, средство управления, средство коммуникации, средство обработки результатов, средство автоматизации контроля. Цели использования ИКТ в образовательном пространстве школы также разнообразны. Среди них выделим:
- усиление мотивации обучения,
- индивидуализацию и дифференциацию обучения,
- контроль с обратной связью,
- диагностика ошибок и затруднений учащихся с целью эффективного и оперативного устранения таких затруднений,
- многоуровневый тренинг,
- визуализацию учебной информации,
- моделирование и имитацию явлений,
- создание и использование баз данных,
- самоконтроль и самокоррекцию, самообразование учащихся.
Среди информационно-коммуникационных технологий получающих сегодня активное распространение в практике работы российских учителей выделяется технология веб-квестов. Разработанная в середине 90-х годов профессорами Университета Сан Диего (США) Б. Доджем и Т. Марчем,[3] она активно начала внедряться американскими и европейскими педагогами в системе вузовского и школьного образования, а на рубеже веков пришла и в отечественную школу. Сегодня, характеризуя преимущества веб-квеста, ученые, методисты и практикующие учителя обращают внимание прежде всего на его многообразные возможности в плане развития познавательной самостоятельности школьников, активизации учебно-познавательной деятельности, повышения учебной мотивации за счет игрового (часто «приключенческого») характера квеста[4]. К числу несомненных преимуществ технологии стоит отнести также ее детальную проработанность на уровне:
- видов заданий (по Доджу: «Пересказ», «Планирование и проектирование», «Самопознание», «Компиляция», «Творческой задание», «Аналитическая задача», «Детектив, головоломка, таинственная история», «Достижение консенсуса», «Оценка», «Журналистское расследование», «Убеждение», «Научные исследования»);
- стандартизированной структуры;
- оценочной системы (включая кретериальную базу);
- достаточно простой навигации.
Стоит также отметить обширные «банки» готовых квестов, опора на которые помогает понять технологию и может выступать как дополнительный материал для самообразования школьников.
Итак, сегодня веб-квест рассматривается как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Когда речь заходит об использовании ресурсов интернет в образовании, неизбежно возникает дискуссия. Суть ее прежде всего сводится к выявлению эффектов и рисков. Так, среди эффектов традиционно выделяют:
- огромное количество ресурсов доступных пользователю (как учителю, так и ученику) вне зависимости от географического положения, материального достатка, физических возможностей пользователя; в этом смысле особенно важна названная «доступность ресурсов» для учащихся с ограниченными возможностями;
- возможность получать (находить, отбирать) информацию из различных источников, в том числе мало- или вовсе не доступных учащемуся в силу определенных обстоятельств (архивы газет и журналов; мнения очевидцев, запечатленные в интервью, письмах, мемуарах; литература и периодика на иностранных языках; словари и справочники разных видов и др.) и различными способами (аудио, видео, фото, текст);
- аутентичность и современность «сетевого» материала (оперативная обновляемость материала);
- возможность общения и обмена информацией с любой точкой мира (improve interpersonal skill), что улучшает навыки межличностного общения, дает широкие возможности заочного знакомства с различными странами, их культурой, историей, особенностями современной жизни;
- использование интернет повышает мотивацию (дети цифровой эпохи, как известно, любят работать в Сети).
В свою очередь, риски использования интернета тесно связаны, как это ни парадоксально с преимуществами:
- сеть, обладающая мощнейшим информационным потенциалом, не всегда хорошо организована, что приводит к проблемам с поиском нужной информации (много ссылок на различные сайты, которые могут вовсе не относиться к той области, которая изучается; на сайтах, в том числе образовательных, наличествует рекламная информация, ссылки на игровые программы и т.д.);
- есть свободный допуск к сайтам, не предназначенным для детей и подростков;
- часть информации, представленной в интернете, не проверена, не надежна или изначально ложна; материалы могут включать грубые фактические, этические, речевые ошибки;
- высокая степень «копируемости» одних и тех же материалов, их «перетекаемость» с сайта на сайт; нарушение авторских прав создателей материалов при их переносе с сайта на сайт;
- широкий выбор готовых работ, платных и находящихся в свободном доступе.
Стоит сказать, что именно наличие «готовых» решений, работ, проектов, их доступность для широкого круга пользователей выступает как мощный аргумент противников использования интернет в образовательном процессе. Подмена собственных учебно-исследовательских «поисков» школьников поиском и присвоением готового «продукта» рассматривается как негативный результат использования глобальной сети.
В этом смысле технология веб-квеста ГАРАНТИРУЕТ развитие самостоятельной информационно-познавательной деятельности учащихся, так как:
- в формулировке самого задания чаще всего встречаются глаголы «создай», «подготовь», «разработай», что не ограничивает действия только отбором информации;
- веб-квест всегда направлен на создание нового, ранее не существовавшего продукта: для успешного выполнения задания учащимся следует активно использовать полученный материал, анализировать, сравнивать, выделять главное, оценивать, делать выводы на его основе.
Как показывает анализ публикаций и методических сайтов,[5] веб-квест может иметь:
- предметную «привязку» (то есть создаваться в рамках урочной и внеурочной деятельности по любому из школьных предметов), например: «Химия на моей кухне», «Говорим по-русски: современное состояние русского языка», «Цивилизация эпохи Средневековья».
- межпредметную (на основе интеграции двух или нескольких предметов), например: «Островский на русской сцене» (литература + МХК), «Бородинское сражение глазами историков и русских писателей» (история России+литература), «Симметрия в поэзии» (математика+литература),
- надпредметную (то есть решать социальные, этические, культурологические проблемы), например: «Терроризм – глобальная проблема человечества», «Разные, но равные: проблема толерантности в образовательных учреждениях мегаполисов», «Подари детям праздник: волонтерское движение в современной России».
Особое место занимает данная технология в изучении иностранного языка. На наш взгляд, веб-квест (само собой, наряду с другими технологиями, «классическими» и инновационными) помогает достичь как минимум двух (из четырех) предметных результатов, определенных ФГОС нового поколения для предметной области «Иностранные языки»: «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях»[6] .
При всех популярности технологии у отечественных учителей, сегодня, к сожалению, можно констатировать отсутствие готовых «платформ» для работы учащихся. Десятки русскоязычных сайтов (в том числе – сайтов образовательных учреждений и персональных сайтов учителей) описывают порядок работы, предлагают алгоритм действий и сборники тем, однако не дают готовой «рамочной» системы, в которой ученик и будет работать. При этом существует целый ряд сайтов на иностранных языках (см., например, ссылку 5), которые представляют ученику такую возможность. Использовать эту возможность могут учителя иностранных языков, актуализируя и активизируя знания учащихся.
И, наконец, стоит отметить, что, будучи стандартизированной технологией, веб-квест может найти «новые» грани применения:
- во-первых, его можно использовать для работы с учащимися с ограниченными возможностями (таким школьникам будет очень важен игровой характер квеста, возможность поучаствовать в приключении/путешествии, а затем представить результат работы широкому кругу пользователей);
- во-вторых, технология может использоваться в работе с одаренными детьми и учащимися, ориентированными на высокие образовательные результаты; большую роль в такой работе играет определение «маршрута» углубленного саморазвития ребенка, руководимого самообразования; сайты для создания веб-квеста позволяют таким ученикам вести самостоятельную работу, выбирая тематику и уровень сложности, сообразно их образовательным запросам;
- и, наконец, веб-квесты могут активно применяться в системе непрерывного образования педагогов, в первую очередь – в рамках корпоративной учебы: создание веб-квестов по предметам (в методических объединениях), на основе интеграции дисциплин (в творческих и проблемных группах педагогов), по актуальным психолого-педагогическим и социальным проблемам даст возможность учителям самостоятельно (и не теоретически!) освоить технологию и представить «неклассический» способ повышения профессиональной компетентности по той или иной проблеме.
В заключение коротко представим материал к созданию всего одного веб-квеста (подчеркнем, что сущность веб-квеста можно увидеть, только обращаясь к специальным сайтам-«платформам»).
СТРУКТУРА:
- Введение.
- Задание.
- Порядок работы.
- Оценка.
- Заключение.
ТЕМА: «Необычные виды спорта».
ВВЕДЕНИЕ:
«Вы были выбраны из нескольких сотен претендентов, чтобы участвовать в передаче о необычных видах спорта. Вам предстоит комментировать матч. Чтобы с честью пройти это испытание, Вам нужно найти как можно больше информации об этом виде спорта».
ЗАДАНИЕ:
1. Выберите вид спорта, с которым Вы не знакомы.
2. Где и как в него играют?
3. Найдите исторические факты, связанные с этим видом спорта.
4. Давно ли он существует? Изменился ли с течением времени?
5. Является ли он Олимпийским видом спорта?
6. Насколько он популярен? Среди кого?
7. Проводятся ли турниры?
ПОРЯДОК РАБОТЫ:
1. Найди и проработай информацию.
2. Объясни, почему выбрал именно этот вид спорта? Что нового узнал (помимо ответов на вопросы)?
3. Представь свою работу классу.
4. Попробуй придумать и описать по тому же плану некий необычный/не существующий вид спорта.
ОЦЕНКА:
1. Количество использованных ресурсов.
2. Насколько полно даны ответы на вопросы.
3. Насколько грамотно представлена работа.
4. Насколько полно описана «свою» игра.
(Количество критериев определяется характером и содержанием задания, возрастными особенностями учащихся, т.е. планируемый «продукт» «диктует» количество.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
«Дорогой друг! Теперь ты можешь не только комментировать состязания по необычным видам спорта, но выступать, например, их судьей.
Ты не только стал экспертом по этим видам спорта, но и предложил новый вид, который можешь продвигать в массы!»
Важной особенностью веб-квеста является то, что учитель заранее подбирает сайты, на которых размещена информация, необходимая для создания «продукта», тем самым «отсекая» нежелательные сайты и проверяя качество информации для работы школьников.
Примечания:
[4] См., например: Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999; Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. // http://festival.1september.ru/articles/513088/;Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...