Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Технология веб-квеста в школе

Мария Александровна КОЛЕСНИК,
учитель английского языка
ГБОУ Гимназия №56 Петроградского района Санкт-Петербурга,
Лауреат конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга-2013»,
Награждена знаком Правительства СПб
«За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»
Екатерина Дмитриевна ТЕНЮТИНА,
заместитель директора ГБОУ Гимназия №56,
Заслуженный учитель РФ,
кандидат педагогических наук

-

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ

 -

webquests-at-school

В современной образовательной ситуации (в первую очередь – в контексте внедрения ФГОС нового поколения) принципиально важным становится поиск инструментов активизации познавательной самостоятельности школьников. Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к «формированию готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построению образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся»[1].

Новый взгляд на характер результатов обучения, переход от ориентации на сумму предметных знаний к ориентации на триединый результат (личностный, метапредметный, предметный) также ставит перед современным учителем вопрос о поисках новых и, возможно, возрождении некоторых эффективных «классических» путей достижения этих результатов.

И, наконец, эффективное и успешное развитие человека в современном быстроразвивающемся информационном обществе обуславливает особое внимание школы к информационно-коммуникационной и источниковедческой культуре школьника, которая во многом обеспечивает процесс непрерывного самообразования.

Среди эффективных инструментов, обеспечивающих школьнику овладение «навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач»[2] стоит, на наш взгляд, выделить информационно-коммуникационные технологии.

Активно применяемые сегодня, информационно-коммуникационные технологии могут рассматриваться в современной школе как инструмент познания, объект изучения, методическое обеспечение, средство обучения, средство развития личности школьника, средство управления, средство коммуникации, средство обработки результатов, средство автоматизации контроля. Цели использования ИКТ в образовательном пространстве школы также разнообразны. Среди них выделим:

  • усиление мотивации обучения,
  • индивидуализацию и дифференциацию обучения,
  • контроль с обратной связью,
  • диагностика ошибок и затруднений учащихся с целью эффективного и оперативного устранения таких затруднений,
  • многоуровневый тренинг,
  • визуализацию учебной информации,
  • моделирование и имитацию явлений,
  • создание и использование баз данных,
  • самоконтроль и самокоррекцию, самообразование учащихся.

Среди информационно-коммуникационных технологий получающих сегодня активное распространение в практике работы российских учителей выделяется технология веб-квестов. Разработанная в середине 90-х годов профессорами Университета Сан Диего (США) Б. Доджем и Т. Марчем,[3] она активно начала внедряться американскими и европейскими педагогами в системе вузовского и школьного образования, а на рубеже веков пришла и в отечественную школу. Сегодня, характеризуя преимущества веб-квеста, ученые, методисты и практикующие учителя обращают внимание прежде всего на его многообразные возможности в плане развития познавательной самостоятельности школьников, активизации учебно-познавательной деятельности, повышения учебной мотивации за счет игрового (часто «приключенческого») характера квеста[4]. К числу несомненных преимуществ технологии стоит отнести также ее детальную проработанность на уровне:

- видов заданий (по Доджу: «Пересказ», «Планирование и проектирование», «Самопознание», «Компиляция», «Творческой задание», «Аналитическая задача», «Детектив, головоломка, таинственная история», «Достижение консенсуса», «Оценка», «Журналистское расследование», «Убеждение», «Научные исследования»);

- стандартизированной структуры;

- оценочной системы (включая кретериальную базу);

- достаточно простой навигации.

Стоит также отметить обширные «банки» готовых квестов, опора на которые помогает понять технологию и может выступать как дополнительный материал для самообразования школьников.

  Итак, сегодня веб-квест рассматривается как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Когда речь заходит об использовании ресурсов интернет в образовании, неизбежно возникает дискуссия. Суть ее прежде всего сводится к выявлению эффектов и рисков. Так, среди эффектов традиционно выделяют:

- огромное количество ресурсов доступных пользователю (как учителю, так и ученику) вне зависимости от географического положения, материального достатка, физических возможностей пользователя; в этом смысле особенно важна названная «доступность ресурсов» для учащихся с ограниченными возможностями;

- возможность получать (находить, отбирать) информацию из различных источников, в том числе мало- или вовсе не доступных учащемуся в силу определенных обстоятельств (архивы газет и журналов; мнения очевидцев, запечатленные в интервью, письмах, мемуарах; литература и периодика на иностранных языках; словари и справочники разных видов и др.) и различными способами (аудио, видео, фото, текст);

- аутентичность и современность «сетевого» материала (оперативная обновляемость материала);

- возможность общения и обмена информацией с любой точкой мира (improve interpersonal skill), что улучшает навыки межличностного общения, дает широкие возможности заочного знакомства с различными странами, их культурой, историей, особенностями современной жизни;

- использование интернет повышает мотивацию (дети цифровой эпохи, как известно, любят работать в Сети).

В свою очередь, риски использования интернета тесно связаны, как это ни парадоксально с преимуществами:

 - сеть, обладающая мощнейшим информационным потенциалом, не всегда хорошо организована, что приводит к проблемам с поиском нужной информации (много ссылок на различные сайты, которые могут вовсе не относиться к той области, которая изучается; на сайтах, в том числе образовательных, наличествует рекламная информация, ссылки на игровые программы и т.д.);

- есть свободный допуск к сайтам, не предназначенным для детей и подростков;

- часть информации, представленной в интернете, не проверена, не надежна или изначально ложна; материалы могут включать грубые фактические, этические, речевые ошибки;

- высокая степень «копируемости» одних и тех же материалов, их «перетекаемость» с сайта на сайт; нарушение авторских прав создателей материалов при их переносе с сайта на сайт;

- широкий выбор готовых работ, платных и находящихся в свободном доступе.

Стоит сказать, что именно наличие «готовых» решений, работ, проектов, их доступность для широкого круга пользователей выступает как мощный аргумент противников использования интернет в образовательном процессе. Подмена собственных учебно-исследовательских «поисков» школьников поиском и присвоением готового «продукта» рассматривается как негативный результат использования глобальной сети.

В этом смысле технология веб-квеста ГАРАНТИРУЕТ развитие самостоятельной информационно-познавательной деятельности учащихся, так как:

- в формулировке самого задания чаще всего встречаются глаголы «создай», «подготовь», «разработай», что не ограничивает действия только отбором информации;

- веб-квест всегда направлен на создание нового, ранее не существовавшего продукта: для успешного выполнения задания учащимся следует активно использовать полученный материал, анализировать, сравнивать, выделять главное, оценивать, делать выводы на его основе.

  Как показывает анализ публикаций и методических сайтов,[5] веб-квест может иметь:

- предметную «привязку» (то есть создаваться в рамках урочной и внеурочной деятельности по любому из школьных предметов), например: «Химия на моей кухне», «Говорим по-русски: современное состояние русского языка», «Цивилизация эпохи Средневековья».

- межпредметную (на основе интеграции двух или нескольких предметов), например: «Островский на русской сцене» (литература + МХК), «Бородинское сражение глазами историков и русских писателей» (история России+литература), «Симметрия в поэзии» (математика+литература),

- надпредметную (то есть решать социальные, этические, культурологические проблемы), например: «Терроризм – глобальная проблема человечества», «Разные, но равные: проблема толерантности в образовательных учреждениях мегаполисов», «Подари детям праздник: волонтерское движение в современной России».

Особое место занимает данная технология в изучении иностранного языка. На наш взгляд, веб-квест (само собой, наряду с другими технологиями, «классическими» и инновационными) помогает достичь как минимум двух (из четырех) предметных результатов, определенных ФГОС нового поколения для предметной области «Иностранные языки»: «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях»[6] .

  При всех популярности технологии у отечественных учителей, сегодня, к сожалению, можно констатировать отсутствие готовых «платформ» для работы учащихся. Десятки русскоязычных сайтов (в том числе – сайтов образовательных учреждений и персональных сайтов учителей) описывают порядок работы, предлагают алгоритм действий и сборники тем, однако не дают готовой «рамочной» системы, в которой ученик и будет работать. При этом существует целый ряд сайтов на иностранных языках (см., например, ссылку 5), которые представляют ученику такую возможность. Использовать эту возможность могут учителя иностранных языков, актуализируя и активизируя знания учащихся.

  И, наконец, стоит отметить, что, будучи стандартизированной технологией, веб-квест может найти «новые» грани применения:

- во-первых, его можно использовать для работы с учащимися с ограниченными возможностями (таким школьникам будет очень важен игровой характер квеста, возможность поучаствовать в приключении/путешествии, а затем представить результат работы широкому кругу пользователей);

- во-вторых, технология может использоваться в работе с одаренными детьми и учащимися, ориентированными на высокие образовательные результаты; большую роль в такой работе играет определение «маршрута» углубленного саморазвития ребенка, руководимого самообразования; сайты для создания веб-квеста позволяют таким ученикам вести самостоятельную работу, выбирая тематику и уровень сложности, сообразно их образовательным запросам;

- и, наконец, веб-квесты могут активно применяться в системе непрерывного образования педагогов, в первую очередь – в рамках корпоративной учебы: создание веб-квестов по предметам (в методических объединениях), на основе интеграции дисциплин (в творческих и проблемных группах педагогов), по актуальным психолого-педагогическим и социальным проблемам даст возможность учителям самостоятельно (и не теоретически!) освоить технологию и представить «неклассический» способ повышения профессиональной компетентности по той или иной проблеме.

В заключение коротко представим материал к созданию всего одного веб-квеста (подчеркнем, что сущность веб-квеста можно увидеть, только обращаясь к специальным сайтам-«платформам»).

СТРУКТУРА:

  • Введение.
  • Задание.
  • Порядок работы.
  • Оценка.
  • Заключение.

ТЕМА: «Необычные виды спорта».

ВВЕДЕНИЕ:

«Вы были выбраны из нескольких сотен претендентов, чтобы участвовать в передаче о необычных видах спорта. Вам предстоит комментировать матч. Чтобы с честью пройти это испытание, Вам нужно найти как можно больше информации об этом виде спорта».

ЗАДАНИЕ:

1.                   Выберите вид спорта, с которым Вы не знакомы.

2.                   Где и как в него играют?

3.                   Найдите исторические факты, связанные с этим видом спорта.

4.                   Давно ли он существует? Изменился ли с течением времени?

5.                   Является ли он Олимпийским видом спорта?

6.                   Насколько он популярен? Среди кого?

7.                   Проводятся ли турниры?

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

1.                   Найди и проработай информацию.

2.                   Объясни, почему выбрал именно этот вид спорта? Что нового узнал (помимо ответов на вопросы)?

3.                   Представь свою работу классу.

4.                   Попробуй придумать и описать по тому же плану некий необычный/не существующий вид спорта.

ОЦЕНКА:

1.                   Количество использованных ресурсов.

2.                   Насколько полно даны ответы на вопросы.

3.                   Насколько грамотно представлена работа.

4.                   Насколько полно описана «свою» игра.

(Количество критериев определяется характером и содержанием задания, возрастными особенностями учащихся, т.е. планируемый «продукт» «диктует» количество.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

«Дорогой друг! Теперь ты можешь не только комментировать состязания по необычным видам спорта, но выступать, например, их судьей.

Ты не только стал экспертом по этим видам спорта, но и предложил новый вид, который можешь продвигать в массы!»

Важной особенностью веб-квеста является то, что учитель заранее подбирает сайты, на которых размещена информация, необходимая для создания «продукта», тем самым «отсекая» нежелательные сайты и проверяя качество информации для работы школьников.

Примечания:


[4] См., например: Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999; Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. // http://festival.1september.ru/articles/513088/;Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес