Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

ТЕХНОЛОГИЯ DAILY NEWS

Деева Лариса Анатольевна, учитель английского языка
ГБОУ СОШ №238 с углубленным изучением английского языка, Санкт-Петербург

-

DAILY NEWS – ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

-

Одновременное развитие всех навыков и умений учащихся при изучении иностранного языка – сложная задача, требующая от учителя зачастую нестандартных подходов, позволяющих решать задачу в комплексе. Задача эта тем более сложна, что уровень, возможности и особенности характера у всех учеников разные.

В данной статье я хочу поделиться собственным опытом комплексного развития умений учащихся через акцентирование усилий на развитии навыка говорения.

За 25 лет работы учителем английского языка в разных школах России (Красноярск, Санкт-Петербург), с разным уровнем обученности детей, я создала и успешно применяю технологию DailyNews. Как показывает моя практика, эта технология эффективна практически на любой ступени её внедрения со 2 по 8 класс. Ниже я хочу описать свой самый свежий опыт, ибо он охватывает средний контингент, а именно, 6-7 классы.

Стартовая учебная ситуация. Начав работать учителем английского языка в одной из школ Санкт-Петербурга в ноябре 2018 года в 5-8 классах, я столкнулась с печальным положением дел. По объективному оцениванию сформированности основных речевых навыков (аудирование, чтение, говорение, письмо, лексико-грамматический навык), 25% всех моих учеников могли иметь на тот момент оценку «неудовлетворительно». Ситуация была тем более парадоксальна, что у этих ребят количество уроков английского языка было 5 раз в неделю, т.е. вполне достаточным для основательного освоения предмета. Именно этот факт вселил в меня уверенность в то, что я смогу помочь моим новым ученикам.

Импульс. Передо мной встала задача – в кратчайшие сроки изменить сложившуюся учебную ситуацию к лучшему, применив эффективную и экономичную технологию. Используя свою 25-летнюю практику, а также опыт работы в разных успешных учебных заведениях, я решила модернизировать систему обучения английскому языку в своих группах.

Стратегия. Я решила действовать напрямую, через развитие навыка продуктивного говорения у моих учеников. Несмотря на то, что продуктивное говорение (как, впрочем, и продуктивное письмо) – это самый сложный навык владения иностранным языком, именно он консолидирует в себе всю мозаику знаний о языке и навыков в языке. Говорение является комплексным навыком, который включает в себя много разных знаний, умений и навыков (знание лексики, произношение, аудирование, знание грамматических правил и автоматическое их применение, знание клише, вводных слов, и пр.). Кроме того, говорение – это основа продуктивного письма и, в конце концов, конечная цель изучения иностранного языка.

Разумеется, следует быть реалистами и осознавать, что финальная цель – спонтанная речь – это далёкая цель и к ней следует идти последовательно, осваивая этап подготовленной речи, затем – полуподготовленной речи. И только после прохождения этих этапов ученик готов к свободному плаванию в океане иностранного языка. А пока, говорение – это зачастую слабое место учащихся, далеко не все из которых имеют возможность общаться с носителями языка, проживать в языковой среде и обучаться иностранному языку путём полного погружения.

Необходимо также сказать, что не менее важное в говорении – это содержание, мысль, коммуникативный посыл. И это тоже задача, ведь есть ситуации, когда ученик не знает, ЧТО сказать, даже по-русски. Все вышеуказанные факторы объясняют, почему говорение является слабым звеном среди всех имеющихся, ведь многие ученики попадают в замкнутый порочный цикл (слабая мотивация – незнание слов и правил – отсутствие практики – психологический барьер и страх неудачи), из которого очень сложно вырваться. Здесь учитель, как раз и выступает в качестве человека, который разорвёт этот порочный замкнутый круг. Именно поэтому для решения своей задачи я выбрала развитие навыка продуктивного говорения.

Тактика. Развивать навык продуктивного говорения у учащихся 6-7 классов я решила осуществить с помощью своей верной, много раз проверенной технологии DailyNews.

Здесь имеет смысл пояснить, что такое DailyNews. По сути дела, DailyNews – это расширенная сводка новостей, которой назначенный накануне ученик-«репортёр» начинает каждый урок английского языка. Эту технологию я успешно применяю на разных возрастах начальной и средней школы, начиная со 2 класса, и заканчивая 8 классом. (В 9-11 классах я не применяю технологию DailyNews в силу уже достаточно сформированных речевых навыков у старшеклассников, а также, иных приоритетов, а именно, подготовка к экзаменам). Однако, следует учитывать количество учебных часов, т.к. DailyNews требует времени, особенно на начальном этапе обучения и адаптации к новому формату. Исходя из своего опыта, я считаю максимально успешным периодом применения DailyNews 3-6 классы. Разумеется, если ученики освоили эту технологию, то нет смысла применять её более двух лет. Для внедрения DailyNews учителю, исходя из текущей ситуации, необходимо разработать план доклада. Ниже привожу пример плана:

DailyNews (план)

  1. Приветствие-вступление
  2. Дата, день недели, время
  3. Количество уроков сегодня + их перечисление
  4. Домашнее задание по английскому языку
  5. Присутствие/отсутствие учеников + указание причины
  6. Глобальные новости (в мире/в стране)
  7. Локальные, местные новости (в школе)
  8. Сезонные изменения (в целом)
  9. Погода сейчас + прогноз на сегодня
  10. Рекомендации по одежде, с учётом погоды
  11. Заключение

Этот план является постоянной, выражаясь языком математики. А наполнение плана (его содержание), является переменной, опять же выражаясь языком математики. Очевидно, что переменная будет меняться каждый раз, на каждом уроке. Более того, ученик мотивирован осознанно и самостоятельно интересоваться новостями и событиями вокруг, что усиливает фактор реальной коммуникации. При этом ученик ограничен и мотивирован постоянной(планом).

Задача учителя – обеспечить всех учеников шаблоном-планом высказывания. Далее учителю необходимо совместно с группой учащихся практиковаться в начале каждого урока, обучая ребят, как следует раскрывать пункты плана. В результате, имея постоянную (план-шаблон) и переменную (ежедневное обновлённое содержание), ученики постепенно переходят от подготовленной монологической речи к полуподготовленной, а затем стремятся к спонтанной речи.

Предлагаю вниманию читателя образец монологического высказывания DailyNews. Именно такой образец (шаблон) я раздаю каждому своему ученику в начале своей работы с технологией DailyNews. Заголовки и их порядок – это постоянная, а примерное содержание и наполнение пунктов плана – это переменная.

1)         Greetings

Hello everyone, I’m on duty today. Listen to the news, please.

2)         Date, day, time

Today it’s the 7th of September. It’s Tuesday. It’s 20 minutes to 10.

3)         Lessons

Today we have 7 lessons. They are Literature, English, Physics, Chemistry, Information Technologies (IT), Social Studies and Life Safety Rules.

4)         Hometask in English

Our hometask in English is reading and translating the text on page 4. The new vocabulary should be translated too.

5)         Absence/Presence

Today all are present. (Today three students are absent. Kolya and Dasha are ill. I hope, they will recover soon. I don’t know where Katya is, maybe she is late.)

6)         Global news (Olympics, sport events, holidays or festivals, natural disasters, accidents, wars, etc.)

As for global news, nothing important or unusual has happened in the world. As English say, no news – is good news.

7)         Local news (school Olympiads, final credits, exams, school festivals/events, birthdays, newcomers, changes in the timetable, etc.)

Speaking about local news, we don’t have any. We are doing our usual school routine.

8)         Season changes

It’s the beginning of autumn now. We call this period Indian Summer. I hope it will be long, dry and warm. Trees are still green, but some of them are getting yellow and red. Days are getting shorter and nights are getting longer.

9)         Weather forecast

It’s rainy and dirty today. The sun is not shining now. The sky is dull and gloomy. It’s some windy and rather cold. The temperature is 11 degrees above 0. There are pools everywhere and cars are splashing mud along the roads. The weather forecast says it will be +13 in the afternoon.

10)       Clothes

Dress up to the weather. Put on your shoes, trainers or even rubber boots. You should wear light jackets, coats or raincoats. You can go out bareheaded, but you should have a scarf or a hood. Don’t forget to take your umbrellas. I hope the weather will change for better and it’ll be sunny soon.

11)       Final Remarks

That’s all I wanted to tell you. Thank you for attention. Have a nice day, good luck.

Как видно из образца, приведённого выше, количество предложений в выступлении ученика («news reporter») может варьироваться в пределах 35-55. А это - внушительный объём для монологического высказывания. Также, можно увидеть, что грамматические структуры, времена глагола, речевые клише, поговорки, вводные слова достаточно разнообразны и оставляют поле для большего разнообразия по мере изменений в текущей ситуации.

Обязательное условие. Учитель должен в начале каждого урока обсудить с учениками и озвучить совместно Globalnews, Localnews, Seasonchanges, если таковые имеются. Принципиально важно здесь принимать идеи всех детей, у которых есть важная информация и дополнения. Таким образом, дети видят, что это не формальный этап урока, а настоящая коммуникация в режиме brain-storm.

Сложности. Разумеется, издержки неизбежны, а именно – время. На этапе ознакомления и введения новой для ребят технологии DailyNews, у меня уходит 30-40 минут на первом уроке. Далее, до 10 минут на последующих уроках (5-6 минут совместная практика и обсуждения + 4 минуты индивидуальное выступление назначенного накануне «newsreporter»). Но, к счастью, по мере продвижения вперёд, временные затраты сокращаются. К тому же, Globalnews, Localnewsи Seasonchanges тоже не случаются перед каждым уроком, что сокращает время обсуждения. В итоге, спустя один месяц, у моих учеников уходит около 5 минут на выступление Daily News.

Разумеется, желание выступать в качестве репортёра, во многом зависит от психологических особенностей и памяти ученика. Если ученик очень стеснительный или медлительный, то для него должны применяться особые требования, т.к. в противном случае, он будет бояться публичных выступлений ещё больше. Таким детям надо давать возможность говорить хором, в группе или делегировать ответственность за отдельные пункты плана.

Результат. Таким образом, при системном подходе учителя и регулярных выступлениях учеников, технология DailyNews даёт быстрый и очевидный результат. Когда я ввела DailyNews в своих группах 6-7 классов, наиболее показательный результат был в слабой группе 6б. Уже по истечении второго месяца применения DailyNews, отдельные слабые ученики стали успешными «репортёрами».

Бонусы. Следует отметить, что технология DailyNews попутно развивает навык диалогической речи. Ведь вполне естественно, что в процессе выступления, ученик может что-то забыть, запнуться, упустить из поля зрения, уточнить у учителя или у одногруппников, и здесь начинается абсолютно реальная коммуникация и интерактивность. Кроме того, ребята имеют возможность тренировать презентационные навыки и умение выступать перед аудиторией с элементами ролевой игры, что, безусловно, им пригодится в разных сферах деятельности в дальнейшем.

Выводы. Технология DailyNews в очередной раз подтвердила свою эффективность. У учащихся 6-7 классов значительно увеличился словарный запас. Они осознанно и правильно употребляют знакомые грамматические конструкции и речевые обороты, в том числе, и в письменной речи. У них значительно улучшились произношение и аудирование.

У детей (в том числе, слабых) появился опыт личного успеха, т.к. многие научились выступать в данном формате без подготовки. Дети мотивированы наблюдать за окружающим миром и изменениями в жизни. Впоследствии они сообщают об этом в режиме реальной коммуникации, что и является целью в совершенствовании многих навыков и умений через говорение.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес