Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Развитие полимодальности восприятия

Елена Ивановна ГОЛУБКОВА,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга

Развитие полимодальности восприятия на уроках по коррекции дисграфии

Аннотация: В статье приведён конспект урока по коррекции оптической дисграфии у учащихся 3 класса,использующий методический приём создания полимодальных образов изучаемых звуков и букв.

На уроках по коррекции дисграфии учитель-логопед должен развивать у учеников восприятие разной модальности. Это обусловлено тем, что дети с нарушениями речи нередко «не слышат» учителя, зрительная и кинестетическая модальность у них обычно преобладают. Кроме того, ученикам часто недоступны значения редко употребляющихся слов, они «глухи» к образному языку поэзии. Мы на своих уроках стараемся создавать полимодальные образы звуков речи, связывая артикулему и графему.

Как пример приведём урок коррекции оптической дисграфии у учащихся третьего класса.

Логопедическая тема: Звук и буква «И» в словах и предложениях.

Грамматическая тема: Существительные и прилагательные.

Лексическая тема: Зимние слова.

Цель: используя разные модальности восприятия, создать у детей образ звука и буквы «И».

Используемые технологии: логоритмика, дыхательная гимнастика, психогимнастика

План и ход урока:

1.                   Организационный момент.

2.                   Голосовые упражнения.

А.  Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласных «А, О, У, И».

    Дети отгадывают рисунок губ и произносят гласные громко – тихо.

Б.  Дети берут таблички с условным изображением артикуляции гласных «А, О, У, И», отгадывают и произносят звук.

001

3. Мимические упражнения.

 Попробовать произнести звук

- Нахмурившись (не получается, т.к. выдвинуты вперёд губы)

- Удивляясь (не получается, т.к. приоткрыт рот)

- Улыбаясь (получается, т.к. для артикуляции «И» нужны растянутые губы)

002

3.             Характеристика звука «И» с использованием словесных обозначений ощущений разных модальностей.

Выбрать слова, которые подходят для характеристики звука «И»:

Тихий – громкий

Грубый – нежный

Тяжёлый – лёгкий

Весёлый – грустный

Добрый – злой

Связь звука с буквой. Введение условного цветового обозначения.

Положить перед собой элементы буквы «И» и обвести их пальцем:

003

Буква «И» едет с горки. Что помогает ей скатываться? (Полозья, как у санок, носы, как у лыж).

Звук и буква «И» любят голубовато-зеленоватый цвет.

4.                   Работа с буквенными изображениями.

Найти и записать буквы, которые «спрятались» (О, А, С, И, Т, П, Л)

004

    Отгадать изографы, составленные из этих букв (ЛИСТ, АИСТ, ПИСТОЛЕТ):

            005                                   006                  

                                                                                                               

5.                   Звуко-буквенный анализ слов «ЛИСТ, АИСТ, ПИСТОЛЕТ»

- На каком месте звук «И»?

- После какого звука звук «И»?

- Между какими звуками звук «И»?

- На что указывают звук и буква «И» (мягкость предшествующего согласного, множественность).

- Предметов, обозначаемых какими словами мы не встретим зимой. Почему? (ЛИСТ, АИСТ).

6.                   Работа над лексической темой. Слого-ритмические упражнения.

Закончить рифмовки:

Ни – ни – ни. Мчатся са … ни.

Ги – ги – ги.  Злятся вью … ги.

Ли – ли – ли. Метут мете … ли.

Ки – ки – ки. Звенят льдин … ки.

Ри – ри – ри. Порхают снеги … ри.

Ки – ки – ки. Бросаем снеж … ки.

7.                   Физминутка. Игра с мячом «Бросаем снежки».

8.                   Работа с акростихом.

Найти и записать слово «СНЕЖИНКИ»:

С неба падали пушинки

На замёрзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом и площадь

Необычным одеялом.

«Как же их зовут?»,- ты спросишь.

Имя здесь я написала.

- Какие звуки указывают на то, что это «зимнее», «холодное» слово? («С», «Ж»).

- Выделите корень «СНЕЖ».

9.                   Сравнение, слоговой и звуко-буквенный анализ слов «СНЕЖКИ» и «СНЕЖИНКИ».

10.                Запись существительных с корнем «СНЕЖ»:

Снежинки, снежки, снежник, снежноягодник (демонстрация веточки растения с белыми ягодами), подснежник.

- Какого растения не встретишь зимой? Почему?

11.                Запись однокоренных существительных с корнем «СНЕГ»:
Снег, снеговик, снегурочка.

12.                 Образование от существительного «СНЕГ» прилагательного «СНЕЖНЫЙ» и запись словосочетаний с ним:

- Что может быть СНЕЖНЫМ (путь, человек, год).

13.                Развитие зрительного внимания.

Найти две одинаковые снежинки:

007

14.                Развитие представлений о явлениях зимней природы и умения обозначать признаки предметов прилагательными.

Рассмотреть и потрогать природный материал.

Камень – твёрдый, гладкий, полупрозрачный.

Шишка с веточкой хвои – шероховатая, колкая, кедровая, сосновая.

Пух – белый, лёгкий.

Закончить сравнения, используя «зимние» слова.  Записать:

Твёрдый, как … лёд.

Лёгкий, как … снежинка.

Острая, колкая, как … иголка.

Гладкий, как … лёд.

Белый, как … снег.

Прослушать отрывок из стихотворения. какой в нём снег (КОЛКИЙ, КОЛЮЧИЙ СНЕГ). Записать:

Я с подружками в санях

С криком еду с горки.

А, упав, в своих руках

Снег сжимаю колкий.

И, пока его слеза

Стынет на морозе,

Убегу, зиме в глаза

Снег колючий бросив                (И. Шеянова).

Послушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Какое зимнее явление природы описывается?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела …

- Небо какое? (МУТНОЕ НЕБО)

- Луна какая? (БЛЕДНАЯ ЛУНА)

- Тучи какие? (МРАЧНЫЕ ТУЧИ)

Посмотреть ещё раз через полупрозрачный камушек (агат). Хорошо ли сквозь него видно?

… И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит                (А.С. Пушкин)

… Каждое дерево, каждая веточка, каждый кустик – без пропусков – облеплены, обсахарены пушисто-мохнатыми, сверкающими блёстками. Иней нежнее, белее снега, а в тени даже отдаёт голубизной. Дивный наряд!

(В. Бочарников)

16. Развитие зрительного внимания.

008

17. Письменные упражнения.

Списать, подставляя букву «И»:

Тают льд.нк. на стекле.

Иней лёг на ветв. ел.

Иглы за ночь побелел.

18.Итог урока.

19. Домашнее задание.

Вырезать снежинки.

009

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес