Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Коррекция смешанной формы дисграфии

Л. В. Стрижнёва, учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 337 Невского р-на

Комплексный подход в коррекции смешанной формы дисграфии

 

Аннотация: Комплексный подход в коррекционной работе позволяет сделать процесс обучения более интересным, дает возможность обозначить основные направления в развивающей деятельности.

Основную массу ошибок у учащихся со смешанной формой дисграфии составляют ошибки, характерные для дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поэтому любое логопедическое занятие может быть проведено как развитие аналитико-синтетической деятельности детей. Тем самым учитель-логопед в комплексе преодолевает многие трудности, которые испытывают его ученики. Мы приведём конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса на тему: «Дифференциация звуков и букв «О – Ё», которое затрагивает не только вопросы слухо-произносительной дифференциации фонем, но и способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, совершенствует орфографический навык и повышает у учащихся мотивацию к обучению.

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Звучит музыка. Дети готовятся к уроку.

II. Основная часть

1. Уточнение понятия «слог».

00strizh01

Здравствуйте. Садитесь.

- Скажите, пожалуйста, что такое слог?

- Из чего он состоит?

Слог – это сочетание звуков. Он образуется при соединении (произнесении) гласного и согласного звуков.

- Какой самый главный звук в слоге?

- Какое мы знаем правило о гласных звуках и слогах в слове?

Гласный.

Сколько гласных в слове - столько и слогов.

2. Закрепление слогообразующей роли гласной «Лингвистические задачи».

- Катина задача.

00strizh02

- Почему в слове «клоун» два слога, а в слове «клён» один?

Потому что в слове «клоун» два гласных звука, а в слове «клён» - один.

- Поставьте ударение в слове «клоун». Скажите, пожалуйста, над какой буквой стоит ударение в слове «клоун»?

- Над буквой «О».

- А в слове «клён» куда падает ударение?

- На «Ё».

У буквы ё есть один секрет, о нем говорится в стихотворении А.А. Шибаева «Расскажи-ка, буква Ё…».

00strizh03

- Что мы узнали о букве «Ё»?

Что ударение в словах всегда падает на «Ё».

3.2. Установление соответствия между буквами «О» и «Ё» и обозначаемыми ими звуками.

00strizh04

- Скажите, сколько звуков может обозначать буква «О»? А буква «Ё»?

«О» - один звук [о].

«Ё» - два звука [jо] или один звук [О]

3.3. Распознавание звукосочетания [jо]-интерактивная игра на развитие фонематических представлений

http://www.logozavr.ru/873/

00strizh05

В каких словах было звукосочетание [jо]?

Ёлка, ёжик, ёрш, ружьё.

3.4. Дифференциация звука [о] и звукосочетания [jо] - интерактивная игра http://www.logozavr.ru/873/

00strizh06

Назовите картинки, в которых есть гласный звук [o].

Окунь, носок.

Назовите картинки, в которых есть звукосочетание [jo].

Ёлка, ёжик, копьё, ружьё, бельё.

3.5. Обозначение твердости-мягкости согласных гласными «О – Ё».

00strizh07

Читаем слоги.

Чтение слоговых таблиц.

- Как звучит согласный перед буквой «О»? (Иначе мы можем сказать, что твердость согласного на письме мы обозначаем буквой…)

Буквой «О».

- Как звучит согласный перед гласной «Ё»? (Иначе мы можем сказать, что твердость согласного на письме мы обозначаем буквой…)

Буквой «Ё»

4. Дифференциация «О – Ё»

4.1. Дифференциация гласных «О – Ё» в слогах.

А сейчас мы отправимся с вами на полянку в «Летнюю школу ударения».

Возьмите лепестки от ромашки, ваша задача образовать при помощи букв о-ё слоги. Ученики на первой колонке будут образовывать слоги с твердым согласным звуком, а ученики на второй колонке образуют слоги с мягким согласным звуком.

0strizh08

Прочитайте слоги, которые у вас получились.

 С твердым согласным …

Ро, мо, то, ло, зо, го.

С мягким согласным …

Лё, дё, рё, гё, пё.

Запишем их в тетрадь.

Твердость согласного на письме обозначили какой буквой?

Буквой «О».

Мягкость согласного на письме обозначили какой буквой?

Буквой «Ё».

«О» - гласная какого ряда?

Букву «О» подчеркните одной красной чертой.

Первого.

«Ё» - гласная какого ряда?

Букву «Ё» подчеркните двумя красными чертами.

Синим карандашом подчеркните твердые согласные, зеленым - мягкие.

Второго.

5. Физминутка.

5.1. Движения скелетной мускулатуры

http://www.video.yandex.ru/

00strizh09

Дети выполняют гимнастику.

4.2. Дифференциация гласных «О – Ё» в словах.

4.2.1. В односложных словах

00strizh10

Дети читают задание, поясняют его, уточняют выбор букв «О – Ё» в зависимости от твердости (мягкости) впереди стоящего согласного звука. Выполняют задание. Подчеркивают гласные «О – Ё», выделяют цветом твердые, мягкие согласные перед этими гласными.

5.2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

00strizh11

4.2.2.Дифференциация гласных «О – Ё» в многосложных словах.

00strizh12

Дети читают задание, поясняют его, объясняют выбор букв «О – Ё» в зависимости от твердости (мягкости) впереди стоящего согласного звука. Уточняют значение образованных слов. Подчеркивают гласные «О – Ё».

4.3.Развитие навыка слогового анализа.

- Выберите и запишите по одному слову из последнего задания в три столбика под схемами:

- с одним слогом;

- с двумя слогами;

- с тремя слогами.

Проверяем.

Ученики читают выписанные слова.

С одним слогом: «мёд, клён».

С двумя слогами: «розы, вёдра, домик, зёрна».

С тремя слогами: «пёрышко, лосёнок».

Давайте вспомним секреты буквы «Ё».

Буква Ё обозначает ударный гласный звук звук [О] или звукосочетание [jo].

В словах она всегда под ударением.

III. Организация окончания занятия. Оценка деятельности детей.

 

Источники:

1. Бондаренко А.А. В летней школе ударения: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1995. – 79 с.

2. Электронный ресурс. Режим доступа:  http://www.logozavr.ru/873/

3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.video.yandex.ru/

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес