Л. В. Стрижнёва, учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 337 Невского р-на
Комплексный подход в коррекции смешанной формы дисграфии
Аннотация: Комплексный подход в коррекционной работе позволяет сделать процесс обучения более интересным, дает возможность обозначить основные направления в развивающей деятельности.
Основную массу ошибок у учащихся со смешанной формой дисграфии составляют ошибки, характерные для дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поэтому любое логопедическое занятие может быть проведено как развитие аналитико-синтетической деятельности детей. Тем самым учитель-логопед в комплексе преодолевает многие трудности, которые испытывают его ученики. Мы приведём конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса на тему: «Дифференциация звуков и букв «О – Ё», которое затрагивает не только вопросы слухо-произносительной дифференциации фонем, но и способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, совершенствует орфографический навык и повышает у учащихся мотивацию к обучению.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I. Организационный момент. Звучит музыка. Дети готовятся к уроку. II. Основная часть 1. Уточнение понятия «слог». |
|
Здравствуйте. Садитесь. - Скажите, пожалуйста, что такое слог? - Из чего он состоит? |
Слог – это сочетание звуков. Он образуется при соединении (произнесении) гласного и согласного звуков. |
- Какой самый главный звук в слоге? - Какое мы знаем правило о гласных звуках и слогах в слове? |
Гласный. Сколько гласных в слове - столько и слогов. |
2. Закрепление слогообразующей роли гласной «Лингвистические задачи». - Катина задача. |
|
- Почему в слове «клоун» два слога, а в слове «клён» один? |
Потому что в слове «клоун» два гласных звука, а в слове «клён» - один. |
- Поставьте ударение в слове «клоун». Скажите, пожалуйста, над какой буквой стоит ударение в слове «клоун»? |
- Над буквой «О». |
- А в слове «клён» куда падает ударение? |
- На «Ё». |
У буквы ё есть один секрет, о нем говорится в стихотворении А.А. Шибаева «Расскажи-ка, буква Ё…». |
|
- Что мы узнали о букве «Ё»? |
Что ударение в словах всегда падает на «Ё». |
3.2. Установление соответствия между буквами «О» и «Ё» и обозначаемыми ими звуками. |
|
- Скажите, сколько звуков может обозначать буква «О»? А буква «Ё»? |
«О» - один звук [о]. «Ё» - два звука [jо] или один звук [О] |
3.3. Распознавание звукосочетания [jо]-интерактивная игра на развитие фонематических представлений http://www.logozavr.ru/873/ |
|
В каких словах было звукосочетание [jо]? |
Ёлка, ёжик, ёрш, ружьё. |
3.4. Дифференциация звука [о] и звукосочетания [jо] - интерактивная игра http://www.logozavr.ru/873/ |
|
Назовите картинки, в которых есть гласный звук [o]. |
Окунь, носок. |
Назовите картинки, в которых есть звукосочетание [jo]. |
Ёлка, ёжик, копьё, ружьё, бельё. |
3.5. Обозначение твердости-мягкости согласных гласными «О – Ё». |
|
Читаем слоги. |
Чтение слоговых таблиц. |
- Как звучит согласный перед буквой «О»? (Иначе мы можем сказать, что твердость согласного на письме мы обозначаем буквой…) |
Буквой «О». |
- Как звучит согласный перед гласной «Ё»? (Иначе мы можем сказать, что твердость согласного на письме мы обозначаем буквой…) |
Буквой «Ё» |
4. Дифференциация «О – Ё» 4.1. Дифференциация гласных «О – Ё» в слогах. А сейчас мы отправимся с вами на полянку в «Летнюю школу ударения». Возьмите лепестки от ромашки, ваша задача образовать при помощи букв о-ё слоги. Ученики на первой колонке будут образовывать слоги с твердым согласным звуком, а ученики на второй колонке образуют слоги с мягким согласным звуком. |
|
Прочитайте слоги, которые у вас получились. С твердым согласным … |
Ро, мо, то, ло, зо, го. |
С мягким согласным … |
Лё, дё, рё, гё, пё. |
Запишем их в тетрадь. Твердость согласного на письме обозначили какой буквой? |
Буквой «О». |
Мягкость согласного на письме обозначили какой буквой? |
Буквой «Ё». |
«О» - гласная какого ряда? Букву «О» подчеркните одной красной чертой. |
Первого. |
«Ё» - гласная какого ряда? Букву «Ё» подчеркните двумя красными чертами. Синим карандашом подчеркните твердые согласные, зеленым - мягкие. |
Второго. |
5. Физминутка. 5.1. Движения скелетной мускулатуры http://www.video.yandex.ru/ |
Дети выполняют гимнастику. |
4.2. Дифференциация гласных «О – Ё» в словах. 4.2.1. В односложных словах |
Дети читают задание, поясняют его, уточняют выбор букв «О – Ё» в зависимости от твердости (мягкости) впереди стоящего согласного звука. Выполняют задание. Подчеркивают гласные «О – Ё», выделяют цветом твердые, мягкие согласные перед этими гласными. |
5.2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. |
|
4.2.2.Дифференциация гласных «О – Ё» в многосложных словах. |
Дети читают задание, поясняют его, объясняют выбор букв «О – Ё» в зависимости от твердости (мягкости) впереди стоящего согласного звука. Уточняют значение образованных слов. Подчеркивают гласные «О – Ё». |
4.3.Развитие навыка слогового анализа. - Выберите и запишите по одному слову из последнего задания в три столбика под схемами: - с одним слогом; - с двумя слогами; - с тремя слогами. Проверяем. |
Ученики читают выписанные слова. С одним слогом: «мёд, клён». С двумя слогами: «розы, вёдра, домик, зёрна». С тремя слогами: «пёрышко, лосёнок». |
Давайте вспомним секреты буквы «Ё». |
Буква Ё обозначает ударный гласный звук звук [О] или звукосочетание [jo]. В словах она всегда под ударением. |
III. Организация окончания занятия. Оценка деятельности детей. |
Источники:
1. Бондаренко А.А. В летней школе ударения: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1995. – 79 с.
2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.logozavr.ru/873/
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.video.yandex.ru/
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...