Ирина Валентиновна МАЛЫГИНА, учитель истории
Бавленской средней школы Кольчугинского района Владимирской области
-
«ДОМОСТРОЙ»: ВОЗМОЖНОСТИ МЕНТАЛЬНОГО ДИАЛОГА
(УРОК ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ)
-
Урок на тему «Домострой»: возможности ментального диалога» представляет собой учебное занятие, выстроенное в системе идей исторической антропологии. Историческая антропология (или так называемая новая историческая наука) – это своего рода инновационный проект, который во второй половине XX в. буквально перевернул историческую науку мыслью о том, что человеческое сознание меняется во времени. В этом случае история перестаёт быть историей войн, переворотов, реформ, она становится историей ЧЕЛОВЕКА. Для её обозначения обычно используют термин – история ментальностей. На наш взгляд, идеи исторической антропологии могут быть положены в основу практики преподавания истории в школе, поскольку одно из ключевых направлений современной педагогики – это именно антропологический подход (образование как всеобщая форма становления и развития сущностных сил человека). Ученик в этом случае становится исследователем, участником ментального диалога с историческим текстом.
Изложенные выше соображения формируют следующую систему целеполагания:
Цель урока: организовать ментальный диалог исследователя с историческим текстом
Задачи урока:
- познакомить с инновационными идеями в историографии (идеи исторической антропологии);
- развить навыки исследования исторического текста (ментальный диалог исследователя с текстом);
- создать условия для встречи на перекрёстке времён (антропологический подход)
Урок по уровню сложности адресован ученикам 10 класса. В курсе истории России урок может быть включён в разделы «История России XVI в.» или «Культура России XVI в.». Кроме того, в авторской концепции этот урок является продолжением цикла занятий по исторической антропологии.
ХОД УРОКА
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...