Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Имя существительное в английском языке

Ирина Юрьевна ШИЛИНА, учитель английского языка
ГБОУ "Гимназия № 168" Центрального района Санкт-Петербурга

ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Love nouns

В школьной программе при работе над любым аспектом языка основными методами являются ознакомление, тренировка и применение. Начиная с первого этапа обучения, школьники учатся понимать иностранную речь, постепенно усваивают введенные лексико-грамматические структуры, овладевают навыками чтения и письма, начинают самостоятельно строить простые предложения. Степень усвоения грамматического материала непосредственно влияет на все аспекты овладения языком. Одним из важных разделов грамматики является имя существительное. Эту многочисленную группу слов удобно подразделить на более мелкие группы, в соответствии с типами и функциями тех или иных существительных.

Имена собственные

Имена собственные - это имена людей, названия мест, организаций или предметов, которые всегда пишутся с большой буквы, чтобы отметить их индивидуальность:

  • John Smith, Matthew Ray, India, River Ganges,
  • The United States of America, International Monetary Fund,
  • European Court of Justice, Jaguar XJ40.

Знакомство с именами собственными начинается с первых уроков и на протяжении всего школьного обучения помогает решать коммуникативные задачи. Некоторые имена собственные — названия поэм, рассказов, фильмов, музыкальных произведений, газет и журналов — имеют дополнительную пунктуацию в виде кавычек или курсива. Ученики убеждаются на примерах, что существительные образуют большую группу содержательных слов, обозначающих имена людей, названия городов, стран, животных, растений, явлений природы, товаров, человеческих ценностей и эмоций, и,что они существенно необходимы не только для нашего понимания языка, но и для нашего понимания окружающего мира. Именно благодаря существительным мы идентифицируем окружающие предметы и успешно ориентируемся среди них.

Имена нарицательные

Имена нарицательные — это названия групп или категорий, которые, как правило, имеют одну или несколько общих черт:

  • dog, guitar, poem, student, tree, whale.

Они также могут являться названиями товаров, явлений или физических свойств:

  • aluminium, money, fire, rain, heat, noise, speed.

Конкретные существительные

Конкретные существительные обозначают предметы, которые имеют физическое (то есть видимое или осязаемое) существование. При этом существи-тельные могут быть и конкретными, и нарицательными:

  • axe, computer, guitar, paper, student, telescope,

или конкретными и именами собственными:

  • Mount Everest, River Nile, the House of Commons, the Kremlin.

Данные виды существительных чаще встречаются при обучении учеников высказываться на определенные темы, например: Great Britain, the Russian Federation, Moscow.

Абстрактные существительные

Абстрактные существительные обозначают такие явления, которые не имеют очевидного физического существования. Это могут быть человеческие качества или эмоции:

  • courage, fear, greed, hatred, humour, love.

А также понятия, например: imperialism, justice, liberty.

Происхождение и образование существительных

«Словообразование» - очень важный раздел грамматики. В календарное планирование средней и старшей школы вводится определенное количество часов по данному разделу.

Многие существительные пришли в современный английский язык из старого английского и их легко отличить по типично английским суффиксам: -dom, -er, -hood и -ness. В староанглийском слово dom означало решение суда и как суффикс, обозначающий состояние, положение, качество жизни, абстрактное государство:

  • boredom, , freedom, kingdom, martyrdom, serfdom, wisdom.

Суффикс -er сохранил свое оригинальное значение в качестве указателя на чей-то вид занятий:

  • archer, baker, barber, butler, worker, teacher,

а также понятия, например:

-imperialism,capitalism, justice, liberty, tyranny.

Иногда люди настолько отождествляются с той работой, которую они выполняют, что слова, обозначающие тот или иной вид деятельности, используются как фамилии:

  • Coper, Hooper, Fletcher, Porter, Salter, Turner.

Подобным же образом и суффикс -ier, создает названия существительных: cashier, а также названия военных профессий:

  • bombardier, brigadier, cavalier, grenadier, soldier.

Суффикс -hood, образованный от старо-английcкого слова had, первоначально подразумевал ранг или порядок, и создавал существительные, обозначавшие стадии или состояния жизни:

  • childhood, boyhood, girlhood, brotherhood, sisterhood,
  • fatherhood, motherhood, manhood, womanhood, parenthood.

Кроме суффиксов -dom и -hood, существует еще суффикс -ness, который обозначает, положение, состояние или качество и образовывает сотни современных английских существительных:

  • madness, sadness, goodness, quickness, homesickness, darkness, thoughlessness.

Существительные, образованные от глаголов и наречий

Гибкость английской грамматики позволяет нам образовывать существительные от глаголов или наречий. Так, формы Past Рагticiple (причастия прошедшего времени)— то есть те глаголы, которым предшествовали слова has, had, have been, had been, — могут функционировать в качестве существительных, имеющих отношения к классам людей или вещей. Например, существительное the forbidden означает вещи, которые были запрещены, нечто запретное. Подобнымжеобразоммыможемобразоватьтакиесуществительные:

  • the beaten, the educated, the fallen, the lost, the repatriated, the wounded.

Present Participle (причастие настоящего времен) некоторых глаголов — то есть та форма глагола, которая кончается па -ing, — тоже могут функционировать в качестве существительных, в качестве тех, которые обозначают какой-либо вид активности:

Our students tried various forms of exercise: swimming, cycling and running.

Существительные, которые образованы из форм Present Participle, называют отглагольными существительными. Целью обучения учеников в Гимназии является, использование грамматики по назначению и с максимальной эффективностью во время письменных работ, а не для абстрактных упражнений.

Существительные могут быть образованы и от наречий. Самая распространенная группа существительных, образованных подобным образом, имеет отношение к людям, которые обладают качеством, обозначенным тем или иным наречием — например, the good и the bad, the weak и the strong, the rich и the poor. Подобнымжеобразомобразованыиследующиесуществительные: the beautiful, the dutiful, the sick, the blameless, the homeless, the grotesque, the picturesque, he treacherous,  the unspeakable, an academic, a schizophrenic, a mystic, a romantic.

Единственное и множественное число существительных

Существительные могут быть единственными — то есть обозначать только один предмет, или множественными — то есть обозначать два предмета и более. Подобные качества существительных называются числом Понятие о числе существительных дается в Гимназии на начальной стадии обучения.

Форма множественного числа большинства английских существительных образуется с помощью добавления буквы s к форме единственного числа:

  • car/cars, house/houses, submarine/submarines.

В некоторых случаях форма множественного числа образуется путем добавления es к форме единственного числа, особенно когда эта форма оканчи-вается на s, ss, x, sh, ch, tch.

  • arches, churches, wishes, gases, kisses.

Когда форма единственного числа оканчивается на букву у, перед которой стоит согласная, то форма множественного числа как правило оканчивается на ies:

  • armies, delicacies, tragedies.

Некоторые существительные имеют форму единственного числа, оканчивающуюся на f, а форму множественного числа, оканчивающуюся на ves:

  • calves, halves, knives, lives, selves, wolves, leaves

Но не все существительные, имеющие такое окончание, следуют этому правилу:

  • roof (roofs), chief (chiefs), belief (beliefs), proof (proofs), handkerchief (handkerchiefs)

Несколько неправильных форм множественного числа образуются путем изменения гласной в форме единственного числа:

  • man/men, foot/feet, mouse/mice, woman/women, goose/geese, tooth/teeth

Собирательные существительные

В более сильных старших классах возможен углубленный подход к изучению существительных. Собирательными существительными называются те существительные, которые обозначают скопления или группы людей или предметов:

  • a board of directors, a cast of actors, an armada/flotilla of ships, a squadron of aircraft

Хотя собирательные существительные подразумевают два и более предмета или человека, сами по себе они имеют грамматическую форму единственного числа:

  • an archipelago (единственное число) of islands (множественное)
  • a constellation (единственное число) of stars(мнoжественное)
  • a miscellany (единственное число) of essays (множественное).

У некоторых существительных формы единственного и множественного числа совпадают:

  • aircraft, arms(weapons), cattle, deer, measles, salmon, sheep, trousers, wheat.

Слова, которые английский язык позаимствовал или адаптировал из других языков, образуют формы

Исчисляемые и неисчисляемые существительные

Имена существительные нарицательные делятся на исчисляемые и неисчисляемые.

Исчисляемые существительные обозначают объекты, которые можно пересчитать. Они употребляются как в единственном, так и во множественном числе

There are seven days in the week

К неисчисляемым существительным относятся названия веществ и слова, обозначающие отвлеченные понятия. Они имеют только форму единственного числа:

  • freight, information, business, crime.( A few computers can process much information)

Упражнения с данными видами грамматических структур проводятся сначала в устной форме:

Bring me some water, please!

После устной тренировки можно переходить к подстановочным упражнениям.

Имена существительные, обозначающие вещества, могут употребляться как исчисляемые, когда речь идет об отдельных предметах из данного вещества (материала) или конкретных объектах.

The house was built of stone.

They have brought stones in the bag.

Поскольку слово people относится к исчисляемым существительным, нормативный английский не допускает выражения the amount of people.

Все эти различия очень важны, поскольку позво¬ляют более точно отображать природу реальности, а также отличать один вид реальности от другого путем добавления дополнительных деталей и определений. Без этих различий письменная речь была бы более грубой, менее точной и эффективной.

Род

Современные английские существительные делятся только по биологическим родам — мужской, женский или средний, — в отличие от староанглийского или современного французского и немецкого языков, которые кроме биологического деления по родам имеют и деление грамматическое. В английском языке имеются существительные мужского и женского рода для обозначения мужских и женских особей различных животных:

  • bitch/dog, cow/bull, dam/sire, doe/buck, duck/drake, , goose/gander, hen/cock, реп/cob, sow/boar,

а там, где не существует отдельного слова для обозначения самки того или иного животного, ис¬пользовался женский суффикс -ей, как в словах lion/lioness и tiger/tigress. Эти слова останутся в язы¬ке, так же как останутся и формы женского рода аристократических титулов:

  • duchess/duke, countess/earl, marchioness/marquis.

Но отношение к роду изменилось и, соответственно, это изменение нашло свое отражение в языке. Не говоря уже о животных и аристократах, формы женского рода некоторых существительных были заменены формами мужского рода, а то, что было когда-то формами мужского рода теперь функционирует как существительные общего рода, то есть однополые. Существительные женского рода, такие, как:

  • authoress, instructress, manageress, poetess.

Процесс слияния полов не является законченным или постоянным; продолжают использоваться и существительные женского рода

  • barmaid, heroine, housewife, lady, midwife, mistress,, waitress.

Суффикс -woman может заменить суффикс -man в нескольких дюжинах деятельности  существительных мужского рода:

  • countrywoman, forewoman, horsewoman, police¬woman, saleswoman, sportswoman, towns-woman.

Падежи существительных

Современная английская грамматика имеет только две падежные формы — обычную и притяжательную, которая, как правило, обозначается апострофом перед или после буквы s.

Притяжательная форма употребляется для обозначения принадлежности предмета какому-либо лицу(лицам.) Отработка данного вида грамматической конструкции обычно проводится на начальной стадии обучения в игровой форме, а с более старшими учениками в форме диалогов.

Jack’s clothes are too big for him.

This is my friend Boris’s brother.

Объяснения учителя в каждой группе могут занимать различное количество времени. Но при изучении грамматического материала большое внимание надо уделять дедуктивному методу «от простого к сложному» и использовать   различные виды упражнений, особенно трансформационные

Представленная методическая разработка способствует существенному улучшению качества преподавания данного раздела грамматики английского языка и может быть рекомендована для практического использования учителями старшей и средней школы.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56