Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Проектная деятельность и групповая коммуникация

Проектно-исследовательская деятельность как способ развития групповой коммуникации учащихся

Жук Н.Н., учитель русского языка и литературы,

руководитель ШМО учителей русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №544 с углублённым изучением английского языка Московского района

 г. Санкт-Петербурга

 

 Аннотация: Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию групповой коммуникации учащихся и формированию умений высказывать своё мнение и понимать мнение других. Групповая проектная деятельность – это возможность для ученика включиться в коллективную общую учебную работу, которая в дальнейшем сыграет огромную роль в его развитиикак личности.

 

Интерес, который сегодня проявляют педагоги к проектной и исследовательской деятельности, не случаен. Современный учебный процесс ориентируется на личность учащегося, на его индивидуальные особенности. Следовательно, обучение должно быть направлено на развитие ребёнка, а развитие, в свою очередь, на успешный процесс обучения. Всестороннее развитие учащихся является одной из основных целей образования современной школы, из стен которой должна выйти личность, способная применить полученные знания на практике, а точнее, в жизни.

Учитывая то, что проектная деятельность возникает и за пределами школы, перед школой поставлена задача: создать условия для реализации замысла проектной деятельности, то есть для получения продукта. Школьная образовательная среда сочетает в себе, наряду с другими инновационными технологиями, проектную и учебную деятельность, способную моделировать разные исследовательские ситуации. Характерной чертой такого подхода является идея обучения через открытие, т.е. исследовательская деятельность. По нашему мнению, именно проектно-исследовательская деятельность способствует развитию групповой коммуникации учащихся и формированию следующих умений: высказывать своё мнение (быть услышанным) и понимать мнение другого члена группы, искать общие точки зрения, приходить к единым выводам. Групповая проектная деятельность - это возможность для ученика включиться в коллективную общую учебную работу, которая в дальнейшем сыграет огромную роль в его развитии, а также послужит началом создания дружеских связей.

Первичная организация группы происходит при определении цели проекта. На наш взгляд, преимущество разновозрастных групп при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся неоспоримо.

Во-первых, формируется уважительное отношение у младших школьников к старшим.

Во-вторых, младшие начинают ощущать поддержку и защиту старшими ребятами.

В-третьих, узнав возможности друг друга (в том числе и возрастные), учащиеся распределяют обязанности в работе над проектом.

Существенна и роль учителя при организации проектной деятельности: проект не должен стать формальным, так как цель групповой проектной деятельности заключается в том, чтобы объединить участников группы.

В качестве примера приведём работу над проектом по русскому языку в разновозрастной группе учащихся под руководством учителя русского языка и литературы Жук Нины Николаевны.

Тема проекта: «Отличительные особенности русского ударения» заинтересовала ученицу 8 класса, которая была сначала настроена на индивидуальную форму работы. Затем, после определения цели проекта (ознакомление с особенностями русского ударения - его разноместностью и подвижностью, особенностью ударения в разных частях речи), ученица на предложение учителя организовать малую группу в работе над проектом ответила согласием. Интересным является и тот факт, что ребёнок был нацелен на создание проектной группы не по принципу «с кем дружу», а по заинтересованности темой и целью проекта. Таким образом, была создана малая группа (7 класс - 2 человека; 8 класс - 1 человек; 9 класс - 1 человек). Опасения, которые возникли у нас на этапе формирования группы, к счастью, не подтвердились: девочка не заняла главенствующую позицию, а все задания были распределены междучленами разновозрастной группы учащихся. Также дети определили планируемый результат: создание пособия в электронном виде и словаря ударений. Виды работы над проектом были обдуманы совместно с учителем: изучение справочной и художественной литературы по теме проекта, составление анкеты (слова, в которых необходимо расставить ударение), проведение анкетирования; анализ анкет (составление таблицы наиболее часто встречающихся ошибок); составление пособия и словаря ударений, подбор примеров.

Рисунок 1

Материалы работы над проектом

00 zuk 01

Создание презентации стало заключительным этапом работы. Ребята совместно обсуждали структуру презентации, решая, как лучше «показать товар лицом».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что организация проектной деятельности в разновозрастных группах учащихся способствует объединению участников группы и формируетновый тип учебных отношений, привлекая знания и способности каждого члена группы в соответствии свозрастными особенностями.

Список литературы

1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В.Абрамова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012

2. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. - Ярославль: Академия развития, 2007

3. Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия/ авт.-сост. О.В.Касперская. - Волгоград: Учитель, 2010

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

5. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие/ Т.Н.Полякова. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово - РС», 2011

6. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ авт.-сост. О.А. Дюжева. - Волгоград: Учитель, 2012

7. Русский язык. 6 - 11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2009

8. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая.-М: Первое сентября, 2010

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес