Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Психолингвистика на логопедических занятиях

Ольга Геннадиевна ИВАНОВСКАЯ, руководитель школьной логопедической службы
Московского района Санкт-Петербурга,
ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка Московского района;
 Елена Ивановна ГОЛУБКОВА,учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка Московского района

-

УРОК КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
ПОСТАНОВКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

-

5208

В статье предпринята попытка анализа сущности психолингвистического подхода в коррекции речевых нарушений и приведён пример логопедического занятия, иллюстрирующий практическую реализацию данного подхода

В. Г. Воронцова, до 2008 года ректор СПбАППО, написала: «Учитель распредмечивает культуру и опредмечивает себя в ученике» [1].

На повседневном языке это обозначает, что учитель черпает идеи для организации своей работы, в том числе, и для подготовки к уроку, из обыденных, но непременно дорогих его сердцу составляющих современной культуры и стремится вырастить из каждого ученика культурного человека.

Попробуем рассказать о том, что дорого для нас. Мы представляем школьную логопедическую службу Московского района, которой недавно исполнилось 50 лет.

Учитель-логопед Елена Ивановна Голубкова ныне является старейшим нашим работником. Она стояла у истоков организации логопедической помощи школьникам нашего района.

Елена Ивановна училась в 357 школе Московского района, которая тогда находилась на Свеаборгской улице. В 60-е годы Елена Ивановна закончила педагогический институт имени Герцена и в 1970 году вернулась учителем-логопедом в родную школу, уже в новое её здание на 5 Предпортовом проезде (ныне школа № 544). В те годы логопедическая помощь школьникам только разворачивалась, и Елена Ивановна, как и её немногочисленные коллеги тех лет, обслуживала за год до 15 школ. Сегодня педстаж Елены Ивановны составляет 46 лет.

Ольга Геннадиевна Ивановская закончила 508 школу Московского района, затем отделение логопедии дефектологического факультета института имени Герцена и с 1985 года работает учителем-логопедом школ Московского района. С первого года в зоне её обслуживания находится родная 508 школа. С 2007 года Ольга Геннадиевна – руководитель школьной логопедической службы Московского района Санкт-Петербурга. За это время она стала кандидатом педагогических наук, сейчас учится в докторантуре и имеет шанс пройти в Московском районе путь от ученицы школы до доктора педагогических наук. Но самое главное уже достигнуто – сегодня учитель-логопед есть в каждой школе Московского района, и каждый день учащиеся, учителя и родители могут получить логопедическую помощь и консультацию в стенах своей школы и своего класса.

Время диктует свои требования. Сегодня в логопедической работе мы используем не только новые технологии, но и новые подходы. Мы попытались объединить педагогический опыт и новейшие научные достижения. В представленном нами уроке применён психолингвистический подход к коррекции речевых нарушений.

Психолингвистика рассматривает личность человека, выбирающего и использующего язык как средство общения. Психолингвистический подход в коррекции речевых нарушений обозначает создание педагогических ситуаций «комфортного общения», когда и учитель, и учащийся, несмотря на его речевые нарушения, чувствуют себя личностями.

Проводя урок «Развитие языкового анализа», мы, помимо решения учебных задач, также хотели на профессиональном языке рассказать о своём личностном отношении к речи, к речевым проблемам учащихся, к своей работе. В этом был наш ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ собственного педагогического опыта. Урок был организован как открытое, а значит отчётное перед коллегами мероприятие.

Современную школу уже невозможно представить без соединения объяснения учителя с видеорядом – с картинками, схемами, фильмами. При этом учитель имеет возможность выстраивать ассоциативные цепочки, объединяя и противопоставляя различные явления действительности по смежности или контрасту.

Мы использовали мультимедийное оборудование для иллюстрации наиболее абстрактной составляющей нашей речи – звуков. В психолингвистике этим занимается особый её раздел – фоносемантика, который предполагает, что каждый звук речи несёт свой особый смысл – имеет цвет, настроение, объём, форму. Мы также попытались наделить смыслом отдельные буквы. Поэтому, помимо логопедической, мы сформулировали психолингвистическую тему нашего урока: «Звуки на все руки».

Учитель-логопед, как и любой другой учитель, реализующий ФГОС, прививает своим ученикам патриотические чувства, занимается воспитанием Гражданина.

На нашем уроке мы, помимо слухового внимания к звукам речи, и зрительного внимания к графическому облику и морфологическому составу слов, развивали словарный запас школьников, прививали любовь к родной природе, поэзии.

Наш урок посетили около 30 коллег, студентов, аспирантов из разных районов Санкт-Петербурга. Среди отзывов коллег были разные мнения, например: «Можно было то же самое подать не так подробно». Мы согласны. Но всё-таки:

ЗАПОМНИТЕ НАС ТАКИМИ!

-

Логопедическая тема: Языковой анализ на материале слов, предложений, стихотворений

Лексическая тема: Птицы

Психолингвистическая тема: Звуки на все руки (речеобразование, фонетическая и понятийная значимость слов)

Грамматические темы: Гласные. Части речи

Цели:    

- Развитие звукового, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематических представлений

- Развитие орфографической зоркости, привитие навыка написания слов с орфограммами

- Закрепление понятий «существительное», «прилагательное», «глагол»

- Уточнение и расширение словаря

- Продолжение работы над познавательными процессами – ощущениями, восприятием, представлениями (зрительными, слуховыми, тактильными, пространственно-временными)  

- Развитие творческого воображения

- Воспитание любознательности, любви к прекрасному

Оборудование: схемы гласных, раздаточный материал (баночки, камушки, фонарики, раскраски), аудиозаписи, мультимедийное оборудование и презентация

Используемые технологии: ИКТ, дыхательная гимнастика, элементы логоритмики (речь с движением), психогимнастика.

План урока:

1. Орг. момент

2. Работа над голосом (сила, тембр). Гласные. Звукоподражания. Фоносемантика.

3. Физминутка. Речь с движением. Междометия.

4. Сообщение темы и работа по теме «Птицы»:

А. Сосчитай птиц

Б. Слова-синонимы

В. Узнай птицу (изографы)

Г. Работа по теме «Домашние птицы»

Д. Чей голосок? (развитие слухового внимания). Звукоподражательные глаголы. Составление словосочетаний «сущ. + глаг.»

Е. Декламация стих. Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Начало – дети, конец – в актёрском исполнении (аудиозапись)

Ж. Словарная работа. Ассонансы, аллитерации

5. Комментированное письмо

6. Физминутка

7. Развитие зрительной памяти, звуко-буквенного анализа, синтеза. Этимологический анализ

8. Работа над словосочетаниями «прилаг. + сущ.». Работа по теме «Певчие птицы». Подбор синонимов. Чтение предложений

9. Развитие ассоциативного мышления. Фоносемантика

А. Форма сосуда – рисунок рта

Б. Неречевой звук – речевой звук

В. Звук – цвет

10. Чтение текста по цепочке. Словарная работа. Этимологический анализ

А. Найти описание шеи, хвоста петуха

Б. Списать

11. Развитие мелкой моторики, цветоощущение. Раскрашивание петуха

12. Домашнее задание

13. Финал урока

Ход урока:

1. Пока гости занимают места, дети общаются между собой, рассматривают изображения птиц. Звучит музыка – «Солнечный танец». Звонок в колокольчик оповещает о начале урока. Дети выходят и представляются гостям. К ним присоединяются помощники – Мудрая Сова, Соловей.

2. Задание:

Произнесите звуки, сопровождающие:

- гудок паровоза (УУУ)

- укачивание куклы (ААА)

- эхо (громко – тихо – шёпотом)

- голос кукушки

- крик петуха

ВЫВОД: Тянущиеся, поющие звуки называются «гласные»

004

Мудрая Сова:    «Дыхание свободно в каждой гласной.

                          Они даны тебе для пенья …»

Задание:

Чтение детьми отрывка из басни И.А. Крылова «Кукушка и петух»:

«Как, милый Петушок, поёшь ты грОмко, вАжно!»

«А ты, кукушечка, мой свет, как тЯнешь плАвно и протЯжно!»

Логопед: Гласные звуки распевные, протяжные. Гордится собой петух, важничает (ку-ка-ре-ку). А голос кукушки – монотонный, короткий, бездумный (ку-ку). АУДИОЗАПИСЬ

ВЫВОД: Гласные звуки помогают нам «увидеть» поведение, характер птиц

3. Речь с движением

Те, кого охватит страх, произносят слово «АХ!»

У кого тяжёлый вздох, произносят слово «ОХ!»

Кто встречается с бедой, произносит слово «ОЙ!»

Кто отстанет от друзей, произносит слово «ЭЙ!»

У кого захватит дух, произносит слово «УХ!»

Мудрая Сова:    Интересно жить на свете,

                          Если знаешь междометья!

Дети (с опорой на изображения мимики): записывают междометия в тетради

4. Тема «Птицы»

А. Сосчитай птиц:

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и пять ершей.

Сколько птиц? Ответь скорей! (Пять)

Б. Синонимы. Можно по-разному сказать:

Птицы – птички – пташки – птахи –

Наши пернатые друзья!

В. Отгадывание изографов «гусь», «курица»

005

Г. Домашние птицы, которых мы сегодня упоминали – гусь, курица и петух. Звуки, издаваемые ими – кричащие.

Д.  Гусь – «га-га-га» что делает? (ГОГОЧЕТ)

     Курица – «куд-куда» что делает? (КУДАХЧЕТ)         АУДИОЗАПИСЬ

     Петух – «ку-ка-ре-ку» что делает? (КУКАРЕКАЕТ)

Эти глаголы – звукоподражательные слова

Е. Дети декламируют начало стихотворения Ф. Тютчева:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом»

Аудиозапись:    «С горы бежит поток проворный,

                          В ЛЕСУ НЕ МОЛКНЕТ ПТИЧИЙ ГАМ,

                          И гам лесной, и шум нагорный,

                          Всё вторит весело громам!»

Гроза прошла,

И ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом …

АУДИОЗАПИСЬ: гроза, гром птичьи голоса

Ж. Запишем синонимы: ПТИЧИЙ ГАМ – ГОМОН – ХОР. Птичьи голоса передаются заднеязычными согласными.

Поток проворный (быстрый). Запишем только гласные слова «проворный» (ООЫ)

З. Стараемся повторить без запинки. Диктуем себе по слогам:

«С го-ры бе-жит по-ток про-вор-ный»

5. Физминутка «Оркестр»

1 команда «Оркестр»

2 команда «Хор»

Хор: С барабаном ходит ёжик

Оркестр: Бум-бум-бум!

Хор: Целый день играет ёжик

Оркестр: Бум-бум-бум!

Хор: Зайцы здорово струхнули

Оркестр: Бум-бум-бум!

Хор: Глаз до зорьки не сомкнули

Оркестр: Бум-бум-бум!

1 и 2 команда меняются ролями и повторяют игру

6. Анализ слова «трясогузка»

Задание:

Что за птица?

006

Вычеркни буквы, что в этой таблице,

Встретятся дважды, и выяснишь ты,

Кто на песочке оставил следы …

Длинное имя у маленькой птицы (ТРЯСОГУЗКА)

Её назвали так, потому что, когда она ходит (бегает), она трясёт хвостиком (огузком, бедром)

ВЫВОД: Птицы получили свои имена не только благодаря голосу, пению, но и по поведению, образу жизни.

Мудрая Сова:    «Всему название дано –

                          И зверю, и предмету.

                          Вещей вокруг полным-полно,

                          А безымянных – нету!»

7. Логопед читает предложения. Дети называют певчую птицу

Гогочет степенный гусь.

Кудахчет хлопотливая курица.

Кукарекает задиристый петух.

Кукует беззаботная кукушка.

Бегает беспокойная трясогузка.

Поёт звонкоголосый соловей.

Задание: Выберите словосочетания с прилагательными. Дополните синонимами (по таблице)

Дети читают таблицу, составляют словосочетания с синонимами

беззаботная кукушка беспечная
степенный гусь важный
хлопотливая курица заботливая
задиристый петух драчливый
голосистый соловей звонкоголосый, сладкоголосый

-

СПИШИТЕ ТОЛЬКО ТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ГДЕ В СЛОВАХ ЕСТЬ УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ

8. «Ищу союза

    Волшебных звуков, чувств и дум …» (А.С. Пушкин)

Мудрая Сова:   

«Появились в комнате

Новые обои.

А Серёже вспомнилось

Море голубое

Плещут волны на стене,

Ходят рыбы в глубине.

И качаются дельфины

На высокой на волне.

… Где тут волн гребешки?

Где он видит море?

Завитушки да кружки

Заплелись в узоре.

- Он ужасный фантазёр! –

Огорчилась мама. –

Сочиняет всякий вздор!

Я пугаюсь прямо! –

Но отец наоборот

Говорит при этом:

- Он художником растёт!

Он растёт поэтом!»       (О. Высотская «Обои»)

Задание: Пофантазируем и мы с вами

А. Логопед: Соедините рисунок рта при произнесении гласных и форму баночек:

007

Б. Логопед: Послушайте, как камешки падают в баночки определённой формы. Когда это похоже на звук А, У, О, Э, Ы? (На слух, баночки экранированы, затем версии проверяются с опорой на рассматривание формы резонаторов)

В. Логопед: Соотнесите гласные звуки А, У, О, Э, Ы с цветом (бросить в баночку соответствующей формы фонарик определённого цвета)

А – красный, У – синий (зелёный), Э – коричневый

ВЫВОД: Гласные звуки можно не только петь, их можно увидеть, раскрасить

9. Работа над текстом. Выбрать и выписать описание шеи. (ЖЕРЛО – узкое отверстие, в переносном смысле – ШЕЯ, ОЖЕРЕЛЬЕ – украшение для шеи)

Петух был такой красивый и смелый!

На шее огненное ожерелье.

Спина серая в мелких пестринках, а в пышном хвосте – длинные, серпообразные, сине-чёрные перья.

Он выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимая лапу с загнутыми острыми шпорами.

(По Е. Носову)

10. Раскрасить петуха в «цвета гласных» (на раскраске в секторах написаны разобранные гласные А, У, О, Э, Ы; задача детей – «расцветить» звуковые ассоциации)

11. Домашнее задание – закончить, уметь рассказать, какого «цвета» гласные

12. Итог

Дети (пантомима):

Аукали! Баюкали!

Пели! Грели!

Дули и тянули!

Использованная литература:

1. Воронцова В.Г. Постдипломное образование как гуманитарная среда. // Становление и развитие региональных систем педагогического образования: тезисы науч.-практич. конф. – Новгород: Новгор. гос. ун-т им. Я. Мудрого, 1996. – С. 30 – 32.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56