Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Урок русского языка

Урок русского языка в разновозрастной группе как  способ совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников

Удальцова А.В., учитель начальных классов, учитель русского языка

ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка

Аннотация: В современной педагогической теории и практике традиционно уделяется большое внимание коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе и развитию речевой и коммуникативной компетенции школьников. Мы провели урок русского языка по теме «Фонетика. Орфоэпия. Хитрое ударение» с  учащимися 4, 6 и 11 классов, используя метод разновозрастных групп.

В современной педагогической теории и практике традиционно уделяется большое внимание коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе и развитию речевой и коммуникативной компетенции школьников.

Коммуникацию в современном мире принято рассматривать в широком значении как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.[1] 

Если рассматривать коммуникацию в вышеизложенном широком понимании, то заметную роль в успешности её осуществления будет занимать правильность речи.

Каждый литературный язык существует в двух формах – устной и письменной – и характеризуется наличием обязательных норм – лексических, грамматических и стилистических. При этом письменная форма языка подчиняется ещё и орфографическим и пунктуационным нормам (то есть правилам правописания), а устная – произносительным (орфоэпическим) нормам. При этом овладение орфоэпическими нормами может оказаться процессом не менее сложным, чем овладение орфографией и пунктуацией.

Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников сегодня  различен, в целом он далёк от желаемого.

Заметную трудность для школьников представляет овладение орфоэпией в условиях несовершенств современного речевого пространства, заполненного нечёткой дикцией, сленгом, логическими и интонационными несуразицами.

Это затрудняет фонематическое восприятие школьников, делает их неуверенными в постановке правильных ударений в словах, в подборе однокоренных слов для проверки написания гласных и согласных, стоящих в слабых позициях.

В целях моделирования реальной коммуникативной ситуации и для совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников мы провели урок русского языка по теме «Фонетика. Орфоэпия. Хитрое ударение» в разновозрастной группе учащихся 4, 6 и 11 классов.

При этом под разновозрастной группой мы понимали общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития, но объединенных на основе общего интереса.

При организации образовательного процесса в разновозрастных группах у педагога появляется больше возможностей учета потребности детей, чем при взаимодействии детей одного хронологического возраста, что возможно в классах как искусственно создаваемых группах, функционирующих в системе образования.

О преимуществах организации взаимодействия детей разного хронологического возраста писали Дж. Дьюи, Е.Г. Давидчук, В. К. Дьяченко, И. С. Кон, Г. М. Кубраков, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик и др.

Определены следующие специфические принципы социального взаимодействия в разновозрастных группах:

1. Интеграции и дифференциации социальных интересов школьников (отражает взаимообусловленность личных и групповых интересов в совместной деятельности учащихся);

2. Вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших школьников (предусматривает обмен содержанием и формами обучения в совместной деятельности школьников разного возраста);

3. Динамичности и поливариативности ролевого участия школьников в социальных отношениях разновозрастной группы (предоставление широкого поля выбора и возможности выполнения учащимися разных ролей);

4. Референтности и нонконформизма (в отношениях участников взаимодействия не допускается подавления личности в референтной группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет школьник);

5. Саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности школьников (добровольность объединения детей, предоставление школьникам возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности группы)[2]. 

Таким образом, работа в разновозрастной группе способна формировать коммуникативные учебные действия, которые составляют неотъемлемую часть универсальных учебных действий и состоят из взаимосвязи со-действия, со-трудничества и интериоризации (рефлексии собственных высказываний, дающей возможность строить свою речь так, чтобы быть понятым окружающими и самому понимать их, задавая вопросы, необходимые для понимания данной ситуации)[3]. 

Кроме этого, дети, имеющие дефекты произношения и / или испытывающие трудности слухо-произносительной дифференциации фонем, могут упражняться в речи, ориентируясь на хорошо говорящих товарищей.

Приведём конспект проведённого нами урока.

Тема: Фонетика. Орфоэпия. Хитрое ударение. (Повторение изученного).

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, с помощью компьютерных технологий дать учащимся понятие о современных нормах русского литературного произношения и ударения, совершенствовать умения соблюдать основные нормы произношения и нормы ударения в своей речи.

Оборудование: произносительные таблицы и плакаты, карточки для индивидуальной работы с учащимися, мультимедийная презентация для интерактивной доски.

 Ход урока

          I.   Вступление.

Сегодня у нас необычный урок. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же попробуем разобраться в этом мире. Это поможет  нам с вами лучше понимать такой раздел науки о языке, как фонетика.                                                  

         II.   Задание 1 (Слайд 2).

·Запишите буквами звуки, которые вы сейчас услышите, и предъявите их другой команде. Каждая команда должна отгадать, какой предмет (или предметы) издают эти звуки. У вас должны получиться слова.      (Например: уууу  – ветер, чух-чух  – поезд, рж-ж - р-р – самолет, ррррр – гром, бе-бе – коза, мяу – кошка, з - з - з - муха, жур – жур – ручей).                                                                 

        III.   Задание 2 (Слайд 2).

·Как называются эти слова?

Да, эти слова называются звукоподражательными, потому что в них человек подражает звукам, которые мы слышим.

·Как вы думаете, почему не все записанные одной командой слова были отгаданы?

Действительно, потому что эти звуки – природные. Они  нечленораздельны, впрочем, так же, как и звуки, издаваемые животными. Но некоторые умные животные умеют общаться с помощью звуков, например, киты, дельфины. Сейчас мы это увидим. (Видеофрагмент. Слайд 1).

Но только человек может «перевести» эти природные звуки на человеческий язык, разложив их на звуки членораздельные. Послушаем же рассказ о том, как же много надо, оказывается, потрудиться человеку, чтобы сказать и услышать этот звук.

       IV.   Рассказ ученика 11 класса «Как возникает звук речи и как он воспринимается органами слуха» (Слайд 3).

        V.   Слово учителя.

Итак, вы поняли, что звук – это колебание воздуха, возникающее в результате трения одного предмета о другой (колеса машины о шоссе, клапан в трубе паровоза и пар, вырывающийся из него и т.д.). Эти колебания  достигают нашего уха и вызывают у нас ощущения, которые нам нравятся или не нравятся. Это звуки, вызываемые гармоническими колебаниями (песня, звук человеческой речи) или негармоническими (все остальные шумы).

       VI.   Повторим теорию (Слайды 4, 5).

·Какой раздел  лингвистики изучает звуки речи?

·Назовите самую малую единицу языка.

·На какие две группы делятся звуки речи?

·На какие группы делятся гласные звуки?

·Сколько в русском языке гласных букв и звуков?

·На какие группы делятся согласные звуки?

·Сколько вы знаете пар, составляющих парные звуки?

·Перечислите их.

·Назовите звуки, которые всегда мягкие

·Назовите звуки, которые всегда твердые

     VII.   Подведем  первые итоги (Слайд 6).

1.     Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

2.               Звуки делятся на гласные и согласные.

3.               Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

4.  Согласные звуки делятся на глухие и звонкие; могут быть твердыми и мягкими.

    VIII.   Задание 3 (Слайд  7).

·Вставь пропущенные слова

1.               Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает ____________________________

2.               Они делятся на __________________________ и __________________________________

3.               ______________________ звуки могут быть ______________________ и безударными.

4.               ______________________ звуки делятся на ___________________ и ____________________,

_____________________ и ____________________________.

       IX.   Проверка задания 3 (Слайд 8).

        X.   Занимательная лингвистика (Слайд  9).

Учитель читает стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова.

·В чем заключается необычность данного произведения?

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

Ответ: первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита.

·Что такое алфавит?

·Зачем нам нужен  алфавит? Где мы его используем?

·Кто может рассказать алфавит наизусть?

·Чтение алфавита на слайде хором (Слайд 10).

       XI.   Повторим теорию. Выступление ученицы 11 класса (Слайд 11).

     XII.   Слово учителя

Знаете ли вы, как страдают слова, когда их произносят неправильно? Вот послушайте (Слайд 12):

Свёкла плакать начала,

До корней промокла:

- Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, свёкла.

Ребята, пожалуйста, никогда не мучайте слова. Произносите их правильно. Правильно ставьте в словах ударение! А если не знаете точно, как слово произносится, обращайтесь к орфоэпическому словарю. Демонстрация орфоэпического словаря (Слайд 13).

А вы знаете, друзья, что неправильное ударение может даже изменить смысл слова или исказить его? Посмотрите сценку и убедитесь в этом сами (Слайд 14).

Маша. Пи, пи, пи…

Катя. Что случилось? Почему ты пищишь?

Маша. Я лекарство выпила. А здесь написано: три раза в день по столовой ложке. После приема пищи.

Катя. Ах ты глупенькая! Ты же неверно прочла. После приема пищи!

Вот видите, что может произойти из-за неверного ударения!

    XIII.   Догадайся по рифме (Слайды 15, 16).

Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Например, такие:

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный ….

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все ….

·Что помогло отгадать загадки и правильно произнести слова?

   XIV.   Самостоятельная работа

4 класс

Задание 4

·Отгадайте загадки. Отгадки запишите, поставив ударение.

Был бы друг,

Будет и… (досуг).

Пчелка, милая пчела,

Ты бы меду мне… (дала).

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как… (статуя).

Три цвета есть светофора.

Они понятны для … (шофёра).

Всем известный математик

Академик Иванов

Ничего так не боялся,

Как больниц и … (докторов).

А у Толи и у Веры

Обе мамы … (инженеры).

На свете старушка

Спокойно жила,

Сухарики ела и кофе… (пила)

6 класс

Задание 4

·Правильно поставить ударение в слове помогают поэтические тексты, где нужное ударение подсказывает рифма. Прочитайте отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала…

(А.С. Пушкин)

Вот у Коли, например,

Мама – милиционер.

А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженеры

(С. Михалков)                         

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю, -

Будут целый день качать

И баюкать Лелю.

(А. Барто)

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен – на всем своем массиве, -

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.

(М. Исаковский)

Зарецкий наш и честный малый

Вступили в важный договор,

Враги стоят, потупя взор.

(А.С. Пушкин)

Погиб! К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

(М.Ю. Лермонтов)

11 класс

Задание 4

·Расставьте правильно ударение

Брала, начатый, банты, донельзя, налила, клала, пролила, премировать, просверлит, созвонимся, намерение, принявший, включим, засветло, красивее.

Каждая команда проверяет работу другой, глядя на экран. Ударение падает на выделенную букву.

    XV.   Проверка задания 4 (Слайды 17, 18, 19, 20, 21).

   XVI.   Мнемонические пары (Слайд  22).

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

 каталог – диалог – некролог

шофёр – монтёр

облегчить – полечить

звонит – говорит

столяр – маляр

документ – инструмент – медикамент

портфель – щавель

средства для детства

Задание 5 (Слайд 23).

· 4 класс запишите слова с ударением на первый слог, 6 класс – слова с ударением на втором слоге, 11 класс – с ударением на третьем и на четвертом слоге

Километр, красивее, квартал, каталог, баловать, банты, ворота, газопровод, договор, звонит, магазин, молодёжь,  медикаменты, начать, нефтепровод, обеспечение, партер, портфель, распоясался, случай, столяр,  танцовщица, украинский, шофёр, щавель.

  XVII.   Проверка задания 5 (Слайды 24 - 28).

XVIII.   Физкультминутка  (Слайды 29, 30).

·Приседаем, если ударение в слове падает на первый слог

·Поднимаем руки вверх, если ударение падает на второй слог

·Хлопаем в ладоши, если ударение падает на третий слог

Алфави’т, аре’ст, диало’г, докуме’нт, катало’г, кварта’л, киломе’тр, магази’н, ме’льком, морко’вь, призы’в, портфе’ль, проце’нт, слу’чай, столя’р, свёкла, цеме’нт, шофёр, щаве’ль, молодёжь.

   XIX.   Работа над произношением (работа с текстом). Задание 6 (Слайды 31 – 33).

4 класс

·Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обращайтесь к орфоэпическому словарю)

·Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения

Помощник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шофёров мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощник шофёра положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, приготовленный женой, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

6 класс

·Подготовьтесь к чтению предложений (в случае затруднений обращайтесь к орфоэпическому словарю)

·Прочитайте предложения, соблюдая нормы литературного произношения

1)              Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер.

2)              Когда позвонит помощник Анны Фоминичны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.

3)              В кулинарии большой выбор тортов с кремом и бутербродов.

4)              На завтрак была яичница и кофе, на обед – пюре с тефтелями.

5)              Она любит грейпфруты, щавель, свеклу и морковь.

11 класс

·Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обращайтесь к орфоэпическому словарю)

·Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием даже мельком не взглянула на него.

    XX.   Проверка задания 6 (Слайды 34 – 36).

   XXI.   Выполнение тестовых заданий (Слайды 37 – 39).

4 класс

1.               В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)              щАвель

2)              прИнять

3)              цемЕнт

4)              фАрфор

2.               В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)              облЕгчить

2)              киломЕтр

3)              дОсуг

4)              квАртал

3.               В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1)              украИнский

2)              тортАм

3)              дОговор

4)              пОртфель

4.               В каком слове ударение падает на первый слог?

1)              начать

2)              свекла

3)              арбуз

4)              инструмент

5.               В каком слове ударный гласный выделен неверно?

1)              звОнишь

2)              алфавИт

3)              срЕдство

4)              слУчай

6 класс

1.               В каком слове ударение не падает на последний слог?

1)              жалюзи

2)              квартал

3)              тортов

4)              партер

2.               В каком слове ударение падает на первый слог?

1)              начать

2)              свекла

3)              арбуз

4)              эксперт

3.               В каком слове ударный гласный выделен неверно?

1)              брАла

2)              баловАть

3)              принялА

4)              началА

4.               В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)              щавЕль

2)              алфАвит

3)              экспЕрт

4)              цепОчка

5.               В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)              пОняла

2)              сантимЕтр

3)              позвонИт

4)              столЯр

11 класс

1.               В каком слове ударение падает не на последний слог?

1)              начался

2)              жалюзи

3)              включен

4)              торты

2.               В каком случае ударный гласный выделен неверно?

1)              откУпоренный

2)              бАнты

3)              шарфЫ

4)              завсегдАтай

3.               В каком из этих слов ударение падает на второй слог?

1)              танцовщица

2)              бармен

3)              банты

4)              начался

4.               В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?

1)              дОсуг

2)              декольтИрованный

3)              избАлованный

4)              красивЕе

5.   В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?

1)              закружится

2)              ополоснутые

3)              безудержный

4)              щегольские

5)              закружится

6)              ополоснутые

7)              безудержный

8)              щегольские

  XXII.   Итоги урока

·Понравился ли вам урок?

·Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?

·Что вы нового узнали на уроке?

XXIII.   Домашнее задание

Мини-сочинение: «Для чего мне нужно знать орфоэпические нормы?»   (Слайд 40



[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – С. 117.

 [2] Давидчук Е.Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. – Р/н.Д.: Феникс, 2002. – С. 60.

[3]  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – С. 117.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес