Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

"Господин из Сан-Франциско" (конспект урока)

Анна Олеговна ТЫЩУК, учитель русского языка и литературы
СПБ ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»

-

И. А. БУНИН, «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ, СКРЫТЫЕ ШИФРЫ
(Конспект урока)

-

Уроки литературы - партнеры гимназии

Цель: познакомить учащихся с замыслом, историей создания рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; на основе наблюдений, найденных шифров подвести к пониманию смысла названия, идейного содержания рассказа.

Оборудование: учебник, текст рассказа «Господин из Сан-Франциско», иллюстративный материал (Презентация PowerPoint) .

Тип урока: урок-исследование, урок формирования новых умений и навыков прочтения текста 

Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают о замысле, истории создания, смысле названия, символике рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; на основе исследования приходят к понимаю идейного содержания рассказа.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Слово учителя: Здравствуйте, сегодня мы с вами говорим о Классике русской литературы, почетном академике по разряду изящной словесности, первом из русских писателей нобелевском лауреате, поэте, прозаике, переводчике, публицисте, литературный критике – Иване Алексеевиче Бунине (слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний

Прослушивание нескольких сообщений учащихся об истории создания рассказа «Господин из Сан-Франциско»

III. Объявление темы и целей

Сегодня мы с вами будем рассматривать рассказ «Господин из Сан-Франциско»; познакомимся с замыслом, историей создания рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; на основе наблюдений, найденных шифров придем к пониманию смысла названия, идейного содержания рассказа.

 

IV. Изучение нового материала

Вводно-ориентировочная беседа:

Какие события происходили в начале XX века? Давайте вспомним. (слайды 3-4)

Примечательно, что к рукописи «Смерть на Капри» шел эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». В позднейших переизданиях он будет снят

Давайте расшифруем вместе это произведение. Ученики записывают самое важное в тетрадь.

(Слушается заранее подготовленное сообщения ученика о Вавилоне, если необходимо дополнить – слайд 5. Шифры: эпиграф).

– Знаете ли Вы что-нибудь о городе Сан-Франциско? Я вам сейчас расскажу (слайд 6 Шифры: город):

Примечательно: имя города – Сан-Франциско, (что символизирует роскошь и успех), однако назван был этот город в честь святого Франциско, который проповедовал бедность. В 1906 году случилось землетрясение, эпицентр которого находился в 3 км к западу от Сан-Франциско. Весь город затопило, потом начались пожары, которые уничтожили предположительно 80 % города, включая почти весь центр. Однако уже В 1915 году Сан-Франциско принимал экспозицию Панама-Пасифик, устроенную по поводу открытия Панамского канала. К этому времени город был полностью перестроен после землетрясения.

У главного героя нет имени, внешность его ничем не примечательная. Известно только, что он Господин из Сан-Франциско.

 – Что вы скажете про корабль, его название?

...пароход — знаменитая "Атлантида" — был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, — и жизнь на нем протекала весьма размеренно”. “Атлантида” предназначена услаждать путешествующих из Нового Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы праздная публика получила от путешествия максимум удовольствия. Кругом царят роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает прекрасный струнный оркестр.» (слайд 7 Шифры: корабль)

Это описание ничего вам не напоминает? Опрос класса

Прежде всего это название корабля отсылает нас к Атлантиде. (слайд 8)

(Слушаетсязаранее подготовленное сообщения ученика об Атлантиде, если необходимо дополнить – слайд 8 Шифры: название корабля)

И даже после этого, что еще вам напоминает этот корабль?

Давайте вспомним самую знаменитую катастрофу XX века! Опрос класса

Конечно, это «Титаник», о котором нам расскажет ..( Слушание заранее подготовленное сообщения ученика о Титанике, если необходимо дополнить – слайд 9 Шифры: корабль)

V. Подведение итогов.

К каким выводам можно прийти, исходя из раскрытых нами шифров? Почему Бунин так много зашифровал в этих названиях, эпиграфе, описании? К чему идет мир, охваченный войной?

-Неминуемая катастрофа

Символы конца, обреченности мира

Неожиданной становится смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубокий философский смысл.

Оказывается, что могущество человека ничтожно перед вечным законом. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатств, а чем-то ином, не поддающемся денежной оценке.

VI. Выставление оценок

VII. Домашнее задание:

Напишите:

1. Что в рассказе показалось вам неожиданным?

2. Сформулируйте значимый вопрос, связанный с этим рассказом.

Прочтите: Рассказы И.А. Бунина «Темные аллеи», «Легкое дыхание».

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес