Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Изучение глагола в 3 классе

А. В. Тимченко, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга

 

Изучение глагола в третьем классе

 

Работа над глаголом в 3 классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. В 3 классе учащиеся формируют умение распознавать глаголы в неопределенной форме. Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний. В 3 классе ученики также уже могут вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи.

Изучению глагола в 3 классе придаётся большое значение.

В 3 классе стоят следующие задачи изучения темы:

- Развить умение распознавать глаголы среди других частей речи.

- Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение, изменение по числам, временам, роль в предложении).

- Развить навыки точного употребления глагола в речи.

- Продолжить наблюдение над употреблением глагола в речи в прямом и переносном значении.

- Продолжить работу над глаголами-синонимами, глаголами-антонимами.

- Формировать умение распознавать глаголы в неопределенной форме.

Работа над глаголом в 3 классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со 2 классом является знакомство с неопределенной формой глагола. Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. В 3 классе учащиеся формируют умение распознавать глаголы в неопределенной форме, у них формируется понятие «начальная форма глагола». Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. В 3 классе ученики уже могут под руководством учителя выводить алгоритмы. Например, в ходе изучения темы «Глагол», обобщая изученные знания, дети под руководством учителя выводят алгоритм нахождения глагола. В результате многократного применения алгоритма у учащихся формируется алгоритмический способ мышления, ведь в алгоритме концентрируется внимание на самых существенных признаках понятия с целью обобщения материала по теме.

После составления алгоритма следуют тренировочные упражнения, чтобы закрепить умение правильно рассуждать, доказывать, обосновывать усвоенное.

С другой стороны, грамматическая сказка - эффективный способ для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме, показатель уровня сформированности знаний учеников. Кроме того, фантазия, творческое воображение помогают лучше усвоить сложный грамматический материал. Так, например, в сказочном городе «Русская Речь» живут веселые человечки — части речи, среди них Дядюшка Глагол. Учащиеся стремятся фантазировать, желают словесный образ превратить в материальный. Такая работа вызывает особый интерес учеников.

Предлагаю план-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Значение и употребление глаголов».

Цель урока:

Формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

Пусть сегодня для нас всех на урок придет успех!

Мы урок наш начинаем, что учили – повторяем.

2. Повторение

 Послушайте загадку и скажите, о какой части в ней говорится?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду — всё в действие придёт.

Летит ракеты, люди строят зданья,

Цветут сады, и рожь в полях растёт (ГЛАГОЛ).

Инсценировка.

Глаголы очень разговорчивы.Они очень любят рассказывать, (СИНОНИМ – «разглагольствовать»). Стоит у них спросить «Что делать?», как тут же последует ответ. Сегодня к нам на урок пришел Дядюшка Глагол. Давайте послушаем, что он о себе расскажет.

Я страшное дело, какой деловой.

В любые дела ухожу с головой.

Укроп поливаю, кусты подстригаю.

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

На стадионе голы забиваю,

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Ребята, Дядюшка Глагол каждому ученику подарил свою фотографию. Посмотрите внимательно, скажите на какой вопрос отвечает глагол, назовите глаголы (по картинкам).

3. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Правило на с. 101 читают дети.

Послушайте сказку, что важного о глаголе вы из неё узнаете?

Автор: Поспорили между собой части речи. Кто из них важнее, без кого и сказка не сказка. Послушаем, чем закончился их спор.

Имя существительное:

Я важнее всех. Рядом со мной и репка, и дедка, и внучка, и Колобок, и Золушка. Все герои и предметы — это я, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Имя прилагательное:

Подумаешь! А теперь представьте, какой был бы сказочный мир без меня! Вы бы никогда не узнали ни Красную Шапочку, ни Серого Волка, ни хрустальных башмачков. Без ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО все было бы серым, бесцветным.

Глагол:

Я ГЛАГОЛ, привожу предметы в движение, а в предложении у меня очень важная роль. Я — основа предложения, меня называют СКАЗУЕМОЕ.

Прилагательное: Подумаешь, какой важный!

Глагол: Ах, так! Тогда я ухожу...

Автор: И вдруг все герои сказок замерли. Колобок не катится и не поет свою песенку. Золушка не едет на бал. Мальвина не учит Буратино. Никто ничего не делает, как будто всех заколдовали! Страшно!

Существительное: Что же делать? Как вернуть глагол?

Автор: Надо сказать волшебные слова-вопросы, на которые отвечает глагол. Ребята, кто знает такие вопросы?

Глагол: Иду, иду! Давайте жить дружно, ведь дружба помогает нам делать настоящие чудеса.

Из этой сказки о глаголе мы узнали, что:

- Глагол обозначает действие предмета.

- Глагол в предложении является сказуемым.

4. Закрепление.

Работа по учебнику упр. 169.

Прочитай задание.

- Какое предложение называется нераспространенным? (подлежащее и сказуемое)

- Что называется основой предложения?

- Каким членом предложения является глагол?

Составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

5.Физкультминутка.

Если весело живется – делай так ... (дети повторяют движения за ведущим).

6. Закрепление (продолжение).

Составим алгоритм определения глагола.

- Это самостоятельная часть речи.

- Обозначает действие предмета.

- Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?» (например: читать, нарисовать).

- В предложении является сказуемым.

Подбери глаголы к картинкам.

Что делает? Поднимает, катается, играет.

Что делал(а)? Ругал, махала, читала.

Что сделает? Потанцует, побежит, полетит

Найди 10 глаголов среди других слов. Докажи, что это глаголы, используя алгоритм.

Ловить, переходить, есть, петь, плыть.

Лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.

«Умелые руки не знают скуки». Подбери глаголы.

Кто что делает?

Учитель … Строитель … Писатель … Швея … Повар …

Что чем делают?

Пилой … Ножницами … Топором … Иглой … Ручкой … Кистью …

Вывод.

Глаголы делают нашу речь живой, наполненной движением и действием.

7. Домашнее задание.

Ваши знания помогут вам выполнить упражнение 170.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились

И знания ваши нам так пригодились!

 

8. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

 - Я узнал ...

 - Я открыл для себя …

 - Я научился ...

- Я смог ...

- Я могу похвалить себя ...

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56