Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Создание развивающей среды

Жанета Игоревна ПАРХОМЧУК, Светлана Викторовна ПЕРЕТЯГИНА,
Марина Николаевна СТЕПАНОВА,
воспитатели ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга 

-

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

-

Развивающая среда в дошкольной группе - Гимназия № 56 - САЙТ NOVA

В формировании предметно-пространственной развивающей среды важную роль играет учёт возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов.

В предметно-развивающую среду нужно включать многофункциональные предметы материалы, которые имеют разные структуры, размеры, и даже запахи. Среда должна обновляться 1 раз в 3 месяца с учётом сезонных изменений, стиля оформления, смена тематики, и т.д. Развивающая среда должна быть эстетична, позитивна, приносить радость и учитывать особенности модальности: визуал, аудиал, кинестетик.

Развивающая среда обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в Дошкольном отделении. Создание воспитателем развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает реализацию образовательных программ дошкольного образования с учётом возрастных особенностей детей, особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с особыми потребностями в обучении.

Предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое развитие.

Всё пространство групповой ячейки создано педагогами самостоятельно, так как работа 2016-2017 учебного года началась в новом здании, в котором мы имели возможность показать все свои знания и навыки с учётом ФГОС.

Для социально-коммуникативного развития воспитанников мы моделирует среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурные традиции в свободном выборе. Создана «игровая зона», которая позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Работа воспитателя педагогов начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Мы решили не подписывать шкафчики, а сделали тематические наклейки и кармашки для сбора достижений воспитанников. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, держатели для информационных буклетов. Рядом с раздевалкой есть помещение для сушильных шкафов, там мы сделали чудесное место, которое назвали «Бюро находок», там родители могут найти забытые вещи своих детей

Познавательное развитие представлено во всех зонах, но больше в учебной зоне, уголке естествознания и мини-библиотеке. В учебной зоне столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. Столы и стулья можно переставлять, что позволяет использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Уголок естествознания расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы. У нас есть и «Уголок живой природы». Комнатные растения подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:

  • поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);
  • способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;
  • величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
  • способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
  • видов одного рода – бегонии, фуксии.

Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечноцветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.

2. Растения характерные для различных времен года:

  • осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
  • зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;
  • весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (подснежники, мать-и-мачеха);
  • летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.

У нас есть аквариум, за которым мы ухаживаем. Рыбки в аквариуме очень помогают нам психически.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, что дает опыт решения проблем. Эти зоны также отвечают и за речевое развитие.

Образовательная область речевое развитие и художественно-эстетическое развитие представлено в мини-библиотеке, центре искусства и творчества, центре драматизации. Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.В центре драматизации имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире. В раздевалке и перед ней располагается выставка работ и рисунков воспитанников.

В раздевалке группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

В группе появилось очень важное место – уголок уединения «Домик тишины», в него дети могут заходить по одному и там отдохнуть.

Содержание предметно-пространственной развивающей среды в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Мы видим, как успешно развиваются наши воспитанники и учим их самостоятельной деятельности.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56