Взаимодействие специалистов ППМС-центра
и педагогов Дошкольного отделения
в реализации программ психолого–педагогического сопровождения
Гермогенова Елена Валерьевна, педагог–психолог
ППМС-центра, руководитель дошкольного отделения
Гимназии №56 Петроградского р-на г.Санкт-Петербурга;
Кострюкова Надежда Григорьевна, воспитатель
Дошкольного отделения Гимназии №56
Петроградского р-на г.Санкт-Петербурга;
Зайцева Елена Александровна, воспитатель
Дошкольного отделения Гимназии №56
Петроградского р-на г.Санкт-Петербурга
Дошкольное отделение как структурное подразделение Гимназии №56 появилось в феврале 2004 года. В составе дошкольного отделения 4 группы: средняя, старшая и две подготовительные. Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном отделении осуществляют специалисты ППМС – центра (педагоги-психологи, учитель-логопед, социальный педагог) в сотрудничестве с педагогами - воспитателями Дошкольного отделения.
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном отделении включает в себя:
- комплексную диагностику;
- обеспечение и мониторинг эмоционального благополучия ребенка в детском саду;
- индивидуальное сопровождение воспитанников (разработка и реализация программ индивидуального сопровождения);
- выявление и индивидуальное сопровождение детей «группы риска»;
- информационную поддержку педагогов и родителей, направленную на повышение психолого-педагогической компетентности (информационные буклеты, сайт гимназии – раздел «ППМС-центр», семинары, методические разработки и др.);
- разработку рекомендаций родителям по выбору индивидуального образовательного маршрута ребенка на основе анализа результатов комплексной диагностики;
- реализацию системно ориентированных программ комплексного сопровождения («Преемственность. Адаптация», «Остров Дружбы» и др.);
- консультативное сопровождение участников образовательного процесса;
- деятельность родительского клуба «Поддержка»;
- логопедическое сопровождение: подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками.
Основными инструментами сопровождения являются:
- Диагностический комплекс:
- речевая карта ребёнка;
- карта наблюдения в группе;
- карта анализа затруднений в познавательной сфере ребёнка (мониторинг успешности по основным видам деятельности);
- дневник настроения «Копилка чувств».
2. Карта индивидуального сопровождения развития ребенка.
3. Информационные буклеты для родителей и педагогов.
4. Портфолио дошкольника: «Я расту» [3], «Я учусь общаться»[4], «Я готовлюсь к школе»[2], «Я учусь говорить правильно»[5] (авторские разработки специалистов ППМС-центра Гимназии №56) .
Главное назначение портфолио «Я расту»[3] – формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям. Основные разделы портфолио:
- «Это я!»
- « Я и моя семья»
- «Я и мои друзья»
- «Я умею»
- «Я хочу научиться»
- «Я горжусь» (Мои достижения)
Портфолио «Я расту» - инструмент взаимодействия ребенка, родителей, воспитателей и педагога-психолога. Работа с данным инструментом строится следующим образом:
- Ребенок вместе с родителями заполняет определенный раздел портфолио.
- Приносит свою работу в детский сад и представляет ее в процессе индивидуальной беседы с воспитателем или психологом (с тем взрослым, с которым у него установились наиболее доверительные отношения).
- Разделы «Я горжусь» и «Я научился» заполняются и дома, и в детском саду.
- В конце учебного года на праздниках достижений все воспитанники отмечаются грамотами за самые значительные достижения, что также отражается в портфолио.
В основу портфолио «Я учусь общаться» [4] легла методика развития коммуникативных навыков, предложенная специалистами системы сопровождения Фландрии в рамках Российско-Фламандского проекта и международных курсов повышения квалификации. Методика адаптирована сотрудниками ППМС-центра Гимназии №56. В портфолио рассматриваются основные правила поведения в общественных местах, во взаимоотношениях с людьми. Портфолио позволяет ребёнку усвоить и запомнить основные «правила вежливости» в увлекательной игровой форме на специальных занятиях в рамках программы «Островок Дружбы».
Портфолио «Я готовлюсь к школе» [2] направленно на обобщение знаний и умений, полученных ребёнком дома и в детском саду, на этапе подготовки к поступлению в школу. Портфолио используется и как диагностический инструмент, так как позволяет проверить осведомлённость ребенка, и как инструмент для закрепления имеющихся умений и навыков, расширения кругозора. Кроме того, портфолио позволяет ребенку приобрести опыт рефлексии, самоанализа и самодиагностики, что очень актуально в условиях введения ФГОС нового поколения. Работа с портфолио «Я учусь общаться» строится аналогично работе с портфолио «Я расту», однако в нее активно включается логопед, который на индивидуальных занятиях с ребенком прорабатывает отдельные лексические темы и развивает мелкую моторику для подготовки руки к письму.
Портфолио «Я учусь говорить правильно» [5] - это своеобразный дневник достижений в работе с детьми, которые посещают занятия по исправлению звукопроизношения.
Одним из важных направлений сопровождения является работа с родителями. Мы знаем, что в семье закладываются основные навыки общения, формируются личностные новообразования, поэтому вопросы социального развития детей интересуют практически каждого родителя. Задача специалистов, помочь семьям во взаимодействии с детьми. Более эффективно взаимодействие происходит в том случае, если родители готовы к выполнению своей воспитательной функции и владеют достаточным уровнем психолого-педагогической компетентности.
Обращаясь к многолетнему опыту работы специалистов ППМС-центра Гимназии №56, мы видим, что в последние годы отмечается рост семей, в которых родителям не хватает психолого–педагогических знаний.
Для работы с семьёй в настоящее время используются самые разнообразные формы и методы повышения родительской психолого-педагогической компетентности:
- проведение психологических тренингов и деловых игр для родителей;
- встречи в Родительском клубе «Поддержка»;
- профилактические беседы, консультации специалистов ППМС-центра;
- родительские собрания с привлечением социального педагога, психологов;
- приглашение родителей на различные гимназические мероприятия;
- проведение мероприятий с участием родителей;
- участие родителей в консилиумах и круглых столах;
- информационная поддержка родителей (серии буклетов по вопросам взаимодействия с детьми, издание «Книги для родителей»);
- рекомендации родителям на сайте Гимназии;
- дистанционное консультирование родителей по вопросам воспитания и образования;
- проведение анкетирования, опросов.
Гимназия является крупнейшим образовательным комплексом, в котором существуют пять подразделений, начиная с Дошкольного отделения, заканчивая старшей школой. Достаточно сложно описать все нюансы работы с родителями, которые мы используем в своей работе, но мы остановимся на самых эффективных.
Обучение в Гимназии для некоторых учащихся начинается с Дошкольного отделения. Для формирования информационной компетентности родителей была издана «Книга для родителей», в которой мы рассмотрели множество вопросов социализации, развития, воспитания детей. Хотим привести одну цитату из первой главы нашей книги - «Одной из главных задач для педагогов являетсявсестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Но становление личности, привитие нравственных норм, понятий добра, любви зарождается в семье. Поэтому, Вы, родители, являетесь одним из главных участников воспитательно – образовательного процесса. С Вами мы – трио «Ребёнок – педагог – родитель». Наше взаимодействие поможет ребенку развиваться и быть успешным на всех этапах пребывания в детском саду и в дальнейшем поможет легко адаптироваться в школьной жизни» [1] С 2010 года в дошкольном отделении работает родительский клуб «Поддержка», основными задачами деятельности которого являются: психологическая поддержка семьи, профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей, повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Темы встреч в родительском клубе:
- «Счастье любить своего ребенка»
- Адаптация ребенка к новым условиям. Поддержка ребенка в период адаптации.
- Что делать, если ребенок плохо себя ведет? «Трудный ребенок». Поощрения и наказания.
- Негативные эмоции: как с ними справиться?
- «Азбука общения». Основы коммуникативной культуры.
- Игра и развитие ребенка.
- Развиваем память и внимание.
- Развиваем речь ребенка.
- Как помочь ребенку полюбить Книгу.
- Готовимся к школе.
Особое место в работе по сопровождению детей в дошкольном отделении занимает комплексное психолого – педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями. Данные программы полностью соответствуют Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. Инклюзивное образование в Гимназии №56 осуществляется достаточно давно – более 10 лет. Накоплен опыт для организации комфортных условий детям с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что из-за более ограниченного, чем у «обычных» детей, круга общения, дети с ООП часто больше привязаны к родителям и зачастую не имеют опыта общения со сверстниками. Следовательно, воспитание в условиях массового детского сада для них - большое благо - как для гармоничного развития личности, так и для дальнейшей социализации. Однако, предоставить ребенку с особыми потребностями только лишь возможность пребывания в детском коллективе - это минимум, который не всегда приносит желаемые результаты в полном объеме. Задачей-максимум для педагогов и родителей становится обеспечение условий для общего и речевого развития ребенка, создание базы для дальнейшего обучения в гимназии или другой массовой школе. Для решения этой задачи разработана программа индивидуального сопровождения воспитанника с ООП. Цель программы - создание условий для социальной адаптации ребёнка в дошкольном общеобразовательном учреждении, и подготовка его к школьному обучению. Программа предусматривает:
- диагностику развития ребенка;
- оказание ему помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем;
- формирование и развитие у него социальных и коммуникативных навыков;
- организацию и осуществление коррекционно-развивающего обучения (развитие моторной сферы, познавательных процессов, коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи);
- прогноз и профилактику трудностей в воспитании и обучении;
- разработку рекомендаций для воспитателей, педагогов Центра Дополнительного образования Гимназии, родителей по оптимизации процесса воспитания и обучения ребёнка;
- информационную поддержку всех участников образовательного процесса (предоставление информационных буклетов семье и педагогам по взаимодействию с ребенком, проведение психолого-логопедических консилиумов, круглых столов, обновление материалов сайта и др.).
- тьюторскую поддержку.
Функцию педагога-тьютора в ходе реализации данной программы выполняет помощник воспитателя. Этот педагог помогает ребенку в бытовых ситуациях, в играх, в общении со сверстниками, во время проведения групповых занятий и праздников. Мастерство тьютора состоит в том, чтобы своевременно оказывать ребенку необходимую помощь, максимально стимулируя его самостоятельность, при этом, практически не выделяя ребенка в коллективе сверстников. Динамику развития ребенка с особыми образовательными потребностями нужно оценивать, сравнивая ребенка не со сверстниками, а прежде всего - с ним самим, с его результатами. Опыт сопровождения детей с Особыми Образовательными Потребностями показывает, что в условиях массового детского сада, при наличии центра ППМС-сопровождения, существует реальная возможность обеспечить инклюзивное образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении ряда условий:
- родители включены в образовательный процесс;
- ребенок владеет устной речью на бытовом уровне;
- сформированы элементарные навыки самообслуживания;
- обеспечено комплексное сопровождение педагогов и родителей: информационное, методическое, психологическое.
Список литературы:
1. Е.В. Гермогенова. Книга для родителей. Гимназия №56. Санкт-Петербург, 2012. 64 с. ).
2. Е.В. Меттус, О.С. Турта. Я готовлюсь к школе. Портфолио дошкольника. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012. – 19 с.
3. Е.В. Меттус, О.С. Турта. Я расту. Портфолио дошкольника. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012. – 19 с.
4. Е.В. Меттус, О.С. Турта. Я учусь общаться. Портфолио дошкольника. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012. – 42 с.
5. Н.И. Сухонина. Я учусь правильно говорить. Портфолио дошкольника. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012. – 43 с.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...