Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Критическое мышление через чтение и письмо

Наталья Александровна КРЕМНЁВА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

-

чтение с увлечением, методический сайт NOVA, гимназия 56

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В стандартах второго поколения одной из первостепенных задач выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Научные знания, состоящие из теоретического и фактического материала, быстро устаревают. Наиболее высоко в обществе сегодня ценятся умения и навыки, применяемые в самых разнообразных ситуациях практической деятельности. Для решения насущно важных вопросов необходимо воспитывать креативно мыслящих, творческих, смело выражающих свое мнение людей. На данный момент становится важнее креативно думать, чем много говорить. Такая действительность заставляет нас, учителей, обновлять содержание и технологии работы на уроке.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности моих учеников и позволяли бы мыслить более продуктивно.

Уроки в начальной школе сегодня являются не статической формой организации учебного процесса, а вариативной и личностно-ориентированной деятельностью учителя. Как же их разнообразить? Какие методические приемы следует применять, чтобы материал, пройденный во время урока, надолго оставался в памяти учеников? Безусловно, эти вопросы волнуют каждого учителя, озадаченного проблемой повышения качества образования и интереса младших школьников к учебному материалу.

Для меня результатом поиска стало использование приемов технологии развития критического мышления, направленное на создание условий для социализации детей и развитие их творческого системного мышления. Включенные в урок познавательные и практические задания способствуют лучшему усвоению знаний и формированию необходимых предметных умений и навыков. Здесь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых приемах РКМ и ТРИЗ. Использование на уроке этих приемов предоставляет возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность, побуждает их к самостоятельности, учит ставить цели, достигать желаемых результатов, высказывать оригинальные идеи, развивают внимание, критическое мышление, умение смотреть на одни и те же объекты (вещи, предметы, явления и т.п.) с разных точек зрения.

На таких уроках мои ученики не сидят пассивными слушателями, а становятся главными действующими лицами урока. Дети очень любят играть. Например, через игровую ситуацию «Зашифруй слово» уже на уроках обучения грамоте прошу детей прочитать слово наоборот: «акула– алука», потом целое предложение: «У Нины лук. – Кулы нину.» Неожиданно ученики встречают удивительное открытие – слова-палиндромы и предложения-палиндромы, прочитав которые в разных направлениях, мы получаем одно и то же (комок, потоп, шалаш, доход, радар заказ; «А роза упала на лапу Азора», «Около Мити молоко», «У лип Лёша нашёл пилу» и т.д.)

Другим примером применения приемов РКМ и ТРИЗ можно назвать игру в «Ассоциации» или ассоциативные цепочки. Детям предлагается подобрать прилагательные по принципу: «Может/не может быть». Например: Снежинка – холодная, белая, пушистая, легкая. Снежинка – теплая, черная, твердая, тяжелая.

При работе с литературным текстом в первую очередь прошу детей обратить внимание на его название и подумать, что оно обозначает, а также предположить, о чем пойдет речь в произведении. Дети смело высказывают свои предположения, учатся мыслить независимо от стереотипов, выстраивают цепочки рассуждений, догадок, умозаключений. Все это приучает ребенка к умению высказывать свои мысли, принимать мнения других. При работе над названием произведения очень часто выстраивается целая цепочка слов. Например, к произведению Соколова-Микитова «Листопадничек» дети предложили ряд слов и высказали предположения: лист, листочек, листочки, осень, листопад, листопадничек (речь может идти о листопаде и изменениях в природе, а, возможно, и о каком-то живом существе в период осеннего листопада).

Ученики начальной школы любят фантазировать, и потому часто на уроках мы изображаем героев произведений (как существующих, так и выдуманных). Изображенных героев сопровождаем характеристиками, указываем «Адрес проживания», составляем «Паспорт героя». Суть приема «Создай паспорт» заключается в том, что ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику героя по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в анализ прочитанного, учатся анализировать, выделять главное. Например:

  • Имя – Железный дровосек.
  • Автор (создатель) – А. Волков.
  • Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города».
  • Внешний вид (особые приметы) – человек, целиком сделанный из железа.
  • Адрес проживания (впервые встречается) – у надрубленного деревца в чаще леса.
  • Личные качества – сильный, ловкий.
  • Заветное желание – иметь сердце.

Тут же детям предлагается ответить на вопрос: «Какую черту характера данного героя ты бы хотел иметь/не иметь у себя и почему»? Такой вопрос побуждает детей понимать, каким должен/не должен быть человек. При использовании этого приёма развиваются коммуникативные способности детей и их личностные качества.

При работе с текстом проблемного содержания использую метод «Чтение с остановками». Он помогает прорабатывать материал детально. Учащиеся фантазируют, критически оценивают факты или события, высказывают свои мнения. Здесь происходит обучение как критическому мышлению на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Развивать речь можно разными способами: писать сочинение, изложение, сообщение, пересказывать от 1 лица или от 3 лица, давать сравнительную характеристику героям, предметам, явлениям, сочинять загадки. Наряду с этими способами, предлагаю детям и такие приемы, как «Письмо другу», «Письмо в Будущее», «Дневниковые записи», которые также направлены на развитие речи, внимания, наблюдательности детей. Задания такого характера ребята выполняют без затруднений и с удовольствием.

Хорошие результаты при усвоении учебного материала даёт регулярное использование разных приемов ТРИЗ и РКМ, основанных на принципах и деятельности обратной связи, позволяющей контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается приём «Да – Нет». Ребята задают друг другу вопросы, на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно, т.е. не позволяет дать ответ «да» или «нет», то вправе отказаться от ответа. Для закрепления пройденного материала также предлагаю детям ответить на вопросы «Да – Нетки». Зачитываю высказывания, а дети отмечают его верность или неверность. Этот приём способствует формированию внимания, вдумчивости, конкретности, умения заметить незначительные детали, факты.

 

С большим интересом дети составляют синквейны. «Cинквейн» в переводе с французского – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Использование приёма «Синквейн» позволяет высказать свою точку зрения на заданный предмет. Дети с интересом составляют текст из пяти строк, который строится по правилам: в первой строке тема называется одним словом (существительным), во второй строке – описание темы в двух словах (прилагательными), в третьей строке – описание действия в рамках этой темы тремя словами, в четвёртой строке – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, в пятой строке – синоним из слова/словосочетания, который повторяет суть темы.

Во время самостоятельного знакомства с учебным материалом учащиеся делают на полях пометки: «V» – знаю; «+» – новое для меня; «-» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся, развивает речь, учит общаться, высказывать и выслушивать другие мнения.

Для развития креативного мышления и фантазии, часто создаю на уроках проблемную ситуацию. Тогда ученики встают перед обоснованным выбором, это и способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления: развитию умения сгруппировать факты, сделать обобщающие выводы. На занятиях дети учатся высказывать и отстаивать свое мнение, подвергать сомнению, казалось бы, неоспоримые истины. У ребят развивается наблюдательность, формируется поисковая активность, умение прогнозировать.

Эффективен приём «Кластер», который являетсяотражением нелинейной формы мышления. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями «второго уровня».

Широкое применение технологии ТРИЗ и РКМ на уроках в начальных классах дают положительные результаты. Дети становятся более раскрепощенными, вдумчивыми, не боятся высказывать и отстаивать свои мнения. Они учатся рассуждать, доказывать, предлагать оригинальные идеи. У ребят закладываются умения совместной работы в группах. Проявляется чувство ответственности каждого за конечный результат. Активно раскрываются творческие способности детей. У ребёнка происходит формирование инициативной позиции, улучшается самооценка и самоуважение. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное, формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение подмечать и фиксировать закономерности – что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни, так как на данный момент вектор образования направлен на предоставление «удочки», а не «готовой рыбы», что, по моему личному мнению, является более рациональным подходом.

 

 

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес