Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Внеклассная работа по английскому языку в гимназии № 56

На сегодняшний день внеклассная работа прочно заняла свое место в целостном учебно-воспитательном процессе как его органичная составная часть, позволяющая эмоционально и творчески окрасить «обязательную» программу, создать дополнительные мотивации, реализовать развивающий и воспитательный компоненты обучения. Не становится исключением и область школьного языкознания. Доминирующей во внеклассной деятельности школьников по иностранному языку в современной школе является массовая работа. Проведение массовых мероприятий в содержательной и интересной форме создает благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенций, а также для формирования личностных качеств учащихся. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения, навыки в соревновании с друзьями и/или игровой форме, возможность узнать что-то новое – эти приемы придают деятельности учащихся осознанно мотивированный характер.

            Содержание и методика проведения массовой внеклассной работы должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Поэтому языковое оформление, формы проведения, продолжительность и сложность содержания внеклассных мероприятий на различных этапах обучения различны. В 2007-2010 гг. учителями английского языка Гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга была разработана программа внеклассных мероприятий, направленная на углубление и локализацию знаний, а также на отработку языковых навыков. Практическое воплощение данной программы показало действенность и актуальность применяемых методов внеклассного обучения, и особо значимой становится преемственность некоторых форм работы – от начальной к старшей школе.

Начальная школа

Эффективными массовыми мероприятиями в начальной школе, безусловно, являются различные праздники, которые включают в себя конкурсы, лингвистические и подвижные игры, викторины, загадки, песни. Хорошо организованный праздник обеспечивает создание творческой атмосферы в классе, создает у учащихся ощущение увлеченности, сопричастности общему делу и необычности.

В нашей школе «лингвистические» праздники традиционно проводятся в конце четверти, что позволяет в творческой форме повторить пройденный материал, провести скрытый контроль знаний и умений. Как правило, праздники носят тематический характер. Тема либо приурочивается к праздничной дате страны-носителя изучаемого языка или России, либо прямо отражают большой раздел пройденного материала. В качестве примера можно выделить такие праздники, как «Christmas», «Mother’sDay», «Alphabet», «WelcomeHolidays».  Во время проведения праздника особое внимание уделяется разнообразию методических приемов работы: чередуется художественное слово, музыка, песня, драматизация.

Особый интерес детей традиционно вызывает драматизация, или театрализация, по теме праздника. Для педагога этот прием также оказывается важным как комплексный метод обучения иностранному языку и культуре, который позволяет ненавязчиво активизировать лексику и коммуникативные навыки ребенка. Также данная форма работы с учащимися привлекает смежные предметы творческого цикла, такие, как театр, музыка, рисование. В рамках театрализации открывается широкое поле для осуществления принципа сотрудничества и сотворчества – как между учениками, так и в связке ученик-учитель. Участие в сценках дает детям возможность  искать особенные пути и средства самовыражения, активизируя при этом максимально бóльшую часть навыков и способностей.

Помимо работы массовой/коллективной, в начальной школе остаются актуальными и индивидуальные формы деятельности, направленные на самостоятельное или домашнее освоение материала. В нашей школе такую направленность, к примеру, имеет «Конкурс чтецов», посвященный празднику весны. Учащиеся с помощью педагога или родителей выбирают поэтический фрагмент на английском языке, тщательно отрабатывают понимание и произношение текста, выучивают его и на празднике соревнуются в лучшем произношении, творческом переложении, эмоциональном проживании стихотворения или песни.

Такая форма внеклассной работы в гимназии стала традиционной, так как уже на начальном этапе обучения ребенок должен ощущать удовлетворение от собственных успехов, учиться слушать других и приобретать опыт в общении. На такие праздники приглашаются учащиеся параллельных классов, учителя, родители – такое внимание позволяет младшему школьнику показать полученные знания и умения, осознать значимость обучения, почувствовать вкус собственных успехов.

Еще один яркий пример индивидуальной внеклассной работы – это проектная деятельность учащихся под руководством учителя. После изучения каждой большой темы регулярно проводятся выставки творческих работ. Тематика таких выставок варьируется и прямо отражает и обобщает учебный продукт. Например, животные, еда (здоровая и полезная), одежда, любимый сказочный персонаж, забавное животное и другие. Творческие проекты младших школьников также носят соревновательный игровой характер, однако жюри не выбирается среди педагогов, а выбор лучших работ делают сами дети.

Проектная деятельность оказывается наиболее эффективной, если ее удается  прямо связать с программным материалом. Так, наиболее удачным мы считаем проектную работу «Календарь», традиционно выполняемую в 4 классе в конце учебного года. Каждый ученик получает задание описать один из месяцев по заранее определенному  алгоритму, применяя комплекс полученных знаний: письменные навыки, творческие фантазии, а также навыки устной английской речи во время презентации подготовленного проекта на заключительном уроке при изучении темы «Времена года».

Таким образом, к моменту окончания начального этапа обучения учащиеся получают устойчивый ряд компетенций, работающих как на изучаемую дисциплину, так и на общее развитие ребенка. Важнейшими составляющими данного этапа являются отработка устных и письменных языковых навыков в эмоциональной творческой форме, соревновательный и игровой компоненты проводимых мероприятий и равность долей индивидуальной и коллективной форм работы, что позволяет учесть как возрастные особенности учащегося, так и его личные особенности восприятия и развития.

Средняя школа

Средняя школа продолжает традиции внеклассной работы по предмету, заложенные в начальной школе. В течение года проводятся тематические праздникии викторины с приоритетом тематики мероприятий на страноведческий характер. Такой подход, с одной стороны, легко воспринимается учащимися как знакомая форма работы, с другой – позволяет органично расширять спектр знаний детей, проверять степень информированности учащихся, их умение самостоятельно пользоваться рекомендованной литературой, давать четкие и аргументированные ответы.

Новой формой работы для учащихся  средней школы становится участие в школьной и городской олимпиадах. Соревновательный характер данного вида работы мотивирует учеников к активной проектной деятельности, уже знакомой им с младших классов. Выявление лидеров в классе по английскому языку позволяет поощрить «передовиков», повысить степень их уверенности в собственных силах и мотивировать к дальнейшему активному изучения иностранного языка. Для остальных олимпиада становится стимулом к обучению.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития педагогической науки является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Объективно, несмотря на целостность школьной программы, органичное вкрапление методов и приемов внеклассной работы, при изучении школьной программы в течение года учащимся не хватает навыков повседневного общения на английском языке. Именно с этой целью в 2007 году учителями  Гимназии № 56 была разработана концепция весеннего лингвистического лагеря «EnglishTogether», формы деятельности которого стоит описать подробнее.

Весенний лингвистический лагерь «EnglishTogether»

В конце учебного года учащимся 6 класса предлагается выезд в лингвистический лагерь на обустроенную базу отдыха в Ленинградской области для закрепления знаний и повышения мотивации к изучению языка методом погружения в занимательной форме. Поездка длится 5 дней и, как правило, приходится на последние учебные дни в мае. В целом, в этом мероприятии принимает участие около 140 учащихся, примерно по 20 учеников из каждого класса, и около 18 учителей, в число которых входят классные руководители и учителя английского языка. Изучение языка методом погружения означает, что дети общаются между собой и с воспитателями/учителями на иностранном языке минимум 8 часов в сутки, совершенствуя навыки понимания и разговорной речи.

Цель этого проекта – способствовать развитию у учащихся навыковустной речи и обеспечить усвоение определенного минимума тематически сгруппированной лексики, необходимой для ведения беседы на повседневные бытовые темы. Занятия строятся на принципах укрепления и совершенствования коммуникативных навыков, выработке навыков восприятия речи на слух. В ходе построения иноязычного общения используются и дополнительные элементы коммуникативной методики, такие, как песни с текстами на английском, мультфильмы и кинофильмы в оригинале. Также используется метод проектной деятельности, который позволяет максимально насытить программу лагеря творческим, игровым и интерактивным компонентами.

В рамках лингвистического лагеря реализуется целостная программа обучения и развития, состоящая из нескольких обязательных компонентов, на практике показавших свою актуальность и эффективность.

«VideoCourse» («Видео-курс»)

Использование видео-курса рассчитано на 5 часов, предполагает решение следующих задач:

  • увеличение запаса языковой информации;
  • расширение сведений о стране изучаемого языка;
  • сопоставление культуры двух стран – России и Великобритании;
  • увеличение словарного запаса.

Немаловажной составляющей данного курса является сильное эмоциональное воздействие видеофильмов на учащихся, а также активизация различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное и моторное восприятие), что влияет на прочность усвоения страноведческого и языкового материала. 

В структуре видео уроков можно выделить 4 этапа:

  • Подготовительный – предварительное снятие трудностей;
  • Восприятие видеофильма – развитие умения воспринимать информацию;
  • Контроль понимания основного содержания;
  • Развитие основных навыков устной речи.

В качестве учебного пособия используются видеофильмы страноведческого характера – «IntroducingGreatBritain» (LongmanELTVideo) и «WelcometoEnglish» (Cambridge).

«MerryGrammar» / «Веселая Грамматика»

Данный комплекс упражнений направлен на отработку и закрепление знаний по грамматике английского языка в занимательной форме. Ученикам предлагается выполнить юмористические задания по грамматике, например, помочь обрести дорогу домой словам, отдельным буквам и т.д.

«CreativeWriting» / «Литературное творчество»

В данном разделе учащимся предлагается составить рассказ по картинкам, написать эссе, сочинение на заданную тему или с заданными словами. Школьники делятся на группы и получают задание посозданию газеты, посвященной одной из стран изучаемого языка – США, Великобритании (Англии, Уэльсу, Шотландии), Австралии и др. При создании газеты ученики демонстрируют свои знания о культуре, национальных традициях, эмблемах и символах страны. Итогомявляется конкурс проектов. В конкурсном объекте оценивается содержание, оформление, соответствие теме, наглядность.

«EnglishConversation» / «Разговорный английский»

Курс «Разговорный английский» направлен на развитие логичности и эффективности общения на иностранном языке в бытовой сфере. Тематический ракурс не ограничивается стандартными «туристическими»  коммуникативными  ситуациями  типа  «Как заказать в ресторане обед» или «Как узнать дорогу в  гостиницу».  В ходе игровых занятий охватывается широкая гамма человеческих взаимоотношений, привычных   занятий, увлечений, восприятия различных сторон окружающей действительности. Так,  предлагаемые детям коммуникативные ситуации предусматривают такие формы выражения  мыслей, как расспрос, объяснение, комментирование; также на практике отрабатывается умение вести диалоги на определенные темы, ситуационные клише. Целью данного раздела является овладение способами речевого поведения в  разнообразных жизненных ситуациях и при решении разнообразных проблем. На уроках школьники выполняют аудио задания, составляют диалоги и рассказы по картинкам и на заданные учителем темы. На занятиях осуществляется работа в парах, группах и индивидуально. 

«EnglishFairy-tales» / «Английские сказки»

Использование художественных произведений страны изучаемого языка заметно повышает мотивацию для развития как устной, так и письменной речи учащихся, способствует усилению внимания и стимулирует творческие способности детей.

Главная дидактическая цель данного курса – обучение аудированию и углубление навыков владения лексико-грамматическим материалом. В комплексе с обучающими целями реализуется ряд развивающих и воспитательных целей общекультурного и эстетического характера.

Программа рассчитана на 4 занятия, на каждом из которых учащиеся смотрят в течение 5-7 минут фрагмент мультфильма, вслух читают текст сказки или воспринимают на слух студийную профессиональную запись, сделанную носителями языка. После знакомства с фрагментом сказки детям предлагается выполнить ряд проверочных упражнений напонимание услышанного, направленных на овладение лексико-грамматическим материалом и развитие речевых навыков.

«Drama» / «Драматизация»

Цель данного курса – развитие творческих способностей учащихся и навыка разговорного английского языка. В течение нескольких уроков драмы происходит постановка нескольких фрагментов спектаклей или отдельных номеров/сценок, которые в финале курса демонстрируются на сцене перед всеми участниками программы весеннего лагеря. Дети учат наизусть роли, вживаются в образы героев английских сказок, подготавливают костюмы и декорации. В практике весеннего лагеря были поставлены фрагменты таких произведений, как «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка», «Принцесса-лягушка», «Приключения Тома Сойера», «Винни-Пух» и др.

«English Songs» – «Английские песни»

В данный курс включены англоязычные песни, посвященные традиционным британским праздникам и/или популярные в настоящий момент. На каждом уроке дети обсуждают один из праздников страны изучаемого языка – Halloween, Christmas, St. Valentine’sDay и т.д. –  вспоминают его обычаи и традиции, в том числе и песенную традицию. Ученикам предлагается прослушать, выучить и спеть несколько песен, посвященных обсуждаемому празднику. В дополнение к этому дети выполняют различные упражнения к этим песням: заполняют пропуски в печатных текстах, отвечают на вопросы по содержанию прослушанной песни, с выражением читают ее куплеты, иллюстрируют заглавную тему музыкального фрагмента.

«SportsActivities» / «Спортивные игры»

Выездные внеаудиторные условия весеннего лагеря позволяют максимально наполнить активный день школьников движением, двигательной активностью, спортивным играм на воздухе. В свободное от профильных занятий время традиционно проводится чемпионат лагеря по футболу, спортивные игры и эстафеты с целью снятия усталости после уроков, проведенных в помещении, сплочения детей внутри класса, общего оздоровительного эффекта. Однако и в спортивных играх поддерживается цельность языковой среды: все команды, правила, эмоции произносятся на английском языке.

Помимо учебных занятий в план поездки в лагерь включены вечерние мероприятия развлекательного характера, такие, как «Игра по станциям», игра «Поиск сокровищ», а также интеллектуальная  игра «Головоломки на английском языке».

Игра по станциям

Данное мероприятие организуется по методикам издательства «Longman». В игре принимает участие весь класс. Игра состоит из нескольких станций, таких, как Project, Quiz, Grammar, Listening, Reading, Findout, PuzzleTime, WordSearch. На каждую станцию учащимся отводится по 10 минут, где они выполняют предложенные им задания. Цель игры – максимально быстро пройти маршрут, набрав наибольшее количество баллов за выполненные задания.

«Поиск сокровищ»

Игра проводится на всей территории лагеря, заранее продумываются маршруты, по которым следуют каждый класс. Маршрут составлен из 9 пунктов. Послание, найденное в каждом из них, является подсказкой к следующему.  Финалом параллельных маршрутов, по которым идут команды, становится одна точка, в которой спрятан «вкусный» клад, который достается лишь команде, прибывшей первой.

«Головоломки на английском языке»

В игре принимает участие по два человека от каждого класса. Один человек объясняет значение слова, а другой пытается его отгадать. Победителем становится тот класс, учащиеся которого объяснили  как можно больше слов за 60 секунд.

В качестве примеров практического использования навыков английского языка можно привести следующие:

для участников весеннего лагеря разработан специальный бейдж:

001 petrova

На торжественном открытии и при закрытии весеннего лагеря традиционно звучит гимн Гимназии № 56 на английском языке «Our world»:

Come on, look into my eyes 

This is time to realize 

It’s so easy just to say 

That’s the greatest way to stay

  

Come on, give me little smile 

School the best time of your life 

It’s a chance that you should hold 

That’s the world!

 

Life is very busy 

Full of different things 

We can over come that all together 

You meet your friends and classmates 

And then you understand 

That it is amazing family forever!

  

Come on, look into my eyes 

This is time to realize 

It’s so easy just to say 

That’s the greatest way to stay 

 

Come on, give me little smile 

School the best time of your life

It’s a chance that you should hold 

That’s the world!

Подводя итоги, следует отметить, что разработанные подходы к организации внеклассной работы по английскому языку – это результат многолетней совместной деятельности методического объединения учителей английского языка. Практическое воплощение программ внеклассной работы и дополнительного образования в комплексе с изучением базовой и расширенной программы по иностранному языку дают зримые результаты. Учащиеся получают главное – интерес и желание учить предмет, глубоко вошедший в их жизнь и получивший свое практическое, даже житейское воплощение. В свою очередь учителя отмечают значение программ дополнительного образования для собственного постоянного творческого поиска и профессионального роста. 

 

 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56