Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

ФГОС: взаимодействие семьи и школы

Ольга Сергеевна НОВИКОВА, учитель начальных классов  
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

-

Взаимодействие семьи и школы. Гимназия № 56 СПб

Стандарты второго поколения говорят о том, что родители играют важную роль в обучении младших школьников. В Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Почему же семье уделяется такое большое значение? Сегодня семья рассматривается как ценность № 1. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Один из способов решения данной проблемы – это взаимодействие семьи и школы.

Рассмотрим значение двух терминов. Взаимодействие — участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок. Партнер (франц. partenaire) – юридическое или физическое лицо, являющееся участником совместных действий или совладельцем предприятия.2 Можно сделать вывод, что семья – это партнер при взаимодействии со школой. Если родители – это партнеры, то они должны знать:

1. Устав школы

2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций:

обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы;

порядок обращений: сначала обращаемся к учителю, по предмету которого возникли трудности; если не получилось взаимопонимания, то к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Но если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации.

3. По какой программе идет обучение.

4. План учебной и воспитательной работы в классе. Количество уроков, предметы и требования к ним, внеклассные мероприятия, деятельность родительского комитета – обо всем этом нужно сообщить на родительском собрании заранее.

5. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон школы, координаты классного руководителя, приемные часы администрации, психолога, логопеда и т. д.

И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем. “Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье” - сказал В. А. Сухомлинский. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Главными формами взаимодействиями учителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы. При индивидуальной работе обмен опытом, совместная выработка каких-то решений. В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, а ее решение. Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы, собственно, встретились.

Главное предназначение родительского собрания – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.1

Чтобы родители хотели приходить на собрание, нужно помнить:

1). Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2). Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3). Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Если родители – это партнеры, то содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1). Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации)

2). Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы)

3). Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты)

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Можно предложить следующие формы психолого-педагогического просвещения:

  • лекции (главное – анализ явлений, ситуации)
  • конференции – (углубление и закрепление знаний о воспитании детей) конференция отличается тем, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
  • практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей)
  • родительские чтения. Форма работы, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
  • тренинги.

В заключении хочу предложить некоторые заметки для педагогов и родителей:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  • Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело: обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.

Использованная литература

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011
  2. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. 1 – 4 классы, – М.: Вако, 2004
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1993
  4. Семейный кодекс РФ – М.: Кнорус, 2016
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56