Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

"Перевернутый Класс" в начальной школе

Наталья Александровна КРЕМНЕВА, Ирина Юрьевна МОИСЕЕВА, учителя начальной школы
ГБОУ «Академическая гимназия №56» г. Санкт-Петербурга

-

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

-

перевернутый класс в гимназии 56, NOVA? аттестация педагогов, методический сайт NOVA

Аннотация: В статье рассказывается об одной из актуальных образовательных технологий «перевернутое обучение», об опыте применения этой модели с целью активизации у учащихся познавательной деятельности.

 

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В стандартах второго поколения одной из первостепенных задач выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель — направляющим вектором. Перенос акцентов с усвоения знаний на формирование компетентностей включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое. Внедрению новых стандартов может способствовать применение технологии смешанного обучения «перевернутый класс».

Имея за плечами педагогический стаж, опыт работы, мы, учителя начальной школы, не перестаем задавать себе вопросы: «Как же организовать усвоение учащимися необходимых предметных знаний и одновременно стимулировать формирование и развитие самостоятельности? Как научить ребенка в новых условиях? Как правильно применять технические средства, которыми оснащены современные школы? Как научиться разговаривать с поколением гаджетов на понятном для них языке? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода смешанного обучения «перевёрнутый класс».

Что это такое? Перевернутый класс – это педагогическая модель смешанного обучения, в которой учащиеся знакомятся с новым материалом самостоятельно, а на уроке отрабатывают полученные знания.

Традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе. Учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. Учитель из источника знаний становится координатором учебного процесса, а ученик из потребителя становится активным участником образовательного процесса.
Не существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на изучении предварительно подготовленного учителем учебного материала с последующим обсуждением его непосредственно в классе.

Зачем это нужно? Если вы так же, как и мы, обеспокоены пассивностью учащихся на уроке, отсутствием их инициативы и желания к самостоятельной деятельности, то мы рады будем поделиться своей дидактической находкой.

Появление большого количества цифровых средств и веб-инструментов указывают на необходимость изменения учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Конечно, сфотографирует или попросит распечатать, опубликовать эту презентацию или попросту не станет ее переписывать.

Обратим внимание на качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе: творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, медиа грамотность, грамотность в области информации, коммуникации и технологии ИКТ, гибкость и способность к адаптации, инициативность и самостоятельность, социальные и кросскультурные качества, продуктивность и вовлеченность, лидерство и ответственность.

А теперь зададимся вопросом: учитываем ли мы, учителя, выстраивая урок по устоявшимся канонам, что у учащихся должны быть сформированы вышеперечисленные компетенции?
Наличие вышеупомянутых проблем перевернуло наш взгляд на привычную структуру урока.

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.

  Традиционный подход "Перевернутый" подход
Ученик Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение.
ИКТ      Использование технологий и веб-инструментов в обучении. Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Методы          

Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку. Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока           

В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Учащиеся самостоятельно изучают новую тему по учебнику или на онлайн-платформе. В классе происходит закрепление материала и работа с ним.

Каковы преимущества смешанного обучения?

  1. Каждый ученик осваивает/двигается в своем темпе. Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику
  2. Повышается вовлеченность учеников
  3. Повышается уровень самостоятельности учеников
  4. Учитываются индивидуальные потребности и возможности ученика, устанавливается обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым.
  5. У учителя появляется время для решения творческих заданий.
  6. На уроке будут разобраны все сложные вопросы.

Как это работает? Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, задания и размещает на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика. Или организует работу с текстовым материалом учебника. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить. Место, время, темп и количество обращений учащегося к заданиям он определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю в чате класса или во внеурочное время с учителем.

Как и что делать? Для подготовки к уроку нами был разработан интерактивный лист для учащихся, который включает в себя систему работы с новым материалом из трех этапов и позволяет ребенку самостоятельно познакомиться с новой темой. Каждый из этапов имеет свое условное обозначение и включает разные виды деятельности с текстом. 

krem00-1

Первый этап мы обозначали уровнем «Знаю», что подразумевает первичное знакомство с параграфом в учебнике с применением приемов РКМ «Инсерт» (во время самостоятельного знакомства с учебным материалом учащиеся делают на полях пометки: «V» – знаю; «+» – новое для меня; «-» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы) и «Чтение с остановками». Это помогает прорабатывать материал детально. Учащиеся осмысливают, критически оценивают факты или события, выделяют новые термины и делают пометки.  Здесь происходит обучение как критическому мышлению на стадии осмысления материала, так и творческому на стадии прогнозирования событий.

После чтения ученик приступает к работе с интерактивным листом, в котором необходимо записать тему урока, выписать термины и определения, возможно сделать заметки для себя.

Второй этап включает в себя уровень «Понимаю». Здесь используется такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы». Этот вид работы помогает школьнику не только учиться механически запоминать и воспроизводить предлагаемый материал, но и овладевать навыком установления причинно-следственной связи, развивает логическое мышление и учит умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и развёрнуто.

На этом же этапе интерактивный лист «предлагает» ссылки на тренировочные задания, которые учитель заранее сформировал на онлайн-платформе по теме урока. В своей практике мы используем инструменты образовательных платформ «Учи.ру» и «Якласс».

Третий этап в работе с интерактивным листом включает в себя уровень «Исследую».
На этом этапе ребенок по желанию может найти дополнительную информацию по теме урока, таким образом, выйти за рамки учебника. Как показывает практика, дети с огромным удовольствием занимаются информационно-поисковой деятельностью, обрабатывают ее и на уроке торопятся поделиться с одноклассниками интересными фактами, открытиями.

Для творчески одаренных детей возможен другой вид работы: составить кроссворд или
ребус по теме.

Как провести урок? Предварительная подготовка к уроку для ребенка включает в себя следующие варианты работ:

  • Чтение теории в учебнике
  • Просмотр объясняющих видеороликов
  • Выполнение интерактивных заданий.

Получив начальные знания и сформировав свое представление о предмете изучения, учащиеся, придя в класс, переходят к активной форме обучения, т.е. к анализу конкретной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практического задания. Для этого учитель использует следующие виды деятельности на уроке:

  • Фронтальный опрос/беседа в ходе которых можно составить на «створках» титульной страницы интерактивного листа кластер или интеллект-карту. Таким образом, обобщить полученные знания.

krem00-3

  • Провести проверочный тест и оценить знания
  • Обобщить статистику на образовательной платформе

И, несомненно, скорректировать урок в соответствии с уровнем усвоения учеников.

Все этапы работы оцениваются по предварительно установленной шкале. Каждый вид работы имеет свою оценку в баллах. Ребенок самостоятельно подсчитывает суммарный результат и отмечает на шкале интерактивного листа.

Подготовка перевернутого урока для учителя включает следующие этапы: разработка сценария перевернутого урока, выбор программных и технических ресурсов для организации обучения, создание тестов, контрольных заданий, практикума, подготовка (подбор или создание) виртуальной образовательной среды (видео-уроков, презентаций, интерактивных заданий на образовательных платформах) и других материалов.

Подходит ли эта модель вам? Опыт работы с применением технологии смешанного обучения «перевернутый класс» ведет к формированию у ребенка инициативной позиции, улучшению самооценки и самоуважения. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное, формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на умение видеть, решать и ставить проблемные задачи в своей области деятельности. Умение подмечать и фиксировать закономерности – что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни, так как на данный момент вектор образования направлен на предоставление «удочки», а не «готовой рыбы», что, по нашему личному мнению, является более эффективным подходом.

С каждым днем постоянно развивающиеся технологии только упрощают реализацию «перевернутой» модели обучения. Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» жизнь в школе стоит каждому учителю. 

-

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56