Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Повышение грамотности учащихся на уроках русского языка


Пути повышения грамотности учащихся на уроках русского языка

Учебный предмет "Русский язык" является одним из ведущих в начальном обучении, поскольку направлен на формирование грамотности младших школьников. Успехи в изучении этого предмета чаще всего определяют уровень и качество обучения школьников.

Ни один десяток лет ученые, методисты, учителя находятся в поисках путей повышения грамотности учеников. За эти годы найдено и реализовано множество методов и приемов по решению этого вопроса. Но, несмотря на многообразие методических решений, эта тема продолжает оставаться актуальной.

Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит учителю начальных классов, которому нужно научить детей превращать свои умения в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит к овладению навыком.

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Как всякий психический процесс, орфографическое действие обладает определенной структурой. Для того чтобы в процессе обучения орфографическому навыку развить способность у учащихся ставить перед собой орфографические задачи, М.Р. Львов предлагает шесть ступенек, которые должен пройти ребенок, решая такие задачи:

1)      найти орфограмму в слове;

2)      определить ее тип;

3)      наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

4)      определить последовательность шагов, т.е. составить алгоритм решения;

5)      выполнить намеченную последовательность действий;

6)      написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

 На первой стадии обучения (сразу после объяснения правил) особенно эффективен орфографический разбор. Он развивает орфографическую зоркость. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать её, указать условия действия правила, объяснить написание. Регулярно проводимый орфографический разбор облегчает эту работу. И здесь большими помощниками учителю выступают графические знаки, которые помогают ребёнку обнаружить каждое ошибкоопасное место (выражение Г.Г. Граник), не пропустив ни одного из них. Использовать графические знаки предлагают и авторы различных УМК. Но сегодня в копилке каждого учителя имеются и свои находки. Для удобства запоминания графического изображения можно придумать игровую ассоциацию с орфограммой:

Образец графического знака

Игровая ассоциация

(проверяемая орфограмма – «знаю правило подобираю проверочное слово»)

Слабая позиция для звука, «неустойчивое положение», будто «на одной ноге стоит», поэтому подчёркиваю одной чертой.

(буква в проверочном слове)

Сильная позиция для звука, устойчивое положение, «твёрдо на двух ногах стоит», подчёркиваю двумя чертами.

(непроверяемая орфограмма, словарное слово)

Правило не подобрать, можно только запомнить, к двум ногам «добавим трость» и подчеркнём тремя чертами.

(неизученная орфограмма)

Не знаю правило, но вижу «ловушку», обозначаю её сигналом опасности.

(орфограмма непроизносимого согласного)

Непроизносимый звук обозначим перевернутой буквой "н".

При игровой подаче графических знаков дети с легкостью их запоминают и отличают друг от друга, что делает орфографическую работу увлекательной и осознанной.

Ошибки при выполнении орфографической работы могут возникать на любой ступени. Основная трудность заключается в том, что младший школьник должен сам поставить перед собой задачу, т.е. в процессе письма найти орфограмму, определить ее тип, вспомнить правило и применить его за ограниченный период времени. Но, как показывает практика, успешно справляются с этой работой лишь те дети, у которых хорошо развита орфографическая зоркость.

Главное средство развития орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи - это первоначальный этап в обучении правописанию, имеющий свои типы орфографических упражнений.

И, как правило, эта работа не вызывает затруднений у детей при коллективном орфографическом разборе. А дети, не владеющие навыком самоконтроля, часто испытывают трудность при самостоятельной работе с орфограммами. При этом они отлично могут знать правило, но не замечать саму орфограмму.

Формируя орфографический навык, нужно постоянно повторять пройденный материал и вести работу по предупреждению забывания. Ведь долговременная память помогает дольше всего удерживать информацию, которую учащиеся используют при написании.
Выявлено, что между развитием долговременной памяти и формированием орфографического навыка существует тесная связь, поэтому на уроках русского языка необходимо систематически использовать упражнения, способствующие этому. Например, "Орфографический аукцион". Это упражнение лучше предлагать ученикам 3-4 класса, когда изучено достаточное количество орфограмм. На доске запись:

На вечернем небе появилась полная луна и осветила узкую тропинку.

 Детям нужно внимательно прочитать предложение, которое написано без пропусков и орфографических ошибок, и найти в нем как можно больше изученных орфограмм. Ученики выделяют их графически, подсчитывают, сравнивают, у кого больше найдено. Затем выполняется проверка, с уточнением количества орфограмм. Вспоминаются правила и способы проверки правописания для каждого случая. (На вечернем небе появилась полная луна и осветила узкую тропинку.) Если такая работа проводится регулярно, то она дает возможность ребенку удерживать в памяти не только давно изученные правила, но и алгоритмы их применения.

Еще один вид работы - «Разгадай шифровку». На доске записана группа слов, из которой нужно последовательно выписать только те слова, в которых есть орфограмма, находящаяся в определенной части слова. На порядок записи указывают графические обозначения (шифр). Если все слова выписаны верно, то получится предложение. Например: в спальне, поёт, окно, братик, в лес, открыл, крутой, на груди,

Получилось предложение:

При работе с непроверяемыми написаниями помогают слова-картинки, которые дети придумывают сами. Графическое оформление должно помочь запомнить написание словарного слова. Например:

 

К 0000012319.jpg ПИТ

 ХО 001 (5).jpg 001 (5).jpg ЕЙ

001 (2) - копия

 Ф ЕГЭ 001 НТАН

 Вот какое облако на моей картинке:

 О в начале и в конце, А – посерединке.

001 (4)

русский язык 004

русский язык 004 - копия (2)

Также важно помнить о том, что при организации повторения учителю следует уделять внимание и творческой деятельности учащихся. Она одновременно и развивает, и способствует мотивации к предмету, и вовлекает каждого ребенка в коллективную работу над творческим проектом. Вот примеры из проекта «Словарь в стихах»:

 ***

Ворона, воробей, сорока, соловей

Поспорили, кто в город прилетит скорей.

 ***

В словах бассейн, искусство,

кроссворд, шоссе, экспресс

Пассажир напишет удвоенную С.

  ***

Две буквы М в слове телеграмма

В сумме не весят и килограмма.

 ***

Буква А пальто надела и платок.

По аллее проходила да нашла сапог.

 ***

Попросила буква О

 У коровы молоко.

В словарной работе эффективна аудиальная подсказка: связь слова с так называемым мнемоническим представлением, т.е. к изучаемому слову подбирается слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, имеет схожее со словарным словом звучание, но при этом нужный гласный звук находится в сильной позиции (в отличие от словарного слова).

Например: берёза белая, пальто на пальме, Катя на картине, Оля на портрете, метро длиною в метр, рак в ракете, сели осы на осину, и т.д.

Даже в работе над «скучными» правилами есть место для детского творчества. Вот примеры правил в стихах, составленные нашими учениками.

 ***

Мягкий знак не свалится

С крыш и туч,

Он хорош, и свеж, и еще могуч!

Он не затеряется среди луж,

Даже если замуж невтерпеж

 И уж! (Мягкий знак после шипящих)

 ***

С непроизносимым согласным

Подберу я много слов:

Местный - место, честный - честь.

Ух, ведь все не перечесть!

 (Правописание непроизносимого согласного)

  ***

В слове звонок есть орфограммы,

И орфограмм в нем целая гамма.

А чтобы верно написать,

Нужно слово проверять.

Подбираю слово, слово непростое,

Однокоренное,

Да, притом, родное.

Звоном слово проверяю

И "пятерку" получаю.

А будешь лениться проверять,

Напишешь [звА], получишь "два" .

(Правописание безударного гласного) 

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает решающее влияние на сохранение учебного материала в памяти, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера ребенка и повышает его грамотность.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес