Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Обратная связь на уроках чтения

Е. Б. Кузнецова, С. Н. Поклонская, С. М. Черепанова,
педагоги дополнительного образования

ГБОУ «Академическая Гимназия № 56»
(Санкт-Петербург)

 

 

Интерактивные методы обратной связи на уроках литературного чтения и занятиях курса «Любимые страницы»

 

Обра́тная связь (англ. feedback — «фидбэк» — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. (Википедия).

Обратная связь в рамках теории коммуникации является ответной реакцией получателя на информацию, поступившую от источника. При наличии обратной связи коммуникация превращается в двусторонний процесс, при котором возможна корректировка целей и поведения участников коммуникации. Обратная связь способствует эффективному обмену информацией, так как дает понимание, в какой мере сообщение понято принимающей стороной, правильно ли ей интерпретирована информация. Обратная связь – неотъемлемая часть современного урока или занятия с детьми. Она помогает диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты и деятельность ребёнка, корректировать свои действия, методики и задания.

Различают активные и интерактивные методы обучения.

При активных методах обучения деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, но взаимодействие происходит между учителем и учеником.

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

Эффективность обратной связи достигается в многостороннем диалоге между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и группой учеников при использовании интерактивных методов обучения.

Каждый современный педагог использует в своей работе различные формы обратной связи. Расскажем, как это делаем мы на уроках литературного чтения и занятиях по курсу «Любимые страницы».

Главной задачей уроков литературного чтения и курса «Любимые страницы» является литературное развитие младших школьников.

На уроках литературного чтения и в курсе «Любимые страницы» реализуются важнейшие педагогические принципы:

  • этический принцип, чему способствует специальный отбор произведений для младших школьников, постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы.
  • принцип эмоциональности, то есть такая работа с литературным произведением, которая в первую очередь направлена на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной активности.
  • принцип системности и преемственности между курсом «Любимые страницы» и уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.

Упражнения, направленные на осмысление текста, позволяют осуществлять обратную связь «ученик – учитель», контроль и самоконтроль, формируются конкретные предметные действия, способы действия с текстом и необходимые уровни его осмысления.

Одновременно происходит развитие учащихся в целом, психологическое взросление. Анализ и обсуждение детских ответов даёт возможность выявлять ценностные ориентиры детей, т.к. личность ребёнка целостна, и в ответах отражается и отношение к себе, и к своим близким, ко всем людям и к окружающему миру.

Успешная обратная связь стоит на «трёх китах»: своевременность, систематичность, открытость.

Варианты работы по теме «Фольклор. Русские народные загадки».

Творческое домашнее задание

Придумать свою загадку о каком-либо предмете (одушевлённом или неодушевлённом) или природном явлении для своих одноклассников. На альбомном листе проиллюстрировать её.

На итоговом занятии дети вспоминают русские народные загадки, делят их на группы.

  • о животных
  • о людях
  • о природных явлениях
  • о предметах быта и т.д.

Проверка домашнего задания. Обобщение по теме.

Затем класс делится на тематические группы (по своим придуманным загадкам) и каждая группа презентует свои загадки классу.

С темой «Фольклор» связана подготовка и проведение праздника Масленицы , в котором участвуют сами дети. Они разучивают хороводные песни, частушки, шутки, прибаутки, заклички, дразнилки, загадки, народные игры.

Например:

 

(Дети поют частушки.)

1.

Вы послушайте, ребята,

Мы частушки будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

2.

Гуляй, Матвей, не жалей лаптей,

Батька лыка надерет,

Лапти новые сплетет.

 

( Дети встают вокруг Масленицы в хоровод и поют.)

1.

А мы Масленку встречаем,

Мы сыр с маслом поливаем.

2.

Блинками гору устилаем,

Сверху маслом поливаем.

3.

А от масла гора скользка,

А от сыра гора ясна.

4.

А нас мамы домой кличут,

А нас мамы домой кличут.

5.

Наши бабушки воркочут,

Наши бабушки воркочут.

6.

Нам домой-то не хотится,

 Нам хотится прокатиться.

 

( Игра-дразнилка «Ваня-простота»)

Слова:

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

(Дети рассказывают небылицы и прибаутки)

2 скоморох: Эх! Это что! А вот со мной случай был…

– Летит пуля, жужжит…

Я в бок – она за мной,

Я в другой – она за мной,

Я упал в куст – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

3 скоморох: А хватит вам небылицами хвалиться.

Ну-ка, кто шутки да прибаутки мастак рассказывать?

Дети: Да никак мы? Да, конечно, мы!

Трое детей:

1. Что ты делаешь?

2. Ничего.

1. А ты что?

3. Да я ему помогаю!

Во время праздника дети наряжаются в народные костюмы, играют на народных музыкальных инструментах. Участие в празднике помогает детям лучше представить и понять (пропустить через себя) народные обычаи, использовать и показать полученные знания на практике в занимательной игровой форме.

Вариант работы по теме «Наш Чуковский».

Творческое домашнее задание

За две недели до занятия учащиеся делятся на 5 групп, выбирается командир группы. Он получает у педагога задание для своей группы – инсценировать отрывок из сказки Чуковского (в задании указывается название сказки). Учащиеся выбирают отрывок и вместе с педагогом распределяют роли, обсуждают изготовление простейших декораций (к изготовлению декораций привлекаются родители).

Итоговое выступление детей

Дети смотрят 5 выступлений-отрывков и отгадывают названия сказок.

В конце занятия каждая группа высказывает своё мнение о выступлении других групп. Делается обобщение о творчестве Чуковского (за что мы любим эти сказки; чему они учат? и т.д.).

На выступление можно пригласить гостей (родители, учителя, администрация).

Вариант работы по теме «Рассказы Н. Носова»

Работа в парах.

На партах лежат конверты с разрезными картинками. На каждую пару учащихся один конверт с иллюстрацией к одному из рассказов Н. Носова (иллюстрации на партах разные и к разным рассказам).

П.- А теперь откройте, пожалуйста, конверты и достаньте фрагменты иллюстрации к произведениям Н. Носова. Рассмотрите внимательно фрагменты и составьте иллюстрацию.

Дети работают в парах.

П.- Рассмотрите, пожалуйста, получившиеся иллюстрации. Из какого они произведения? Обоснуйте свой ответ.

 

00nachlit

 

Дети вспоминают название рассказа Носова и объясняют, что именно помогло им узнать это произведение.

Класс выслушивает ответы одноклассников, анализирует их, при обнаружении ошибки в выборе произведения, дети совместно находят верный ответ и доказывают его правильность. Проверка проводится с использованием интерактивной доски.

Вариант работы по темам о временах года.

На протяжении учебного года дети изучают произведения классиков об осени, зиме и весне, обсуждают приметы каждого времени года, его красоту, рисуют устные картины.

К итоговому занятию по каждому времени года дети учат стихи русских поэтов о данном времени года. Педагог готовит презентацию картин известных художников – пейзажистов по теме занятия (И. Левитан, В. Поленов, А. М. Герасимов, И. И. Бродский, Ф. А. Васильев, А. М. Васнецов, Ю. Ю. Клевер, Г. П. Кондратенко, В. Н. Бакшеев, А. Г. Венецианов, А. И. Куинджи, А. К. Саврасов и др.).

На занятии педагог показывает на доске картины известных художников по теме и просит детей внимательно рассмотреть их. По своим ассоциациям дети читают стихи, которые, по их мнению, подходят к данной картине. Примеры наводящих вопросов: Какое настроение возникает у вас при взгляде на эту картину? Какие стихи вам хотелось бы прочесть?

Фоном к чтению стихов и презентации картин служат музыкальные произведения известных композиторов-классиков по теме занятия (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», Й. Гайдн, А. Глазунов и др.).

Такие задания выполняют мотивирующую функцию обратной связи, так как ребёнок является непосредственным участником учебного процесса, что способствует активизации интереса к изучаемому материалу и к самому учебному процессу в целом.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56