Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Марши. Конспект занятия

Анна Васильевна Горлова ,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга

Разновидности марша. Общие признаки маршей
Конспект занятия (3 класс)

 

marshi03Цель урока :

  • Учить детей анализировать прослушанное музыкальное произведение: представить, какие действия можно совершать под эту музыку.
  • Расширять кругозор.
  • Закрепить полученные знания о марше и его разновидностях.
  • Четко понимать особенные черты музыкального жанра «марш», который отличается четким ритмом и обеспечивает синхронное движение в строю.
  • Развивать эстетическое восприятие.

Задачи образовательные : Закрепление понятия и полученные знания о музыкальном жанре «марш». Знакомство с разными видами марша. Знакомство с музыкальными терминами: регистр, ритм, музыкальный размер, метроном. Анализ прослушанных музыкальных фрагментов.

Задачи развивающие : Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, развитию речи через учебную деятельность.

Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, артистизма, творческой инициативы, воображения.

Задачи воспитательные : Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки, повышение мотивации обучающихся.

Оборудование : проектор, комрьютер, компьютерная презентация, CD-магнитофон, рояль, иллюстрации музыкальных инструментов, метроном.

Структура урока :

Организационный момент,

Постановка вопросов,

Закрепление материала,

Диагностика в процессе выполнения устного задания,

Оценивание.

Виды деятельности обучающихся :

Участие в ходе занятия,

Анализ, ответы,

Слушание,

Выполнение устных творческих заданий.

Методы обучения: словесные; стимулирование музыкально-творческой деятельности; наглядно-слуховые; анализ; творческое задание; ситуация успеха.

   

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в класс под марш Радецкого композитора Й. Штрауса. (слайд 1)

Педагог : Здравствуйте, ребята! Вы вошли в класс под музыку. Какая по характеру была музыка? Какое она внесла настроение в начало нашего занятия?

Ответы учащихся:

Педагог : Мы на прошлых занятиях познакомились с музыкальным жанром «марш». Что такое слово «марш» и почему Вы назвали музыку, под которую вошли в класс, «маршем»?

Ответы учащихся:

Педагог : Да, правильно. «Марш» по-французски – «ходьба, движение». От этого слова произошло слово «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и чётким шагом.

Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка марша бодрая, чёткая и в то же время небыстрая. Бегать и прыгать под неё неудобно. Плавные и медленные движения тоже не получаются. Зато ходить – одно удовольствие. И называется такая музыка – марш (слайд 2).

 Вы уже знаете, что существует много разновидностей маршей. Назовите эти марши.

Ответы учащихся: (слайд 3)

Педагог : Молодцы, вот эти названия у нас на экране показаны. Мы слушали на прошлом занятии военные, праздничные и спортивные марши. Скажите, какой характер у военного марша, спортивного марша, у праздничного марша? Что общего у этих разновидностей марша.

(слайды 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14).

Во время ответов детей проходит показ слайдов и звучит музыка марша: «Прощание славянки», «Встречный марш», «День победы».

Ответы учащихся:

Педагог : Скажите, какая главная особенность марша, которая точно даёт понять, что под музыку можно маршировать; чётко, дружно шагать нога в ногу.

Ответы учащихся:

Педагог : Действительно, в ваших ответах много раз звучало слово «ритм». Все марши – военные, детские, игрушечные, спортивные, праздничные – объединяет чёткий ритм.Что такое ритм? У каждого человека есть пульс. Пульс – этто ритм нашего сердца. Ритмично тикают часы, стучат колёса поезда.

(слайд 15)

- В пульсе есть сильные и слабые доли. И в музыке тоже есть пульс. Он зависит от того, о чём рассказывает музыка. Пульс - это чередование сильных и слабых долей.

- Сильная доля называется «ударная». Марш всегда исполняется под счёт: «раз – два»;пРитм марша всегда очень чёткий: причём, «раз» – ударная доля, а «два» - слабая, тихая доля.Ритм марша всегда очень чёткий.

- Пульс в марше: первая доля – сильно, вторая доля – слабо, третья доля – менее сильно, четвёртая доля – слабо.

- Есть такой музыкальный механический прибор, который может создавать любой пульс для музыки. Этот прибор называется Метроном.(слайд 16)

Педагог : На свете существует много разных маршей – громких и тихих, высоких и низких, весёлых и печальных.

- Давайте послушаем строевой, чёткий шаг только под один музыкальный инструмент. Как Вы думаете, какой это может быть музыкальный инструмент, который поможет не сбиваться с нужного ритма, с дружного шага?

(слайды 17,18,19,20) Звучит малый барабан, исполняя ритм строевого шага.

Ответы учащихся:

Педагог : Молодцы, правильно назвали музыкальный инструмент. Это малый барабан.

- А какие ещё музыкальные инструменты могут звучать в военном, праздничном, спортивном маршах, чтобы придать маршу не только чёткий ритм, но и праздничное, торжественное, бодрое, даже грозное и мощное настроение?

Ответы учащихся:

Педагог : Правильно, музыкальные инструменты, которые Вы назвали, придают военному, спортивному и праздничному маршам боевой, победный, торжественный, мощный и волевой характер. Посмотрите на эти все перечисленные Вами инструменты.

(слайды 21,22,23,24,25,26) Звучит фрагмент марша Б. Окуджавы «Десятый наш, десантный батальон».

- Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льётся торжественная, величавая музыка.

Педагог : А сейчас Вы услышите другой марш. Найдите слова, которые помогут передать настроение этой музыки.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.

Ответы учащихся:

Педагог : Молодцы, Вы очень точно подобрали определения для этой музыки. Этот марш называется «Марш деревянных солдатиков» великого русского композитора П. И. Чайковского. Чайковский сочинил для детей целый сборник из 24 небольших пьес для фортепиано, который посвятил своему любимому племяннику Володе Давыдову. А назвал этот сборник «Детский альбом».

Давайте послушаем ещё раз этот «марш деревянных солдатиков» и попробуем «пошагать» ручками по парте точно в ритм марша (слайды 27,28,29,30).

Звучит «Марш деревянных солдатиков».

Педагог : В каком регистре звучит марш солдатиков? И почему этот регистр использует композитор?

Ответы учащихся:

Педагог : Правильно, в высоком регистре. Звуки игрушечного марша легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, чётко, бодро, как настоящие боевые солдаты. В игрушечном марше всё, как в настоящем, военном марше, но только «маленькое». А «уменьшение» получается из-за звучание музыки в высоком регистре. Там ведь совсем нет басовых звуков.

- Высокий регистр без басов – это и есть тот признак, по которому мы отличаем детский, игрушечный марш.

- Скажите, пожалуйста, а какие ударные инструменты могут быть использованы для выделения, подчёркивания сильной доли в детском, игрушечном маршах?

Ответы учащихся:

Педагог : Правильно, посмотрите на экран и назовите детские инструменты, которые вам известны. (слайды 31,32,33)

Педагог : У каждого музыкального произведения есть музыкальный размер. Все марши имеют счёт на четыре доли (мы уже говорили об этом), то есть четырёхдольный размер (сильная доля, слабая доля, сильная доля, слабая доля) (слайд 34)

- Но марши игрушечные и детские могут быть написаны в двухдольном размере, так как у детей и у игрушек маленькие шажки. И музыкальный размер тоже может быть в два раза меньше. И называется он двухдольный размер (сильная доля, слабая доля). (слайд 35)

Педагог : Итак, подведём итог. Назовите, пожалуйста, общие признаки у разных видов маршей.

Ответы учащихся:

Педагог : Молодцы, очень грамотно назвали все одинаковые особенности разных маршей. Это бодрый, энергичный, волевой, смелый характер; четкий, ровный ритм; это четырёхдольный (двухдольный размер); выделение сильных долей – первой доли и третьей; одинаковые музыкальные инструменты: ударные инструменты для ритмической основы и духовые инструменты для праздничности, торжественности, фанфарности. (слайд 36)

Педагог : Я очень довольна сегодня Вашей работой на занятии, молодцы! Хочу отметить активное участие в работе таких ребят как …………. До свидания, занятие закончено!

Критерии оценивания: активность обучающихся на занятии, количество правильных ответов. Также оценивается любая работа детей в форме устной похвалы.

Конспект подготовлен с использованием материалов со страницы: http://festival.1september.ru/articles/568892/

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес