Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Праздники в работе с младшими школьниками

Елена Николаевна Коротаева,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга

 

Праздники в системе воспитательной работы с младшими школьниками

 

В жизни детей должно быть место празднику. Есть взрослые, для которых дарить детям праздник, - это профессия. И они умело дарят детям радость в празднике. Речь идет о культмассовых работниках. У педагогов другая задача: использовать праздник как воспитательную форму, как средство радости для наших детей при обучении и воспитании.

Это особенно важно осознавать при организации педагогического процесса в начальной школе, так как в начальном звене обучения закладываются не только основы знаний, но, что, несомненно, не менее значимо, отношение к самому процессу обучения, к процессу познания. И фоном этого отношения должно стать радостное принятие новой социальной роли: роли ученика. Школьником ребенок становится, переступая порог школы. Особенных усилий при этом от него не требуется. А учеником он должен и может стать. Для этого ему необходимо научиться слушать и слышать учителя, уметь слышать ответы своих товарищей на уроке, уметь думать, размышлять, отвечать на вопросы учителя. Чтобы стать учеником, необходимо научиться строить свои отношения с одноклассниками - ведь он будет называться учеником 1-... класса, будет принадлежать к ученическому сообществу. Это трудная задача для семилетнего человека. И чтобы ее решить «без потерь», должна быть в учебной жизни ребенка радость.

Радость и ребенку, и взрослому призван дарить праздник как форма организации учебно-воспитательного процесса. Необходимое количество праздников, их содержание определяется педагогом в конкретных условиях, для конкретных детей. Нередко приходится видеть в школах, как усилия взрослых при организации праздника в классе не приводят к ожидаемому результату, коим является радость одного ребенка и класса в целом. А часто это и праздником назвать невозможно - мероприятие, и только.

Даже продуманный содержательный сценарий, образ ведущего, художественное и музыкальное оформление, сюрпризный момент в праздничном действии - наличие всех этих необходимых условий успешности праздника как яркого неординарного события в школьной жизни детей не привносит радости в жизнь участников данного действия, не создает условий для проявления субъектности ребенка в процессе подготовки и проведения праздника и остается по-прежнему мероприятием.

Причиной подобной безрадостности является недопонимание педагогами сути понятия «праздник». У Вл. Даля даны очень широкие пояснения этому понятию. Выберем некоторые из них: «...празднество - почет событию или воспоминанью об нем», «...праздник - день не работный; день, празднуемый по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица...».

Поразмышляем над этими определениями. «Почет событию» или даже «воспоминанью» о нем. В данном определении заложено уже отношение к событию, которое станет поводом для «празднества». Это отношение уже по сути положительное, почетное и является необходимым условием для того, чтобы будущее действо стало «празднеством». Причем это необходимо как для педагога, так и для детей. Именно поэтому необходимо ответственно и осознанно подходить к выбору события для «празднества». В начальной школе область поиска подобных событий распространяется и на учебную, и на внеучебную деятельность. И даже шире. Читаем пояснения дальше: «...праздник - день, празднуемый по случаю и в память события гражданского, государственного», что подтверждает широту поиска повода для праздника. «Местный обычай» (читаем дальше в определении), если его понимать как «классный» может и должен сложиться, чтобы он, этот обычай, стал поводом для праздника: близким, понятным, почетным. А повод для праздника «по случаю, относящемуся до местности» будем искать в общешкольных событиях, в городских, в буквальном смысле местных. Необходимо помнить о том, что отношение в данном случае к местному событию должно быть почетным, именно это определяет, станет ли готовящееся действие праздником или все же только мероприятием. И совсем нельзя обойти в рассматриваемом определении следующего положения: «...Праздник - день, празднуемый... по случаю, относящемуся... до лица». Это значит, что событие в жизни одного ученика может стать поводом для общего празднования, и отношение к этому событию будет почетным, т.е. уважительным со стороны всех участников праздника. В этом видится глубокий нравственный смысл, без которого невозможно рассматривать праздник как педагогическое средство. Широта поводов для праздничного события позволяет предположить тематическое разнообразие праздников для первоклассников. Поводом для праздников являются события учебной и внеучебной деятельности.

  • Классный День рождения. (День рождения классного коллектива. Праздник после уроков.)
  • Ваше Величество Учебник. (Первое торжественное знакомство с учебной книгой. Урок-праздник.)
  • Посвящение в Ученики. (Торжественное событие для детей и родителей.)
  • Салют Грамоте! (Прощание с азбукой. Показательные выступления грамотных детей перед родителями. И наоборот. Урок-праздник.)
  • Приятная весть! (Сам! Все - сам!) - Публичное проявление самостоятельности. Праздник после уроков.
  • Твой день рождения. (Дружеское празднование Дня рождения ребенка в день его рождения. В течение всего учебного дня.)
  • До свиданья, первый класс! (Праздник в конце учебного года.)

В предложенной тематике события определяются особенностями возраста и принятием детьми новой социальной роли ученика. Почтение к «первоклассному» возрасту детей для организаторов праздника, «почет» событию праздника - обязательное условие его успешности, но не единственное.

Следующее условие успешности праздника для детей заключается в смысловом значении понятия «со-бытие». Вслед за понятиями «со-дружество», «со-творчество», «со-бытие» С.А. Шмаков рассматривает как «совместное бытие». Событие, лежащее в основе праздника, должно быть или стать значимым и для тех, кто готовит, и для тех, для кого готовят этот праздник. Это условие и позволяет превратить подготовку праздника в совместное творчество, помогает возникновению содружества всех участников праздника, вызывает совместные переживания во время праздничного действия. Именно поэтому так важно для учителя, выбирая событие для праздника, учитывать интерес к данному событию и участников и зрителей, и детей и их родителей. Необходимо уметь влиять на возникновение этого интереса, поддерживать его.

Каким должен быть этот праздничный день? У Даля читаем: «...Праздник - день не работный». Необходимо развести понятия: праздничный и праздный. Последнее определение позволяет предположить «ничегонеделание». Но «не работный» не значит бездеятельный. Если событие отмечается как праздник, значит не должно быть в нем обыденной рутинной работы, которую надо уметь принимать и уметь выполнять в повседневной жизни. День праздника должен быть заполнен делами яркими, необычно разнообразными и, что очень важно, желанными и для детей, и взрослых, участвующих в данном празднестве. Это и есть следующее условие успешности праздника как воспитательной формы, как средства, привносящего совместную радость в жизнь его участников.

Пусть радость, которую дарит праздник его участникам, станет главной спутницей и при обучении, и в воспитании детей, а профессиональное мастерство взрослых при организации праздников поможет сделать успешной жизнь маленького человека.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56