Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Занятие "Учимся сочинять загадки"

 О. Н. Солнцева,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга

 

Тема занятия: "УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ"

Курс по внеклассному чтению: «Любимые страницы»

Класс: 1 «Ж»

Тема

"УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ".

Тип: «открытие» нового знания.

Цель темы

 

 

 

узнать основные особенности загадок и научиться конструировать загадку с опорой на иллюстрацию.

Планируемый результат

Предметные: учащиеся научатся составлять загадки.

Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.

Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

 

Основные понятия

«загадка», «ритм», «рифма», «сравнение», «метафора»

 

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебно-методическое пособие по внеклассному чтению “Любимые страницы” для учащихся 1 класса;

наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь для 1 класса;

интернетресурсы, интерактивные и мультимедийные пособия, CD

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.


-

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

I этап. Организационный момент

Цель: - настроиться на занятие;

- активизация учащихся

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

 

 

 

 

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

- Что ещё надо не забыть подготовить к занятию?

Формулируют правила:

Для тебя звенит звонок

На занятие, дружок.

Раз, два, три слушай и смотри.

Три, два, раз играть начнём сейчас.

Ученики аргументируют правила.

Дежурный напоминает, что надо подготовить к занятию.

II этап. Актуализация знаний

Цель: вспомнить и повторить имеющиеся знания.

 

I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

 

       Давным - давно в Древней Греции на проезжей дороге,неподалеку от греческого города Фивы, поселилось на скале страшное чудовище с головой женщины, туловищем огромного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями, которое назвали Сфинкс. Он задавал загадки всем, кто приближался по дороге к городу, и тех, кто не мог разгадать их, пожирал. Это наказание было послано Фивам за то, что горожане чем-то прогневали бога Зевса.

       Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе и раздавался плач по погибшим. Но мудрый юноша по имени Эдип не побоялся сразиться со Сфинксом. Он подошел к скале, и Сфинкс задал ему загадку.

       А загадка была следующей:

"КТО ХОДИТ УТРОМ НА ЧЕТЫРЕХ НОГАХ,

ДНЕМ НА ДВУХ, А ВЕЧЕРОМ НА ТРЕХ?"

 

       - Кто может ее отгадать?

       - ЧЕЛОВЕК, - отвечал Эдип. - В младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на палку. Посрамленный Сфинкс кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.

       Я это рассказала для того, чтобы напомнить вам о том, что раньше загадка была проверкой мудрости, еще раньше таинственным языком. А сейчас для чего нам загадки? (игра, узнавание чего-то нового)

 

 

 

 

Слушание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

Фронтальные ответы детей.

 

III этап. Постановка учебной задачи

Цель: достижение эффективности в усвоении учебного материала в форме принятия учебной задачи.

- Что наблюдаете?

- Есть предположения, почему окна закрыты?

- С этим знаком связана учебная задача, которая стоит перед нами на уроке. Послушаем её.

- Сегодня каждый из вас узнает несколько секретов и научится эти секреты применять.

- Есть ли вопросы к учебной задаче?

 

- Сегодня каждый из вас узнает несколько секретов, которые относятся к малым фольклорным жанрам и научится эти

секреты применять.

 

- Пора познакомиться с новым жанром.

 

На доске домик в котором закрыты окошки.

Индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

- А что за секреты?

 

IV этап. «Открытие» нового знания

Цель: узнать основные особенности загадок и научиться конструировать загадку с опорой на иллюстрацию.

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

НАБЛЮДЕНИЕ НАД ПОСТРОЕНИЕМ ЗАГАДОК.

 

       - Хозяева предлагают нам отгадать несколько загадок для того, чтобы познакомиться с тем, как они устроены.

 

СЕРОВАТО, ЗУБОВАТО, ПО ПОЛЮ РЫЩЕТ,

ТЕЛЯТ, ЯГНЯТ ИЩЕТ.

                                                (ВОЛК)

 

       - Какие слова помогли отгадать загадку? (серовато, зубовато) Мы знаем, что волк серый и зубастый. Что еще помогло определить?

       - Прочитайте следующую загадку.

 

В ГУСТОМ ЛЕСУ ПОД ЕЛКАМИ, ОСЫПАННЫЙ ЛИСТВОЙ,

ЛЕЖИТ КЛУБОК С ИГОЛКАМИ, КОЛЮЧИЙ И ЖИВОЙ.                                                                 (ЕЖ)

       - Похожа ли эта загадка на стихотворение?

       Вывод: в загадке есть

 

РИФМА

 

(опора)

 

       - Чем эта загадка отличается от стихотворения? (в загадке надо отгадывать о чем говорится)

       - Если в загадке есть рифма, то значит они ритмичны. Прохлопаем ритм этой загадки. Получились ритмичные хлопки?

 

РИТМ

 

(опора)

 

       - Посмотрим, как устроена эта загадка. Говорится ли в загадке о еже? Нет. С чем сравнивается еж?

       - Для чего в загадке используется сравнение?

       - Почему говорится про "клубок с иголками", а не про мяч, он ведь тоже круглый? (клубок катится, а мяч скачет)

 

СРАВНЕНИЯ

 

(опора)

 

       - Найдите слова, которые подсказывают отгадку. (с иголками, колючий и живой)

       - Если бы не было этих слов, получилась бы загадка?

 

В ГУСТОМ ЛЕСУ ПОД ЕЛКАМИ, ОСЫПАННЫЙ ЛИСТВОЙ,

ЛЕЖИТ КЛУБОК...

 

       - Можно ли теперь отгадать, о ком идет речь? Почему? (нет слов, по которым могли бы узнать ежа) В загадке должны быть похожие особенности.

 

       Вывод: значит, в загадке должны быть опорные слова, которые помогают найти отгадку.

 

 

ОПОРНЫЕ СЛОВА

 

(опора)

 

       - Посмотри как устроена эта загадка:

 

ИЗ ПШЕНИЦЫ И ОВСА

СМОТРЯТ СИНИЕ ГЛАЗА.

                               (ВАСИЛЬКИ)

 

       - Почему решили, что это васильки?

       - Что помогло вам определить?

       - Называется ли в загадке сам цветок? НЕТ. В этом заключается секрет загадки.

       - По каким словам узнали, что это васильки? Назовите их.

       - Могут ли быть на самом деле у васильков синие глаза?

       - Чем являются эти слова? (подсказка, помощники)

       - А если бы их не было?

       - Отгадайте следующую загадку:

 

МАЛЕНЬКИЙ, БЕЛЕНЬКИЙ ПО ЛЕСОЧКУ ПРЫГ-ПРЫГ,

ПО СНЕЖОЧКУ ТЫК-ТЫК.

                                        (ЗАЯЦ)

 

       - Какие слова помогли отгадать загадку?

       - Как помогли эти слова?

       - Что передают они? (движение зайца)

       - Значит эта загадка еще и ритмична. Прохлопайте ритм.

 

 

ОТГАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ.

 

НЕБОЛЬШАЯ ПТИЧКА С КРАСНОЙ ГРУДКОЙ,

ГОЛУБОВАТО-СЕРЕНЬКОЙ СПИНКОЙ,

С ЧЕРНОЙ БАРХАТНОЙ ШАПОЧКОЙ.

                                               (СНЕГИРЬ)

 

       - Это загадка? (нет)

       - Почему? Ведь вы же отгадывали по опорным словам? В этом предложении назывались настоящие особенности снегиря, а в загадке должны быть особенности ПОХОЖИЕ, образные. Например, как узнавали ежа? Какие сравнения помогали отгадать? (клубок с иголками) Как узнали василек? (синие глаза) Как узнавали зайца? (по движению) Снегиря с чем можно сравнить? (с факелом, огоньком, гроздью рябины)

       - Итак, в загадках используются СРАВНЕНИЯ.

       - Назовите русские народные загадки, где использованы сравнения.

       - Составьте загадку о снегире.

 

(самостоятельная работа учащихся)

 

       - Слушаем загадки...

 

ПРИЛЕТАЕТ К НАМ ЗИМОЙ ОГОНЕЧЕК НЕБОЛЬШОЙ.

 

       Когда называют не тот предмет, который надо отгадывать, а другой, похожий на него, то такая особенность называется МЕТАФОРОЙ.

 

 

МЕТАФОРА

 

(опора)

 

       - Какая метафора в этой загадке?

 

БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЕНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЕНКА.

(гнездо называют избенкой)

 

       - Почему не избой? Почему без рук, без топоренка?

 

 

 

 

Самостоятельное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

Чтение детьми загадки.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

Вывод. Открывается окошечко.

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре. Сравнивают загадку со стихотворением.

Игра: «Прохлопай ритм».

 

 

 

Вывод. Открывается окошечко.

 

 

 

 

 

 

Индивидуаьные ответы детей.

 

Фронтальная работа.

 

 

 

Вывод. Открывае тся окошечко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом и карандашом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы.

Коллективно составляют вывод. Открывается окошечко.

 

 

 

Чтение загадки учениками.

Индивидуальные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск секретов.

 

 

 

 

 

Читают загадку.

 

 

 

Фронтальная работа.

Игра: «Прохлопай ритм».

 

 

 

 

 

Чтение загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в четвёрке.

Дети ищут доказательство того, что это не загадка.

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы.

 

Работа в группе.

Слушание творческих групповых работ.

 

 

 

Самостооятельная работа.

 

 

Слушание индивидуальных работ.

 

 

 

Вывод. Открывается «секрет».

 

 

Индивидуальная работа.

 

 

 

 

Фронтальные ответы.

 

V этап. Физминутка

Цель: закрепить в действии, в игре новые слова термины.

Все встают около своих парт.

- Девочки сравнение, мальчики - ритм.

- Упражнение первое: Я читаю отрывки из произведений. Если вы обнаружили сравнение, то подпрыгнут девочки, если вы услышали иртм, то присядут мальчики.

- Второе упражнение: мальчики метафора, девочки рифма.Метафора руки к плечам, рифма руки на пояс.

- Третье упражнение .... и т. д.

 

Коллективная зарядка.

VI этап. Первичное закрепление

Цель: овладение «секретами» загадок, самостоятелдьное составление загадок по иллюстрации.

 

СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДКИ ПО ОПИСАТЕЛЬНОМУ ТЕКСТУ. (СТИХОТВОРЕНИЮ)

 

(учитель читает текст)

 

БЕЛКИНА КЛАДОВКА.

 

ПОЧЕМУ ГРИБЫ НА ЕЛКЕ

НА СУЧКАХ СИДЯТ ВЕРХОМ?

НЕ В КОРЗИНКЕ, НЕ НА ПОЛКЕ,

НЕ ВО МХУ, НЕ ПОД ЛИСТОМ -

У СТВОЛА И СРЕДИ ВЕТОК

НА СУЧКАХ ОНИ НАДЕТЫ.

КТО УСТРОИЛ ИХ ТАК ЛОВКО?

КТО С ГРИБОВ ОЧИСТИЛ СОР?

ЭТО БЕЛКИНА КЛАДОВКА,

ЭТО БЕЛКИН ЛЕТНИЙ СБОР!

ВОТ ОНА ПО ВЕТКАМ СКАЧЕТ,

ПРОМЕЛЬКНУЛА НАД КУСТОМ,

ТОЧНО БОЙКИЙ РЫЖИЙ МЯЧИК,

С ПЫШНОЙ ШЕРСТКОЙ И ХВОСТОМ.

(Е.ТРУТНЕВА)

 

       - Что мы узнали о белке из этого стихотворения? (собирает летом и осенью грибы, устраивает "кладовку", рыжая, бойко скачет по веткам)

       - Какие слова помогают лучше представить этого зверька? (по веткам скачет, промелькнула, бойкий рыжий мячик с пышной шерсткой и хвостом)

       - С каким предметом сравнивается белка?

       - Что общего у белки и мяча? Как об этом говорится в стихотворении? (скачет..., точно бойкий мячик...)

       - Что обязательно нужно учитывать при составлении загадок?

       В загадке нельзя прямо называть отгадку, должны быть слова подсказки, сравнения. Попробуйте составить загадку про белку.

(ученики называют свои загадки, дети выбирают лучшую)

 

 

Слушание стихтворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальные ответы.

Словарная работа.

 

 

 

Поиск сравнений.

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

VII этап. Итог

Цель: осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить, внесение необходимых дополнений и изменений.

 

ИГРА "УГАДАЙ-КА"

 

ЛЕТОМ СЕРЫЙ ...

(запись на доске)

 

       - Прочитай вслух.

       - Кто догадался, что это за загадка? Кто может продолжить?

 

                        ЛЕТОМ СЕРЫЙ, ЗИМОЙ БЕЛЫЙ.

                                                                       (ЗАЯЦ)

 

МАЛЕНЬКИЙ, УДАЛЕНЬКИЙ ...(запись на доске)

 

       - Как продолжить, чтобы загадка получилась о зайце?

 

... ПО ЛЕСОЧКУ ПРЫГ-ПРЫГ, ПО СНЕЖОЧКУ ТЫК-ТЫК.

 

       - О каком другом звере может начинаться загадка такими словами? (о белке, о воробышке, о мышонке...)

 

 

       - Чем загадка отличается от стихотворения?

       - Какие особенности построения загадок узнали? С какими секретами познакомились?

 

 

 

Игра: Один ребёнок читает начало загадки, другой ищет и читает конец загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56