О. Н. Солнцева,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга
Тема занятия: "УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ"
Курс по внеклассному чтению: «Любимые страницы»
Класс: 1 «Ж»
Тема |
"УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ". |
Тип: «открытие» нового знания. |
Цель темы
|
•узнать основные особенности загадок и научиться конструировать загадку с опорой на иллюстрацию. |
|
Планируемый результат |
•Предметные: учащиеся научатся составлять загадки. •Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе. •Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.
|
|
Основные понятия |
•«загадка», «ритм», «рифма», «сравнение», «метафора»
|
|
Межпредметные связи |
Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство |
|
Ресурсы: - основные - дополнительные |
•учебно-методическое пособие по внеклассному чтению “Любимые страницы” для учащихся 1 класса; • наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь для 1 класса; •интернетресурсы, интерактивные и мультимедийные пособия, CD |
|
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая. |
-
Ход занятия |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности ученика |
I этап. Организационный момент Цель: - настроиться на занятие; - активизация учащихся |
|
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? - Что ещё надо не забыть подготовить к занятию? |
Формулируют правила: •Для тебя звенит звонок – На занятие, дружок. •Раз, два, три – слушай и смотри. Три, два, раз – играть начнём сейчас. Ученики аргументируют правила. Дежурный напоминает, что надо подготовить к занятию. |
II этап. Актуализация знаний Цель: вспомнить и повторить имеющиеся знания. |
|
I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Давным - давно в Древней Греции на проезжей дороге,неподалеку от греческого города Фивы, поселилось на скале страшное чудовище с головой женщины, туловищем огромного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями, которое назвали Сфинкс. Он задавал загадки всем, кто приближался по дороге к городу, и тех, кто не мог разгадать их, пожирал. Это наказание было послано Фивам за то, что горожане чем-то прогневали бога Зевса. Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе и раздавался плач по погибшим. Но мудрый юноша по имени Эдип не побоялся сразиться со Сфинксом. Он подошел к скале, и Сфинкс задал ему загадку. А загадка была следующей: "КТО ХОДИТ УТРОМ НА ЧЕТЫРЕХ НОГАХ, ДНЕМ НА ДВУХ, А ВЕЧЕРОМ НА ТРЕХ?"
- Кто может ее отгадать? - ЧЕЛОВЕК, - отвечал Эдип. - В младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на палку. Посрамленный Сфинкс кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище. Я это рассказала для того, чтобы напомнить вам о том, что раньше загадка была проверкой мудрости, еще раньше таинственным языком. А сейчас для чего нам загадки? (игра, узнавание чего-то нового)
|
Слушание.
Индивидуальные ответы детей.
Фронтальные ответы детей.
|
III этап. Постановка учебной задачи Цель: достижение эффективности в усвоении учебного материала в форме принятия учебной задачи. |
|
- Что наблюдаете? - Есть предположения, почему окна закрыты? - С этим знаком связана учебная задача, которая стоит перед нами на уроке. Послушаем её. - Сегодня каждый из вас узнает несколько секретов и научится эти секреты применять. - Есть ли вопросы к учебной задаче?
- Сегодня каждый из вас узнает несколько секретов, которые относятся к малым фольклорным жанрам и научится эти секреты применять.
- Пора познакомиться с новым жанром.
|
На доске домик в котором закрыты окошки. Индивидуальные ответы детей.
- А что за секреты? |
IV этап. «Открытие» нового знания Цель: узнать основные особенности загадок и научиться конструировать загадку с опорой на иллюстрацию. |
||||||
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ПОСТРОЕНИЕМ ЗАГАДОК.
- Хозяева предлагают нам отгадать несколько загадок для того, чтобы познакомиться с тем, как они устроены.
СЕРОВАТО, ЗУБОВАТО, ПО ПОЛЮ РЫЩЕТ, ТЕЛЯТ, ЯГНЯТ ИЩЕТ. (ВОЛК)
- Какие слова помогли отгадать загадку? (серовато, зубовато) Мы знаем, что волк серый и зубастый. Что еще помогло определить? - Прочитайте следующую загадку.
В ГУСТОМ ЛЕСУ ПОД ЕЛКАМИ, ОСЫПАННЫЙ ЛИСТВОЙ, ЛЕЖИТ КЛУБОК С ИГОЛКАМИ, КОЛЮЧИЙ И ЖИВОЙ. (ЕЖ) - Похожа ли эта загадка на стихотворение? Вывод: в загадке есть
(опора)
- Чем эта загадка отличается от стихотворения? (в загадке надо отгадывать о чем говорится) - Если в загадке есть рифма, то значит они ритмичны. Прохлопаем ритм этой загадки. Получились ритмичные хлопки?
(опора)
- Посмотрим, как устроена эта загадка. Говорится ли в загадке о еже? Нет. С чем сравнивается еж? - Для чего в загадке используется сравнение? - Почему говорится про "клубок с иголками", а не про мяч, он ведь тоже круглый? (клубок катится, а мяч скачет)
(опора)
- Найдите слова, которые подсказывают отгадку. (с иголками, колючий и живой) - Если бы не было этих слов, получилась бы загадка?
В ГУСТОМ ЛЕСУ ПОД ЕЛКАМИ, ОСЫПАННЫЙ ЛИСТВОЙ, ЛЕЖИТ КЛУБОК...
- Можно ли теперь отгадать, о ком идет речь? Почему? (нет слов, по которым могли бы узнать ежа) В загадке должны быть похожие особенности.
Вывод: значит, в загадке должны быть опорные слова, которые помогают найти отгадку.
(опора)
- Посмотри как устроена эта загадка:
ИЗ ПШЕНИЦЫ И ОВСА СМОТРЯТ СИНИЕ ГЛАЗА. (ВАСИЛЬКИ)
- Почему решили, что это васильки? - Что помогло вам определить? - Называется ли в загадке сам цветок? НЕТ. В этом заключается секрет загадки. - По каким словам узнали, что это васильки? Назовите их. - Могут ли быть на самом деле у васильков синие глаза? - Чем являются эти слова? (подсказка, помощники) - А если бы их не было? - Отгадайте следующую загадку:
МАЛЕНЬКИЙ, БЕЛЕНЬКИЙ ПО ЛЕСОЧКУ ПРЫГ-ПРЫГ, ПО СНЕЖОЧКУ ТЫК-ТЫК. (ЗАЯЦ)
- Какие слова помогли отгадать загадку? - Как помогли эти слова? - Что передают они? (движение зайца) - Значит эта загадка еще и ритмична. Прохлопайте ритм.
ОТГАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ.
НЕБОЛЬШАЯ ПТИЧКА С КРАСНОЙ ГРУДКОЙ, ГОЛУБОВАТО-СЕРЕНЬКОЙ СПИНКОЙ, С ЧЕРНОЙ БАРХАТНОЙ ШАПОЧКОЙ. (СНЕГИРЬ)
- Это загадка? (нет) - Почему? Ведь вы же отгадывали по опорным словам? В этом предложении назывались настоящие особенности снегиря, а в загадке должны быть особенности ПОХОЖИЕ, образные. Например, как узнавали ежа? Какие сравнения помогали отгадать? (клубок с иголками) Как узнали василек? (синие глаза) Как узнавали зайца? (по движению) Снегиря с чем можно сравнить? (с факелом, огоньком, гроздью рябины) - Итак, в загадках используются СРАВНЕНИЯ. - Назовите русские народные загадки, где использованы сравнения. - Составьте загадку о снегире.
(самостоятельная работа учащихся)
- Слушаем загадки...
ПРИЛЕТАЕТ К НАМ ЗИМОЙ ОГОНЕЧЕК НЕБОЛЬШОЙ.
Когда называют не тот предмет, который надо отгадывать, а другой, похожий на него, то такая особенность называется МЕТАФОРОЙ.
(опора)
- Какая метафора в этой загадке?
БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЕНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЕНКА. (гнездо называют избенкой)
- Почему не избой? Почему без рук, без топоренка?
|
Самостоятельное чтение.
Индивидуальные ответы детей.
Чтение детьми загадки.
Индивидуальные ответы детей.
Вывод. Открывается окошечко.
Работа в паре. Сравнивают загадку со стихотворением. Игра: «Прохлопай ритм».
Вывод. Открывается окошечко.
Индивидуаьные ответы детей.
Фронтальная работа.
Вывод. Открывае тся окошечко.
Работа с текстом и карандашом.
Индивидуальные ответы. Коллективно составляют вывод. Открывается окошечко.
Чтение загадки учениками. Индивидуальные ответы.
Поиск секретов.
Читают загадку.
Фронтальная работа. Игра: «Прохлопай ритм».
Чтение загадки.
Работа в четвёрке. Дети ищут доказательство того, что это не загадка.
Индивидуальные ответы.
Работа в группе. Слушание творческих групповых работ.
Самостооятельная работа.
Слушание индивидуальных работ.
Вывод. Открывается «секрет».
Индивидуальная работа.
Фронтальные ответы.
|
|||||
V этап. Физминутка Цель: закрепить в действии, в игре новые слова – термины. |
||||||
Все встают около своих парт. - Девочки – сравнение, мальчики - ритм. - Упражнение первое: Я читаю отрывки из произведений. Если вы обнаружили сравнение, то – подпрыгнут девочки, если вы услышали иртм, то – присядут мальчики. - Второе упражнение: мальчики –метафора, девочки – рифма.Метафора – руки к плечам, рифма – руки на пояс. - Третье упражнение .... и т. д. |
Коллективная зарядка. |
|||||
VI этап. Первичное закрепление Цель: овладение «секретами» загадок, самостоятелдьное составление загадок по иллюстрации. |
||||||
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДКИ ПО ОПИСАТЕЛЬНОМУ ТЕКСТУ. (СТИХОТВОРЕНИЮ)
(учитель читает текст)
БЕЛКИНА КЛАДОВКА.
ПОЧЕМУ ГРИБЫ НА ЕЛКЕ НА СУЧКАХ СИДЯТ ВЕРХОМ? НЕ В КОРЗИНКЕ, НЕ НА ПОЛКЕ, НЕ ВО МХУ, НЕ ПОД ЛИСТОМ - У СТВОЛА И СРЕДИ ВЕТОК НА СУЧКАХ ОНИ НАДЕТЫ. КТО УСТРОИЛ ИХ ТАК ЛОВКО? КТО С ГРИБОВ ОЧИСТИЛ СОР? ЭТО БЕЛКИНА КЛАДОВКА, ЭТО БЕЛКИН ЛЕТНИЙ СБОР! ВОТ ОНА ПО ВЕТКАМ СКАЧЕТ, ПРОМЕЛЬКНУЛА НАД КУСТОМ, ТОЧНО БОЙКИЙ РЫЖИЙ МЯЧИК, С ПЫШНОЙ ШЕРСТКОЙ И ХВОСТОМ. (Е.ТРУТНЕВА)
- Что мы узнали о белке из этого стихотворения? (собирает летом и осенью грибы, устраивает "кладовку", рыжая, бойко скачет по веткам) - Какие слова помогают лучше представить этого зверька? (по веткам скачет, промелькнула, бойкий рыжий мячик с пышной шерсткой и хвостом) - С каким предметом сравнивается белка? - Что общего у белки и мяча? Как об этом говорится в стихотворении? (скачет..., точно бойкий мячик...) - Что обязательно нужно учитывать при составлении загадок? В загадке нельзя прямо называть отгадку, должны быть слова подсказки, сравнения. Попробуйте составить загадку про белку. (ученики называют свои загадки, дети выбирают лучшую)
|
Слушание стихтворения.
Фронтальные ответы. Словарная работа.
Поиск сравнений.
Самостоятельная работа.
|
|||||
VII этап. Итог Цель: осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить, внесение необходимых дополнений и изменений. |
||||||
ИГРА "УГАДАЙ-КА"
ЛЕТОМ СЕРЫЙ ... (запись на доске)
- Прочитай вслух. - Кто догадался, что это за загадка? Кто может продолжить?
ЛЕТОМ СЕРЫЙ, ЗИМОЙ БЕЛЫЙ. (ЗАЯЦ)
МАЛЕНЬКИЙ, УДАЛЕНЬКИЙ ...(запись на доске)
- Как продолжить, чтобы загадка получилась о зайце?
... ПО ЛЕСОЧКУ ПРЫГ-ПРЫГ, ПО СНЕЖОЧКУ ТЫК-ТЫК.
- О каком другом звере может начинаться загадка такими словами? (о белке, о воробышке, о мышонке...)
- Чем загадка отличается от стихотворения? - Какие особенности построения загадок узнали? С какими секретами познакомились?
|
Игра: Один ребёнок читает начало загадки, другой ищет и читает конец загадки.
|
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...